Азбука веры » Православная библиотека » профессор Михаил Николаевич Скабалланович

профессор Михаил Николаевич Скабалланович

Толковый типикон

Христианские праздники

Богословские труды. Статьи

профессор Михаил Николаевич Скабалланович

профессор Михаил Николаевич Скабалланович (23.10.1871–1931)

Скабалланович Михаил Николаевич родился 11 ноября 1871 г. в селе Суббота Гродненской губернии в семье священника. Первоначальное образование он получил в Гродненском духовном училище, затем в 1892 г. с отличием закончил Виленскую духовную семинарию, а в 1896 г. в числе первых окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия, присужденною за сочинение «Изъяснительное изложение книги пророка Иезекииля».

В 1898—1907 гг. Михаил Николаевич был помощником инспектора Каменец-Подольской духовной семинарии, помощником смотрителя Мариупольского духовного училища. В 1905 г. за труд «Первая глава книги пророка Иезекииля: опыт изъяснения» Совет Киевской духовной академии присудил М.Н. Скабаллановичу степень магистра богословия. В 1907 г. Михаил Николаевич начал свою педагогическую деятельность в Киевской духовной академии сначала на кафедре Ветхого Завета, затем был определен профессором кафедры догматического богословия и латинского языка. Под умелым, серьезным и доброжелательным руководством Михаила Николаевича было написано значительное число диссертаций и ученых работ.

С 1918 г., после закрытия Академии, Михаил Николаевич состоял приват-доцентом Киевского университета на кафедре классической филологии, а также с 1910 по 1920 г. читал в Киеве курс истории Византии и латинского языка на историко-филологическом факультете Высших педагогических вечерних курсов Общества профессоров и преподавателей, в 1924 г. М.Н. Скабалланович состоял платным сотрудником Академии наук Украинской ССР и работал в библиотеке Михайловского монастыря, в 1928—1930 гг. — в Этнографической комиссии АН УССР. Михаил Николаевич был также членом Предсоборного Совета.

Литературное наследство М.Н. Скабаллановича чрезвычайно многообразно и велико. Много небольших статей он опубликовал в журналах «Подольские епархиальные ведомости», «Русский паломник», «Сельский пастырь», он также сотрудничал в журналах «Странник», «Христианская мысль», в которых его статьи и многочисленные проповеди не всегда были подписаны, был деятельным сотрудником журнала «Труды Киевской Духовной Академии» и журнала Киевской Духовной семинарии — «Руководство для сельских пастырей». Литературный талант М.Н. Скабаллановича проявился и в издаваемых им журналах.

С 1912 года в Киеве под редакцией Михаила Николаевича издавался ежемесячный журнал «Проповеднический листок» с приложением «Пастырское чтение». «Проповеднический листок» содержал поучения на все воскресные дни года, на великие и малые праздники, в систематическом порядке в нем излагались важнейшие предметы веры, поучения на разные случаи приходской жизни и практики. «Пастырское чтение» заключало в себе статьи по церковно-общественным вопросам, по изъяснению Священного Писания и богослужения, обозрение журналов, руководящие уставные указания на каждый месяц. С августа 1914 г. в конце журнала помещался раздел «Около войны и на войне», в котором публиковались патриотические статьи, в том числе о героических подвигах священнослужителей на фронте. С 1918 г. М.Н. Скабалланович стал редактировать новый журнал «Свободное слово христианина».

В 1905—1918 годах он опубликовал обширный цикл статей и монографий по литургике. Центральное место среди них занимает «Толковый Типикон: объяснительное изложение Типикона с историческим введением», первый выпуск которого вышел в свет в 1910 году. Первоначально «Толковый Типикон» был задуман автором как практическое пособие для священнослужителей. Но Скабалланович, захваченный широтой темы и ее глубоким научным значением, создал книгу, ставшую событием в жизни Русской Церкви. За этот труд Совет Киевской духовной академии присудил ему в апреле 1912 года ученую степень доктора церковной истории, он также был удостоен премии митрополита Макария.

В первом выпуске «Толкового Типикона» Скабалланович излагает историю богослужебного Устава со времени ветхозаветного богослужения до появления первых списков Типикона в IX веке и затем от появления таких списков до XVI—XVII веков. Толкование Типикона начинается, собственно, во втором выпуске, где комментируются 1-я и 2-я главы Типикона, а в разделе «Практическая осуществимость всего устава всенощной» рассказывается о так называемой «идеальной» всенощной в храме Киевской духовной академии, проведенной 10—11 ноября 1912 года по инициативе В.Д. Прилуцкого. В третьем выпуске комментируются службы 1-го, 3-го, 6-го часов, изменяемые части воскресной литургии, чин о панагии; дается толкование 3-й главы Типикона, говорится о чине благословения колива. Четвертый выпуск в свет не вышел, его отдельные фрагменты были опубликованы под общим названием «Из подготовляемого к печати продолжения Толкового Типикона».

В историю русского богословия М.Н. Скабалланович вошел также как автор и редактор серии книг «Христианские праздники», намереваясь в тринадцати книгах рассказать о всех двунадесятых праздниках Православной Церкви и особо о празднике Воскресения Христова. Каждый праздник должен был комментироваться по следующей схеме: событие и история праздника, служба праздника, служба праздника в Римско-Католической Церкви в сравнении с православной службой. Этот план, к сожалению, ему не удалось завершить: вышло только шесть книг.

Михаил Николаевич Скабалланович скончался в августе 1931 года.

Научные труды, публикации

Основные печатные труды:

  • Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. — Киев: Тип. Ун-та св. Владимира, 1910. Вып. 1.—XIV, 494с. Вып. 2. — 1913. — XIV, 336 с. — Вып. 3. — 1915. — 78, II с.
  • Христианские праздники: Всестороннее освещение каждого из великих праздников со всем его богослужением. — Киев: Проповеднический листок, 1915–1916. — Кн. 1–6.