Архиепископ Михаил (Мудьюгин)

28 февраля 2000 года на 88-м году жизни почил о Господе проживавший на покое в Санкт-Петербурге Владыка Михаил (Мудьюгин), бывший архиепископ Вологодский и Великоустюжский. Родившись 12 мая 1912 года в Петербурге, Владыка стал свидетелем почти всех трагических событий XX века. В детстве он впитал семейный уклад жизни дореволюционной России, всю свою сознательную, наиболее активную часть жизни прожил в России советской, и кроме того, Господь дал ему возможность при кончине (а умирал он при абсолютной ясности сознания) переосмыслить все прожитое с точки зрения человека, увидевшего крушение горделивых замыслов безбожников.

Владыка Михаил родился в благочестивой семье служащего. Уже в раннем отрочестве, возрастая при храме, он пел и читал на клиросе, прислуживал в алтаре и до последних дней сохранил яркие впечатления, под воздействием которых формировалась его верующая душа. Воцерковление будущего архипастыря началось уже в раннем детстве, когда его мать Вера Николаевна посещала вместе с ним Александро-Невскую лавру, продолжилось при храме Святителя и Чудотворца Николая на Песках (Барградское подворье в Петербурге), а затем в Свято-Андреевском Старо-Афонском подворье в Петербурге.

В 1929 году будущий епископ Русской Православной Церкви окончил среднюю школу и поступил на завод «Красный путиловец» в качестве разнорабочего. Это давало право продолжать образование, и в 1933 году Михаил Мудьюгин окончил вечернее отделение Института иностранных языков. Но работая на заводе, он, как человек неординарных способностей, заинтересовался теплотехникой и стал сначала лаборантом, потом техником, конструктором и инженером. К 1946 году он заочно окончил энергетический факультет Института металлопромышленности, а с 1953 по 1957 годы, получив звание доцента, преподавал теплотехнику в Ленинградском Горном институте.

Эти успехи были достигнуты только благодаря необычайно кропотливому труду и, главное, с помощью Божией. Господь оберегал и хранил его в то нелегкое время. В 1930-е годы, не получив прописки в Ленинграде, Михаил Николаевич Мудьюгин вынужден был уехать на Урал, потом самовольно вернулся и был выслан в административном порядке за «сотый километр», как тогда говорили. В те годы он поселился со своей женой в Новгороде и работал теплотехником на Чудовском заводе «Красный фарфорист». Только с началом войны ему удалось выхлопотать себе разрешение проживать в Ленинграде.

Все эти трудные годы мирской жизни для глубоко верующего человека сопровождались тяжелыми размышлениями о судьбах родной для него Русской Православной Церкви. Еще будучи юношей, он был арестован за участие в религиозном кружке. К счастью, в тюрьме он просидел только один месяц. Но тяжелые размышления о, казалось бы, абсолютной гибели Церкви в России в эти мрачные годы безбожия заставляли иногда даже сомневаться в истинности слов Спасителя: ...созижду церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей (Мф. 16, 18). И как он сам вспоминал, лишь мысль о том, что Церковь Христова существует не только в России, могла успокоить его и укрепить веру в непоколебимость евангельских истин.

Служить Церкви Христовой в священном сане Владыка Михаил мечтал с детских лет, но только в 1955 году он получил благословение стать священником от митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова). Под руководством протоиерея Михаила Гундяева, известного и уважаемого в то время петербургского священника, он стал проходить заочно семинарский курс, готовясь к рукоположению. Но вскоре митрополит Григорий скончался, а новый митрополит, Елевферий (Воронцов), не мог осмелиться рукоположить доцента Горного института, автора многих научных трудов, в священный сан. Тогда средства массовой информации тиражировали отречения от веры, а отречения от мирской науки в пользу веры были, мягко говоря, не в моде. Хотя Владыка Михаил от настоящей науки никогда и не отрекался, видя в ней опору для своей веры.

Однако Богу было угодно, чтобы состоялось знакомство Михаила Мудьюгина с митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем), который рекомендовал его епископу Вологодскому Гавриилу (Огородникову). В 1958 году будущий епископ принял священнический сан и был определен на служение сначала в кафедральный собор в Вологде, где впоследствии закончилась его святительская деятельность, а затем, через полтора года, в связи с тяжелой болезнью своей жены, получил назначение в Казанскую церковь в городе Устюжна.

В 1963 году ему было суждено пережить потерю своей верной супруги и спутницы, которая многие годы была его другом и помощником. Отец Михаил перенес смерть своей жены, как и подобает настоящему христианину, с верой и надеждой на милость Божию. В 1964 году он заочно окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию и защитил курсовую работу, за которую был удостоен ученой степени кандидата богословия. В том же году он был оставлен при Академии преподавателем латинского языка, истории и разбора западных исповеданий. В начале 1966 года протоиерею Михаилу Мудьюгину было присвоено звание доцента, и кроме того, он был назначен деканом вновь организованного при Академии Африканского факультета христианской молодежи.

Указом Святейшего Патриарха Алексия I от 13 октября 1966 года доцент протоиерей Михаил Мудьюгин был назначен на должность ректора Санкт-Петербургских Духовных школ. 31 октября того же года он принял иноческий постриг с сохранением прежнего имени Михаил, а за Божественной литургией в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, 4 ноября, в Князь-Владимирском соборе Петербурга митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов) возвел его в сан архимандрита. Хиротония архимандрита Михаила во епископа была совершена 6 ноября, в воскресенье, за Божественной литургией в Троицком соборе Александро-Невской лавры, куда когда-то еще ребенком он был впервые приведен своей благочестивой матерью.

Однако ректорство новопосвященного епископа продлилось недолго. Это было время, когда Церковь пыталась обновить постепенно стареющий епископат. Поэтому уже 30 июля 1968 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода Преосвященный ректор Михаил, епископ Тихвинский, был назначен на кафедру – он стал епископом Астраханским и Енотаевским. Однако он продолжал преподавательскую деятельность в Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии, приезжая читать лекции из Астрахани, напечатал ряд статей в «Журнале Московской Патриархии» и других очень немногих существовавших тогда религиозных печатных изданиях, составил учебное пособие для учащихся Духовных школ: «Методическое руководство к совершению исповеди». Решением Ученого совета Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии от 27 августа 1970 года Преосвященному епископу Михаилу была утверждена тема магистерской диссертации: «Учение о личном спасении по Священному Писанию и Преданию Православной Церкви», а 13 июня 1972 года епископу Михаилу (Мудьюгину) после защиты диссертации была присвоена ученая степень магистра богословия.

С мая 1972 года Владыка Михаил был членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений, позднее Синодальной Богословской комиссии.

В то же время Владыка Михаил с благословения Священноначалия Русской Православной Церкви активнейшим образом включился практически во все экуменические инициативы Церкви. Владея несколькими языками (особенно его отличало блестящее знание немецкого языка и латыни, изучением которой он занимался самостоятельно с одиннадцатилетнего возраста), Владыка Михаил легко вел любую богословскую дискуссию. На протяжении многих лет Владыка Михаил вносил исключительный по ценности вклад в официальные двусторонние богословские собеседования Русской Православной Церкви с Евангелическими Церквами в Германии (ФРГ), Союзом Евангелических Церквей в ГДР, с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии и с Церквами реформатского исповедания.

С ним можно было вести разговор на темы не только богословского характера. Он прекрасно знал европейскую культуру, и не только религиозную. Глубоко ценил живопись, музыку. Во время межлекционных перерывов в Духовной академии часто можно было слышать классическую музыку, которую Владыка Михаил самозабвенно исполнял на фортепиано, стоявшем в профессорской. Но самым, может быть, запоминавшимся в его образе было то, что, к сожалению, почти утрачено нашими современниками, – его умение говорить на правильном русском языке, ясно и красиво. В последние годы своей жизни он почти ничего уже не видел и не мог самостоятельно читать и писать, но, обладая прекрасной памятью, которую всегда тренировал изучением языков, продолжал оставаться прекрасным лектором, в классическом смысле этого слова проповедником и собеседником.

3 мая 1984 года университет в городе Турку (Финляндия) присвоил архиепископу Михаилу (Мудьюгину) ученую степень доктора богословия honoris causa.

2 сентября 1977 года распоряжением Святейшего Патриарха Пимена и постановлением Священного Синода Владыка Михаил был возведен в сан архиепископа, а с 27 декабря 1979 года стал архиепископом Вологодским и Великоустюжским. С этого времени его кафедральным храмом был тот самый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в котором он стал священником и впервые самостоятельно совершил Божественную литургию. Может быть, еще и поэтому ему всегда была так по-особенному дорога эта северная русская земля, связи с которой он никогда не терял. Вспоминая его епископское служение на разных кафедрах, можно отметить, что при нем в эти сложные годы не был закрыт ни один храм.

С 1981 по 1988 годы архиепископ Михаил был членом Синодальной комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. В 1987 году ему исполнилось 75 лет. По Уставу Русской Православной Церкви в этом возрасте епископ должен подать прошение об уходе на покой. Многие этого не делают, но Владыка, как человек, абсолютно подчинивший себя правилам Православной Церкви, исполнил все в соответствии с буквой закона, причем дважды. На заседании Священного Синода 22 февраля 1993 года было наконец вынесено окончательное решение: выразить Преосвященному архиепископу Вологодскому и Великоустюжскому Михаилу глубокую благодарность за понесенные им архипастырские труды, которые он нес, несмотря на возраст и болезни; освободить его от управления Вологодской епархией с увольнением на покой; просить Владыку продолжать свою научно-богословскую и педагогическую деятельность в Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии.

Все последние годы его жизни также были насыщены напряженными трудами. Несмотря на проблемы со зрением, он написал и издал две книги: «Основное богословие» и «Русская православная церковность второй половины XX века». В последние годы жизни Владыка Михаил приезжал в Великий Новгород, где читал лекции при Государственном университете, на катехизаторских курсах при Софийском соборе. Ездил также читать лекции в Старую Руссу, где его всегда с любовью и интересом ждали в музее Ф. М. Достоевского.

На заседании Ученого совета Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии 30 августа 1999 года Владыка Михаил как действующий профессор был в последний раз, выразив признательность профессорско-преподавательской корпорации Академии за высокую оценку его деятельности. Исключительное внимание к архиепископу Михаилу выразилось в том, что он до самой смерти оставался почетным членом Ученого совета Академии и продолжал получать там жалование.

За свои многолетние архипастырские труды Владыка Михаил был награжден орденами Преподобного Сергия Радонежского I и II степени.

С приближающейся смертью Владыка мириться не хотел, хотя и относился к этому вполне спокойно и по-христиански. В последний день земной жизни он сказал своим близким, что его ждут большие изменения. Это было 28 февраля. Через некоторое время Владыка Михаил тихо отошел ко Господу. Видно, Бог услышал его молитвы, и кончина его была воистину святой, мирной и безгрешной.

Гроб с телом Владыки был доставлен в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры, где 1 марта после Божественной литургии состоялось отпевание почившего. При большом стечении народа отпевание совершили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир и епископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии, с собором духовенства епархии. После 6-й песни канона со словом о покойном архиепископе Михаиле к народу обратился настоятель Князь-Владимирского собора профессор СПбДАиС протоиерей Владимир Сорокин. После 9-й песни канона Владыка Владимир зачитал телеграммы соболезнования от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и от митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений. При пении ирмосов «Помощник и покровитель...» гроб с телом покойного Владыки был перенесен на Никольское кладбище Александро-Невской лавры, где после заупокойной литии он и был похоронен неподалеку от могил Санкт-Петербургских митрополитов.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил на имя митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира соболезнование по поводу кончины архиепископа Михаила (Мудьюгина): «Получив скорбное известие о кончине пребывавшего на покое архиепископа Михаила, профессора Санкт-Петербургской Духовной академии, выражаю искреннее соболезнование Вашему Высокопреосвященству, ректору Санкт-Петербургских Духовных школ епископу Тихвинскому Константину, профессорско-преподавательской корпорации, учащим, учащимся, родным и близким почившего.

Многообразные и ревностные труды маститого архипастыря нашей Церкви на ниве церковного служения, богословской науки и общественной деятельности снискали ему заслуженное уважение и любовь многих людей как в России, так и далеко за ее пределами. В последние годы жизни, уже пребывая на покое, Владыка Михаил, несмотря на недомогание, продолжал педагогическую и научную деятельность в родной ему Духовной школе, профессором которой он был на протяжении многих лет. Многое было сделано архипастырскими трудами и заботами покойного Владыки. Его авторитетный голос убедительно звучал на многих международных конференциях и встречах, в средствах массовой информации и в печатных изданиях. Его многолетнее служение неоднократно по достоинству отмечалось Священноначалием нашей Церкви. Мысленно даю последнее целование почившему в день его напутствия в путь всея земли и молюсь о упокоении его души в обителях Отца Небесного. Вечная память новопреставленному архиепископу Михаилу».

Владыка Михаил оставил не только письменные труды, но и множество учеников, почитавших его не только как православного епископа, но и как русского интеллигента, всю жизнь посвятившего служению Церкви Христовой, оставшегося верным Христу в самые тяжелые годы гонений и до самой кончины испытывавшего неутолимую жажду проповедничества. Вечная память почившему о Господе Владыке Михаилу.


Источник: Ранне Александр, прот. Архиепископ Михаил (Мудьюгин) // Журнал Московской Патриархии. 2000. № 7. С.57-61.

Комментарии для сайта Cackle