Источник

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО 2-ГО УТВЕРЖДЕНИЯ

Переходим ко второму утверждению, а именно, что нет познания Сына, как, только чрез Духа, или – что откровение Сына Божия бывает чрез Духа.

Нужно помнить, что речь идет о спасительном, верном и необходимом знании Бога. Что таковое не может быть приобретено иначе, как только чрез Духа, также явствует из многих мест Писания, так как Иисус Христос, в Котором и чрез Которого открылся Отец, открывает Себя Своим ученикам и друзьям в Духе и чрез Духа. Как раньше, когда Он свидетельствовал и утверждал истину в этом мире, до конца являл Себя свидетелем верным, Его явление было внешним, видимым (чувственно), так теперь, удалившись внешним, видимым образом, Он учит и наставляет человечество внутренне чрез Своего собственного Духа: Он стоит у двери и стучит. Если кто услышит голос Его и отворит дверь, Он войдет к нему (Апок.3:20). Апостол Павел говорит об этом откровении ему Христа в послании к Галатам (Гал. 1:16), где он доказывает превосходство своего служения и несомненность своего призвания. То же подтверждается обетованием Господа Своим ученикам: «Вот Я с вами... до скончания мира» (Мф.28:20). Ясно, что здесь разумеется внутреннее и духовное присутствие Его, которого удостаиваются и всегда будут удостаиваться истинно верующие. Воспользуемся двумя ясными местами Св. Писания для подтверждения и уяснения этой мысли.

Божие познается чрез Духа Божия

Вот первое место (1Кор.2:11–12): «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога».

В предшествующих стихах Апостол говорит о том чудесном, что приготовил Бог любящим Его. Сказав, что естественный человек не может постигнуть этого, Апостол прибавляет, что оно открыто Духом Божиим (1Кор.2:9–10), и объясняет это тем, что Дух все проницает, и глубины Божии. Затем, в вышеприведенных стихах (11–12), – очень кстати и в согласии с проводимой нами мыслью, – он прибегает к сравнению и замечает: как человеческое познается только духом человека, так Божие познается только Духом Божиим. Иначе сказать: как ничто, стоящее ниже духа человеческого (например, дух зверей или иных тварей), не может собственно проникнуть или понять человеческого, как существа более благородной и более высокой природы, так и дух человеческий, или естественный человек, умозаключает ап. Павел в 14-м стихе, не принимает, или не разумеет, Божьего, или духовного, как явления также высшего порядка. Апостол указывает и причины этого, говоря: да и не может разуметь, потому что об этом надобно судить духовно.

Итак, из вышеприведенных слов Апостола можно сделать следующее заключение:

Если то, что принадлежит собственно человеку, не может быть понято каким-либо низшим или менее благородным началом, чем дух человека, то и относящееся собственно к Богу и Христу не может быть познано или понято более низким или менее благородным, чем Дух Божий и Христос.

Так как первое истинно, то истинно и второе. Отсюда:

Духовное можно познать и понять только чрез Духа Божия;

А так как откровение И. Христа и истинное и спасительное знание Его духовно:

То откровение И. Христа и истинное и спасительное знание Его можно получить и понять только чрез Духа Божия.

Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым

Другое место Св. Писания принадлежит тому же ап. Павлу (1Кор.12:3): «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Эти слова, полные глубокого смысла и вполне отвечающие просвещенному разумению духовного и действительного христианина, могут, пожалуй, показаться очень странными плотским и мнимым последователям Христа, которые старательно не вдумывались в них.

Духовные истины являются ложью в устах плотского человека

Здесь, в важнейшем для христианина вопросе, Апостол так много приписывает Святому Духу, что решительно утверждает, что без Него мы не можем исповедать Иисуса Господом. А это значит не что иное, как то, что духовные истины Евангелия являются ложью в устах плотского, или недуховного, человека, потому что они не познаны им, и не произносятся тем духом, который должен в таком деле направлять и возбуждать ум. Они могут быть сравнены в данном случае с театральными представлениями. В самом деле, они, собственно говоря, могут быть названы действительным и истинным познанием Бога и Христа не в большей мере, чем в какой деяния Александра Великого или Юлия Цезаря, представленные теперь на подмостках, могли бы быть признаны действительными их деяниями, а лица, их представляющие, действительными покорителями Азии и победителями Помпеи.

Такое знание – болтовня попугая

Ясно, что это знание Христа, не полученное чрез откровение Его собственного Духа, представляет собою, в сущности, не большее знание, чем болтовня попугая, которого научили нескольким словам, чтобы сказать, что это голос человека. Действительно, как можно обучить эту или какую другую птицу издавать человеческие звуки или произносить целую разумную мысль так, как она заучила ее при посредстве внешнего слуха, без усвоения однако ее каким-либо живым началом разума, действующим в ней, – совершенно таково же знание «Божьего», накопленное естественным и плотским человеком из слов и писаний духовных людей: оно не является истинным для него, потому что зародилось в естественном духе – и таким образом произведено не тем органом, которым следует, – ибо не происходит от духовного начала. Такое знание вещей духовных для обладающего им является не более истинным, чем для птицы – человеческие слова, искусственно ею усвоенные и произносимые, но не происходящие от ее собственного разумного начала.

Сделаем из вышеприведенных слов Апостола заключение:

Если никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым, то никто, следовательно, не может знать, что Иисус есть Господь, как только Духом Святым.

Если никто не может знать, что Иисус есть Господь, как только чрез Святого Духа, то не может быть достоверного знания или откровения о Нем, как только при посредстве Святого Духа.


Источник: О непосредственном откровении по учению Слова Божия / [М.А. Новоселов]. - Москва : Печ. А.И. Снегиревой, 1912. - 42 с. (Религиозно-философская библиотека; Вып. 29).

Комментарии для сайта Cackle