Азбука веры Православная библиотека священник Евгений Веселов Ложные пророчества о будущем в свете Христовой истины : Православная оценка эсхатологических доктрин баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы

Ложные пророчества о будущем в свете Христовой истины: Православная оценка эсхатологических доктрин баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы

Источник

Содержание

Список сокращений

Предисловие

Глава 1. Общая характеристика эсхатологических доктрин сект протестантского происхождения 1.1. Введение в эсхатологию неопротестантов 1.2. Духовные причины создания ложных эсхатологических учений 1.3. Принципы толкования Писания в неопротестантском богословии 1.4. Частный суд после смерти. Состояние душ после частного суда 1.5. Обзор источников и литературы об эсхатологии сект протестантского происхождения 1.5.1. Основные источники по эсхатологии баптистов и пятидесятников 1.5.2. Источники по эсхатологии адвентистов седьмого дня 1.5.3. Публикации эсхатологической тематики свидетелей Иеговы 1.5.4. Святоотеческие творения и иная православная литература 1.5.5. Иная литература об эсхатологии сект протестантского происхождения Глава 2. Общая богословская проблематика эсхатологических доктрин неопротестантов 2.1. Антихрист и великая скорбь 2.2. Второе пришествие, воскресение мертвых и Суд Божий 2.2.1. Библейское учение о Втором пришествии и соединенных с ним событиях 2.2.2. Православная оценка премилленаристских доктрин о Втором пришествии, воскресении мертвых и Суде Божием Второе пришествие Воскресение мертвых Страшный суд 2.2.3. Понятия первой и второй смерти, первого и второго воскресения 2.3. Понятие наступившего Царства Божия и его отрицание неопротестантами 2.3.1. Библейское учение о Царстве Божием 2.3.2. Царство и Церковь 2.3.3. Царство благодати и Царство славы. Проявления Царства в нынешнем веке 2.3.4. Царство Божие и царство мира сего 2.3.5. Представление о Царстве Божием у еретиков 2.4. Идея чувственного тысячелетнего царства на земле и ее влияние на эсхатологические ереси 2.4.1. Понимание тысячелетнего царства в православном богословии 2.4.2. Иудейское тысячелетнее царство (претрибулационизм) 2.4.3. Иные версии тысячелетнего царства 2.4.4. Толкование фрагмента о тысячелетнем царстве (Откр. 20:1–7) в опровержение разных версий премилленаризма 2.4.5. Общая оценка хилиазма 2.5. Конечное состояние мира и человека 2.5.1. Краткое изложение православного учения о конечном состоянии мира и человека 2.5.2. Представления неопротестантов о конечном состоянии мира и человека 2.5.3. Конечная участь грешников. Учение адвентистов и свидетелей Иеговы об их уничтожении 2.6. Учение ап. Павла о предании Царства Сыном Отцу (1 Кор. 15:24–28) Глава 3. Эсхатология баптистов и пятидесятников 3.1. Очерк истории эсхатологической доктрины баптистов 3.2. Амилленаризм 3.2.1. Основные взгляды амилленаристов на тысячелетнее царство. Осуществляемая и грядущая эсхатология 3.2.2. Израиль и Церковь. Толкование семидесятой седьмины Даниила 3.2.3. Толкование тысячелетнего царства из Откр. 20:1–6 в контексте всей книги Откровения 3.2.4. Полемика с диспенсационализмом о первом и втором воскресении 3.2.5. Общая оценка богословия амилленаризма 3.2.6. Выводы 3.3. Постмилленаризм 3.3.1. Представления постмилленаристов о тысячелетнем царстве 3.3.2. Библейское обоснование постмилленаризма 3.3.3. Полемика постмилленаристов с диспенсационализмом и амилленаризмом 3.3.4. Оценка богословских аргументов постмилленаристов 3.3.5. Выводы 3.4. Посттрибулационизм (исторический премилленаризм) 3.4.1. Общая характеристика посттрибулационизма. Его соотношение с древнецерковным хилиазмом 3.4.2. Проблемы буквального тысячелетнего царства: его место в домостроительстве нашего спасения, отдаление через него вечного блаженства верующих 3.4.3. Тысячелетнее царство в контексте Священного Писания. Проблема удвоения последних событий 3.4.4. Тысячелетнее царство уничтожает победу, совершенную Спасителем на кресте 3.4.5. Выводы 3.5. Диспенсационализм. Претрибулационизм (периодический премилленаризм) 3.5.1. Основные идеи диспенсационализма 3.5.2. Понятие восхищения церкви (1 Фес. 4:16–17). Восхищение церкви и внезапность Второго пришествия 3.5.3. Что означает сохранение христиан от великой скорби. Необходимость для христиан несения скорбей 3.5.4. Теория «разрыва» семидесяти седьмин Даниила. Представление о Вавилоне как всемирной ложной религии 3.5.5. Израиль и Церковь в диспенсационализме. Исполнение в Церкви ветхозаветных пророчеств. Учение о возвращении к Ветхому Завету в тысячелетнем царстве 3.5.6. Диспенсационалистское понимание учения ап. Павла об остатке и спасении всего Израиля (Рим. 9–11) 3.5.7. Христианский сионизм 3.5.8. Выводы Глава 4. Эсхатология адвентистов седьмого дня 4.1. Очерк истории движения адвентизма и эволюция доктрины адвентистов седьмого дня 4.1.1. Общая характеристика эволюции эсхатологических взглядов адвентистов седьмого дня 4.1.2. Основные черты эсхатологии адвентистов седьмого дня 4.1.3. Особенности богословия адвентистской «пророчицы» Елены Уайт 4.2. Исторические аспекты эсхатологии АСД 4.2.1. Влияние раннего адвентистского учения о Боге и Христе на доктрину о 1844 годе. Произведенное этой доктриной искажение домостроительства нашего спасения 4.2.2. Апостасия в послеапостольское время и приход к власти папства. Папство как апокалиптический зверь 4.2.3. Принцип «день за год» 4.2.4. Адвентистское понимание числовой символики книги прор. Даниила. Адвентистская интерпретация исторических событий 4.2.5. Несостоятельность адвентистской интерпретации исторических событий 4.3. Адвентистские учения о служении Иисуса Христа в небесном святилище и о Божием Суде 4.3.1. Краткое изложение учений адвентистов о святилище и о Суде 4.3.2. Православное понимание первосвященнического служения Иисуса Христа, небесной скинии и Суда Божия 4.3.3. Адвентистское учение о святилище и день очищения 4.3.4. Реальность небесного храма 4.3.5. Оценка адвентистского учения о последнем суде 4.4. Учения адвентистов о субботе, запечатлении верных, трехангельской вести и остатке 4.4.1. Трехангельская весть как основание почитания субботы и доктрин о запечатлении верных и об остатке 4.4.2. Православное понимание субботы 4.4.3. Практика празднования субботы и воскресного дня 4.4.4. Вопрос об обязательности субботнего покоя и закона для христиан 4.4.5. Десять заповедей, закон и любовь 4.4.6. Суббота в Новом Завете 4.4.7. Православное понимание запечатления верных и духовного помазания 4.4.8. Оценка адвентистской доктрины запечатления верных и остатка Глава 5. Эсхатология свидетелей Иеговы 5.1. Эволюция и основные положения эсхатологических учений свидетелей Иеговы 5.1.1. Очерк истории эсхатологической доктрины свидетелей Иеговы 5.1.2. Основные положения современной эсхатологической доктрины свидетелей Иеговы 5.1.3. Небиблейские предпосылки эсхатологических заблуждений свидетелей Иеговы 5.2. «Присутствие Иисуса» с 1914 года 5.2.1. «Большее исполнение» сна Навуходоносора (Дан. 4) 5.2.2. Владычество и правление Бога 5.2.3. Доктрина «духовного рая» 5.2.4. Датировка падения Иерусалима и вавилонского плена 5.2.5. Παρουσία как невидимое «присутствие Иисуса» с 1914 г. 5.3. Учение о «верном и благоразумном рабе» 5.3.1. Содержание и история учения о «верном и благоразумном рабе» 5.3.2. Толкование притчи о верном и благоразумном рабе (Мф. 24:45–51) 5.3.3. Учение о ВИБР и непрерывность Церкви 5.3.4. ВИБР и его «духовная пища». Критерии избранничества ВИБР 5.3.5. Искажение церковной истории как основание учения о ВИБР 5.3.6. Библейские основания даты избрания ВИБР в 1919 г. 5.4. Классовое деление свидетелей Иеговы («помазанники» и «великое множество») 5.4.1. Два класса верующих в экклезиологии свидетелей Иеговы 5.4.2. История двухклассовой экклезиологии свидетелей Иеговы 5.4.3. Библейская оценка учения о двух классах верующих 5.4.4. Вечная участь для различных групп верующих и неверующих 5.4.5. Частные противоречия двухклассовой экклезиологии Заключение Приложение 1. Хилиазм: подлинно церковное учение или частное мнение нескольких древних отцов? Приложение 2. Генетико-историческая схема происхождения эсхатологических ересей неопротестантов Приложение 3. Соотношение адвентистской доктрины о служении Иисуса Христа в небесном святилище и ветхозаветного дня очищения Приложение 4. Обзор упоминаний о храме и жертвеннике («храмовая география») в книге Откровения Приложение 5. Учение свидетелей Иеговы о «новом свете» Приложение 6. Масштабы природных и социальных катаклизмов до и после 1914 г. в связи с учением о «невидимом присутствии» Приложение 7. Учение Спасителя и ап. Павла против доктрины адвентистов и свидетелей Иеговы о всеобщем отступничестве Приложение 8. Антигностическая полемика св. Иринея Лионского опровергает доктрину свидетелей Иеговы о «духовных телах» воскресших  

 
Список сокращений

АСД – адвентисты седьмого дня.

ВИБР – «верный и благоразумный раб».

ОСБ – Общество Сторожевой башни.

ПНМ – «Перевод Нового Мира».

СБ – журнал «Сторожевая башня».

СИ – свидетели Иеговы.

В книге подробно проанализированы эсхатологические доктрины баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы. На обширном фактическом материале показана несостоятельность их взглядов на последние события этого мира в свете Священного Писания, трудов святых отцов и двухтысячелетнего духовного опыта Православной Церкви, в которой верные возрождаются Святым Духом для вечной жизни.

Эсхатологическая полемика позволяет вскрыть самую сердцевину заблуждений адвентистов и свидетелей Иеговы, а для многих баптистов и пятидесятников может указать на фантастичность их трактовки последних событий, разрушающей Новый Завет и выявляющей различные пороки их взглядов на Церковь и спасение.

В основу работы положена существенно расширенная версия кандидатской диссертации, защищенной автором в 2018 г. в Московской духовной академии.

Книгу можно приобрести в интернет-магазине «Авва».

Предисловие

Тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что совершается, а понимая, будет и готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описанных в Апокалипсисе, те или другие современные ему события.

Прп. Варсонофий Оптинский1

Наша вера не столько касается текущих событий, сколько обращена в будущее. Священное Писание в воскресении Христовом видит залог будущего воскресения, побеждающего смерть, грех и тление (1Кор. 15:20–27). В этом смысл крещения и терпеливого перенесения нынешних страданий.

Подобно тому, как первые христиане усиленно ждали пришествия Спасителя, как земледелец ждет драгоценного плода от земли (Иак. 5:7), так и мы сейчас продолжаем верить вместе с ап. Иоанном Богословом, что уже наступило последнее время (1Ин. 2:18), призывая в молитве Господней наступление Его Царствия. Мы начинаем литургию благословением этого Царства, утверждаем его бытие в возгласах и молитвах – и вновь просим его в молитве Господней. Через евхаристию, по словам св. Николая Кавасилы, мы наследуем Царство Небесное2. Наряду с этим, святые отцы подробно описали последовательность и содержание последних событий и дали твердые ориентиры для верующих, которым предстоит жить в последние времена.

Однако в современных еретических сообществах ситуация существенно отличается. Так, в баптизме, который вышел из протестантизма в XVII в.3, со временем возникло несколько противоречащих друг другу эсхатологических доктрин: амилленаризм, постмилленаризм и премилленаризм4. На рубеже XIX–XX вв. баптисты приобрели мощный эсхатологический импульс, почти карикатурный в популярных изданиях, и сформулировали в рамках премилленаризма концепцию претрибулационизма. Их эсхатологические взгляды разделяют и пятидесятники5. Преодолевая характерный для раннего баптизма сухой догматизм, в середине XIX в. в США прозвучала проповедь скорого Второго пришествия. Несбывшееся пророчество было переосмыслено в рамках доктрин о небесном святилище, субботе и церкви остатка, породив адвентизм седьмого дня. Из адвентизма вышел основатель иеговизма Ч. Расселл. Для него, как и для современных свидетелей Иеговы, важнейшей надеждой стало ожидание скорого Армагеддона6.

Системный подход при исследовании представляется тем более полезным, что эти ереси связаны друг с другом исторически и догматически, оперируют сходными библейскими понятиями и концепциями. Именно эти четыре еретических сообщества являются самыми распространенными в нашей стране: в России насчитывается до 700–800 тыс. баптистов, пятидесятников, АСД и СИ. Общемировая тенденция также демонстрирует устойчивый рост эсхатологически ориентированных ересей – адвентистов и свидетелей Иеговы7.

Впрочем, опыт показывает, что хотя еретики нередко приходят к своим лжеучениям по внешне случайным причинам, однако со временем они в них утверждаются, так что нередко относятся к Православной Церкви с насмешками и презрением. Зачастую они хвалятся отсутствием наиболее грубых грехов, упрекая в них именно православных. Обличения и приводимые библейские тексты приводят их не к покаянию, а к озлоблению, что особенно горько наблюдать родным и близким.

Причину этого открыл св. ап. Павел: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3:10–11). В еретике живет другой дух, который любой ценой уводит его из спасительного ковчега Церкви. Этот дух гордости и самомнения может дать победу над плотскими грехами – ради осуждения грешников; может подвигнуть к усиленному изучению Писания – но критерием его правильного понимания заблуждающийся признает самого себя. Такого человека, по слову апостола, должно отвращаться. Если же еретик раньше был православным, то следует вспомнить страшное слово Писания: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то́ открылось, что не все наши (1Ин. 2:19). Поэтому-то их и не нужно более вразумлять и обличать, что они чужие для Бога и для нас. Ап. Павел называет ереси делами плоти и свидетельствует, что еретики Царствия Божия не наследуют (ср. Гал. 5:19–21).

Вместе с тем, иногда уход из Церкви и пребывание в ереси имеет вполне земные причины, например материальную поддержку и человеческое общение, так что еретик еще не умирает окончательно для Бога и истины. Иными словами, ересь может быть плодом не злой воли, но искреннего заблуждения. Такие люди не потеряны для вечности, особенно если кто-то готов потрудиться в молитве за них и постараться с кротостью донести им волю Божию. Под действием Духа Божия еретик, услышавший правильное толкование Писания и учение Церкви, может прийти к покаянию. Хочется верить, что предлагаемая книга окажет в таких собеседованиях некоторую помощь.

Известно, что христианство имеет дело с фундаментальными вопросами: добро и зло, жизнь и смерть, вечность. Еретик, сам того не понимая, избирает зло, смерть и вечную муку. Поэтому совершенно не важно, насколько респектабельно религиозное сообщество, отравившее его ядом ереси, или же в этой организации используются специальные способы контроля сознания и удержания адептов. Ярлык «тоталитарной секты», конечно, мобилизует общество и близких, но с точки зрения истины он бесплоден. Какая разница, где человек погибает для вечности – у «тоталитарных» свидетелей Иеговы или у «нетоталитарных» баптистов8?

Поэтому апостолы и святые отцы не знали тоталитарных сект, для лжеучений использовали имя ереси, а последователей этих лжеучений называли еретиками. Следуя их примеру, и в настоящей работе по отношению к неопротестантам нередко используются слова «ересь» и «еретик». В отдельных случаях, впрочем, в согласии со сложившимся словоупотреблением применяется и слово «секта», которое встречается уже у древнейших латинских христианских авторов начиная с конца II в. и несколько раз передает греч. αἵρεσις (ересь) в Вульгате блж. Иеронима9. Следует оговориться также о написании слова «Церковь» с прописной или строчной буквы. Там, где контекст ясно свидетельствует о единой святой соборной и апостольской Церкви, хотя бы и в искаженном еретическом понимании, это слово пишется с прописной – «Церковь». Если же это часть еретического термина (например, «восхищение церкви») или речь идет о еретическом сообществе («церковь адвентистов»), оно обозначается со строчной. Равным образом «святой дух» и другие подобные термины, а также местоимения, относящиеся к Богу и Христу, в еретическом контексте СИ пишутся со строчной.

Для понимания логики изложения материала стоит кратко сказать о том, как была написана эта книга. Она стала плодом многолетних академических изысканий автора, которые завершились защитой кандидатской диссертации в Московской духовной академии в 2018 г.10 При подготовке к печати вся работа была пересмотрена и существенно расширена. Интернет-источники были актуализированы по состоянию на 2017–2018 гг.

За прошедшие годы, конечно, многие первоначальные оценки и подходы изменились. Первоначально автору казалось, что ключ к успеху в такой умозрительной теме заключается в скрупулезном анализе Писания, опубликованных источников и Интернет-форумов и в умелом использовании уже предложенных аргументов. Однако оказалось, что рабское следование неправославным исследователям приводит к согласию с ними в концептуальных вопросах. В свою очередь, православные авторы, при всех достоинствах своих сочинений, ориентировались преимущественно на актуальные для них вопросы академического богословия. Нередко их интересные и полезные книги оказывались малопригодными для целей сектоведения. Сугубо сектоведческие работы страдали фрагментарностью и поразительно редко опирались на святоотеческую традицию толкования Писания.

Лишь изучение сочинений святых отцов позволило дать полноценный ответ на эсхатологические заблуждения неопротестантов. Помимо описания последних событий, отцы Церкви дали ясное толкование мест Писания, искажаемых неопротестантами. Конечно, в их времена еще не было ни баптистской идеи восхищения церкви, ни адвентистского святилища со следственным судом, ни «невидимого присутствия» свидетелей Иеговы, ни других новоизобретенных идей. Однако святые, как правило, писали не ради чистого умозрения, а в ответ на ереси и недоумения своего времени. Эти древние заблуждения во многом были подобны современным, потому что подлинный автор всех еретических идей – диавол – не может создать ничего принципиально нового. Поэтому везде, где это было уместно, при аргументации приводились известные автору мнения и цитаты святых отцов11.

В течение всего периода исследования автор консультировался и вступал в дискуссии по ключевым проблемам (очно и по переписке) с баптистами, адвентистами и свидетелями Иеговы, а отчасти и с пятидесятниками. Хотя это и не привело к их обращению (потому что ересь, как правило, является следствием не незнания, а упорства поврежденной воли), однако хотелось бы выразить всем им искреннюю благодарность за терпение и стремление достичь взаимопонимания. Важные методологические замечания, позволившие существенно улучшить работу, сделал мой многолетний научный руководитель Р.М. Конь. Но особую благодарность нужно выразить моей супруге Юлии, без самоотверженной помощи которой эта книга никогда не была бы написана и опубликована. Ей же принадлежит и оформление обложки книги. В частности, матушка выполнила изображения Небесного Иерусалима с палатами праведных, древом жизни и рекой жизни, а также уготованного престола (этимасии) с Крестом, Ризой Христовой, орудиями страстей и Евангелием.

Структурно книга состоит из пяти глав и восьми приложений.

Первая глава носит обзорный характер. Она содержит введение в терминологию и основные богословские идеи неопротестантов, выявляет духовные причины создания ложных эсхатологических учений и принципы толкования Писания неопротестантами. В ней же рассмотрены вопросы частной эсхатологии и предлагается обзор литературы.

Во второй главе предложен анализ основных богословских тем, связанных с эсхатологией: антихрист и великая скорбь, Второе пришествие, воскресение мертвых, Страшный суд, первая и вторая смерть, первое и второе воскресение, Царство Божие, тысячелетнее царство, конечное состояние мира и человека. Применительно ко всем этим вопросам выявляется православное их видение, кратко излагаются основные еретические взгляды с ключевой аргументацией и дается их опровержение. Особо рассмотрено учение ап. Павла о предании Царства Сыном Отцу (1Кор. 15:24–28), которое свидетели Иеговы пытаются использовать в поддержку своего антитринитаризма, тогда как некоторые баптисты обосновывают им савеллианские или несторианские взгляды.

В последующих трех главах последовательно анализируются эсхатологические доктрины баптистов и пятидесятников (третья глава), адвентистов седьмого дня (четвертая глава) и свидетелей Иеговы (пятая глава). Каждая глава начинается с исторического очерка и продолжается оценкой различных элементов вероучения и богословских аргументов тех или иных еретиков.

В первом приложении показано, что хилиазм остался частным богословским мнением нескольких древних отцов и был впоследствии отвергнут Церковью.

Второе приложение содержит генетико-историческую схему происхождения эсхатологических ересей неопротестантов. К ней стоит обращаться при изучении терминологии и общих богословских идей.

Два последующих приложения посвящены библейской оценке важных адвентистских учений – соответственно о служении Иисуса Христа в небесном святилище в связи с богослужением дня очищения в книге Левит (приложение 4) и о возможности обосновать материальный небесный храм через образы книги Откровения (приложение 5).

Еще два приложения опровергают доктрину свидетелей Иеговы о «новом свете» (приложение 5) и их утверждение об увеличении масштабов и динамики природных и социальных катаклизмов после 1914 г. как важном признаке «невидимого присутствия Христа» (приложение 6).

В седьмом приложении в контексте учения АСД и СИ о всеобщем отступничестве анализируются прощальная беседа Спасителя и послание ап. Павла к Ефесянам, в которых единство и вечность Церкви – Тела Христова – предстают не результатом человеческих усилий, но действием непобедимой силы Божией.

Наконец, восьмое приложение посвящено анализу критики свт. Иринеем Лионским учения гностиков о нематериальных телах спасенных, поскольку эта еретическая доктрина очень похожа на учение свидетелей Иеговы о «духовных телах» воскресших «помазанников».

* * *

1

Цит. по: Дневник послушника Николая Беляева (преподобного оптинского старца Никона). Козельск, 2010. С. 332.

2

«В священнодействии Святых Тайн (честные) дары прелагаются в Божественное Тело и Кровь; цель его – освящение верных, которые получают чрез (приобщение) святых даров оставление грехов, наследие Царства Небесного и тому подобное» (Николай Кавасила, св. Изъяснение Божественной литургии, 1 // Его же. Христос. Церковь. Богородица. М., 2007. С. 200).

3

Строго говоря, протестантами принято именовать лишь лютеран, реформатов (кальвинистов) и англикан (Козлов М., прот., Огицкий Д.П. Западное христианство: взгляд с Востока. М., 2009. С. 310–311). Поэтому баптистов, адвентистов, свидетелей Иеговы и пятидесятников следует считать сектами протестантского происхождения или неопротестантами.

4

Введение в терминологию см. в параграфе 1.1.

5

О важности эсхатологической тематики в баптизме и пятидесятничестве свидетельствует огромное количество их публикаций на эту тему. Например, только на русском языке после 1990 г. опубликовано несколько сотен книг и статей, в которых в той или иной мере затрагивается их видение последних событий. Еще больше публикаций издано на английском и других европейских языках.

6

Несмотря на состоявшееся в 2017 г. в России признание Общества Сторожевой башни экстремистской организацией, «свидетели» продолжают вести проповедь как в Интернете, так и лично. Поэтому анализ и опровержение их богословских воззрений по-прежнему актуальны.

7

См., напр.: Cragun, R.T., Lawson, R. The secular transition: the worldwide growth of Mormons, Jehovah's Witnesses, and Seventh-day Adventists // Sociology of Religion 71 no 3 Fall 2010, p 349–373 (оценочные цифры роста даны на с. 359).

8

Как-то мне пришлось крестить женщину, которая более полутора десятков лет была свидетелем Иеговы и до этого читала Библию только в переводе «нового мира». Однако она нашла в себе силы покаяться и сама пришла в Церковь. В ходе огласительных бесед она часто удивлялась непривычным толкованиям, но очень старалась все понять и запомнить. И наоборот, я не раз общался с баптистами, адвентистами и свидетелями Иеговы, которые упорствовали в своих заблуждениях даже в совершенно очевидных случаях.

9

Слово secta используют Минуций Феликс, Тертуллиан, свт. Киприан Карфагенский, блж. Иероним, блж. Августин и позднейшие латинские авторы. В Вульгате греч. αἵρεσις переводится как secta в следующих местах: Деян. 24:5, 14, 26:5, 28:22; 2Пет. 2:1; Гал. 5:20. См.: Конь Р.М. Введение в сектоведение. Н. Новгород, 2008. С. 36–40.

10

Веселов Е., иер. Эсхатология сект протестантского происхождения: Дисс. … канд. богословия. Сергиев Посад, 2018. Полный текст диссертации доступен в Интернете: https://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatologija-sekt-protestantskogo-proishozhdenija/.

11

В святоотеческих цитатах приводимые в оригиналах переводов церковно-славянские тексты Писания, как правило, для ясности заменялись на Синодальный перевод.


Источник: Ложные пророчества о будущем в свете Христовой истины: Православная оценка эсхатологических доктрин баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы / Свящ. Евгений Веселов. – Москва: У Никитских ворот, 2019. – 600 с.

Комментарии для сайта Cackle