Беседа Спасителя о разрушении Иерусалима, кончине мира и последнем суде (Мф.24–25)
Глава 24
| Мф.24:32–33. От смоковницы же научитеся притчи: егда уже ваия ея будут млада, и листвие прозябнет: ведите, яко близ есть жатва. Тако и вы, егда видите сия вся, ведите, яко близ есть, при дверех. | Мф.24:32–33. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья; то знаете, что близко лето. Так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях. |
От смоковницы: Господь изрекал это пророчество на горе Елеонской, на которой росли не только оливковые, но и смоковничные (фиговые) деревья, так что предмет подобия может быть находился пред глазами. Возьмите подобие: или пример. «Он привел в пример смоковницу не столько для означения времени, ибо мог бы означить оное и другим образом, сколько для подтверждения того, что Его предсказание непременно сбудется. Ибо как необходимо быть первому, так равно и последнему» (Злат.). Когда увидите все сие: все те предзнаменования пришествия Его на суд над Иерусалимом и второго пришествия на суд мира всего, о коих выше говорил Спаситель. Близко, при дверях: первые из указанных предзнаменований (Мф.24:5–22) будут непосредственно предшествовать разрушению Иерусалима: за последними (Мф.24:24–30) скоро будет, не замедлит второе пришествие Господа.
| Мф.24:34–35. Аминь глаголю вам: не мимо идет род сей, дóндеже все сие будут Небо и земля мимо идет, словеса же Мои не мимо идут. | Мф.24:34–35. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет. Небо и земля прейдут; но слова Мои не прейдут. |
Не прейдет род сей и пр.: не умрет поколение настоящее. Разрушение Иерусалима действительно было на глазах еще того поколения, коему проповедовал Господь (лет около 36 спустя после произнесения сего пророчества, в 70 г. по Р. Хр.). Относя же слова сии ко второму пришествию Св. Златоуст так толкует их: что́ он разумеет под словами – все сие? То, что случилось с Иерусалимом, – войны, голод, мор, землетрясение, появление лжехристов, лжепророков, повсеместное распространение Евангелия, мятежи, раздоры и все, что, как мы сказали, должно случиться до Его пришествия (второго). Как же Он сказал: не прейдет род сей? Здесь говорится не о роде тогда жившем, но о роде верных; ибо род означает не только время, но и образ религии и жизни. Так сказано: сей род ищущих Господа (Пс.23:6)... Все сие непременно сбудется, а род верных пребудет и не прервется ни от одного из вышеозначенных бедствий. Разрушится Иерусалим и погибнет большая часть Иудеев, но ничто не преодолеет сего рода, ни голод, ни мор, ни землетрясение... ни другие подобные сим искушения» (Злат. ср. Феофил). Небо и земля прейдут и пр.: утверждение непреложности изреченного пророчества. Видя из истории, как точно исполнилось пророчество Христово о разрушении Иерусалима и бедствиях, сопутствовавших ему, никто не может сомневаться и в том, что также точно исполнится пророчество и о втором пришествии Его.
| Мф.24:36. О дни же том и часе никтоже весть, ни Ангели небеснии, токмо Отец Мой един. | Мф.24:36. О дне том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один. |
О дне том и часе: о дне и часе особенно второго пришествия Спасителя, а также – может быть о дне и часе разрушения Иерусалима. Общие признаки, предвозвещающие наступление сих событий, указаны Спасителем. Точно же дня и часа не благоволил открыть ученикам «для их же пользы» (Злат.), чтобы поддерживать в них постоянную бдительность духа и готовность встретить достойно учеников Христовых сии события. Ни Ангелы небесные: Ангелы приникают в тайны Божии, но не знают того, что им не открыто. Если же Ангелы не знают, то тем более не должны испытывать люди, как испытывали ученики, желая знать, когда именно это будет. Отец Мой один: Который положил времена и лета во своей власти (Деян.1:7). Из сего конечно не следует заключать, что и Сам Сын Господь Иисус не знает о сем. Говоря так, «Он только возбраняет ученикам не только знать, но и спрашивать о сем. Если бы это было не так, если бы в самом деле Сын Божий не знал о времени кончины, то когда же бы Он узнал оное? Вместе с нами? Но кто станет утверждать это? Он знал Отца так, как и Отец Сына, и ужели не знал о последнем дне? Сверх сего Дух испытует и глубины Божия (1Кор.3:10). А Сын будто бы не знал и времени суда? Он знал, каким образом должно судить, знал тайны каждого: возможно ли же, чтобы Он не знал того, что менее важно? Если все Им стало, и без Него ничего не было, то может ли быть, чтобы Он не знал оного дня? Если Он сотворил веки, то сотворил и времена; если сотворил и времена, то без сомнения сотворил и день. Как же Ему не знать сего дня, который Он сотворил?.. Нет, Он очень его знает» (Злат. ср. Феофил). «Итак умолчал Он о времени суда потому только, что не полезно было людям слышать о сем; ибо всегдашнее ожидание делает более ревностными в благочестии, а знание, что до суда еще долго, сделало бы более нерадивыми в благочестии, по надежде, что можно спастись, покаявшись в последствии. Да и возможно ли, чтобы Ведавший все, что будет до оного часа (ибо все сие сказал), не знал этого часа» (Вас. Вел.3:166)?
| Мф.24:37–39. Якоже бо бысть во дни Ноевы: тако будет и пришествие Сына человеческого. Якоже бо беху во дни прежде потопа, ядуще и пиюще, женящеся и посягающе, до негоже дне вниде Ное в ковчег, и не уведеша, дóндеже прииде вода и взят вся: тако будет и пришествие Сына человеческого. | Мф.24:37–39. Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына человеческого. Ибо как во дни перед потопом ели, пили, женились выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег; и не думали, пока не пришел потоп, и не истребил всех, так будет и пришествие Сына человеческого. |
Как было во дни Ноя: пришествие Христово сравнивается со временами Ноя, во-первых потому, что оно будет внезапно и неожиданно особенно для беспечных, так же, как тогда потоп; ибо время пришествия Христова определено только общими чертами; во-вторых потому, что нравственное состояние людей около времени второго пришествия будет подобно состоянию людей во времена того патриарха. Ели, пили, женились и пр.: вели обыкновенный образ жизни, как будто ничего особенного не должно случиться, что свидетельствует о беспечности и неверии, так как потоп был предсказан, как предсказано и пришествие Христово. И не думали и пр.: по неверию и беспечности, ибо должны были думать о сем те, которые знали о предсказанном потопе. «Как тогда некоторые смеялись над приготовлением ковчега, пока не пришла вода и не погубила всех, так и ныне некоторые смеются над словами о кончине; но внезапно, говорит Господь, придет день погибели» (Феофил).
| Мф.24:40. 41. Тогда два будет на селе: един поемлется, а другой оставляется. Две мелюще в жерновах: едина поемлется, и едина оставляется. | Мф.24:40. 41.Тогда будут двое на поле; один берется, а другой оставляется. Две мелющие в жерновах; одна берется, а другая оставляется. |
Двое на поле: на работе, при обычных занятиях. Один берется: слово это можно толковать в нескольких значениях; или – изъемлется от опасности бедствия, как Лот (ср. Лк.17:28–29); или – изъемлется из среды живых, похищается смертью; или – поемлется Ангелами, которых пошлет Мессия собрать избранных (Мф.24:31). Во всяком случае выражение означает внезапность, неожиданность события. Другой оставляется: выражается понятие, противоположное понятию – берется. Две мелющие: на востоке мололи семена на ручных мельницах или жерновах, как и ныне еще есть обычай. Жернова устроялись из двух камней, из коих нижний – неподвижный, а верхний приводили посредством особенной рукояти в движение, причем удобнее было молоть двоим. Эта работа производилась по преимуществу женщинами или низшими рабами (Исх.11:5; Иов.21:10; Ис.11:7; Суд.16:21). Смысл изречения тот же, что и предшествующего.
| Мф.24:42. 43. 44. Бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш, приидет. Сие же ведите, яко аще бы ведал дому владыка, в кую стражу тать приидет, бдел убо бы, и не бы дал подкопати храма своего. Сего ради и вы будите готови: яко, в оньже час не мните, Сын человеческий приидет. | Мф.24:42–44. Итак бодрствуйте, потому что не знаете в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор; то бодрствовал бы, и не дал бы подкопать дом свой. Потому и вы будьте готовы; ибо, в который час не думаете, придет Сын человеческий. |
Бодрствуйте: не спите духовно, не будьте беспечны, но будьте внимательны к признакам времен и всегда готовы к сретению Господа; а чтобы быть готовым, нужно вести добродетельную жизнь. Не зная точно времени пришествия Господа, а равно и смерти своей (ср. Феофил.), должно быть готовым на всякий час. В какую стражу: древние Иудеи все время ночи делили на три части, называвшиеся стражами, по четыре часа в каждой. О первой или начальной страже (по нашему счету от 6 часов вечера до 10 часов вечера) упоминается в книге Плача Иеремии (Иер.2:19); о второй или средней страже (по нашему от 10 часов вечера до 2 часов утра), упоминается в книге Судей (Суд.7:19); о третьей или утренней (по-нашему от 2 часов до 6 часов утра) упоминается в книге Исход (Исх.14:24). Но во времена жизни Спасителя Иудеи, по примеру Римлян, разделяли ночь на четыре стражи, по три часа в каждой: первая (по нашему счету) с 6 до 9 часов вечера; вторая с 9 до полуночи; третья с полуночи до 3 часов утра, и четвертая с 3 до 6 часов утра. Название этих подразделений ночи стражами произошло вероятно от обычая ставить во время войны в городах и лагерях часовых солдат, которые сменялись прежде три раза в продолжение ночи, а потом у Римлян, со времен Помпея, четыре. Придет вор: пришествие Господне нередко сравнивается с пришествием вора по неожиданности и внезапности (ср. 2Пет.3:10; 1Сол.5:2; Апок.3:3,16:15). Будьте готовы к сретению Господа во всякое время, хотя и не знаете, или именно потому, что не знаете точно, когда именно, в какой день и час Он придет. Он может придти в такое время, когда вы и не думаете.
| Мф.24:45–47. Кто убо есть верный раб и мудрый, его же поставит господин его над домом своим, еже даяти им пищу во время их; Блажен раб той, его же, пришед господин его, обрящет тако творяща. Аминь глаголю вам: яко над всем имением своим поставит его. | Мф.24:45–47. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, пришедши, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. |
Притча о верном и нерадивом приставниках или рабах (Мф.24:45–51) имеет целью еще более напечатлеть в душе учеников мысль о необходимости бодрствования в ожидании пришествия Христова, указывая наглядно на следствия бдительности одного и нерадивости другого. Верный и благоразумный: «от раба требуются две вещи – благоразумие и верность (ибо грех бывает также и от неразумия); он называется верным за то, что из достояния господина своего ничего не утаил себе и ничего не расточил напрасно и без цели, а благоразумным потому, что умел употребить вверенное ему достояние надлежащим образом. И нам нужны также верность и благоразумие, как для того, чтобы не присваивать себе, что принадлежит Господу, так и для того, чтобы сделать приличное употребление из дарованного. Если одного качества нет в нас, то и другое несовершенно» (Злат. ср. Феофил.). Господин поставил над слугами: из сих слов видно, что наставление Господа ближайшим образом относится к предстоятелям церкви Его, которые суть по преимуществу служители Его, приставленные к дому Его для раздаяния членам сего дома потребных им даров духовных (1Сол.5:12–13; 1Кор.3:5, 4:1–2, 12:28; Ин.21:15–17; Деян.20:28). «Впрочем сие относится не к одним учителям, но сказано о всех обязанностях, на каждого возлагаемых. Сия притча может относиться и к гражданским начальникам, ибо каждый должен употреблять дары свои на пользу общую. Одарен ли ты премудростью, или вручена тебе власть, богат ли ты, или имеешь что-либо другое, ты не должен употреблять даров своих во вред собратий своих, или для собственной погибели» (Злат. ср. Феофил.). Над всем имением поставит его: не только над слугами своими, но и над всем имением. Сим выражается понятие о чести и славе, какой будут удостоены верные исполнители закона Христова, имеющие соцарствовать Ему в царстве Его (ср. 25, 21 и дал. Лк.19:17 и дал.).
| Мф.24:48–51. Аще ли же речет злый раб той в сердце своем, коснит господин мой приити: и начнет бити клевреты своя, ясти же и пити с пияницами: приидет господин раба того в день, в оньже не чает, и в час, в оньже невесть: и растешет его полма, и часть его с неверными положит: ту будет плач и скрежет зубом. | Мф.24:48–51. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой; и начнет бить товарищей своих, и есть и пить с пьяницами: то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. |
Раб тот, которого господин, на время отсутствия своего, поставил над слугами своими (Мф.24:45). Скажет: не скоро прийдет и пр.: причина дурных поступков этого раба – не столько неизвестность дня, в который воротится господин, сколько та, что он «худой раб. Ибо, почему такая же мысль не пришла на ум рабу благоразумному и верному» (Злат.)? Бить товарищей и пр. поступки, показывающие злость души и развратность, а равно и нерадивость, забвение, что он непременно должен отдать отчет в поступках своих господину своему, который рано ли, поздно ли, но непременно придет и узнает поведение его. Рассечет его: казнь употреблявшаяся на востоке как у Евреев (1Цар.15:36; 2Цар.12:31; 3Цар.3:25; Евр.11:37), у Халдеев (Дан.2:5, 3:29), у Египтян и отчасти у Римлян. Рассекали тело пополам сверху донизу или мечом, или пилой. Выражение это означает вообще, что нерадивый и злой раб подвергнут будет господином своим тяжким мучениям. Одной участи с лицемерами: слово взято от комедиантов, которые играют известные роли, выражая при сем мысли и чувства не свои, а того лица, роль которого разыгрывают. Оно означает вообще тех людей, которые в религиозно-нравственном отношении показываются людям не таковыми, каковы они на самом деле, а лучше; представляются религиозными и благочестивыми, тогда как на самом деле они не таковы. Таково было по большей части благочестие фарисеев, почему Спаситель и называл их часто лицемерами. В настоящем случае они представляются людьми самыми дурными, подлежащими тяжким наказаниям. Плач и скрежет: ср.25, 30. Это есть образ будущих мучений для тех, кто не удостоится получить блаженство в царстве Христовом. «Если человек, которому вверено распоряжение каким-либо даром, пренебрегает им, не боится будущего суда и говорит в сердце своем: господин мой медлителен, т.е. не тотчас вознаграждает и не скоро наказывает, – и долготерпением Божиим пользуется на зло, бьет сослужителей своих, т.е. соблазняет их (ибо подчиненные, замечая за начальниками дурное употребление данных им от Бога прав, соблазняются и портятся), то Господь рассечет его, т.е. лишит полученного им дара, и оставит его таким, каким он был, и будет он ввержен во тьму кромешную» (Феофил.).
Глава 25
| Мф.25:1. Тогда уподобися царствие небесное десятим девам, яже прияша светильники своя, и изыдоша в сретение жениху. | Мф.25:1. Тогда подобно будет царство небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли на встречу жениху. |
Тогда, в тот день, когда Господь придет на суд. Царство небесное: выражения – царство небесное, царство Божие, царство Христово – встречаются часто в книгах Новозаветных и означают в сущности одно и то же – царство Мессии на земле и на небесах, царство благодати на земле в церкви Христианской и царство славы на небесах, первое – как начало, второе – как полное совершение и окончание. Здесь царство небесное употреблено в смысле церкви Христовой на земле. Подобно десяти девам: при пришествии Христовом с членами церкви Его будет нечто подобное тому, что случилось с десятью девами и проч. Вышли на встречу жениху: пришествие Христово представляется под образом пришествия жениха в дом отца невесты во время брачных пиршеств. В продолжение семидневного, (когда выходила замуж девица и трехдневного – когда вдова) празднества, совершавшегося с большою торжественностью, по вечерам или ночам жених из дома отца своего провожал невесту в дом отца ее с возможною пышностью. Родители, родственники и друзья сопровождали их в большем числе; часть их сопровождала жениха, другая – вероятно родные и друзья невесты – выходила из дому встречать их. При этом употреблялись светильники для большей торжественности и чтобы освещать путь. Девы, имевшие встретить жениха с невестою в доме сей последней, не зная точно, когда придут ожидаемые, выходили заранее из дому и ожидали около него жениха с невестой. На востоке доселе сохранились некоторые из этих церемоний брачных пиршеств. «При таком браке Индусском, где и я был, говорит один миссионер, жених посещал свою невесту. В полночь, после того как прибытия его ждали часа два, или три, возвестили о прибытии его словами почти евангельскими: вот жених идет; выходите на встречу ему. Каждый спешил зажечь свой светильник, который держал в руках, и занять свое место в процессии. Многие растеряли свои светильники и некогда было искать их, потому что шествие приближалось к дому невесты. Все общество взошло на крыльцо, убранное и великолепно освещенное, где ожидали их другие родственники и друзья в лучших одеждах. Жених, несомый своими спутниками, помещен был на великолепном седалище посреди собрания. Чрез несколько времени все взошли в дом, двери которого были затворены вслед за тем и их охраняли сипаи. Я и другие со мною тщетно просили этих стражей – пустить нас туда. Никогда величественная притча Спасителя не поражала меня более, как в ту минуту, когда затворились двери» (у Barnes – в прим. к этому ст.). «Но почему Христос в этой притче представляет не просто какое-либо лицо, а дев? Он превознес девство, когда сказал: «есть скопцы, которые оскопили сами себя ради царства небесного, и могущий вместить да вместит (19, 11). Кроме того Ему известно было и высокое мнение многих о девстве, ибо оно по природе своей есть великое дело... Итак, поскольку девство есть дело великое и многие имеют о нем высокое понятие: то, дабы кто-либо, храня оное, не предался беспечности, так как бы уже все исполнил, и дабы не стал нерадеть о прочем, Иисус Христос приводит эту притчу, которая может убедить в том, что девство и все другие добродетели, чуждые дел милосердия, осуждаются» (Злат.).
| Мф.25:2–4. Пять же бе от них мудри, и пять юродивы. Юродивые же, приемше светильники своя, не взяша с собою елеа. Мудрые же прияша елей в сосудех со светильники своими. | Мф.25:2–4. Из них пять было мудрых, и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. |
Пять мудрых и пять неразумных: слова – мудрый и неразумный – употребляются здесь частнее в смысле – предусмотрительный и непредусмотрительный, так как первые девы взяли с собой довольно масла, чтобы в случае замедления жениха не угасли светильники их, а последние по непредусмотрительности не взяли столько. Под мудрыми девами разумеются все истинные христиане, готовые встретить пришествие Христово, имеющие при своей чистой и искренней вере и добрые дела; под неразумными же христиане более по имени, чем по душе, беспечные, непредусмотрительные, не имеющие добродетелей, а только вид добродетели. Что касается до числа – пять и пять, то оно не означает, что при пришествии Господнем будет равное число мудрых и неразумных: ибо не в том цель притчи, чтобы указать точно числа спасающихся и отверженных, а в том, чтобы возбудить к бодрствованию всех (Мф.25:13). Взяв светильники и пр.: «Светильниками называет здесь самый дар девства, чистоту святости, а елеем человеколюбие, милосердие и помощь бедным» (Злат.).
| Мф.25:5. Коснящу же жениху, воздремашася вся и спаху. | Мф.25:5. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. |
Жених замедлил: «показывает, что время замедления составит немалый промежуток времени и отдаляет от учеников мысль о скором пришествии царствия Божия. Так как они ожидали этого, то Он беспрестанно подавляет в них эту надежду» (Злат. ср. Феофил.). Задремали все и уснули: это не значит, что при втором пришествии Христовом все христиане уснут, т.е. окажутся не бодрствующими, беспечными, холодными к вере и невнимательными, а указывает лишь на постоянную обязанность христиан бодрствовать, быть готовыми к сретению Господа; – или же сон означает здесь смерть (ср. Феофил.).
| Мф.25:6. Полунощи же вопль бысть, се жених грядет, исходите в сретение его. | Мф.25:6. Но в полночь раздался крик: вот жених идет, выходите навстречу ему. |
В полночь: «это говорит Он или сообразуясь с притчею; или показывает, что воскресение случится ночью» (Злат.). Раздался крик: или со стороны сопровождавших жениха, или тех, которые вышли встречать его, но не спали, подобно уснувшим девам.
| Мф.25:7–9. Тогда восташа вся девы, тыя, и украсиша светильники своя. Юродивые же мудрым реша: дадите нам от елеа вашего, яко светильницы наши угасают. Отвещаша же мудрые глаголюще, еда како не достанет нам и вам: идите же паче к продающим, и купите себе. | Мф.25:7–9. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла; потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим, и купите себе. |
Поправили светильники: горевшие светильники до полуночи, конечно, должны были от нагару издавать слабый свет. Нужно было поправить их, и для того, чтобы свет был светлее, подлить в них масла. В это-то время у юродивых дев и оказался недостаток в масле, что свидетельствует о их непредусмотрительности, по которой они оказались не готовыми встретить жениха.
| Мф.25:10. Идущим же им купити, прииде жених: и готовыя внидоша с ним на браки, и затворены быша двери. | Мф.25:10. Когда же пошли они покупать, пришел жених и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. |
Готовые, вошли и пр.: вошли в дом невесты, где продолжалось брачное пиршество, и куда, по пришествии жениха, никого уже не впускали. Эти девы изображают тех христиан, которые приготовились войти в царство небесное верою во Христа, покаянием в своих грехах и делами благотворения. Двери затворились: никто уже не мог войти туда. Так, когда праведные войдут в царство небесное, оно заключится для всех других, и грешники не будут иметь входа туда.
| Мф.25:11. 12. Последи же приидоша и прочия девы, глаюлюще: Господи, Господи, отверзи нам. Он же отвещав, рече им: аминь глаголю вам, не вем вас. | Мф.25:11. 12. После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам, не знаю вас. |
Не знаю вас: не признаю вас истинными христианами; вы не принадлежите к числу тех, кои оказались готовыми войти в брачный пир царства небесного, и я не признаю вас своими. Выражение: знать кого – нередко на языке библейском означает любить, одобрять, считать своим другом или учеником (1Сол.5:12; 2Тим.2:19; Пс.1:6 и др.). Не знать значит осуждать, отвергать. «Когда Сам Христос сказал это, то остается ожидать не иного чего, как геенны и несносного мучения; даже эти слова страшнее самой геенны; они сказаны и делающим беззаконие» (Злат.).
| Мф.25:13. Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын человеческий приидет. | Мф.25:13. Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни, часа, в который придет Сын человеческий. |
Итак бодрствуйте: вот цель притчи – научить бодрствовать, быть готовыми встретить Господа, так как пришествие Его будет внезапное. Пришествие Господне для тех, кто не доживет до него в теле, есть час смертный (Злат.), вслед за коим настанет для души суд – готова ли она войти в царство Христово. По неизвестности сего часа и дня, христианину нужно быть крайне внимательным и осторожным, чтобы не настал этот час в то время, когда елей его веры и добрых дел истощится, и чтобы вследствие сего не лишиться ему царствия небесного.
| Мф.25:14. Якоже бо человек некий отходя призва своя рабы, и предаде им имение свое. | Мф.25:14. Ибо Он поступит как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. |
Притча о талантах (14–30) имеет целью показать, как будет Господь судить людей при втором пришествии Своем. Конечно, и на частном суде по смерти каждого, люди будут судимы по тому же закону правды Божией; но здесь продолжается речь собственно о последнем суде. Притча сия научает, что те, кто употребляет свои, Богом данные им, дарования, а равно и внешние блага в пользу себе и другим и во славу Божию, получат соответственное их усердию мздовоздаяние; а нерадивые будут наказаны. Бог поступит в сем случае подобно тому, как поступил в притче человек со своими рабами. Отправляясь в чужую страну: выражение образно означает отшествие Иисуса Христа от земли на небо и пребывание там (ср. 21,33), или то, что Он «долготерпит, не вдруг требуя от нас, но ожидая отчета» (Феоф.). Поручил им имение: дал каждому человеку известные душевные способности и духовные дарования, а равно и внешние блага, употребляя которые должным образом можно делать добро и себе и ближним во славу Божию.
| Мф.25:15. И овому убо даде пять талантов, овому же два, овому же един, комуждо противу силы его: и отыде абие. | Мф.25:15. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. |
Пять талантов (ср. 18, 24): около 10000 рублей – количество, образно означающее обилие душевных и духовных дарований, способностей и других благ, и следовательно высшую возможность делать много добра и себе и другим во славу Божию. Каждому по его силе: Бог дарует блага человеку зная, по предведению, сколько кому нужно, сколько кто может употребить в пользу. Потому установил разные должности и состояния в Церкви, как и в мире вообще, и соответственно сему сообщает разные дарования и блага (ср. 1Кор.4:7).
| Мф.25:16–18. Шед же приемый пять талант, дела в них, и сотвори другия пять талант. Такожде и иже два, приобрете и той другая два. Приемый же един, шед вкопа его в землю, и скры сребро господина своего. | Мф.25:16–18. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов. Точно также и получивший два таланта приобрел другие два. Получивший же один талант пошел и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего. |
Употребил их в дело: пустил в оборот и чрез то приобрел на них столько же. Так поступил и получивший два таланта. Эти два раба служат образом тех людей, которые употребляют дарованные им Богом блага на пользу себе и другим. «Удвояет данный ему дар тот, кто, получив или дар слова, или богатство, или власть, или иное какое знание и способность, приносит пользу не себе только, но старается быть полезным и для других» (Феоф.). Закопал его в землю и пр.: образ людей, не радеющих о дарованных им благах. Они часто делают это под тем предлогом, что не занимают видного места в обществе, что у них мало дарований и благ, что они не могут ничего делать и пр. т. под. Но Бог и не требует от малоодаренных того, чтобы они делали столько же, сколько богато-одаренные (ср. 2Кор.8:12); притом всякое положение в обществе само по себе почтенно, и всякий в самом уничиженном положении может много делать добра (2Кор.12:11–31). Не должно думать, что только малоодаренные пренебрегают своими дарами и благами; нет, так поступают и богато одаренные, и наоборот, малоодаренные иногда употребляют свои блага в пользу себе и другим во славу Божию (ср. Феоф.).
| Мф.25:19. По мнозе же времени прииде раб тех, и стязася с ними о словеси. | Мф.25:19. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. |
По долгом времени: указание на то, что пришествие Христово будет не так скоро, как предполагали сначала ученики (24, 3). Требует отчета в употреблении данного рабам, чтобы сообразно с их деятельностью наградить их, или наказать.
| Мф.25:20–23. И приступль пять талант приемый, принесе другия пять талант, глаголя: господи, пять талант ми еси предал: се другия пять талант приобретох ими. Рече же ему господь его: добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость господа твоего. Приступл же и иже два таланта приемый рече: господи, два таланта ми еси предал: се другая два таланта приобретох има. Рече же ему господь его: добре, рабе благий и верный, о мале ми был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость господа твоего. | Мф.25:20–23. И подошед, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб; в малом ты был верен; над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб; в малом ты был верен; над многими тебя поставлю; войди в радость господина твоего. |
Другие пять талантов, – другие два таланта: в притче указано количество приобретенного равное количеству данному для наглядности и круглоты чисел. В жизни не всегда так бывает; можно приобретать и более и менее, лишь бы приобретать, и награда не минует последовать за приобретенное. Худо, если вовсе не приобретать, а закопать талант, не употреблять на пользу себе и другим. Над многим тебя поставлю: для верного прислужника в доме награда, когда хозяин доверяет его заведыванию и распоряжению большую часть хозяйства своего, чем какая была прежде в его распоряжении; вместе с тем ему оказывается более почестей, благосостояние или счастье его – образ будущего блаженства – увеличивается. Так и в наградах за доброе употребление богодарованных благ. Войди в радость господина твоего: радость господина о том, что его имение употреблено верными рабами хорошо и благосостояние хозяйства тем улучшено. В приложении к христианам слова сии означают, что сделавшие доброе употребление из даров и благ, Богом данных приимут по пришествии Христовом великие почести, сообразно с их добродетелями, на небе, будут блаженствовать со Христом, соцарствовать Ему, как сонаследники славы Его (ср. Мф.25:34, 1Ин.2:28; Рим.8:17). «Сими словами показывается полное блаженство» (Злат.).
| Мф.25:24. 25. Приступль же и приемый един талант рече: господи, ведех тя, яко жесток еси человек, жнеши, идеже не сеял еси, и собираеши, идеже не расточил еси: и убоявся, шед скрых талант твой в земли: и се имаши твое. | Мф.25:24. 25. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел, и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. |
Ты человек жестокий: так ленивые и грешные обыкновенно Бога представляют жестоким и несправедливым, не имея по греховности своей чувства сыновства своего пред Богом. Жнешь, где не сеял и пр. образное (взятое от земледельца) подтверждение грешником того, будто Бог не только жесток, но и несправедлив, берет то и там, что и где не принадлежит Ему. Убоявшись: чтобы пустив в оборот талант, не потерять вовсе его и не потерпеть за то наказания от тебя, скрыл и вследствие сего ничего не приобрел на него. Это очевидно только предлог, что убоявшись скрыл; истинная же причина – беспечность и леность (Мф.25:26). «Называя господина жестоким, раб осуждает самого себя. Ибо если господин жесток, как говорит раб, то рабу надлежало более стараться и страшиться, как имеющему жестокого и немилостивого господина, потому что если он требует чужого, то тем более потребует своего». (Феофил.).
| Мф.25:26. 27. Отвещав же господин его рече ему: лукавый рабе и ленивый: ведел еси, яко жну, идеже не сеях, и собираю, идеже не расточих. Подобаше убо тебе вдати сребро мое торжником: и пришед аз взял бых свое с лихвою. | Мф.25:26. 27. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю где не рассыпал. Посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим; и я, пришед, получил бы мое с прибылью. |
Лукавый: лукавство свое раб обнаружил тем, что хотел обмануть своего господина, указав не на ту причину, по которой действительно он скрыл талант свой. В этом лукавстве обнаружилась вместе и злость раба: ибо он приписывает господину своему, чтобы только оправдать себя, такие дурные качества, которых в нем вовсе нет – жестокость и любостяжательность, соединенную с насилием и алчностью. Ленивый: леность раб обнаружил тем, что не хотел употребить в дело вверенный ему талант. Ты знал и пр.: господин сими словами не подтверждает того, что он действительно таков, как сказал раб, а только собственными же словами раба хочет осудить его. Смысл таков: если ты думаешь, что я действительно жесток, жну, где не сеял и собираю, где не рассыпал: то и в таком случае надлежало тебе и пр. Т.е. если не из любви ко мне, владыке твоему, то по крайней мере из страха, что я жестоко взыщу с тебя, ты должен был не скрывать данное тебе, а приумножить. Отдать торгующим: если самому своею собственною деятельностью лень было приумножить данное, то отдал бы оное по крайней мере за известные проценты торгующим и капитал умножился бы сам собою, без твоего участия, хотя и не столько, сколько мог увеличиться при твоей деятельности рачительной и благоразумной.
| Мф.25:28–30. Возмите убо от него талант, и дадите имущему десять талант. Имущему бо везде дано будет, и преизбудет: от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него. И неключимаго раба вверзите во тьму кромешную: ту будет плач и скрежет зубом. Сия глаголя возгласи: имели уши слышати да слышит. | Мф.25:28–30. Итак возьмите у него талант, и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у не имеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов. (Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!) |
Всякому имеющему дастся и пр.: кто делает доброе употребление из своих благ, тот приумножает их, а беспечный и нерадивый теряет и то, что имеет; то малое, что есть у него, переходит в руки рачительных и деятельных. Например: «кто получил дар слова и учения для пользы других и не пользуется им, тот погубляет самый дар. Напротив, тот усугубляет его, кто радеет о нем, между тем как тот теряет и то, что получил. (Поскольку не упражняясь и не заботясь умножать дарование, теряет его, хотя по-видимому и имеет его, ибо погубил его своею леностью и небрежением – Феофил.)». – «Итак никто не должен говорить: я имею один талант и ничего не могу сделать. Можешь и с одним быть благотворителем. Ты не беднее той вдовицы, не ниже по званию Петра и Иоанна, которые были из простого народа и необразованные... Потому-то Бог дал нам и дар слова, и руки и ноги, и крепость телесную, и ум и разумение, дабы все это употребляли мы для собственного нашего спасения и для пользы ближнего». (Злат.). А негодного раба и пр.: образ будущих мучений для тех, кто лишится блаженства в царстве Христовом. Образ взят от пира или вечери, как они происходят на востоке, особенно в холодные вечера. Холод и темнота окружающая – противоположность светлой и теплой комнате, где происходила вечеря. Гостей чем-либо виновных выводили из комнаты вечери и оставаться во тьме и на холоде в то время, когда другие в тепле и свете веселились, было для них конечно очень неприятно; представляется, что они плачут и скрежещут зубами от досады и холода. Эта тьма кромешная или внешняя, т.е. находящаяся вне (кроме) комнаты пира, плач и скрежет зубовный лишившихся веселия этого пира, и представляется образом вечных мук грешников во аде. – Итак по смыслу притчи: 1) все рабы Божии, все христиане получают от Бога разные дары и блага и не в одинаковой мере; 2) их обязанность употреблять сии дары и блага во благо себе и другим во славу Божию; 3) потому, кто как употреблял их, они будут судимы в пришествии Христовом; употребившие во благо будут награждены, не употребившие – наказаны.
| Мф.25:31. Егда же приидет Сын человеческий в славе своей, и вси святии Ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы своея. | Мф.25:31. Когда же придет Сын человеческий во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своей. |
Когда же придет Сын человеческий: речь о втором славном и страшном пришествии Господа на всемирный суд при конце мира. Во славе Своей: в Своем прославленном теле, с величием и славою, каковая подобает Ему, как царю всей вселенной (Деян.1:11; Еф.1:20–22; 1Сол.4:16; 1Кор.15:24–52). Все святые Ангелы с Ним: и все Ангелы и все народы – какое великолепное зрелище, и какой страх для грешников, имеющих быть осужденными, и какая слава для оправданных пред лицем всего мира, Ангелов и человеков! Сядет на престоле славы: на славном престоле. Выражение означает, что Господь явится как Царь и Судия вселенной; образ взят с обыкновения царей восседать на особенном троне в особенно важных и чрезвычайных случаях. «Ныне он явился в бесславии, поношении и поругании, а тогда сядет на престоле славы Своей. И часто упоминает о славе. Так как приблизилось тогда время крестной смерти Его, которая считалась поносною казнью: то по сей причине Он возводит ум слушателя к высшему, представляя взору его судилище и всю вселенную пред Ним» (Злат.).
| Мф.25:39. И соберутся пред Ним вси язы́цы, и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ. | Мф.25:32. И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. |
Все народы: христиане из всех народов, ибо «об одних только христианах здесь речь» (Еф. Зигаб.), что видно как из слов Иисуса Христа осуждаемым и оправдываемым, так и из их ответов. Следовательно здесь изображается только одна часть всемирного суда – над христианами; другая часть – суд над нехристианами кратко изображается св. Апостолом Павлом (1Кор.15:23, 6:2). Пред пришествием Христовым будет всеобщее воскресение, оставшиеся же в живых мгновенно изменятся в сообразность состоянию воскресших (1Сол.4:16–17; 1Кор.15:52–54). Овец от козлов: овцы здесь представляют праведников, так как они служат образом невинности и простоты (Ин.10:7–14, 15, 16–27; Пс.99:3, 73:1), а козлы – осуждаемых, так как они служат образом нравственных качеств недобрых (ср. Иез.34:17). «Наименованиями показывает их внутренние расположения, называя одних козлищами, а других овцами и показывая сим, что первые не приносят никакого плода (ибо от козлов не может быть ни малого плода), а последние приносили обильный плод, ибо овцы приносят большую пользу тем, что дают волну, молоко, ягнят, чего вовсе не доставляет козел. Впрочем бессловесные животные не приносят плода или приносят оный по своей природе, а люди по произволу» (Злат. ср. Феофил.).
| Мф.25:33. И поставит овцы одесную, а козлища ошуюю | Мф.25:33. И поставит овец по правую сторону, а козлов по левую. |
По правую сторону, по левую; правая сторона – место почетное, назначаемое людям особенно близким (Еккл.10:2; Пс.109:1; Еф.1:20; Деян.2:25–33); левая сторона – место менее почетное; здесь – место осуждаемых (ср. Иез.10:2).
| Мф.25:34. Тогда речет Царь сущим одесную Его: приидите благословенни Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира.и | Мф.25:34. Тогда скажет Царь тем, которые по правую руку Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. |
Благословенные Отца Моего: благословенные Богом или удостоившиеся благословения Бога Отца. Наследуйте царство: «Он не сказал: приимите, но наследуйте как свое собственное, как отеческое, как ваше, как от века вам принадлежащее» (Злат. ср. Феофил.). Христиане часто в новом Завете называются наследниками обещанных благ, как истинные дети Божии, которым принадлежат блага, уготованные Богом людям (Рим.8:17; Гал.4:6–7; Евр.1:14; 1Ин.3:2). Уготованное вам от создания мира: Бог от вечности предвидел действия людей и соответственно им от вечности же определил им и воздаяние за них, за добрые – царство, за злые – мучения, что приведется в исполнение окончательно на последнем суде (ср. Рим.8:29–30; Еф.1:4–11; 2Сол.2:3; 1Пет.1:2; Ин.6:37). Сложение мира берется здесь в смысле понятия вечности, как начало бытия всех существ.
| Мф.25:35.36. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене. Наг и одеясте Мя: болен, и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне. | Мф.25:35. 36. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня. Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. |
Ибо алкал я и пр.: царство небесное наследуют праведники за добрые дела, именно дела любви и милосердия к ближним (Я: ср. прим. к Мф.25:40). О вере не упоминается: ибо она уже предполагается самыми делами любви, которые суть плоды веры (Ин.13:35; 1Кор.13:1 и дал.) и без которых вера одна не оправдывает человека; так как без них она мертва (Иак.2:17; Гал.5:6). Алкал Я: когда у меня не было хлеба, вы подали мне милостыню и Я напитался ею. Был странником: на востоке, где гостиницы были очень редки, а путешествие было особенно утомительно по жаркому климату, гостеприимство считалось особенно важною добродетелью (ср. Быт.18:1–8; Евр.13:2). Был наг: дурно одет, бедно, недостаточно для прикрытия тела от жара или холода; таковые у Евреев назывались нагими (ср. Деян.19:16; Иак.2:5; Иов.22:6; Ис.58:7).
| Мф.25:37–39. Тогда отвещают ему праведницы, глаголюще: Господи, когда Тя видехом алчуща, и напитахом; или жаждуща, и напоихом; когда же Тя видехом странна, и введохом; или нага, и одеяхох; когда же Тя видехом боляща, или в темнице, и приидохом к Тебе. | Мф.25:37–39. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? |
Праведники скажут и пр.: вопросы, обращенные праведниками к Господу, свидетельствуют о их смирении и сознании своего недостоинства. Они исповедуют смиренно, что недостойны тех похвал и наград, которые им даруются, что они мало сделали сравнительно с тем, что они должны были сделать по их собственному сознанию. Таков вообще закон нравственного усовершенствования, что чем более человек усовершается, тем более сознает ничтожность своих совершенств, и стремится все к большему и большему.
| Мф.25:40. И отвещав Царь речет им: аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий моих меньших, Мне сотвористе. | Мф.25:40. И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: поскольку вы сделали сие одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне. |
Сих братьев моих меньших: Господь удостаивал истинных последователей своих называть своими братьями, как близких Ему по духу, по расположениям, по страданиям (ср. Евр.2:11). Меньших: бедных, несчастных, угнетенных, смиренных. «Потому они братья, что уничижены, что нищи, что отвержены; таковых Он в особенности призывает в свое братство, т.е. незнаемых, презираемых» (Злат. ср. Феофил.). Сделали Мне: единение Господа с истинными Его последователями есть самое тесное (ср. Ин.15:4–6; Еф.5:23–32; 1Кор.6:15) единение веры и любви, духа и действий. Потому сделанное ближним или Его последователям Он относит к Себе и награждает как бы за сделанное Ему Самому (ср. 10, 40–42).
| Мф.25:41–45. Тогда речет и сущим ошуюю Его, идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его. Взалкахся бо, и не дасте Ми ясти: возжадахся, и не напоисте Мене: Странен бех, и не введосте Мене: наг, и не одеясте Мене: болен, и в темнице, и не посетисте Мене. Тогда отвещают ему и тии, глаголюще: Господи, когда Тя видехом алчуща, или жаждуща, или странна, или нага, или больна, или в темнице, и не послужихом Тебе; Тогда отвещает им, глаголя: аминь глаголю вам, понеже не сотвористе единому сих меньших, ни Мне сотвористе. | Мф.25:41–45. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: поскольку вы не сделали сего одному из сих меньших; то не сделали Мне. |
Проклятие: понятие проклятия противоположно понятию благословения; проклятые – лишенные даров благословения и осужденные на бедствия и мучения (Быт.3:14, 17). Огонь вечный: огонь изображает высшую степень мучения, так как казнь огнем (сожжение) есть самая жестокая казнь. Этот образ заимствован без сомнения от огня долины Генномской. Уготованный диаволу и ангелам его: не для людей назначено было сие мучение, но для возмутившихся против Бога духов злых с их князем (Иуд.6; Апок.12:8–9), которые сеют всяческое зло в роде человеческом. Но поскольку грешники по своим грехам делаются как бы участниками того же зла, которым одержимы злые духи, то они осуждаются и на те же мучения, как и злые духи (Злат. ср. Феофил.).
| Мф.25:46. И идут сии в муку вечную: праведницы же в живот вечный. | Мф.25:46. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. |
В муку вечную: мучение осужденных будет вечное, нескончаемое, точно так же, как будет вечно – нескончаемо блаженство праведников (ср. Мк.16:16; Лк.16:26; Ин.3:36; 2Сол.1:7–9; Апок.14:11; Пс.9:17; Ис.33:14).
А. М. Л.
