Димитракопулос Софоклис

Источник

Другие благодатные посещения

Помимо поездок на Святую Гору, в монастырь Честного Предтечи на острове Скопелос и в метох хиосской обители Неа Мони, расположенный на Паросе247, известны и другие паломнические маршруты святого.

Летом 1896 года он провел два месяца в монастыре «Живоносного Источника» на острове Порос. В июле этого года журнал «Иерос синдезмос» сообщал, что «отъехавший на Порос Высокопреосвященный Пентапольский и директор Ризарийской семинарии господин Нектарий прибыл в местную обитель “Живоносного Источника”, чтобы провести в ней каникулярные месяцы. <…> Но и оказавшись там, он не перестает писать и присылает нам материал для публикаций».

В июле 1901 года владыка побывал на острове Тинос для поклонения образу Божией Матери Мегалохаре248. Старейшие насельницы тамошнего Кехровунийского монастыря сохранили в памяти наиболее яркие эпизоды этого посещения. Установившиеся тогда духовные отношения с Кехровуни поддерживались им и далее; именно здесь проходили искус первые его послушницы, избравшие впоследствии иноческое жительство на Эгине.

Ha Тиносе же Нектарий Пентапольский посетил знакомого ему еще по Афинам экзарха Патриарха Иерусалимского митрополита Вифлеемского Анфима249. Тяжко больной владыка Анфим находился на попечении своего двоюродного брата и его домашних и умер примерно через два месяца после свидания с Пентапольцем.

По пути с Тиноса, в конце июля 1901 года, святой провел два дня на острове Сирос. Здесь он принял участие в престольном празднике монастыря Святой Параскевы (26 июля). Несколькими десятилетиями ранее (1866–1882) эту обитель возродил к новой жизни иеромонах-колливад Дионисий Эпифаниадис с острова Скиафос250. С митрополитом Сиросским Мефодием владыку Нектария связывала давняя дружба; уроженцы этого островка были и среди его подопечных-«ризаритов». Показательно, что местная газета «Илиос» регулярно извещала читателей о новых книгах Пентапольца251, и многие сиросцы стали подписчиками его книг.

В период между 1900 и 1904 годами святой Нектарий гостил в Димицане и Затуне Гортинской (центральная часть Пелопоннеса). К сожалению, точную дату его поездки туда установить нельзя, так как о ней известно главным образом из местного предания, а единственное письменное свидетельство, хотя и говорит в пользу 1905 года, но вызывает определенные сомнения.

В древней Гортинии святой побывал по приглашению друзей – братьев Георгия и Панайота Фанопулосов из Затуны. Первый занимался адвокатурой, затем последовательно служил прокурором апелляционного суда, номархом, первым секретарем Министерства юстиции и, возможно, юрисконсультом Ризариона; второй занимал должность судьи и ранее служил в Халкиде, а умер членом кассационного суда в августе 1903 года в родной Димицане. В этой поездке владыку сопровождали некоторые служащие семинарии, родственники гостеприимных хозяев и неизменный Костас Саккопулос. И в Димицане (прославившейся как родина Патриарха Григория V и Германа Старопатрасского), и в соседней Затуне владыка Нектарий служил в великолепных храмах – Святой Кириакии252 и Успения Божией Матери соответственно.

В сельской тиши гористой Гортинии он провел двадцать пять безмятежных дней и совершил чудо: приняв от него благословение, исцелилась тяжелобольная супруга школьного учителя (впоследствии священника) Константина Дуропулоса253, что самой ею и засвидетельствовано. Она же сообщает о пребывании владыки и в прилегающей местности. Если это так, то вполне вероятно, что монахолюбивый иерарх посетил близлежащие монастыри Лусийской долины (Святого мученика Философа, Эмиальский и Честного Предтечи), сохранившие многовековую иноческую традицию.

В связи с путешествием в Димицану и ее окрестности добавим следующее. Епископом Гортинским и Мегалопольским в то время был Иоанн Мартинос (1901–1919; † 1923) – ученый иерарх, один из старейших подписчиков сочинений Пентапольца. Именно он в 1906 году представил на одобрение Священного Синода его книгу «Духовный спутник». Кроме того, на пути между Триполисом и Димицаной, в 23 километрах от последней, находится Нижняя Витина, родина друга владыки доктора Константина Явопулоса, а поблизости от нее – Нимфазия (тогда Грани́ца), родина его ученика архимандрита Гервасия Параскевопулоса. А в нескольких же километрах от дороги Димицана – Затуна расположилось селение Трестена, откуда были родом четверо духовных его друзей: ранее упомянутые архиепископ Патрасский и Элийский Иерофей Митропулос, архимандриты Евсевий Матфопулос и Панарет Дулигерис, а также Хараламбос Матфопулос. Не исключено, что кто-то из них присоединился к поездке и позаботился о достойном приеме святого в родном своем селении.

* * *

247

Похоже, что святой некоторое время рассчитывал окончательно поселиться в паросском метохе, предоставленном ему для этой цели монастырем Неа Мони, но не получил разрешения от вышестоящей церковной власти, к которой обращался в ноябре 1900 г.

248

Мегалохара – «Многоблагодатная». – Перев.

249

См. выше, главу «Духовная поддержка».

250

См. выше, главу «В Халкидской архиепископии».

251

Первые свидетельства о духовной связи святого с Сиросом относятся к периоду, когда он был архимандритом в Египте и пожертвовал деньги на храм Святого Афанасия в Пиге Сиросской.

252

Нектарий Пентапольский глубоко почитал святую Кириакию, на что указывают три обстоятельства: 1) особое почитание ее во Фракии и на Хиосе; 2) присутствие святой на трехличной иконе, заказанной владыкой Нектарием иконописцам Афона, о чем мы уже упоминали (см. выше, главу «Афонский поломник»); 3) собственное его высказывание в письме игумении Ксении (март 1907): «Прибегайте в молитве к Богу и святым моим предстательницам: Параскеве, Кириакии, Феодосии и Евфимии. Пусть приходит кто-нибудь из сестер в одно из воскресений или в субботу пропеть литургию и параклис святой Кириакии (в храме ее имени, что в соседней Палиахоре. – С. Д.)».

253

Хиротонию над ним в 1907 г. совершил сам владыка Нектарий в кафедральном соборе Афин. Сын К. Дуропулоса Дионисий (впоследствии врач) значится в списке учащихся Ризариона.


Источник: Нектарий Пентапольский – святой наших дней / Димитракопулос Софоклис ; Пер. с новогреч. яз. Ю.С. Терентьева. – Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2012. - 415 с. фотоилл.

Комментарии для сайта Cackle