епископ Немесий Емесский

ГЛАВА XXVIII. О ДЫХАНИИ706

Дыхание тоже относится к числу психических процессов707. Главнейшим органом дыхания служат, ведь, мускулы, расширяющие грудную клетку708, а тяжелое и сопровождающееся стоном дыхание, бывающее при большой скорби, ясно обнаруживает душевную деятельность709. Затем, в нашей власти и то, чтобы, смотря по надобности, изменять дыхание. Так, когда у нас болит какой-либо из дыхательных органов или из действующих в связи с ними – как, например, диафрагма или печень, или селезенка, или желудок, тонкие кишки и ободочная кишка, – то мы дышим понемногу и учащенно: понемногу, чтобы еще сильнее не раздражить страдающий орган, а часто – для того, чтобы недостающее по силе710 восполнить учащенностью. Ведь и в том случае, когда у нас болит нога, мы при походке понемногу вытягиваем ее, по той же самой причине, что и при дыхании. Итак, как процесс хождения, так и процесс дыхания зависит от души711. Но в то время, как, покоясь и не гуляя, мы можем жить очень долгое время, дыхание невозможно удержать даже на 110 часть часа, потому что находящаяся в нас теплота, будучи заглушена копотью, потухает, и мгновенно наступает смерть. Ведь, если кто-нибудь прикроет пламя в каком-либо сосуде, не имеющем отверстия, то оно может погаснуть, будучи подавлено дымом (копотью). В силу этой-то необходимости, даже тогда, когда мы спим, душа в этой области712 функционирует нисколько не меньше, зная, что с прекращением (дыхания) на самое короткое время живое существо погибает. Таким образом, здесь опять с физическим сплетено психическое. Процесс ( ενέργεια) дыхания происходит, ведь, через посредство артерии – органа физического и всегда движущегося, чтобы никогда не прекратилась функция его (дыхания), как и других артерий. На этом основании некоторые непонимающие считали дыхание (исключительно) физическим (процессом).

Есть три причины дыхания: потребность, сила и органы. Потребность – двоякого рода: сохранение врожденной теплоты и питание713 психической пневмы. Сохранение природной теплоты производится путем вдыхания и выдыхания: вдыхание охлаждает и умеренно возбуждает теплоту, а выдыхание удаляет копоть (тό λι,γνυώδες) сердца714. Питание же психической пневмы совершается только через одно вдыхание, потому что при расширениях сердца в него привлекается некоторая доля воздуха. Сила дыхания – психическая715: она сама, ведь, посредством мускулов приводит в движение органы дыхания, и прежде всего – грудную клетку, вместе с которой движется легкое и шероховатые артерии, составляющие часть легкого. Хрящевая часть шероховатой артерии716 есть орган голоса, а плевистые связки (узлы) ее – дыхания. А состоящее из этих двух есть сама артерия, орган голосовой и вместе дыхательный717. Легкое представляет собой сетку, сплетенную из четырех элементов: из артерий шероховатой и гладкой, из вены и пенистой плоти718 самого легкого, каковая плоть наполняет, наподобие пакли719, средние области (места) сетки между двумя артериями и веной, так что она является для них как бы седалищем и связью. Плоть легкого так же естественно перерабатывает720 пневму, как печень – желудочный сок. Кроме того, как печень крайними своими лопастями охватывает желудок, нуждающийся в теплоте, так и легкое облегает середину сердца721, нуждающегося в охлаждении посредством дыхания. К шероховатой артерии722 непосредственно примыкает бронх, состоящий из трех больших хрящей, к бронху – глотка723, потом – рот и нос. Через два последних органа мы втягиваем извне воздух: он проходит отсюда через решетчатую или ноздреватую кость724, которая просверлена, чтобы качественными излишками воздуха как-нибудь не повредился головной мозг – при массивном вторжении в него пневмы725. И в этом случае Творец предназначил нос вместе для дыхания и для обоняния, как язык – для голоса, вкуса и еды726.

Итак, главнейшие органы727, имеющие значение для самого существования и для необходимых потребностей жизни, рассмотрены вместе с психическими силами. Если же что и опущено, то оно станет очевидным из уже сказанного. Подобно тому, как из всего происшедшего одно существует само по себе, другое – и само по себе, и ради (для) другого, иное же – только ради другого, а иное присоединено по связи (косвенно – κατά συμβεβηκος ), – так и в частицах животного организма найдешь ту же самую последовательность. Действительно, все вышеуказанные органы трех начал728, управляющих животным, существуют сами по себе (для себя). Они, ведь, преимущественно и первым делом устроены, как говорится, в собственном смысле, по природе, и получают свое бытие (начало) в утробе из самого семени (σπέρματος), как и кости. Желтая желчь существует и сама по себе, и для другого. Она, ведь, и содействует пищеварению, и управляет выделением экскрементов, вследствие чего является некоторым образом как бы одним из органов питания729 да при том еще сообщает телу и некоторую теплоту, подобно жизненной силе (ξωτική δύναμις ); благодаря всему этому, она и представляется существующей ради себя самой. Поскольку же она очищает кровь, то представляется существующей некоторым образом ради другого730. И селезенка тоже немало содействует пищеварению: будучи острой и терпкой по своей природе и проводя (изливая) выделение излишнего черного сока в желудок, она стягивает его, укрепляет и возбуждает к пищеварению. Кроме того, она еще очищает печень, почему и сама представляется существующей некоторым образом ради крови. Почки также являются очистилищем крови и (сверх того) причиной позыва к плотскому совокуплению: ведь вены, которые, как мы сказали, впадают в ядра, проходят через почки, и отсюда почерпают некоторую остроту (едкость), возбуждающую чувственный позыв, – подобно тому, как острота, являющаяся под кожей, производит зуд; насколько же плоть ядер нежнее кожи, настолько более они, раздражаемые остротой, производят бешеную страсть выделения семени. Итак, все эти части и им подобные существуют некоторым образом и сами для себя, и ради другого. Железки же и плоть – только ради другого. Так, железы служат опорой и основанием сосудов, чтобы они не разрушились, будучи в напряженном состоянии и возбуждаемые чрезмерными (насильственными) движениями. А плоть служит покрывалом для остальных частей, чтобы и летом охлаждала животное, испуская внутреннюю влагу731, и зимой доставляла ему пользу густой732 шерстью. И кожа служит покрывалом как для нежной плоти, так и для всех остальных внутренностей. По своей природе она есть плоть, затвердевшая733 благодаря влиянию воздуха и прикасающихся к ней тел. Кости составляют опору всего тела, в особенности же – хребет, который называют «килем» (основанием)734 животного. Ногти для всех вообще, кто их имеет, служат орудием для чесания кожи, в частности же, кроме этого, имеют другое назначение для иных (существ). Так, многим животным они даны как оборонительное средство, – как, например, тем, у которых крючковатые когти735, – и служат как бы органом раздражительной (аффективной) силы души; для многих же они являются вместе и оборонительным оружием, и опорой поступи736, как, например, для лошадей и для всех однокопытных737. Людям же ногти даны738 не только для чесания и устранения зуда кожи, но и для восприятия тонких (мелких) предметов, Эедь, благодаря им, мы приподнимаем самые незначительные вещи; а, опираясь сзади кончиками пальцев, укрепляют точку их опоры739. Волосы же присоединены косвенно740. Они, ведь, произведены между прочим – из наиболее дымчатых паров, исходящих из тела и несколько сгущенных. Однако, и они (волосы) созданы Творцом не совсем напрасно, но, хотя произошли между прочим, Он приспособил их служить покрывалом и украшением для живых существ: покрывалом, конечно, для коз и овец, а украшением – для людей; для некоторых же животных – вместе и украшением, и покрывалом, как, например, для льва.

* * *

706

Общее заглавие: «Περί άυαπνοης» – De respiratione. Con. начинает 19-ю главу 4-й книги: «De vi respirativa». Процесс дыхания сходно изображен у Григория Нисского «Об устроении человека», гл. 30.

707

В том смысле, по Немесию, что и в этом процессе, чисто физическом или физиологическом, играет некоторую роль душа (см. дальше гл. XXVIII). Это является для Немесия одним из доказательств того «сплетения физического с психическим», о котором он говорит так часто. Ср. новейшую историю психофизического параллелизма.

708

А деятельность мускулов, по Немесию, находится во власти души.

709

Т.е., участие в этом процессе психической энергии.

710

Иначе: по величине, объему, количеству (μέγεθος).

711

Греч, ψυχικού (т. е., εστίν); лат.: animae opus est. Ср. Ioan. Philopon De opificio mundi, edit, by Reichardt, pag. 282, 4–9.

712

Т.е. в области дыхания.

713

Греч. θρεφίς­educatio; у Gall, лучше: refocillatio – приведение в силу, укрепление.

714

Буквально: «изливает»; το λιγι υώδες. Ср. о том же у Galen De usa partium I и Ioan. Philopon De opificio mundi, p. 205, 23 seqq. Ср. Григорий Нисский, ibid. гл. 30.

715

Выше Немесий указал три действующие причины дыхания, каковы: потребность, сила и органы. О первой он уже сказал; теперь говорит о второй.

716

Шероховатая артерия (arteria aspera).

717

Разумеется – артерия шероховатая, или дыхательное горло.

718

Иначе – ноздреватой массы.

719

Буквально травы (στοιβής ), набивки. См. примеч. Matth. pag. 257.

720

Буквально с греч.: переваривает, делает зрелой.

721

Букв, с греческого: «среднее сердце».

722

Букв, с греческого: «среднее сердце».

723

Φάρυγξ – здесь уместнее было бы λ᾿άρυγξ (как у Охот.) – гортань (дыхательный орган), начало дыхательного горла. Впрочем, и в таком случае неточность описанного здесь Немесием анатомического строения дыхательных органов очевидна (см. βρόγχος).

724

Т.е. в носу; Matth. для пояснения цитирует из Ruf. Ephes.: «εν ή (т. е. μυκτηρι, ноздре) то ήθμοειδές (ситовидная) όστέον υπόκειται, πλείστοις κεχρημένον κατατρήσεσιν«… См. Var. lectiones et ammadv. nag. 25S.

725

Здесь πνεύμα может быть понимаемо, по-видимому, в смысле воздуха.

726

Дальше в изд. Con. начинается 20-я гл. 4-й книги. Здесь Немесий вкратце повторяет сказанное выше и говорит о значении желчи, селезенки, почек, желез, кожи, костей и т. п. (см. заглавие у Con.). Все эти рассуждения ведутся на почве Галена (Evangelides, Op. cit. S. 54–55).

727

Буквально: члены, части (μόρια).

728

Τριών άρχων Matth. видоизменяет: τριών αρχικών δυνάμεων᾿, т. е., «трех главных сил», о которых Немесий говорил в XXVI главе, каковы: силы психические, физические и жизненные.

729

Буквально: «как бы одной из питающих частиц».

730

Т.е., ради крови, как и стоит в Ant., Con. и А. 3.

731

Имеется в виду пот (sudor – no Matth. p. 261).

732

Буквально: «сбитой, свалянной».

733

реч, τυλωθεΐσα (мозолистая). Δέρμα называлась σαρξ τυλωθεΐσα (Matth. p. 261).

734

У Mattk ссылка на Chrysostom. t. III , p. 139; ср. Plutarchus, Op. cit. V, 17.

735

Aristotle Histoiia animalium II, 12; VIII, 12.

736

Иначе: укреплением хода, или – основанием ноги (στήριγμα βάσεως).

737

Т.е., имеющих нераздвоенные копыта.

738

Dati sunt – добавлено в лат. Ant.

739

Т.е. посредством ногтей.

740

Κατά συμβεβηκός здесь можно перевести: случайно, между прочим.


Вам может быть интересно:

1. Основы древнецерковной антропологии. Том II. Апокатастасис – Приложение Авраам Самуилович Позов (Позидис)

2. Пасхальная тайна: Статьи по богословию – АНТРОПОЛОГИЯ И ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ протоиерей Иоанн Мейендорф

3. О степени древности мира и человека профессор Николай Павлович Рождественский

4. Послания – Послание 234(422). Чаду Мелетию преподобный Феодор Студит

5. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Арсений Мацеевич митрополит Евгений (Болховитинов)

6. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI – Иоанн IX профессор Александр Павлович Лопухин

7. Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке профессор Иван Иванович Соколов

8. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 137. Содержание третьей книги против Евномия и достоинства всего сочинения. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

9. Письма – 294. Тоска и смущение бывают от осуждения других. Перед Матушкой смиряйся и слушай ея наставлений. Во время пустых разговоров лучше... преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

10. Аскетизм по православно-христианскому учению. Книга 1 – 9) Проф. А. С. Архангельский. профессор Сергей Михайлович Зарин

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс