Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы (4)
В стране Богоизбранной, в незнатном городе Назарете, перед временем пришествия Спасителя в мир, жили благословенные праведники – старцы Иоаким и Анна. Дожили они до преклонной старости, а детей не имели. С усердием молились праведники Господу, просили Его даровать им детище, дали обещание посвятить его на служение Господу в храме Иерусалимском, и Господь внял их молитве, даровал им дочь Марию, ту самую, от которой ради нашего спасения воплотился Спаситель мира – Иисус Христос Сын Божий. Жила преблагословенная отроковица в доме своих родителей до трёхлетнего возраста. Когда же настало время исполнить данное Богу обещание, родители Её – радость свою, утеху старости, единственное детище – младенца Марию ведут в святыню народа Израильского – храм Иерусалимский, в тогдашнюю школу религиозно-нравственного воспитания, и здесь оставляют Её на жительство во славу Божью, где Она пребывает до 14-летнего возраста. Архиерей того лета Захария сделал вещь странную и для всех удивительную: он ввёл юную отроковицу в самую внутреннюю скинию, называемую Святое Святых, где назначил Ей место для молитвы. Сделал он это по таинственному внушению Божьему. Другим девам не только быть, но и близко подходить запрещено было к святилищу. Преблагословенная Дева, в начале жития своего в дому Господнем отдана была в обитель девиц, ибо церковь Иерусалимская, имела много обителей. В них жили особо девы, отданные родителями на воспитание и на служение Богу; особо помещались вдовицы, мужи назареи, странные и пришельцы, приходившие на поклонение издалека. Находясь под надзором дев, старших летами, искусных в Писании и рукоделии, Она и сама привыкала в чтении и изучении Св. Писания и во всяком женском рукоделии. Особенно любила она вышивать такие одежды, которые потребны были священниками во время служения их в храме. Приходя в возраст и укрепляясь духом, преуспевала Преблагословенная Дева и в подвижничестве, умножалась и молитва Её: целые ночи и большая часть дня заняты были у Неё возношением ума и сердца к Богу, пребыванием в храме на служения Господу.
Времена Ветхозаветные много имеют аналогичного в воспитательном отношении с состоянием христианских обществ времени настоящего. Тогда совершенным человеком назывался тот, который сознательно служил Господу, проявлял в своей жизни любовь к Нему и ближнему и подвизался в подвигах благочестивого трудолюбия. К преуспеянию в Богобоязненной жизни и нравственном совершенстве приготовлял он себя в храме Божьем, воспитываясь здесь с младенческих лет в страхе Божьем, духовном совершенствовании, восходя от силы в силу, преуспевая в учении слова Божьего, назидании им, в трудах, молитвенных подвигах, Он и окружён был здесь такими лицами, которые являли в себе примеры житья богоугодного, были поучительны, знали священное писание, вели своих питомцев всем своим житьём к Богу, источнику Света и блаженства. Времена изменились, тысячелетия отделяют нас от ветхозаветных событий, однако основание, цели и задачи истинного воспитания и образования дошли до нас без перемен, ибо они вечны, как вечен Господь, указавший нам в своём слове назначение и цель человеческой жизни. И ныне единственным источником нашего истинного воспитания и просвещения является Св. Церковь, где каждому верующему сообщаются все блага, как к животу и благочестию; она даёт чадам своим высочайшее имя, воспитывает их так, чтобы при взгляде на каждого из них всякий мог сказать: «это Божий человек, на нём видна печать Божья». И ныне при наших святых храмах, по подобию церкви Иудейской, созданной Соломоном, Зоровавелем же по опустении и обветшании обновлённой, около которой к пребыванию, воспитанию и образованию молодого поколения, существовали многие обители, создаются нарочитые помещения, куда богобоязненные родители приводят чад своих – отроков и юных девиц – для созидания в них духа Божьего, приготовления из них добрых христиан, полезных граждан со здравым смыслом, развитым сердцем и нравственностью, ревностных деятелей в той сфере, в которой им самим Богом, рождением и воспитанием предназначено жить и трудиться. Отселе всякая такая обитель и вообще всякая школа в некотором роде есть храм Божий, в котором с Божьей помощью должно совершаться великое священнодействие – приготовление из них для будущего людей христиан в полном значении этого слова. Поэтому бо́льшая часть наук, преподаваемых в школе, должна послужить этой великой цели: давая уму необходимые знания и упражнения для его развития, они в то же время должны способствовать и благородству сердца и нравственности, и по преимуществу воспитывать, так как образование без надлежащего воспитания есть только половина дела и скорее вредно, чем полезно. Цель школы – создать доброго человека при посредстве науки, человека, из доброго сокровища сердца которого исходило бы одно доброе, так чтобы он в своих словах и делах был честным, доброжелательным, набожным. А таким делает не одно образование, не развитие только ума, а и качества нравственные. А потому, чтобы выполнить назначение школы, т. е. обогатить человека знаниями, наделить его нравственными принципами, недостаточно разъяснения или преподавания, которое обыкновенно существует в ваших школах, а надобно воспитать человека, что бы он вырос и укрепился в делах добрых и в чувствах богобоязненных и честных. Кроме Закона Божьего, – каким превосходным источником в деле образовательно-воспитательном является, например, область наук исторических. Какое множество здесь неоценённых примеров практической мудрости, уроков нравственности и благочестия, предостережений от увлечений и пороков. История – это зеркало, в котором могут видеть судьбу свою целые народы и отдельные личности. Изучение одних фактов без применения, при всяком удобном случае, к нравственности учащихся – мало полезно, односторонне, оно только образовывает, но не воспитывает. В области наук естественных в каждой странице – урок, побуждающий к благоговейному размышлению, наполняющий сердце чувствами любви и благодарности к Виновнику всего сотворённого. Изучение классов, видов, родов растений, животных и тому подобных безотносительно к развитию сердечному – тоже малополезно, односторонне, должно скоро исчезнуть из памяти и без следа, ничего не оставив после себя в пользу нравственного развития учащегося. Вообще все науки человеческие ничто иное как исследование, раскрытие или уяснение одних и тех же проявлений, и путей премудрости и благости Божьей, насколько эти совершенства Божьи открываются и в глубочайших тайниках ума человеческого, и в благодатных сокровищах Слова Божьего, и в силах природы, и в святейших правилах и требованиях закона нравственного и в многообразных судьбах рода человеческого и истории Евангельской. Поэтому внимание педагогов, желающих истинного блага своим питомцам, в преподавании учебных предметов, не должно исключительно влачиться по одной земле, останавливаться только на явлениях обыденных, не давая возможности и побуждений питомцам поднять свою голову к небу, небу духовному; – долг педагога, – когда он знакомит питомцев с историческими судьбами человечества или своей страны, или обращает взор их на землю для изучения вида её и положения, или на небо, на его устройство и свойства светил, во всех и подобных тому занятиях, при всяком удобном случае развивать и укреплять в своих воспитанниках чувство веры и благоговейной зависимости от Бога, указывая им следы силы, благости в мудрости Божественной в обыденных движениях жизни, в явлениях природы на небе и на земле, в сокровеннейших движениях совести, как Богом данного нам внутреннего, непреложного закона. К сожалению, бывает так, что руководители – педагоги молодого поколения, излагая уроки человеческого ведения, не считают нужным напоминать о Боге и его делах при всяком возможном случае, налагая эту обязанность исключительно на лица, которым официально суждено возвещать истину Христову и учить жизни христианской. Поэтому то весьма нередко встречаются такие образованные лица, которые нечто зная из христианства, однако мыслят и живут не по-христиански.
Св. праведники богоотцы – Иоаким и Анна, когда настало время исполнить своё обещание – посвятить пресвятую Деву, на служение Господу, привели Её в храм Божий, где искусные в детоводительстве девы и сведущие в Писании Божественном, устным наставлением и примером своей безукоризненной и назидательной жизни и деятельности, показывали Ей путь восходить от силы в силу до тех пор, пока сила Всевышнего не осенила Её. И ныне – едва не с младенческих лет, когда дети наиболее дают радости своим родителям, влекут их последние к храму Божьему – в наши школы для религиозно-нравственного воспитания, дабы сделать всех их по возможности добрыми и разумными людьми, добрыми гражданами, добрыми христианами. Вполне уверены родители, что те священные начала в воспитании, какие положены в детях около очага семейного, будут всё более и более в школе развиваться и укрепляться они надеются, что здесь не засветится в них искра религиозного сомнения, маловерия, и что те нравственные недостатки, которые дитя принесло в школу из родного крова, от своих сверстников, а может быть и от близких родных, исправятся деятелями школы, которые и словом и примером своей жизни привьют – как садовники – к дикому деревцу облагороженный и улучшенный сорт, оберегут его от неблагоприятного влияния воздуха, сорных растений, дабы отразились в нём нежные и сладостные плоды в жизни. Поэтому долг педагога, наставляя дитя своим мудрым словом, по подобию ветхозаветных воспитателей, действовать на молодое поколение в деле религиозно-нравственного руководительства путём кратким и действительным – примером своей собственной жизни. Если цель школы – приучить дитя к доброй жизни, то педагог должен быть благородной, достойной личностью, порядочным во всех своих действиях и поступках, кротким, доброжелательным, миролюбивым справедливым, исполненным святого мужества в борьбе со злом за добро. Религиозность может воспитывать в других только человек религиозно настроенный, а таким и должен быть всякий учитель, который и на дело своё будет смотреть как на служение Богу, совершая его благоговейно, вместе сознавая тяжесть своей ответственности. Как похвально для него и как назидательно для его питомцев, если он, говоря о Боге и его делах, учит просто, доступно, скромно, благоговейно, воздерживается от пустого, хотя и блестящего фразёрства, которое в наши дни, к сожалению, так сильно проявляется; – если он неуклонно посещает вместе с детьми храм Божий, благоговейно возносит из глубины своей души тёплые, сердечные и усердные молитвы к Богу. Выше этого назидательного примера едва ли что может быть.
– И вы, боголюбивые чада, по примеру Пресвятой Девы, которая, пребывая под кровом храма Божьего, воспитывала своё сердце в духе веры и святости, должны, находясь также под сенью дома Господня, возрастать духовно-нравственно, восходить от силы в силу, основывая своё просвещение и нравственное совершенствование на истинах спасительной веры. По учению св. апостолов, лучшее украшение жены-христианки, – её сокровенное сердце, в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, и чистое богобоязненное житие, в вере и любви, и в святости с целомудрием, что драгоценно перед Богом и прилично жёнам, и посвящающим себя благочестью (1Тим.2:9–10,15; 1Тим.2:3–5). Где бы ни была жена-христианка, какими бы знаниями ни обладала, везде ценится она по сердцу своему. Опыт жизни и история развития человечества свидетельствуют, что не научное образование женщины само по себе, но её христиански просвещённое и благовоспитанное сердце должно быть ценимо для семейства и общества. Силою и влиянием благовоспитанного сердца просвещённой жены-христианки достигается тот идеал нравственного совершенства, который делает семейную и общественную жизнь источником полной радости и утешения, создаёт истинное благо и счастье, воспитывает добрых и честных граждан, верных сынов святой церкви и доблестных слуг престола и отечества.
– Вам, чада, по преимуществу необходимо воспитывать себя в наказании и учении Господни (Еф.6:4), в образования сердца в благочестии и добродетели, потому что многим из вас предстоит быть спутницами жизни служителей алтаря Господня, помощницами в их трудах, матерями будущих левитов, а некоторым в качестве воспитательниц и учительниц проводницами религиозных начал в той среде, в которой призваны будете действовать.
Отцы и матери, учителя и воспитатели, и вы, боголюбивые чада! Держите в своём сознании все те благоприятные условия, при которых росла и воспитывалась Пресвятая Дева, – руководитесь ими в своей жизни и деятельности. Тогда будут у вас хорошие люди не на словах только, а на деле, – истинные христиане, не в мыслях и понятиях, но в действиях и жизни.
Священник Н. Любимов