Азбука веры Православная библиотека профессор Михаил Николаевич Скабалланович Профессор М.Н. Скабалланович и его вклад в православную Богословскую науку

Профессор М.Н. Скабалланович и его вклад в православную Богословскую науку

Источник

На основе материалов кандидатской работы протоиерея Ростислава Лозинского «М. Н. Скабалланович и его литургические труды». Московская духовная академия, 1961. (Машинопись).

Доктор церковной истории профессор Киевской духовной академии Михаил Николаевич Скабалланович († 1931) был выдающимся публицистом богословом, организатором и редактором нескольких журналов, издателем, педагогом; а его труды по библейской истории, экзегетике, догматике, нравственному богословию, литургике, философии сохранили научно-познавательную ценность до сих пор.

Михаил Николаевич Скабалланович родился в 1871 году в селе Суббота Гродненской губернии, где его отец окормлял приход, в котором пастыри Скабаллановичи служили с XVII века. Михаил весьма прилежно учился в Гродненском духовном училище, с отличием закончил (Виленскую духовную семинарию, а в 1896 году в числе первых окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Изъяснительное изложение книги пророка Иезекииля».

В 1898–1907 годах, будучи помощником инспектора Каменец-Подольской духовной семинарии, помощником смотрителя Мариупольского духовного училища, М. Н. Скабалланович опубликовал значительное количество статей в «Подольских епархиальных ведомостях», журналах «Вера и разум», «Русский паломник», «Сельский пастырь», в «Трудах Киевской духовной академии». В 1904 году в Мариуполе вышла в свет его монография «Первая глава книги пророка Иезекииля». 28 стихов этой главы, текст которой Михаил Николаевич дает на еврейском, греческом и церковнославянском языках, прокомментирован им на 317 страницах со ссылками на публикации на латинском, немецком, английском, французском и русском языках. В 1905 году за этот труд Совет Киевской духовной академии присудил М. Н. Скабаллановичу ученую степень магистра богословия.

С 1906 по 1918 год М. Н. Скабалланович в Киевской духовной академии – сначала как преподаватель кафедры Ветхого Завета, затем профессор кафедры догматического богословия и латинского языка. По свидетельству его коллег и воспитанников, Михаил Николаевич учил талантливо, свежо, оригинально.

Но истинным призванием Михаила Николаевича, с детства сердцем и разумом познавшего и радостно впитавшего духовную красоту церковноуставной службы, было православное богослужение: сюда были устремлены его помыслы и научные интересы. Проф. В. Иваницкий, хорошо знавший Михаила Николаевича по академии, пишет в своих воспоминаниях: «Я не встречал в своей жизни человека, который так глубоко, так самозабвенно любил бы церковное богослужение». Поэтому М. Н. Скабалланович более всего известен как выдающийся знаток и ревнитель церковноуставной службы, о чем свидетельствуют его многочисленные труды по литургике, хотя прямого отношения в академии к кафедре литургики и церковной археологии, где в те времена безраздельно царил А. А. Дмитриевский, он не имел.

В 1905–4918 годах М. Н. Скабалланович опубликовал обширный цикл статей и монографий по литургике. Центральное место в этом цикле занимает первый выпуск (том) «Толкового Типикона», вышедший в свет в 1910 году. «Толковый Типикон» был задуман как практическое пособие для священнослужителей. Но, захваченный широтой темы, её громадной научной и утилитарной значимостью, М. Н. Скабалланович создал книгу, которая стала событием в богословии и в жизни Русской Православной Церкви. За этот труд Совет Киевской духовной академии присудил в апреле 1912 года Михаилу Николаевичу Скабаллановичу ученую степень доктора церковной истории и денежную премию. Публикация первого выпуска «Толкового Типикона» (автор назвал этот том вступительной главой к истории богослужебного устава) реализовала лишь первую, предварительную часть замысла Михаила Николаевича: в следующих выпусках он намеревался обстоятельно прокомментировать дальнейшие главы Типикона.

В 1913 и 1915 годах в качестве приложения к журналу Киевской духовной семинарии «Руководство для сельских пастырей» вышли в свет второй и третий выпуски «Толкового Типикона». Внимательное и уважительное отношение к «Толковому Типикону» широкого круга читателей, и прежде всего духовенства, было обусловлено авторитетом его автора, а паче того – стремлением пастырей приблизиться к истокам духовных богатств и церковной красоты, наиболее выразительно являющих себя в богослужении, отчетливее видеть архитектонику богослужений, тоньше чувствовать церковную музыку и поэзию, что предполагает осмысленное знание первоисточника – Типикона.

Первый выпуск «Толкового Типикона» – пропедевтический: по мнению автора, знание истории формирования богослужебного Устава, поэтапных аспектов его развития необходимо для осмысленного проникновения в его глубины. Поэтому в первом выпуске дано изложение процесса формирования богослужебного чина с времени ветхозаветного богослужения до появления полных списков Типикона (IX век) и от появления таких списков до XVI– XVII вв. Первую часть М. Н. Скабалланович делит на пять периодов: 1) I век – апостольское богослужение; 2) II век – век мужей апостольских, когда начался переход от апостольской свободы и первообразования к твердым нормам и устойчивым чинам; 3) III век – канонизация формулировок молитвословий и песнопений; 4) IV–V века – когда в лоне Церкви подвизались знаменитейшие богословы, витии, подвижники, аскеты; 5) VI, VII и VIII века автор характеризует как наиболее решительный период истории формирования православного богослужения.

Научный аппарат «Толкового Типикона» весьма солидный: анализ истории формирования богослужебного Устава представляет собой цикл из 332 статей; им сопутствует более полутора тысяч сносок и примечаний, содержащих множество дополнительных сведений.

Собственно толкование Типикона начинается во втором выпуске, где комментируются первая и вторая главы Типикона: благовест, обычное начало, девятый час, малая вечерня, вечерняя трапеза, всенощное бдение; говорится об инославных вечерне и утрене, а в разделе «Практическая осуществимость всего устава всенощной» рассказывается об идеальной всенощной в храме Киевской духовной академии 10 ноября 1912 года.

В третьем выпуске комментируются служба первого, третьего, шестого часов, изменяемые части воскресной литургии, чин о панагии; дается толкование третьей главы Типикона, излагающей устав соединения службы воскресной с памятью великого святого, имеющего бдение, наконец, говорится о чине благословения колива.

В 1917 году в третьем номере журнала «Пастырское чтение» были опубликованы фрагменты следующего, четвертого выпуска под общим названием «Из подготовляемого к печати продолжения «Толкового Типикона»». В этой публикации, ставшей последним печатным словом Михаила Николаевича на эту тему, он дает план-проспект содержания и истории четвертой, пятой и шестой глав Типикона.

В 1913 году, после выхода в свет второго тома «Толкового Типикона», в собрании Совета Киевской духовной академии проф. В. Прилуцкий и проф. Ф. Мищенко высказали своё мнение о «Толковом Типиконе». Мнение этих ученых, рецензии и отзывы в газетах и журналах дают основание для следующей оценки «Толкового Типикона».

Авторы аналогичных «Толковому Типикону» работ, объясняя богослужебные обряды и действия, комментировали лишь символическое духовно-таинственное значение их, причем, стремясь к творческой самобытности, каждый комментировал по-своему. Поэтому символическое толкование, по духу и стилю близкое к поэтическим импровизациям, крайне субъективно: один автор придает церковному обряду одно значение; другой, воспринимая его по-своему, объясняет иначе. Более того, даже у одного толкователя импровизации порой так наслаиваются, что на один вопрос дают ответы, взаимно исключающие друг друга.

Во введении к первому выпуску «Толкового Типикона» М. Н. Скабалланович писал: «История – лучшая

учительница, и самое глубокое толкование Типикона – это будет историческое толкование». Проф. В. Прилуцкий подтверждает научную состоятельность этого метода М. Н. Скабаллановича: «Самое ценное в рассматриваемой книге составляют исторические экскурсы. Изложив и объяснив типиконный отдел в его современном виде, автор сейчас же дает исторические справки об этом отделе. Историко-литургического материала в книге так много, что он в общей совокупности составит большую часть её. Если это возможно, автор дает иногда полную историю богослужебного отдела, определяет момент его зарождения и последовательно сообщает о всех изменениях, которым данный отдел подвергался на протяжении многих веков... Даже такие краткие возгласы, как «Аминь», «Господи, помилуй», не остаются без выяснения их исторического происхождения. Автор следит за каждым словом возглашений, отыскивает их прототип в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов, в святоотеческой древнейшей письменности. Работа очень кропотливая, но зато весьма полезная. Она возводит наше богослужение к его древнейшим основам, заставляет живее ощущать его связь со словом Божиим обоих Заветов»1.

Благодаря М. Н. Скабаллановичу, последовательно применявшему историко-археологический метод толкования Типикона, широко использовавшему традиционные в сравнительном языкознании приемы исследования, этимологии и семантики слов и понятий, Типикон, пронизанный древнейшей символикой, изобилующий множеством специфических терминов, для многих перестал быть книгой за семью печатями. М. Н. Скабалланович комментирует Типикон созвеньенными статьями. Так, вслед за комментарием термина «Типикон» идет статья «История заглавия»; рассказывая о смысле благовеста, начальном возгласе священника, составе обычного начала, чине часов и истории служб часов вообще, как и обо всех других последующих пунктах Типикона, М. Н. Скабалланович параллельно дает их историю: «История благовеста», «История начального возгласа», «История обычного начала», «История девятого часа» – и так везде.

Впервые в истории православной литургики М. Н. Скабалланович обратил внимание на музыкальную характеристику церковных песнопений. Автор «Толкового Типикона» постоянно останавливается на напевах песнопений, дает им характеристики, отмечает общий музыкальный тон служб, выделяет основные оттенки каждой богослужебной части – напевы стихирные, тропарные, канонные – притом или обычные, или «подобны и самогласны». Михаил Николаевич показал, что праздничные богослужения представляют собою цельную и высокохудожественную симфонию, с глубоким богословским содержанием.

Под пером автора начинают ясно говорить не только таинственные слова церковных песней, но и самые звуки напевов, служа еще более отчетливому истолкованию службы.

Следует отметить, однако, что в «Толковом Типиконе» М. Н. Скабаллановича есть особенности, которые снижают ценность этого труда. В отзывах о «Толковом Типиконе» отмечено, в частности, следующее: диспропорция объемов привлекаемого исторического материала для объяснения пунктов комментируемого отдела Типикона; толкование некоторых церковных песнопений дано общо, неопределенно; характеристика православного осмогласия весьма поэтична, но неточна, так как дана с позиций теоретиков западной музыки. В первом томе «Толкового Типикона» есть раздел, где автор рассказывает об элементах языкоговорения (!) (глоесолалии) в древнем и современном богослужении. Все рецензенты сочли трактат о глоссолалии несостоятельным и богословски, и лингвистически: «В поисках отголосков седой старины в современных нам явлениях автор нередко бывает больше поэтом, чем ученым», – заметил в связи с этим проф. Ф. Мищенко.

При оценке литературного наследия М.Н. Скабаллановича и его научного метода мнения до сих пор заметно расходятся. Так, Б. И. Сове в исследовании, посвященном проф. А. А. Дмитриевскому (1856–1929), называет

М. Н. Скабаллановича талантливым ученым, выдающимся представителем киевской школы русских литургистов2.

В примечаниях к этому исследованию Б. И. Сове ученик А. А. Дмитриевского, профессор литургики и византоло- гии Ленинградской духовной академии доктор церковной истории Н. Д. Успенский вносит свои коррективы в оценку Борисом Ивановичем Сове личности и трудов М. Скабаллановича: «Дмитриевский во многом не соглашался с проф. М. Н. Скабаллановичем и не одобрял его метода работы, считая его лишенным историчности. Когда я по своей неопытности позволил себе в кандидатском сочинении «Происхождение чина агрипнии, или всенощного бдения, и его составные части» ссылаться на «Толковый Типикон» проф. Скабаллановича, то Алексей Афанасьевич в своем отзыве по этому поводу писал, что проф. Скабалланович – ненадежный руководитель для начинающего литургиста»3

В историю русского богословия М. Н. Скабалланович вошел также как автор и редактор серии книг «Христианские праздники». Он намеревался в 13 книгах рассказать о всех двунадесятых праздниках Православной Церкви и особо о празднике Воскресения Христова по схеме: событие и история праздника; изложение евангельского повествования, историческая справка о начале празднования данного события; сведения об условиях и обстоятельствах, сопутствовавших формированию праздника, например географические и топографические данные о Палестине, об условиях жизни иудеев; служба праздника: изложение песнопений параллельно на церковнославянском и русском языках с объяснением трудных и малопонятных слов и выражений; обозрение служб предпразднства и попразднства с таблицами гласов и подобнов; напевы праздника; служба праздника в Римско-Католической Церкви в сравнении с православной службой.

Этот план, как и грандиозный замысел «Толкового Типикона», М. Н. Скабалланович полностью осуществить не успел. В свет вышли шесть книг, причем выходили они стремительно: в 1915 году были изданы «Рождество Пресвятой Богородицы» (134 с.) и «Воздвижение Честного Креста» (173 с.); в 1916 – «Введение во храм Пресвятой Богородицы» (115 с.), «Рождество Христово» (200 с.), «Пятидесятница» (188 с.), «Успение Пресвятой Богородицы» (114 с.).

Все эти книги были весьма благожелательно встречены в церковных и светских кругах. Оценивая первую книгу этого цикла – «Рождество Пресвятой Богородицы», епископ Аккерманский Гавриил (Чепур), ученик

А. А. Дмитриевского, писал: «Вот ученая в полном смысле этого слова книга о тайнах духовного неба! Здесь и история, и философия, и филология, и экзегетика, и гомилетика, и каноника, и патристика, и поэзия; а над всем этим свет милующей, спасающей вечной Божией правды. Я не знаю, чему удивляться в сей книге: широте ли боговедения ученого автора, или величию умиления его чистой души, красоте ли духовных его созерцаний, или глубине его церковно-исторической мудрости, искреннейшей ли любви его ко Христу и Церкви, или искреннейшему желанию, чтобы такою же любовию возгорелись сердца его читателей...»

Энергию М. Н. Скабаллановича, масштабы его эрудиции весьма выразительно аттестуют и такие факты его биографии: с 1910 по 1920 год он читал в (Киеве курс истории Византии и латинского языка на историко-филологическом факультете Высших Педагогических вечерних курсов Общества профессоров и преподавателей; в 1920 году Совет историкофилологического факультета Киевского университета избрал М. Н. Скабаллановича преподавателем кафедры классической филологии; в 1924 году М. Н. Скабалланович сотрудничал в Академии наук УССР и работал в библиотеке б. Михайловского монастыря; в 1928 – 1930 гг. работал в Этнографической комиссии Академии наук УССР.

Завершая эту краткую справку о личности Михаила Николаевича Скабаллановича и его наиболее значительных сочинениях, даем библиографию его трудов, которая существенно дополнит характеристику творческого наследия этого маститого ученого-богослова.

* * *

1

Извлечения из журналов Совета Киевской духовной академии за 1913/1914 г., с. 155, 156.

2

Русский Гоар и его школа. «Богословские труды», сб. IV. М., 1968, с. 66.

3

Там же, с. 66. Ограничиваясь констатацией этого факта, отметим, что, как указывает Б. И. Сове, М. Н. Скабалланович весьма принципиально полемизировал с А. А. Дмитриевским по некоторым вопросам исторической литургики. – А. Н.


Источник: Профессор М. Н. Скабалланович и его вклад в православную Богословскую науку // Журнал Московской Патриархии. – 1973. – № 3. – С. 76–80.

Комментарии для сайта Cackle