Источник

О почитании святых мощей и других останков угодников Божиих

«И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4Цар.13:20–21).

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущаго в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» (1Кор.6:19–20).

Святыми мощами называются нетленные тела св. угодников Божиих, части их тел или же их кости и частицы костей, чрез которые Господь проявлял и проявляет Свою могущественную силу совершением явных чудес для прославления Себя и Своих угодников, для помощи христианам в их душевных и телесных недугах и бедствиях, для укрепления и убеждения их в истинности и спасительности Православной веры. Наравне со святыми мощами, как святыни, почитаются христианами и другие останки святых, напр., риза и пояс Богоматери, одежды святых и другие оставшиеся от них предметы, чрез которые Господь проявляет в чудесах Свою всемогущую силу.

Человек создан совсем не так, как все прочие твари: тогда как последние, по повелению Господню, произвели земля и вода (Быт. 1:20 и 24), тело человека сотворил из праха земного Сам Бог и Сам же «вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 1:26–27. 2:7). Вот почему тело человека не то, что тело животного, ибо в человеческом теле, созданном непосредственно Самим Богом, а не произшедшем из земли или воды, обитает «душа живая», разумная, созданная по образу и по подобию Божию, в нем находится «дыхание Божества»почему тело человека должно было быть бессмертно, нетленно: «Бог создал человека для нетления, говорит премудрый Соломон, и соделал его образом вечного бытия Своего, но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем. 2:23–24. Быт. 3, Рим. 5:15,17).

С пришествием в мир Христа Спасителя благодать Божия, подаваемая в святых таинствах Церкви, освящает тела людей, делает их членами Христа, храмами Св. Духа: «Разве не знаете,. говорит христианам Апостол, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1Кор. 3:16–17). «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы»(6:15). «Разве не знаете, что тела ваши суть храм живущаго в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» (6:19).

В нем, в теле христианина, открылась жизнь Иисуса: «Всегда носим, говорит св. Апостол, в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2Кор. 4:10). В таинстве же св. Причащения Сам Христос теснейшим образом соединяется с душею и телом Христианина: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем» (Ин. 6:56). «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор. 6:17); в ком Христос, в том и освящение от Него, «тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке» (2Тим. 2:21).

Христос Спаситель был совершенно чужд греха, и «в Нем обитала вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). И люди, чем более святы по жизни, тем ближе они к Богу, чем чище от грехов, тем более тела их служат храмами для обитания в них Св. Духа.

И как обожествленное Тело Христа творило великие чудеса, даже чрез носимую на нем одежду, так и тела угодников Божиих, проникнутые освящающею их благодатию Св. Духа и очищенные от грехов св. Кровию и Телом Христа в таинстве св. Причащения, творят силою Божиею чудеса и сами и даже чрез носимые ими одеяния.

Об Иисусе Христе мы читаем: «Женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержавши на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне?.., ибо Я чувствую силу, изшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, падши пред Ним, объявила Ему пред всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему, и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк. 8:43–48).

Когда один прокаженный умолял Христа: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него» (Лк. 5:12–13). «И приносили к Нему всех больных. И просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его и которые прикасались, исцелялись» (Мф. 14:36).

О св. Апостолах тоже читаем: «Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса» (Деян. 5:2). Господь, «во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса» (Деян. 14:3). «Бог же творил не мало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19:11–12).

О милоти (верхняя одежда) пророка Илии говорится следующее в Библии: «И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и разступилась она туда и сюда, и перешли оба (Илия и Елисей) посуху» (4Цар. 2:8 и 15).

Останки св. угодников Божиих, проникнутые благодатью Св. Духа, и после их смерти сохраняют ее в себе и творят ею великие чудеса для укрепления веры людей во всемогущего Бога: «Илия, говорит Сирах, сокрыт был вихрем, – и Елисей исполнился духом его; ничто не одолело его, и, по успении его, пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он великие чудеса, и по смерти были дивны дела его» (Сир. 48:12–15).

Об одном из таких дивных чудес от мощей пророка Елисея говорится в Писании следующее: «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребали одного человека, то увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4Цар. 13:21–21).

Таким образом, Сам Бог чрез тела и останки Его св. угодников проявляет силу Свою, совершая великие чудеса для прославления Себя и «друзей» Своих (Ин. 15:14–15), для помощи и укрепления в вере христиан. Поэтому, почитая и поклоняясь св. мощам и другим останкам святых, мы чтим Самого Бога, почивающего во святых Своих, и с благоговением преклоняемся пред обитающею в них и чрез них чудесно действующею благодатию Св. Духа.

Нетление св. мощей и совершение чрез них и чрез другие останки святых великих чудес и отсутствие их в других мнимых христианских обществах ясно и наглядно показывают, что только православная Церковь есть Церковь истинная, что только в ней пребывает и видимо проявляется благодать Св. Духа.

I.

1) Сектант: Никаких нетленных мощей не может быть: все люди, по приговору Господа, должны после своей смерти обратиться в прах; это всеобщий для людей закон: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19. Екл. 12:7).

«То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет... Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, возстает в нетлении» (1Кор. 15:36–42).

Объяснения православного: Да, совершенно верно, что «преступлениием одного (Адама) подверглись смерти многие» (Рим. 5:15), но верно и то, что, «как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась чрез праведность к жизни вечной Иисусом Христом Господом нашим» (ст. 21).

«Закон, учит св. Апостол, положен не для праведника»а для грешников (1Тим. 1:9). И закон тления не есть общий закон для всех людей. «Верою, напр., Энох переселен был так, что не видел смерти» (Евр. 11:30); св. пророк Илия живым был взят на небо (4Цар. 2 гл.), не испытала тления и Божия Матерь, честное тело Которой после Ее успения вознесено было Ангелами на небо, как говорит об этом св. Предание; не испытывают совершенного тления и те из святых угодников Божиих, тела которых Сам Господь в известной степени, в какой Ему угодно, сохранил и сохраняет от тления для их прославления и для укрепления совершаемыми чрез них чудесами тех, кто в этом нуждается.

Слова же ап. Павла: «то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» и т. д., вполне относятся к обыкновенным людям и говорят о будущем преобразовании их тел, когда и нетленные тела св. угодников Божиих изменятся «во мгновении ока» для вечной жизни, ибо «не все мы умрем, но все изменимся» (ст. 51); к нетленным же телам святых, в которых обитает чудотворная благодать Божия, приведенные слова не приложимы всецело, а только постолько, посколько истлевает известная часть каждого святаго, во исполнение слов Господа: «прах ты и в прах возвратишься».

Неоспоримым доказательством этого служат само существование св. нетленных тел и совершаемые чрез них великие и дивные чудеса. Неверующим сектантам каждый православный может сказать одно: не отрицай того, что есть и чего ты не видел или не хочешь видеть; «иди и посмотри» (Ин. 1:46), убедись в нетлении мощей святых и совершающихся у их гробниц чудесах «и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:25–27).

2) Сектант: «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1Кор. 15:50), поэтому и те, чьи мощи нетленны, если не обратятся в прах, не увидят Царства Небесного.

Объяснения православного: Этими словами св. Апостол учит, что люди с тою плотью и тою кровию, какие теперь они имеют, не войдут в Царство Божие, что их «земныя» тела (1Кор. 15:40) должны измениться в «небесныя», их тела «душевныя» должны преобразиться в тела «духовныя» (ст. 44), ибо «тление не наследует нетления» (ст. 50).

Из приводимых сектантами слов св. Апостола можно сделать и другой для них вывод, – что если «тление не наследует нетления», то его наследуют мощи святых, ибо они сохраняются Богом в нетлении. А главное это то, что св. Церковь и не учит, что мощи святых войдут в Царство Небесное такими, каковы оне теперь. Нет, и св. мощи, хотя прославлены от Бога нетлением и чудесами, но они все-таки – тела «земныя»«душевныя» и должны будут преобразиться в тела «небесныя»«духовныя» тогда, когда «все мы изменимся во мгновении ока, при последней трубе» (1Кор. 15: ст. 51–52); изменимся в подобие телу воскресшего Христа (Ин. 20:26); «и как мы носили образ перстного (Адама), будем носить и образ небеснаго», т. е. Христа (ст. 49). Всемогущему Богу, из ничего создавшему весь мир и из праха сотворившему человека, одинаково возможно «при последней трубе» возсоздать в «тела духовныя» как обратившиеся в прах, так и нетленно почивающие, тела людей.

3) Сектант: Почитание св. мощей есть то же идолопоклонство, запрещенное первою и второю заповедями Божиими: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе никакого кумира... не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой» (Исх. 20:1–5).

Объяснения православного: В приведенном месте св. Писания запрещается поклонение кумирам, т. е. идолам, которых язычники считали за богов. Сектанты сравнивают св. мощи с кумирами по злобе своей ко всем святыням Православия, ибо они хорошо знают, что св. мощи мы не считаем за богов и не воздаем им божеское поклонение; мы чтим св. мощи потому, что ими прославляется Бог дивный во святых Своих, и преклоняемся пред св. мощами потому, что в них обитает благодать Св. Духа, совершающая чрез них великие чудеса. Сектанты повторяют старые слова еретиков евномиан, манихеев, ариан, Юлиана богоотступника, язычника Сардиана, Вигилянция и других врагов истинной Церкви Христовой, обвинявших древних христиан в идолопоклонстве за почитания ими св. мощей. Многие святые отцы Церкви, защищая св. мощи от еретических глумлений, высказали, в свое время, взгляд ее на почитание св. мощей и совершение Богом чрез них великих чудес. Приведем учение о мощах св. мучеников блаженного Августина.

«Наши чудеса, говорит он, совершают мученики, или лучше – Сам Бог по молитве или при содействии мучеников, дабы мы укреплялись в вере, что они не боги наши, а имеют одного с нами Бога. Они (язычники) тем богам своим строили храмы, воздвигали алтари, учреждали жрецов, приносили жертвы: мы же своим мученикам, как богам, храмов не воздвигаем, а устрояем надгробные памятники, как умершим людям, души которых живут у Бога; и воздвигаем там алтари, на которых приносим жертвы не мученикам, а Единому их и нашему Богу».

Тела святых – храм живущего в них Св. Духа (1Кор. 3:16. 6:19), поэтому сектантам нужно помнить и другие слова ап. Павла: «Какая совместимость храма Божия с идолами»? (2Кор. 6:16).

4) Сектант: Почитание св. мощей – то же, что чародейство, или колдовство: подобно православным христианам и язычники обращались за помощью и советами к умершим, что строго воспрещено Богом: «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? Спрашивают ли мертвые о живых»? (Исаия 8:19).

Объяснения православного: Прежде всего, здесь речь о язычниках, незнавших Бога и обращавшихся к чародеям, шептунам и чревовещателям, которые обманывали их тем, что будто узнавали об их судьбе от вызываемых из могил умерших, и к христианам, верующим и знающим единого Бога это место св. Писания не нельзя относить.

Затем, сравнивать почитание св. мощей с чародейством может только человек, непонимающий ни того, ни другого.

Чародеи обращались не к истинному Богу, Которого они и не знали, а к богам ложным, к идолам, их же руками сделанным, христиане же не обращаются ни к мощам, ни к умершим, как к богам, а чтут св. мощи тех, кто теперь, живя на небе, окружают престол Божий, как «друзья» Божии (Ин. 15:14. Откр.4:10–11 и др.), христиане чтут не самые св. мощи, а ту силу Божию, ту благодать Св. Духа, которая в них почивает и свидетельствует о себе великими чудесами, совершаемыми всенародно, пред тысячами людей, на виду у всех, где, следовательно, никакого обмана не может быть.

5) Сектант: Православные целуют мощи, а Господь запретил даже прикасаться к телам умерших: «И ни к какому умершему не должен он приступать, даже прикосновением к умершему отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя» (Лев. 21:11).

«Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней»(Чис. 19:11. 9:6).

Объяснения православного: Тела ветхозаветных людей, находившихся под грехом и проклятием, были не чисты, но и то, тела не всех людей: и тогда Господь прославлял тела святых Своих, и тогда тела их, даже останки их, почитались за святыню. Не были бы взяты живыми на небо Энох и Илия, если бы тела их были не чисты, ибо туда «не войдет ничто нечистое» (Откр. 21:27); не перенесли бы Евреи с великим торжеством кости патриарха Иакова из Египта в землю Ханаанскую (Быт. 50:1–13), и Моисей не взял бы с собою из Египта кости патриарха Иосифа (Исх. 13:19), и царь Иосия не почтил бы костей «человека Божия» и пророка из Самарии, если бы кости их считали нечистыми (4Цар. 23:17–18); не прославил бы, наконец, Сам Бог тело пророка Елисея, которое «пророчествовало и после смерти его» (Сир. 48:14), – и кости его, чрез которые Он воскресил мертвеца (4Цар. 13:20–21).

Разве может нечистое творить Божии чудеса и давать жизнь умершему?

Если в Ветхом Завете тела обыкновенных умерших людей считались, по закону Моисееву, нечистыми,то теперь этого закона для нас уже нет: только «до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере» (в Иисуса Христа) (Гал. 3:23–25), теперь «нет ничего в самом себе нечистаго; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:4). Поэтому сектантам можно сказать словами ап. Павла: «для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: не прикасайся..., не дотрагивайся..., по заповедям и учению человеческому»(Кол. 2:20–23).

Разве могут тела не только святых, а и обыкновенных христиан, принимавших в таинствах благодать Св. Духа, соединявшихся в таинстве св. Причащения со Христом, быть нечистыми, когда само слово Божие так говорит христианам об их телах: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущаго в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога»? (1Кор. 6:19–20).

Впрочем, сами сектанты признают всю слабость и неосновательность их возражения о том, что мощи святых не чисты, ибо на деле сами же себе противоречат, так как после погребения умерших грешных своих «братьев» и «сестер» не очищают себя очистительною водою, почему по закону, написанному в той же книге Числ, на которую сектанты ссылаются, они за это должны быть все истреблены, ибо после приводимых сектантами слов мы дальше читаем в этой книге следующее: «он (прикоснувшийся к мертвому) должен очистить себя этою водою в третий день и в седьмый день, и будет чист; если же он не очистит себя в третий и седьмый день, то не будет чист; всякий, прикоснувшийся к мертвому телу какого-либо человека умершего и не очистивший себя, осквернит жилище Господа: истребится человек тот из среды Израиля, ибо он не окроплен очистительною водою, он не чист, еще нечистота его на нем. Вот закон: если человек умрет в шатре, то всякий, кто придет в шатер и все, что в шатре, нечисто будет семь дней. Всякий открытый сосуд, который не обвязан и не покрыт, не чист. Всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечем, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней... Если же кто будет нечист и не очистит себя, то истребится тот человек из среды народа» (Чис. 19:11–22).

Каждый сектант или имел в своем доме умершего или был в доме, где лежал покойник; многие из них прощались с умершими целованием или несли и опускали гроб в могилу, но после этого не омывались два раза в течении семи дней «очистительною водою» с пеплом рыжей телицы (ст. 1–10), поэтому, на основании приводимой ими против почитания св. мощей книги Числ, все сектанты не чисты и все подлежат истреблению. Таким образом, сектанты сами признали себя нечистыми и, по неразумию своему, сами себе вынесли, на основании слова Божия, смертный приговор.

6) Сектант: Нельзя оставлять тела людей, хотя бы и святых, не погребенными, ибо сказано о человеке: «прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). «И возвратится прах в землю, чем он и был» (Екл. 12:7). Вот почему не только все ветхозаветные праотцы были по смерти преданы земле, но даже великий пророк Моисей, когда умер, то был «погребен на долине в земле Моавитской против Веффегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор. 34:5–6).

Также и «св. Давид, в свое время, послужив изволению Божию, почил, и приложился к отцам своим, и увидел тление» (Деян. 13:36). А в Новом Завете читаем, что когда умер первомученик Стефан, тο его «погребли мужи благоговейные и сделали великий плач по нем» (Деян. 8:2), а не оставили его тела для поклонения сверху земли.

Объяснения православного: Тела ветхозаветных праотцев и святых мужей погребались навсегда в земле и не были чтимы от людей поклонением по двум причинам.

Во-первых, ветхозаветные праведники носили в теле своем Адамов грех и не могли быть от него очищены даже всеми жертвами ветхозаветными (Евр. 10:1–2), каковое очищение приобретено для людей Кровию Господа нашего Иисуса Христа, которая «очищает нас от всякого греха» (1Ин. 1:7. Евр. 10:10, 14, 19) посредством таинства св. Крещения (Деян. 2:38. 22:16. Еф. 5:26 и др.) и других св. таинств, омывающих наши грехи благодатью Св. Духа (Еф. 2:5–8), Которого Бог «излил на нас обильно чрез Иисуса Христа Спасителя нашего» (Тит. 3:3–8).

Само Тело Господа нашего Иисуса Христа не было прославлено до вознесения Его на небо к Отцу Небесному, почему Христос и говорит Марии Магдалине: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20:17).

Только после вознесения Христа на небо было прославлено Тело Его, и только после основания в день Пятидесятницы Церкви Христовой тела верующих христиан, получая в святых таинствах освящающую благодать Божию, стали «храмами живущаго в них Св. Духа».

Вот почему тела ветхозаветных праведников, как и тело св. Давида, увидели тление, и не были чтимы поклонением: они еще не были искуплены от греха и прославлены Христом.

Во-вторых, тела их были сохраняемы в земле, а тело Моисея и совсем было скрыто от Израильтян по той причине, что, как объясняют св. отцы Церкви, напр., св. Иоанн Златоуст, постоянно склонные к идолопоклонству Евреи могли обоготворить тело Моисея и поклоняться ему, как Богу, особенно помня все совершенные им в Египте и в пустыне великия чудеса (Бес. на Мф. 5-я, ч. I, стр. 96–97). То же могли они сделать с телами и других ветхозаветных праведников.

Диавол оттого и спорил однажды с Архангелом Михаилом, что хотел открыть Евреям место погребения тела Моисея, чтобы они изнесли его из земли и стали поклоняться ему, как Богу. Но Архангел Михаил не допустил этого, сказав врагу рода человеческого: «да запретит тебе Господь» (Иуд. ст. 9); хотя должно помнить, что и в ветхозаветной церкви чествовались останки святых устройством им гробниц и украшением их памятников (Мф. 23:29).

Погребение же христианами первомученика Стефана ровно ничего не говорит против почитания св. мощей, ибо как первомученика Стефана христиане погребли, а мощи его были ими изнесены из земли только после прославления их от Бога чудесами, так и св. Церковь погребает тела всех своих святых, а износит их из земли для чествования только после видимого и всенародного прославления их Богом великими, совершаемыми чрез них, знамениями и чудесами.

7) Сектант: Настанет время, когда мощи ваших святых, как предсказывал пророк, будут разбросаны по всей земле, как ненавидимые Богом: «В то время, говорит Господь, выбросят кости царей Иуды и кости князей его, и кости священников, и кости пророкрв, и кости жителей Иерусалима из гробов их; и раскидают их пред солнцем и луною и пред всем воинством небесным, которых они любили, и которым они служили, и в след которых ходили, которых искали, и которым поклонялись; не уберут их и не похоронят их: оне будут навозом на земле» (Иер. 8:1–2).

Объяснения православного: Для всякого понятно, что здесь идет речь о ветхозаветных Евреях, уклонившихся в идолослужение, которые поклонялись вместо Творца тварям Его: солнцу, луне и звездам.

В предыдущей главе пророчества Иеремии читаем: «Сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, говорит Господь; поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его; и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал»... «За то... будут трупы народа сего пищею птицам небесным и зверям земным и некому будет отгонять их..., потому что земля эта будет пустынею» (гл. 7-я; 30–34).

Сказав в 7 главе своего пророчества, что так будут наказаны живые Иудеи за идолопоклонство, пророк Иеремия в 8 главе говорит, что и умершие из идолопоклонников будут посрамлены тем, что кости их будут разбросаны по земле пред теми самыми идолами, «которых они любили, и которым они служили, и в след которых ходили, которых искали и которым поклонялись; оне будут навозом на земле»

Пророчество это уже сбылось, как мы видели, при царе Иосии, который разрушил построенные Иудеями капища и жертвенники, уничтожил идолов, сжег дубравы и осквернил вынутые из могил кости идолопоклонников (4Цар. 23:12–20).

Безрассудно место св. Писания, говорящее о судьбе тел ветхозаветных идолопоклонников, относить к телам св. угодников, «друзей» Божиих, о которых само слово Божие так говорит: «процветут кости праведных от места своего» (Сир. 49:12); «Он хранит все кости его (праведника), ни одна из них не сокрушится» (Пс. 33:21).

Мы уже видели, что кости праотцев Иакова и Иосифа чтились и бережно сохранялись Евреями (Быт. 50:1–13 и Исх. 19:13), что в честь пророков Божиих строились гробницы и украшались памятники (Мф. 23:29). А вот и наглядный пример сектантам, из которого видно, как относились верующие Израильтяне, по повелению Божию, к костям умерших идолопоклонников и к костям скончавшихся праведников Божиих.

Благочестивый царь Иосия, уничтожая идолопоклонство в земле Иудейской, осквернил высоты, устроенные в честь идолов Астарты, Хамоса и Милхома, изломал статуи, срубил и сжег дубравы и разрушил жертвенники языческие. Потом «взглянул Иосия и увидел могилы, которые были там на горе, и послал и взял кости из могил, и сжег на жертвеннике, и осквернил его, по слову Господню, которое провозгласил человек Божий, предрекший события сии (когда Иеровоам во время праздника стоял пред жертвенником). Потом, обратившись, увидел могилу человека Божия, предрекшего сии события, и сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? И сказали ему жители города: это могила человека Божия, который приходил из Иудеи и провозгласил о том, что ты делаешь над жертвенником Вефильским. И сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии» (4Цар. 23:1–18).

8) Сектант: «Отныне, говорит Апостол, мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2Кор. 5:16). Если мы Христа не знаем по плоти, то тем более не должны знать по плоти никого, хотя бы и из святых Его, т. е. не должны почитать их тела, даже если бы они были и нетленны.

Объяснение православного: Здесь речь не о святых мощах, и смысл приводимых сектантами слов ап. Павла совсем не тот, какой желают придать им сектанты.

Во время св. Апостолов были, как и теперь есть, люди, неверовавшие в Божество Иисуса Христа: для них Он казался простым человеком, ибо они видели Его и жаждущим, и алчущим, терпевшим хулы, поношения и биения» страдавшим и умершим на кресте; поэтому они и видели в Нем обыкновенного плотского человека, готовые всегда сказать вместе с неверовавшими в Него Иудеями: «не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли между нами»? (Мф. 13:55).

Были и такие, которые, подобно нашим хлыстам, верили в лжехристов, обыкновенных грешных людей, считая, что в них воплотился Христос, Сын Божий, отчего предостерегал верующих Сам Спаситель, говоря: «Многие придут под Моим именем и будут говорить: я Христос; и многих прельстят... Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте, ибо возстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:5; 23–26).

Неверовавшим в Божество Иисуса Христа св. Апостол говорит, что, если раньше мы и знали Христа по плоти, т. е., как объясняет св. Иоанн Златоуст, – «Христа, причастного немощи человеческого естества, как то: жажды, алкания, утомления, сна, – кроме греха»то теперь уже мы не знаем Христа с плотию, подверженною страданиям, ибо Он уже освободился от всяких немощей плоти и имеет уже плоть прославленную, бессмертную.

Слова: «если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» относятся и к тем заблудшим, которые, отвергаясь искупившего их Господа, как, напр., наши хлысты, скопцы и новоизраильтяне, уверовали в простых людей, как в христов, о появлении которых предсказывал Спаситель. Таким заблудшим Апостол и говорит, что никакого другого Христа в смертной плоти мы уже не знаем, ибо Он «во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение», т. е. для всеобщего суда над миром (Евр. 9:27–28).

А в прославленной, нетленной и бессмертной плоти мы и теперь знаем Христа, ибо вкушаем пречистую Его Плоть и пьем всечестную Его Кровь в таинстве Св. Причащения (Ин. 6:51–58. 1Кор. 10:16–17. 11:23–30).

9) Сектант: Умершие, тем более их мощи, не могут прославлять Господа: «от мертваго, как от несуществующаго, нет прославления: живый и здоровый восхвалит Господа» (Сир. 17:25–26).

Объяснение православного: Из предыдущего (24-го) стиха видно, что здесь говорится об умерших ветхозаветных людях, еще не искупленных Кровию Христа и находящихся в аде, где, конечно, не было прославления Бога: «Кто будет, спрашивает Сирах, восхвалять Всевышняго в аде, вместо живущих и прославляющих Его?» А затем поясняет: «от мертваго, как от несуществующаго, нет прославления». В Новом же Завете, после совершенного Христом искупления людей от греха и после победы Его над адом (1Кор. 15:54–57), праведные прославляют Бога не только на земле, но и на небе (Откр. 4:8–10. 5:8–14), прославляют Его не только молитвами при жизни, но и чрез святые свои тела по смерти, как, напр., прославили Бога кости Елисея, воскресившие из мертвых прикоснувшегося к ним человека (4Цар. 13:20–21. Сир. 48:15. 46:22–23). Затем, нужно заметить, что не мощи сами собою прославляют Бога, но Сам Бог, дивный во святых Своих, прославляет Себя чрез их святые останки.

10) Сектант: Мертвые не могут совершать никаких чудес: «разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? разве мертвые встанут и будут славить Тебя»? (Пс. 87:11).

Объяснение православного: Дальнейшие слова этого псалма такие: «или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления? разве во мраке познают чудеса Твои и в земле забвения – правду Твою» (ст. 12–13). Из всего приводимого псалма видно, что находящийся в очень тяжелых обстоятельствах пророк просит Господа, скорее, пока он еще жив, проявить над ним чудо милости Своей, избавив от множества постигших его бедствий, ибо, когда он умрет, то уже не сможет сам в могиле прославить и возблагодарить Бога за Его великую милость; не услышат его прославления и находящиеся в могиле, предавшиеся тлению, умершие люди.

Блаженный Феодорит так изъясняет это место псалма: «Пока я еще жив, говорит пророк, окажи чудо Твое, потому что, когда умру, не увижу его, ибо нет врача, который бы мог освободить от смерти; и какое врачевство имеет эту силу?... Мертвым, которые пребывают во мраке смерти и преданы забвению, невозможно быть причастниками Твоего человеколюбия и. соделаться зрителями чудес Твоих».

Воскрешение Илиею сына Сарептской вдовы (3Цар. 17 гл.), Елисеем – сына Сунамитянки (4Цар. 4 гл.), Иисусом Христом – дочери Иаира (Мк. 5:41–42), сына Наинской вдовы (Лк. 7:11–15) и смердевшего уже Лазаря (Ин. 11:1–45), а ап. Петром– умершей девицы Лиды (Деян. 9:37–41) – всех убеждает в том, что Господь, когда хочет, и над мертвыми совершает чудеса, – что и мертвые встают для прославления Бога, как это случилось и в час смерти Спасителя, когда, для прославления Христа и свидетельства об Его победе над смертию и адом, «гробы отверзлись; и многия тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» (Мф. 27:52–53).

Из приведенных примеров видно, что Господь и над мертвыми совершает чудеса,– что и мертвые, когда Ему это угодно, встают из могил для Его прославления. А что мертвые совершают чудеса, это мы уже знаем из св. Писания (см. конец п. 9-го), как знаем и то, что эти чудеса творят не сами мощи, а чрез них творит их Сам Бог.

11) Сектант: Поклоняясь мощам, православные чтут уничиженные на земле Самим Богом тела людей: «Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно Телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Фил. 3:20).

Объяснение православного: Тела христіан называются «уничиженными» не потому, что они не чисты сами по себе, а потому, что, будучи испорчены грехом, они стали грубо чувственными, подверженными различным недугам и болезням, голоду и жажде, холоду и зною, страстям и т. п. От этого уничижения Господь избавит наши тела после их воскресения, когда «все мы изменимся вдруг, во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в безсмертие» (1Кор. 15:51–53).

Тела всех христиан не могут быть нечистыми, ибо они – «храмы живущаго в них Святого Духа»; тем более святые тела угодников Божиих, которые исполнили слова св. ап. Павла: «да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности; грех не должен над вами господствовать» (Рим. 6:12–14). Святые в совершенстве исполнили слова ап. Павла: грех не господствовал над ними и над их телами, а они, святые, господствовали над грехом, «представив тела свои в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения Ему» (Рим. 12:1). Будучи Христовы, они «распяли плоть со страстьми и похотями» (Гал. 5:24), почему в очищенные от грехов их тела вселилась изобильно благодать Божия, которая совершала, как и теперь совершает, великие чудеса не только чрез освященные их тела, но даже чрез их одежды, даже чрез падающую от них тень .

При всеобщем же воскресении Господь преобразит и мощи св. угодников Божиих еще в более славные, духовные тела, так что и они будут «сообразны славному Телу Христа», ибо сказано: «не все мы умрем, но все мы изменимся» (1Кор. 15:51).

12) Сектант: Сам Христос запретил не только почитать мощи праведников, а даже строить им гробницы и украшать памятники их: «Гope вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников» (Мф. 23:29).

Объяснение православного: Почитать мощи святых Христос никогда не запрещал; это выдумка сектантов. В приводимых же ими словах Спасителя обличается не построение гробниц пророками и не украшение их памятников, ибо, как мы знаем, гробницы и памятники святых людей глубоко уважались и чтились верующими Иудеями (4Цар. 23:1–18); ими Христос обличает книжников и фарисеев за их лицемерие (ст. 28), говоря, что они уподобились свойм нечестивым отцам, которые строили гробницы и украшали памятники тем пророкам, которых сами же убивали, не желая слушать справедливые их обличения в неправде и неверии: «Горе вам, говорит Спаситель, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите (напоказ) гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков»... вот Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город» (Мф 23:29–34).

Приведенные слова Христа блаж. Феофилакт так изъясняет: «возвещает Он горе не за то, что они созидают гробы для пророков (это дело богоугодное), но за то, что, делая это лицемерно и осуждая отцов своих, они поступали хуже их, превосходили их нечестием и очевидно лгали, когда говорили: если бы мы жили во дни отцов наших, то не убили бы пророков; ибо они хотели убить Самого Господа пророков» (Благов. ч. I, стр. 404–405. Казань, 1855 г.).

13) Сектант: Нетление мощей противоречит законам природы, по которым всякое живое существо, следовательно, и человек, должно в конце концов умереть, подвергнуться тлению и разрушению.

13) Объяснение православного: Всемогущий Бог, создавший из ничего весь мир и давший природе известные законы ее бытия в силе ограничивать и в известных случаях направлять их так, как Ему угодно.

Известные действия Божии называются чудесами именно потому, что они совершаются не в обычном порядке явлений и известных нам законов природы, а совершаются непонятным для нас образом всемогущею силою Божиею. Господь, воскресивший из мертвых и ожививший уже смердевшее тело Лазаря в силе сделать нетленными и тела умерших «друзей» Своих, святых угодников Божиих, для прославления Себя и их и для укрепления в вере немощных: «человекам это не возможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26). Мудрствование сектантов лучше всего опровергается самим существованием нетленых мощей.

14) Сектант: Сохранение тел нетленными зависит от многих причин: некоторые тела могли засохнуть, лежа в сухой земле, при сухом воздухе, как засохли мумии, другие – могли окаменеть под влиянием кремнеземной почвы, третьи – могли быть набальзамированы, наконец, четвертые высохли вследствие усиленного поста и истощания подвижников при их жизни на земле.

Объяснение православного: Пустые слова! Мощи некоторых святых долгое время пребывали в сырости, но остались нетленными. Так, напр., останки преподобного Сергия Радонежского были 30 лет почти в воде, но сохранились нетленными, как и облекавшая их одежда. А мощи св. Митрофания Воронежского пребыли в очень сыром черноземе 114 лет; дубовые доски гроба святителя истлели, а тело его осталось нетленным. То же можно сказать и о мощах других святых угодников Божиих: препод. Авраамия, Никиты и Антония Новгородских, Леонтия и Иакова Ростовских и других. Мощи препод. Адриана Ондрусовского два года пролежали среди болота, будучи брошены туда его убийцами, и сохранились нетленными; а нетленное тело св. князя Глеба пролежало 5 лет в лесу, возле Днепра, брошенное там его убийцами.

Сравнение же св. мощей с окаменелыми мумиями совершенно неудачное, ибо св. мощи все же сохраняют известную гибкость, позволяющую переодевать их в новые облачения.

Обычая бальзамировать тела умерших совсем нет в православной Церкви; притом как мумии, так и бальзамированные тела на открытом воздухе сохраняются недолго и скоро подвергаются разложению, а некоторые св. мощи пребывают в нетлении уже многие сотни лет.

Что касается истощания тел угодников Божиих вследствие поста и сурового воздержания в пище и питии, то оно не может служить причиною нетления их тел. Среди язычников, есть много людей, которые подвергают себя очень суровому воздержанию (факиры, напр.), есть не мало людей, которые вследствие внутренних болезней, напр. при раке желудка, долгое время почти совсем не принимают пищи и умирают совершенно истощенными, как говорят, «высохшими», но тела их все же подвергаются тлению, и даже очень скоро.

Притом нужно заметить, что многие святые умерли внезапно, в расцвете и крепости сил своих, как, напр., святые Борис и Глеб, другие умерли, будучи еще отроками, совсем не изнуряя постом и строгим воздержанием свое тело, как, напр., убитый в отрочестве царевич Димитрий Угличский, но их тела в течении уже многих веков остаются нетленны. Есть мощи и святых младенцев, которые, конечно, не изнуряли себя суровым постом и воздержанием, но мощи которых угодно было Богу сохранить нетленными.

Таким образом, не от условий воздуха или почвы и не от других каких-либо естественных причин тела угодников Божиих остаются нетленными, а силою обитающей в них благодати Св. Духа.

15) Сектант: Почему тела не всех христиан нетленны, если они «храмы Св. Духа живущего в них»?

Объяснение православного: Не всех христиан тела нетленны потому, что не все они умерли в чистоте веры и жизни, не все до конца дней своих сохранили в себе благодать Божию, но часто в течении своей жизни оскверняли грехами и душу и тело свое и умерли, не раскаявшись в некоторых из них и не успев принести достаточные плоды покаяния. «В большом доме, говорит о членах св. Церкви ап. Павел, есть сосуды не только золотые и серебрянные, но и деревянные и глинянные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести освященным и благопотребным Владыке на всякое доброе дело» (2Тим. 2:20–21). Эти слова св. Апостола одинаково приложимы как к живым, так и к умершим людям.

16) Сектант: Почему не все святые прославлены одинаковым нетлением их тел и почему тела одних святых истощают миро, а других нет?

Объяснение православного: Потому, что так угодно Богу. Одних Своих угодников Он прославляет еще при их жизни на земле большими, других меньшими дарами чудотворений; и после их смерти – одних большим, других меньшим нетлением их тел; одним дарует большую, другим меньшую силу чудотворений. «Дары различны, учит св. Апостол, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех; но каждому дается проявление Духа на пользу... Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор. 12:4–7).

Церковь почитает святыми и таких угодников Божиих, от которых вовсе не осталось мощей, но которые признаны ею святыми по обилию тех чудес, какие совершаются ими прибегающим к их помощи верующим христианам.

17) Сектант: Зачем мощи святых разделяют на части и распределяют их по церквам различных мест, не унижают ли этим мощи святых?

Объяснение православного: Нисколько! Все верующие христиане желают иметь в своих храмах хотя частицы св. мощей, которые и получают, с разрешения высшей церковной власти. Но главное это то, что по обычаю, существующему в Церкви от первых веков ее, божественная литургия совершается непременно на святых останках, влагаемых в особый плат, называемый антиминсом, почему и освящение храма не может быть совершено без св. мощей или их частиц, согласно следующему постановлению 7 Вселенского Собора: «Аще которые честные храмы освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою. Аще же отныне обрящется некий епископ, освящаюший храм без святых мощей, да будет извержен, яко преступивший церковныя предания» (Прав. 7-ое).

18) Сектант: Πочему не все получают помощь и исцеление от св. мощей?

Объяснение православного: Потому, прежде всего, что не все этого заслуживают по своей вере и делам. О Христе Спасителе говорится, что Он, прийдя в Свое отечество, «не мог совершить там ни одного чуда» (Мк. 6; 5). Не мог, конечно, не потому, что был бессилен, а потому, что неверовавшие Иудеи не достойны были видеть Его чудеса, как это и поясняет евангелист Матфей, говоря: «и не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф. 13:58). Подобно неверующим Иудеям, и сектанты хотят всегда видеть знамения и чудеса от св. мощей, которых они не почитают за святыню, но к ним приложимы слова Христа, сказанные Иудеям: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дается ему» (Мф. 16:4): «по вере вашей да будет вам» (9:29). Не только неверующий, но даже «сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1:6–7).

II. Вопросы и ответы православного

1) Откуда из св. Писания видно, что останки святых после их смерти сохраняются в земле нетленными?

«Процветут, говорит премудрый Сирах, кости праведных от места своего» (Сир. 49:12). Бог «хранит все кости его (праведника), ни одна из них не сокрушится» (Пс. 33:21). Во время смерти на кресте Спасителя «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов, по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» (Мф. 27:52–53).

2) Почему тела святых угодников Божиих остаются после их смерти нетленными?

Потому, – что еще при жизни святых угодников Божиих на земле не только в их душах, но и в телах, всегда обитал Св. Дух Божий, не оставляющий их Своею благодатию и после их смерти: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имете вы от Бога?» (1Кор. 6:19–20).

3) Откуда видно, что мощи святых чтились верующими?

Из тех мест св. Писания, где говорится, что Евреи вынесли из Египта тело патриарха Иакова и с великим торжеством похоронили его в земле Ханаанской (Быт. 50:1–13), – что Моисей взял с собою, при выходе из Египта, кости патриарха Иосифа (Исх. 13:19), – что благочестивый царь Иосия, осквернив вынутые из могил кости впавших в идолопоклонство Иудеев, в то же время повелел сохранить могилы «человека Божия» и пророка из Самарии (4Цар. 23:1–18).

4) Откуда видно, что Господь творил великие чудеса чрез мощи святых угодников Божиих?

Из следующих мест св. Писания: «Илия сокрыт был вихрем, – и Елисей исполнился духом его; ничто не одолело его; и, по успении его, пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти были дивны дела его» (Сир. 48:12–15).

«И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4Цар. 13:20–21).

5) Откуда видно из св. Писания, что чрез одежды не только Христа, но и святых угодников Божиих, творились великие чудеса, и что даже тень падающая от ап. Петра, исцеляла больных, мимо которых он проходил?

Об исцелениях от одежды Христа читаем в Евангелии следующее: «И приносили к Нему всех больных. И просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись» (Мф. 14:36 см. Лк. 8:43–48).

О милоти (верхняя одежда) пророка Илии говорится в Библии: «И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба (Илия и Елисей) посуху» (4Цар. 2:8 и 14).

Об одеждах св. Апостолов читаем: «Бог же творил не мало чудес руками Павла, так что на болъных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19:11–12).

«Выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5:15).

6) Почему не все получают исцеление и помощь от св. мощей?

По неверию или маловерию своему: «По вере вашей, сказал Христос, да будет вам» (Мф. 9:29). «Сомневающийся, говорит ап. Иаков» подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1:6–7).

О почитании св. мощей учили многие св. отцы Церкви от первых веков ее. Мы приведем хотя некоторые их свидетельства о прославлении Богом нетленных мощей и других святых останков и необходимости их почитания.

Св. Ефрем Сирин говорит следующее о мощах св. мучеников: «они и по смерти действуют, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительного владычества, ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Святаго Духа».

Св. Григорий Богослов говорит так о мучениках: «они прославляются великими почестями и празднествами, они прогоняют демонов, врачуют болезни, являются, прорекают; самые тела их, когда к ним прикасаются и чтут их, столько же действуют, как святые души их; даже капли крови и все, что носит на себе следы их страдания, так же действенны, как их тела».

Св. Иоанн Златоуст учит: «Не смотри на то, что лежит пред тобою нагое тело мученика, лишенное душевной деятельности, а смотри на то, что в нем присутствует иная сила, высшая самой души, – благодать Святого Духа, которая своими чудотворениями удостоверяет всех в истине воскресения. Ибо если мертвым и обратившимся в прах телом Бог сообщил силу большую, нежели у всех живых, то тем более Он даст им жизнь, лучшую прежней и блаженнейшую в день раздаяния венцов».

Св. Амвросий Медиоланский обращается к неверующим и сомневающимся с такою речью: «Ты скажешь мне: зачем почитаешь плоть (мучеников) истлевшую и разрушенную, о которой Бог не имеет уже никакого попечения? Но что, возлюбленные, сказано самою Истиною чрез пророка говорящаго: «честна пред Господом смерть преподобных Его» (Пс. 115:6), и еще: «мне же зело честни быша друзи Твои, Боже»(Пс. 138:17) Мы должны почитать рабов, тем более друзей Божиих, о которых говорится: «хранит Господь все кости их, ни едина от них сокрушится» (Пс. 33:21). Посему во плоти мученика я почитаю язвы, приятыя за имя Христово..., почитаю тело, учащее меня любить Господа и не бояться смерти за Него. И как не могут почитать верные то тело, которого боятся демоны, которое и довели они до казни, но которое прославляют во гробе? Итак, я почитаю то тело, которое почтил Христос мученичеством, которое имеет царствовать со Христом на небе»

Блаженный Иероним, опровергая заблуждение еретика Вигилянция, отрицавшего почитание св. мощей, пишет пресвитеру Рипарию: «Несчастный он человек и достойный слез во всех отношениях... Мы не почитаем твари более Творца, благословенного во веки. Но мы воздаем честь останкам мучеников, чтобы этим самым почтить Того, Чьи мученики... Неужели, в самом деле, нечисты останки Петра и Павла?... Неужели и тело Господа, положенное во гробе, было нечисто?... Если кости мертвых оскверняют прикасающихся к ним, то каким образом мертвый Елисей воскресил мертвого и тело, презираемое, по Вигилянцию, как нечистое, дало жизнь?...» (4Цар. 13:21).

Св. Геннадий Мессалийский пишет: «Верим, что телеса святых и останки блаженных мучеников должно почитать, как члены Христовы, а кто мыслит иначе, того почитаем не христианином, но (еретиками) Евномием и Вигилянцием».

Св. Иоанн Дамаскин учит: «Что Бог вселяется чрез ум и в тела святых, свидетельствует Апостол: «или не знаете, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?»... (1Кор. 6:19) Как же не почитать одушевленные храмы, одушевленныя жилища Божии?.. Владыка Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, которые источают многоразличныя благодеяния и изливают миро благовонное (Исх. 17:6)... Чрез мощи святых изгоняются демоны, отражаются болезни, врачуются немощные, прозирают слепые, очищаются прокаженные, прекращаются искушения и скорби, и всякое благое деяние от Отца светов нисходит на тех, которые просят с несомненною верою» (Иак. 1:17).

Седьмой Вселенский Собор, чтобы навсегда укрепить почитание св. мощей, существовавшее в Церкви Христовой от первых веков ее существования, постановил чтить их так же, как св. Евангелие, св. Крест и св. иконы, под угрозою низложения из сана епископов и пресвитеров и отлучения от Церкви мирян, отвергающих почитание св. мощей.

Враги Церкви Христовой как раньше, в первые века христианства, так и теперь, особенно нападают на почитание христианами св. мощей. Они хорошо понимают, что великие, всенародно совершаемые чрез них Богом чудеса, каковых нет теперь ни в одном отступившем от православия сектантском обществе, лучше всего и самым наглядным образом пред целым миром свидетельствуют о том, что благодать Божия и ныне видимо проявляет себя в Церкви православной, всех ясно убеждая, что только в ней истина, только в ней и спасение.

«Будем же, скажем словами св. Иоанна Златоуста, постоянно приходить к ним (к угодникам Божиим), прикасаться к гробницам их и с верою обнимать их останки, дабы получить от них некоторое благословение»

«Может, поистине может приходящий сюда с верою получить великия блага, ибо не только тела, но и самыя гробницы святых исполнены духовной благодати. Если с Елисеем случилось, что мертвый, прикоснувшись к гробнице его, расторг узы смерти и снова возвратился к жизни; то гораздо более ныне, при обильнейшей благодати и большем действии Духа, прикасающийся к этой гробнице с верою может получить от нея великую силу. Бог для того и оставил нам мощи святых, чтобы расположить нас к подобной же ревности и дать нам надежное прибежище и утешение, в бедствиях, постоянно постигающих нас. Посему убеждаю всех вас, находится ли кто в унынии, или в болезнях, или в скорбях, или в каком-либо другом житейском несчастии, или в глубине грехов, пусть с верою приходит сюда, – и он избавится от всего этого и возвратится с великою радостию, получив облегчение совести от одного даже взгляда на сии мощи» 8.

III.

1) Человек создан для нетления, причиной тления – грех от диавола: Прем. 2:23–24.

2) Останки святых почитались еще в Ветхом Завете: Быт. 50:1–13. Исх. 13:19, как почитались и их могилы и памятники: 4Цар. 23:1–18. Мф. 23:29.

3) Тела христиан вообще, a св. угодников Божиих в особенности суть «члены Христовы», они «храмы живущего в них Св. Духа»: 1Кор. 6:15 и 17. Ин. 6:56. 1Кор. 6:19–20.

4) Тела святых сохраняются нетленными: Сир. 49:12. Пс. 33:21. 4Цар. 13:20–21. Мф. 27:52–53.

5) Господь творит чрез мощи святых великие чудеса: Сир. 48:12–15. 4Цар. 13:20–21.

6) Как чрез одежду Христа, так и чрез одежду Его друзей, святых угодников Божиих, творились великие чудеса: Мф. 14:36. 4Цар. 2:8 и 14. Лк. 8:43–48. Деян. 19:11–12.

7) Даже тень aп. Петра подавала исцеление больным: Деян. 5:15.

Тем более могут совершатъся, и действительно всенародно совершаются, великие чудеса от мощей св. угодников, «друзей» Божиих.

* * *

8

Свидетельства св. отцов Церкви взяты из книги «Опыт Прав. Догм. Бог.» Еп. Сильвестра, т. 5, стр. 176–201.


Источник: Сборник 17-ти главнейших противосектантских бесед / М.А. Кальнев. - Одесса : тип. Епарх. дома, 1913. - [2], 381 с.

Комментарии для сайта Cackle