Приложения
Список основателей Православного Камчатского Братства во имя Нерукотворенною Образа Всемилостивого Спаса
1. Евсевий, Архиепископ Владивостокский и Камчатский.
2. Антоний, Архиепископ Тверской и Кашинский.
3. Никон, Епископ Вологодский и Тотемский.
4. Евлогий, Епископ Холмский.
5. Митрофан, Епископ Гомельский.
6. Андрей, Епископ Мамадышский.
7. Никандр, Епископ Нарвский.
8. Вениамин, Епископ Гдовский.
9. Архимандрит Адриан.
10. Архимандрит Василий Лузин, духовный цензор.
11. Архимандрит Киприан, Карельский миссионер.
12. Протоиерей Евгений Аквилонов, профессор.
13. Настоятель С.-Петербургского Петропавловского Придворного Собора протоиерей Александр Дернов.
14. Протоиерей церкви Собственного ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА Дворца Иоанн Вениаминов.
15. С.-Петербургской Симеоновской церкви протоиерей Александр Косухин.
16. Протоиерей Александр Журавский.
17. Протоиерей Константин Знаменский.
18. Протоиерей Александр Рахманин.
19. Протоиерей С.-Петербургской Волковско-кладбищенской церкви Николай Соколов.
20. Протоиерей С.-Петербургской Волковско-кладбищенской церкви Иоанн Крылов.
21. Протоиерей Николай Михалович [sic!] Павский.
22. Член Государственной Думы священник Савва Богданов.
23. Св. Троице-Сергиевой Лавры духовник Иеромонах Ипполит.
24. Священник Коломяжской Св. Димитрия Солу некого церкви Иоанн Лебедев.
25. Леснинского женского монастыря священник Владимир Сейбут.
26. Священник Сергиевского храма в Перкиярви Михаил Прудников.
27. Камчатский миссионер Иеромонах Нестор.
28. Александро-Невской Лавры Архидиакон Авраамий.
29. Настоятельница Балашовского Покровского монастыря Саратовской епархии Игумения Мария.
30. Академик ИМПЕРАТОРСКОЙ Академии Наук тайный сов[етник] Алексей Иванович Соболевский.
31. Профессор С.-Петербургского университета Николай Иванович Веселовский.
32. Тайный сов[етник] Александр Александрович Макаров, Государственный Секретарь.
33. Статс-Секретарь ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА член Государственного Совета Галкин-Враской.
34. Член Государственного Совета, Сенатор тайный сов[ет- ник] Николай Андреевич Зверев.
35. Член Государственного Совета князь Алексей Оболенский.
36. Член Государственного Совета А.Стишинский.
37. Член Государственного Совета, Сенатор Владимир Саб- лер.
38. Генерал-адъютант Адмирал Н.Чихачев.
39. Князь Владимир Давидович Жевахов.
40. Член Государственной Думы Баратынский.
41. Член и Секретарь Государственной Думы И. Созонович.
42. Член Государственной Думы Камергер ВЫСОЧАЙШЕГО Двора Дмитрий Чихачев.
43. Военный инженер генерал-лейтенант Константин Иванович Величко.
44. Военный инженер генерал-майор Петр Карпович Ста- вицкий.
45. Тайный сов[етник] Алексей Потапов.
46. Управляющий Кабинетом ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА генерал-майор Е.Волков.
47. Генерального Штаба генерал-лейтенант Аким Михайлович Золотарев.
48. Генерал-майор Свечин, Военный Губернатор Приморской области.
49. Камергер ВЫСОЧАЙШЕГО Двора Томский Губернатор Николай Гондатти.
50. Отставной генерал от инфантерии Ордынский.
51. Контр-адмирал в отставке Иван Николаевич Елагин.
52. Артиллерии генерал-майор Николай Петрович Сухотин.
53. Камергер ВЫСОЧАЙШЕГО Двора действительный] ст[атский] сов[етник] Евгений Григорьевич Швартц.
54. Камер-юнкер Двора ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА граф Павел Константинович Ламздорф.
55. Старший делопроизводитель Государственной Канцелярии надв[орный] сов[етник] князь Николай Давидович Жевахов.
56. Помощник Обер-Секретаря 2-го Департамента Правительствующего Сената граф Николай Константинович Ламздорф.
57. Генерального Штаба полковник Иван Павлович Сытин, штаб-офицер для поручений при штабе Приамурского военного округа.
58. Ст[атский] сов[етник] доктор медицины Павел Иванович Ижевский.
59. Подполковник Анатолий Николаевич Гудзенко, адъютант Командующего войсками Приамурского военного округа.
60. Л[ейб]-гв[ардии] Павловского полка капитан Дмитрий Николаевич Ломан.
61. 12-го гусарского Ахтырского ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА Великой Княгини Ольги Александровны полка штаб-ротмистр Лев Аркадьевич Панаев.
62. Л[ейб]-гв[ардии] Егерского полка штабс-капитан Александр Сергеевич Кутепов.
63. Поручик Иларий Александрович Анисимов.
64. 1-го резервного саперного баталиона подпоручик Михаил Катанский.
65. Заведующий Сыр-Дарьинским переселенческим районом Николай Николаевич Шавров.
66. Александр Эрикович Пистолькорс.
67. Председатель общества для распространения Св. Писания в России помощник Статс-Секретаря Государственного Совета действительный] ст[атский] сов[етник] Феодор Константинович Пистолькорс.
68. Действительный] ст[атский] сов[етник] Василий Тимофеевич Георгиевский.
69. Фрейлина ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ графиня Евгения Георгиевна Менгден.
70. Камер-фрейлина графиня Мария Васильевна Голенищева-Кутузова.
71. Камер-фрейлина графиня Аглаида Васильевна Голенищева-Кутузова, состоящая при ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОМ ВЕЛИЧЕСТВЕ Государыне Императрице Марии Феодо- ровне.
72. Анна Александровна Вырубова.
73. Графиня Ольга Дмитриевна Апраксина.
74. Графиня София Сергеевна Игнатьева.
75. Вдова генерал-лейтенанта графиня Екатерина Ламз- дорф-Галаган.
76. Графиня Мордвинова.
77. Вдова генерал-адъютанта графиня Вера Сергеевна Голенищева-Кутузова.
78. Мария Львовна Казем-Бек, начальница С.-Петербургского Елизаветинского института.
79. Дочь действительного] тайн[ого] сов[етника] Александра Ивановна Корнилова.
80. Любовь Алексеевна Толстая, жена Казанского Губернского предводителя дворянства.
81. Вера Александровна Волкова.
82. Жена тайн[ого] сов[етника] Юлия Федоровна Лисенкова.
83. Наталия Александровна Мосолова.
84. Прасковья Казем-Бек.
85. Жена генерала от инфантерии Александра Алексеевна Козен, рожд. Кн. Куракина.
86. Вдова генерала от инфантерии Анна Николаевна Прокопе.
87. Дочь генерал-майора Лидия Васильевна Еропкина, член отделения Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения.
88. Александра Владимировна Швартц.
89. Александра Евгеньевна Швартц.
90. Наталия Михайловна Головина.
91. Мария Михайловна Булгак, рожд. Бартенева.
92. Жена генерал-лейтенанта Александра Николаевна Ави- нова.
93. Жена инженера генерал-майора Прасковья Ивановна Ставицкая.
94. Жена тайн[ого] сов[етника] Мария Павловна Писарева.
95. Вдова генерала от кавалерии Екатерина Леонова.
96. Жена действ[ительного] ст[атского] сов[етника] Евгения Ивановна Арсеньева.
97. Жена действ[ительного] ст[атского] сов[етника] Глафира Дамиановна Керн.
98. Вера Михайловна Бузни.
99. Нина Варфоломеевна Бузни.
100. Вдова тайн[ого] сов[етника] Анна Ивановна Сергиевская.
101. Анна Александровна Вениаминова, жена протоиерея.
102. Анна Михайловна Катанская.
103. Вдова полковника Вера Николаевна Панаева.
104. Евгения Петровна Шлыкова.
105. Жена генерал-лейтенанта Александра Александровна Кузьмина-Караваева.
106. Антонина Евлампиевна Анисимова.
107. Действ[ительный] ст[атский] сов[етник] инженер Александр Юлианович Сокович.
108. Действительный член общества Ревнителей Русского Исторического Просвещения в память ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III флота капитан I ранга Петр Иванович Спицын.
109. Действ[ительный] ст[атский] сов[етник] Николай Николаевич Лодыженский.
110. Доктор князь Сергий Владимирович Жевахов.
111. Граф Сергий Игнатьев.
112. Георгий Васильевич Бутми.
113. Инженер ст[атский] сов[етник] Константин Гаврилович Иванов, чиновник особых поручений V класса при Приамурском генерал-губернаторе.
114. Ст[атский] сов[етник] врач Владимир Леонидович Мартиновский.
И5.Артиллерии капитан Николай Михайлович Кодратович.
Иб.Член ИМПЕРАТОРСКОГО Русского Военно-Исторического Общества Лев Евфимиевич Катанский.
117.Г.Б. Петкевич, Казанский вице-губернатор.
118. Свободная художница Ольга Ивановна Самохина, рожд. Сибилева.
119. Губ[ернский] секр[етарь] Павел вёл Афанасьевич Шлыков.
120. Редактор «Окраин России» П. Бывалкевич.
121. Михаил Иустинович Русецкий надв[орный] сов[етник], смотритель Елизаветинского института.
122. Евдоким Николаевич Квашнин-Самарин.
123. Николай Николаевич Квашнин-Самарин.
124. Иван Александрович Татищев.
125. Тит[улярный] сов[етник] Николай Феодорович Волков.
126. Пот[омственный] поч[етный] гражд[анин] Александр Феодорович Классен.
127. Кол[лежский] сов[етник] Михаил Петрович Удинцев.
128. Над[ворный] сов[етник] Николай Яковлевич Васильев.
129. Юрьевский купец Николай Алексеевич Красковский.
130. Диакон Иоанн Смолин, миссионерский писатель.
Письма и документы
Из дневника генерала графа Ф.А.Келлера 1918 Г.
14 декабря. Часов около 2-х дня раздался сильный звонок и в переднюю вошли три вооружённых винтовками офицера, старший из них заявил мне, что дружина, сформированная Всеволожским и записавшаяся в состав Северной армии, не желает сдаваться уже входящим в город войскам Директории и просит меня принять её под моё начальство и вывести из города, куда я хочу, что к этой дружине примкнула ещё и конная сотня (пешком), тоже формировавшаяся для Северной армии, с тем же намерением – не сдавать оружие. О других войсках имелось сведение, что они собрались у городского музея с намерением пробиться на Дон, но что в голове их нет начальника. [...]
Уже не доходя Думы, от дозоров донёсся крик – идут петлюровцы – и всё, что было впереди, бросилось назад и сбилось в одну кучу. Я приказал свернуть в переулок, рассчитывая избежать встречи и кровопролития и боковыми улицами вывести отряд к музею, где, по сведениям, собрались уже дружины Кирпичева и Святополк-Мирского. Не успели мы пройти и 20 шагов, как из-за Думы послышалось несколько редких выстрелов (думается мне, провокаторских); ни одной пули близко не просвистело, но в моём отряде произошло то, чего я уже от офицеров никак ждать не мог. Всё бросилось бежать, кто лез под ворота, кто протискивался в подъезды и в магазины, кто просто бежал, куда глаза глядят. Около меня осталась группа, не более 50 человек, уменьшавшаяся при каждом повороте в следующую улицу, и к приходу нашему к Софийскому собору растаявшая до 30 человек, которых я благополучно и довёл до Михайловского монастыря, и в ограде которого все почувствовали себя почти в безопасности. Ничего подобного я от поведения офицеров ожидать не мог, до сих пор противно и совестно вспоминать, что случилось несколько раз, что я, при одном вдали одиночном выстреле, оставался окружённым моими ординарцами и не более как 8–10 офицерами, всё остальное пряталось по подъездам и дворам, откуда их нельзя было вытащить, ни добрым словом, ни руганью.
Не скажу, чтобы и духовное начальство отличалось храбростью в выполнении своего долга укрыть преследуемых. Как настоятель Михайловского монастыря Никодим, так и митрополит Одесский Платон и даже Преосвященный Нестор Камчатский, эти, как говорили, убеждённые и твёрдые иерархи, прибежали ко мне расстроенные, и вся их забота и разговоры клонились к тому, чтобы мы скорее уходили из монастыря и не навлекали на них ответственности, а куда уйдёт эта кучка людей и не будет ли она расстреляна на первом же повороте в улицу, об этом никто из них не заботился. Положение создавалось такое, что о том, чтобы пробиться силою, нечего было и думать, вести переговоры о вооружённом выходе из города можно было бы, имея в руках внушительную силу, готовую постоять за себя, но не во главе 30 панически настроенных людей, из которых половина готова была разбежаться при первом выстреле. […]
Из Воззвания Епископа Нестора
«Ко всему казачеству»
Осень 1919 г.
[...] С верой в Промысел Божий я принял призыв Походного атамана всех казачьих войск генерала Дутова405 и войскового атамана Сибирского казачьего войска генерала Иванова-Ринова406, а также других войсковых атаманов к усиленной работе в духовном строительстве жизни всего славного казачества [...]
Большевики стремятся сейчас в пределы вашей родной земли, чтобы отнять вашу землю, все ваши угодья, которыми казачество справедливо владеет, как драгоценным наследием своих дедов [...] Разрубите же смелой рукой, рассеките казацкой шашкой цепи красных разбойников – кровавых убийц и освободите Святую Русь от большевицкого ига. […]
Из письма епископа Нестора
Митрополиту Иннокентию (Фигуровскому)
[...] Я настоящее время нахожусь в Японии, но в ноябре на непродолжительное время буду в Харбине и, если позволите, я бы мог приехать в Пекин на денёк с письмом из Москвы407, да и вообще мне лично хотелось бы побеседовать с Вами. Предполагаемый Дальневосточный Собор или съезд по-видимому не состоится, т. к. Преосвященный Михаил408 против всего этого, а без него на его епархиальной территории собраться нельзя. [...] 12/25 окт[ября] 1921 г.
Япония – Цуруга.
Письмо епископа Нестора
Митрополиту Антонию (Храповицкому)
11 октября 1925 г.
Шанхай.
†
Ваше Высокопреосвященство, милостивейший любимый Владыка.
Шибко благодарю Вас за Ваше письмо и за удовлетворение моих просьб.
Буду ожидать почту из Сербии, о которой Вы сообщаете.
Прилагаю для Вас и для Загр[аничного] Синода послание митрополита Петра409, сверенное мною с подлинником, присланным одним священником из Москвы г[оспо]же Литвиновой410.
Послание написано просто и хорошо, а, принимая во внимание все неблагоприятные условия, в коих приходится жить и вести церковный корабль среди бушующих волн Совдепии и врагов Православия – оно написано и смело.
(Деян. Ап. 4:18–19) и (1Петр. 2:12–14).
[Да и что другое можно там сказать? Самое же главное почему-то заграницей все считали митр. Петра соглашателем с живцами и пр., но теперь это послание рассеивает все сомнения и смущения. Поделитесь Вашим взглядом на это послание.]
В Китае опять началась война между кит[айскими] генералами и угрожает вспышкой кит[айского] большевизма.
Карахан411 для этого всё подготовил и уехал в Москву. Маршал же Маньчжурской обл[асти] Чжай-Цзо-Лин, хотя и в соглашении с СССРи [sic!], но отличает «красное» от «белого» и вынужден до времени терпеть красных, чтобы удержать КВЖД и свою власть.
[В советники себе он вызвал Хорвата и Остроумова; последнего (по тайн[ому] договору с СССРи [sic!]) держал 11 месяц[ев] в тюрьме. Ник[олай] Льв[ович] Гондатти, отсидевший за революцию 9-й раз в тюрьме, бодр духом и светлый умом412.
Он просил меня написать Вам глубочайший привет и просит благословения.
Харбин пугают нашествием живоцерковников, но пока Бог хранит.]
Я в данное время в Шанхае для объединения беженцев (их здесь до 9000). Служу и проповедую с соизволения арх[иепископа] Иннокентия [Фигуровского], у которого был недавно в Пекине.
Надо бы хоть раз Шанхайскому еп[ископу] Симону413 побывать в Шанхае, но вл[адыка] Иннокентий не может ни на один день расстаться с еп[ископом] Симоном, а это плохо. Из Шанхая приеду к вл[адыке] Сергию [Тихомирову] в Японию, откуда у меня есть связь с Камчаткой. Вл[адыка] арх[иепископ] Сергий очень много работает на пользу и во славу Японск[ой] Православной] Церкви. Мой викарий, епископ Даниил Охотский выслан большевиками в Читу, сидел в 3-х тюрьмах, а сейчас на свободе, служит и борется с живцами.
В Ханькоу по поручению414 арх[иепископа] Иннокентия я освящал церковь и послужил там. В пути я заболел (каж[ется,] катар кишок и apendix).
Предстоит операция. Помолитесь.
Посылаю Вам, Владыка, альбом моего Харбинского детища “Кружок ревн[ителей?] и сестричества”.
Прошу благословить дальнейшую работу. Работаем ради спасения русских страдальцев и несчастных детей. Бог благословляет, а добрые люди посильно поддерживают меня, немощного и слабого в работе.
Слава Богу за всё!
Прошу передать сердечный привет всем Святителям. Молитвенно пребываю со всеми Вами в общении. Благословите и помолитесь. […]
Из письма епископа Забайкальского и Нерчинского Мелетия Митрополиту Антонию (Храповицкому)
14/27 декабря 1928 г. [... ] Наши Святители – Харбинские и Пекинские – здравствуют. Пр[еосвященный] Нестор поправился совершенно, служит и занят своим Домом милосердия, совершая святое дело.
Как-то становится страшно, что Первосвятители: Вселенский, Александрийский и Румынский перешли на новый стиль и двое из них ещё и модернисты. […]
Из письма Митрополита Харбинского Мелетия Митрополиту Антонию (Храповицкому)
Входящий: 16/29.7.1931 г.
[...] Июня 24 ч[исла] с/ст. получил Ваше письмо по поводу епископа Нестора. Взгляды его действительно странны; на раскол в Церкви он смотрит именно как на личную ссору архиереев. Были ли наложены какие-либо прещения на еп[ископа] Нестора Архиерейским Синодом, когда он откололся от него, мне неизвестно, так как по этому делу епископ Нестор имел сношение с покойным митрополитом Мефодием. От епископа Нестора я только слышал, что из Москвы ему был послан указ образовать здесь особую епархию, но он от этого решительно отказался, да, конечно, хорошо и сделал, так как при том настроении русских, какое здесь существует, конечно, у него ничего бы не вышло. В видах, вероятно, этого, он ничем и не проявлял за богослужениями своей принадлежности к Московской Патриархии. Все время поминал митрополита Петра, Ваше Святое имя и митрополита Мефодия. Так что эта «церковная аполитичность» наконец привела его к убеждению, что он остался, как говорил мне, «без стула». По приезде из Пекина я говорил с ним откровенно по поводу его положения «вне пространства и времени», а также предполагаемого его свидания с митрополитом Иннокентием, указывая на то, что М[итрополит] И[ннокентий] прежде всего спросит его «како веруеши». Результатом этой беседы было его решение возвратиться в юрисдикцию Заграничного Архиерейского Синода, но прошения своего об этом он мне не показывал.
С владыкой Иннокентием он примирился, поднёс ему икону святителя Иннокентия с мощами, служил в Миссии вместе с Преосвященным Симоном, пробыл в Миссии целую неделю, у покойного Митрополита415 бывал каждый день; Владыка Митрополит был очень рад этому примирению. Пр[еосвященный] Нестор оказал Миссии во время своего пребывания там важную услугу. Уговорил присяжного поверенного Ребрина416, взысковавшего [sic!] с Миссии 10 т[ы]с[я]ч долларов, по пристрастным к Миссии расчётам, прекратить дело, и он прекратил. Покойный Митрополит подарил Пр[еосвященному] Нестору для церкви дома Милосердия колокол в 22 п[уда]. В отношении Пр[еосвященного] Нестора я исполню все сделанные Вами указания.
Ещё прошу Вас дать один разъяснительный ответ. Пр[еосвященный] Нестор, по поручению митр[о]п[олита] Мефодия, а отчасти и по своему изволению, делал поставления во иерея и диакона. Как относиться к рукоположенным им? И имеет ли он право, находясь в чужой епархии, рукополагать для нужд своей Камчатской епархии, к каковой он причисляет церковь его приюта – «Дом Милосердия», находящегося в Харбине. Приют этот он именует «Камчатским подворьем»; разрешение на устройство таких подворий, думается, должно быть даваемо Высшей церковной властию. Как смотреть на всё это?
Письмо Елизаветы Литвиновой Митрополиту Антонию (Храповицкому)
12/25 февраля 1934 г.
На пути в Шанхай.
[...] Посетивший меня в Ханькоу на прошлой неделе архиепископ Нестор привёз мне от Вас Ваш дорогой мне привет, Божие благословение и грамоту Священного Синода. Спаси Вас Господи и всех архипастырей членов Синода за такое исключительно доброе ко мне внимание. [...]
Много порассказал мне наш дорогой путешественник в края святые, архиепископ Нестор. Радуюсь за него, что наконец-то Господь дал ему лично повидаться с Вами и со всем Синодом, и Вы лично убедились, что это за человек. Знаю, что много писали в Сербию о нём отрицательного и недоброго и, конечно, кто писал417, тоже не знал его хорошо. Я была в Пекине за месяц до блаженной кончины достоуважаемого митрополита нашего Иннокентия. Перед кончиной к нему приезжал в Пекин сначала архиепископ Мелетий, а потом и епископ Нестор. Я со своей стороны очень способствовала этому приезду и посылала владыке Нестору об этом телеграмму, прося его приехать, и рада была, что он эту мою просьбу исполнил. Я всегда стараюсь сделать, что могу, для мира церковного и добрых отношений между иерархами. Владыка Нестор привёз с собой святыню – икону с мощами святителя Иннокентия, и их встреча с умирающим Митрополитом была до слёз трогательна. Первый раз в госпиталь к митрополиту Иннокентию его сопровождал покойный архиепископ Симон, а я приезжала туда вечером, и первыми словами Владыки Митрополита на моё поздравление с дорогим приезжим гостем были: «Я очень рад приезду владыки Нестора. Он хороший человек». И, подумав с минуту, добавил: «Большого человека мы приобрели». Поймите, дорогой Владыка, как я была счастлива этому – казалось бы, прочному миру и единению между двумя одинаково дорогими мне Иерархами. Я видела в этом только громадную пользу Миссии и всему делу церковному здесь, на Далёком [sic!] Востоке. Очень недолго был епископ Нестор в Пекине, а архиепископ Мелетий ещё раньше приезда владыки Нестора уехал обратно в Харбин. Много я говорила с Высокопреосвященнейшим Владыкой [Иннокентием] обо всех делах Миссии, видела, что он глубоко скорбит о многих неприятных осложнениях и очень хочет иметь мудрого помощника архиепископу Симону. Мне не судил Господь остаться до дня блаженной кончины и похорон дорогого Владыки Митрополита: я уехала за три дня до его смерти. Не буду продолжать всё, что шло за эти последние два года. Вам, вероятно, много пишет и новый поставленный Вами Начальник Миссии418, и его сотрудники, а, может быть, и Архиепископ [Нестор] порассказал Вам о делах Церкви. Отрадного мало, и больно православному сердцу верующего человека видеть полный разлад среди духовенства, кто должен был бы показывать нам, грешным людям, пример кротости и смирения. Теперь приехал сюда опять владыка Нестор, но немало неприятного приходится ему переживать. Перед его приездом я получила длинное письмо от уважаемого мною митрополита Сергия Японского. Он глубоко возмущен архиепископом Нестором, что он мог принять назначение быть заведывающим [sic!] Корейской Миссией, когда эта Миссия, по указу последнего Всероссийского Собора, под председательством самого Святейшего Патриарха Тихона, отдана в ведение Японской Миссии, то есть под его, митрополита Сергия, полное управление. Кроме того, как я слыхала, владыка Сергий, чтобы спасти имущество Корейской Миссии от большевиков, передал его всё японцам уже с 1924 г.
Простите меня, дорогой, глубоко почитаемый мною Владыка, я много думала об этом ещё до приезда владыки Нестора от Вас и не зная всех дел. Думалось мне, что всё же лучше ему быть не Корейским и не возбуждать неприязни в людях, а остаться в Китае. Откровенно пишу Вам, может, Вы меня за это побраните, но позвольте уж до конца высказать всё, что наболело и чего хочется высказать – может быть, для лучшего исхода этих неприятных осложнений. Один добрый человек как-то месяца три тому назад говорил со мной на эти, самые близкие и родные моему сердцу темы: о Церкви и духовенстве, и спросил меня: знаю ли я, что архиепископ Нестор возвращается сюда с новым назначением – Корейского, что это, конечно, вызовет много разных для него неприятных слухов, что уже есть в газетах статьи по этому поводу с протестами и обвиняющие Архиепископа в захвате места в чужой епархии и прочие неприятные слухи. Я ответила, что знаю, но что можно сделать, когда уже это факт неоспоримый; он говорит, почему не просили Синод раньше о назначении архиепископа Нестора в Пекин начальником. Отвечаю: да как же просить, когда уж (как говорят) это было решённое дело, что епископ Виктор является наследником этого сана после смерти архиепископа Симона и что потому-то он и был отправлен в Сербию для хиротонии там во епископы. Но, говорит мой собеседник, ведь он так молод для этого трудного дела и совершенно не опытен, хотя бы дали ему в помощники и руководители архиепископа Нестора. Отвечаю: вероятно, этого сделать нельзя теперь, когда уже епископ Виктор в большом сане, хотя, по желанию Синода, Главного Председателя Синода Блаженнейшего митрополита Антония, может быть, и можно выдать такое назначение владыке Нестору. Умный мой собеседник говорит: «А если бы Вы написали Блаженнейшему митрополиту Антонию и попросили бы о таком назначении. Ведь можно назначить Экзархом всех Церквей и Миссий на Дальнем Востоке, находящихся под ведением Вашего419 Синода». Я только могла ответить, что за такое дело я не достойна браться и просить о том, чего не знаю, можно ли сделать, не буду, а напишу весь наш разговор Владыке, Блаженнейшему Антонию на его суд. Простите за всё написанное, но лучше сказать всё и Вы увидите, что тут говорят. Не могу не сказать, очень бы желательно, чтобы владыка Нестор не был опять чужим в Шанхае, где его очень любят и где он, безусловно очень нужен в деле враждующей военной церкви для примирения, да и около Архиерейской Церкви, где очень мало полезных пастырей. Если бы возможно назначить его вместо Корейского – Шанхайским и Ханьковским [sic!]. Думаю, что вся русская семья была бы в обоих этих городах довольна, а владыка Виктор, вероятно, под Вашим добрым водительством скоро бы смирился и, вероятно, скоро был бы доволен, что у него есть такой мудрый добрый истинно Христолюбивый Руководитель. Я мало ещё знаю владыку Виктора, но думаю, что, он чуткой души человек, только окружение у него неподходящее и портит ему иногда. Я писала ему и просила приехать сейчас в Шанхай повидаться с владыкой Нестором, который от меня из Ханькоу уехал в Шанхай, чтобы там помолиться в день годовой памяти архиепископа Симона 11/24-го февраля. Он приехал в Шанхай за два дня до памяти владыки Симона. Я сейчас тоже на пароходе еду в Шанхай. [...] Предполагаю побыть недолго в Шанхае и, надеюсь, застану там ещё владыку Нестора. Хочется послушать ещё его рассказы о Палестине [и] Сербии. […]
Письмо атамана Г.М. Семёнова митрополиту Анастасию (Грибановскому)
14 февраля 1938 г. Исх. № 198.
Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященнейшему митрополиту
АНАСТАСИЮ,
Белград.
Ваше Высокопреосвященство
Всемилостивейший Архипастырь
Глубокочтимый ВЛАДЫКО!
Получивши от владыки Нестора сообщение о Вашем милостивом отношении к моей просьбе, изложенной в письме Вашему Высокопреосвященству от 23 ноября истекшего года, я почитаю долгом принести глубочайшую благодарность и просить впредь не отказывать в благосклонности Вашей к насущным просьбам, могущим часто являться на пути моей национальной работы во имя блага нашей многострадальной РОДИНЫ-РОССИИ!
Продолжая укреплять нужное понимание с переживаниями страждущего нашего народа под игом советовластия, я почёл долгом своим, во имя усвоения авторитетности идеи возглавления Православной Церкви нашей Вашим Высокопреосвященством и в пределах родной земли, когда наступит сему время, то для этого с первых же дней делового общения с церковными кругами на местах настоятельно требуется неоспоримость иерархического превосходства ИЕРАРХА, представляющего ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО, что может быть разрешено лишь согласием ВАШИМ на возведение владыки Нестора в сан Митрополита. Ходатайствуя усердно об этом перед Вашим Высокопреосвященством, я уверен, что ВЫ, ВЛАДЫКО, не усмотрите в моём ходатайстве ничего иного, как только пламенное желание служить и ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ, и МАТЕРИ РОДИНЕ.
Одновременно с возведением в сан Митрополита также ходатайствую [о] благословении Вашего Преосвященства владыке Нестору по всем тем вопросам, кои он имел изложить Вам по моему поручению.
Испрашивая Ваших Архипастырских молитв и благословения, остаюсь покорным слугою Вашего Высокопреосвященства
Григорий СЕМЕНОВ.
[В верхнем левом углу 1-й стр. собственноручная резолюция митрополита Анастасия:]
1938 16/29 марта.
К докладу Синоду.
М[итрополит] Анастасий.
[Пометка на полях:]
Передать в Собор.
Выписка из определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей от 16/19 марта 1938 года
Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей
16/29 марта 1938 года слушали: ходатайство атамана Семёнова от 14 февраля 1938 года за № 198 о возведении архиепископа Нестора в сан Митрополита.
Постановили: Ходатайство атамана Семёнова о возведении архиепископа Нестора в сан Митрополита доложить Архиерейскому Собору, для чего передать его в Соборную Канцелярию при выписке из сего определения.
[Подписи. ]
16/29 апреля 1938 г.
№ 377.
Из статьи в газете «Царский вестник» «В обществе памяти Императора Николая II»
[...] В Музей памяти Императора Николая II продолжают поступать в дар предметы, главным образом фотографии [...]
Издан каталог музея (по 1 июля 1937 г.) на русском языке и продаётся по себестоимости [...]
Между прочим, в музей поступили следующие предметы:
1) От архиепископа Нестора: медаль с изображением Императора Николая II и Короля Александра I, и альбом с видами храма-памятника в Харбине, посвященного памяти умученных Императора и Короля.
Письмо епископа Нестора Священному Синоду
Русской Православной Церкви заграницей
Священному Синоду
Русской Православной Церкви заграницей.
Представляю при сем своё заявление о наложении отлучения на клеветников, возводящих на Архипастырей Русской Православной Церкви Заграницей в моём лице безосновательное обвинение в принадлежности к масонству. Такое обвинение возводится не только на меня, но и на других наших Архипастырей. Пора положить конец этой недостойной клевете, приносящей огромный неисчислимый вред нашей Церкви. И как решительную меру в этом направлении я предлагаю настоящее моё заявление, которое усердно прошу Священный Синод поддержать своим высокоавторитетным словом и со своей стороны принять действенные меры против лиц, дерзающих клеветать на священнослужителей.
Всепокорнейший слуга Священного Синода Архиепископ НЕСТОР.
6–19/ѴІ 1938 г.
[Собственноручная резолюция митрополита Анастасия:]
1938. 15/28 июня. К докладу Синоду. М[итрополит] Анастасий.
Указ из Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей
№ 633.
Преосвященному Нестору,
архиепископу Камчатскому и Петропавловскому.
Архиерейский Синод Русской Православ[ной] Церкви заграницей 17/30 июня 1938 г. слушали: рапорт Вашего Преосвященства от 6/19 июня с. г. с приложением заявления в форме посланного Вами в газету «Голос Правды» открытого письма Вашего о наложении Вами отлучения от Церкви на всех, кто возводит клевету на Ваше Преосвященство о причастности Вашей к масонству. Ваше Преосвященство просите Архиерейский Синод о поддержке настоящего заявления Вашего о принятии Архиерейским Синодом действительных мер против дерзающих клеветать на священнослужителей, нанося тем значительный вред церковному делу.
Постановили: принять нижеследующее определение и опубликовать его в Синодальном органе «Церковная жизнь»: «Архиерейский Синод, рассмотрев заявление архиепископа Камчатского и Петропавловского Нестора о появившихся в печати обвинениях его в масонстве, которое он решительно осуждает, как учение враждебное Церкви, и которое не может разделять Епископ, постановил: осудить распространение про архиепископа Нестора клеветнических сведений, имеющих целью подорвать к нему общественное доверие, что является излюбленным способом действий врагов Церкви, то распространяющих против неугодных им Иерархов слухи о принадлежности их к враждебным Церкви организациям, то обвиняющих их во всевозможных измышлённых грехах. Тем же приёмом пользуются и некоторые недобросовестные члены Церкви, желая воздействовать на то или иное неугодное им направление церковной деятельности иерархов, и забывающие, что клевета и бунт приличествуют слугам диавола, а не чадам Христовой Церкви. Архиерейский Синод призывает верных чад Церкви не приобщаться к сим порокам, а согрешивших принести искреннее покаяние в том, как делавших то злонамеренно, так и грешивших по легкомыслию или неведению».
[Подписи. ]
9/22 июля 1938 года.
Сремские Карловны.
Письмо архиепископа Нестора Митрополиту Анастасию (Грибановскому)
22 августа 1938 г.
ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ
МИТРОПОЛИТУ АНАСТАСИЮ
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СВВ. СОБОРА
И СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ
ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ
ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО!
Дополнительно к представленному мною в Священный Синод моему открытому письму по поводу опорочения моего имени принадлежностью к масонству, представляю при сем фотографии обложки и страниц 151 и 152 книги «Враги Вселенной» Г. Моллера420, где это обвинение формулируется. Я нигде не мог достать самой книги и потому представляю фотографии, доставленные мне Его Высочеством Князем Никитой Александровичем421, который глубоко возмущён преступной инсинуацией.
Усердно прошу Священный Собор Русской Православной Церкви Заграницей принять действенные меры против тех, кто порочит не только моё имя, но и имена многих других русских иерархов и церковных деятелей.
Лишь высокий авторитет Св. Собора имеет возможность прекратить распространение лжи и клеветы в широких кругах русской эмиграции.
Вашего Высокопреосвященства Милостивого Архипастыря покорный послушник
† архиепископ НЕСТОР.
22/ѴІІІ 1938.
[Собственноручная резолюция митрополита Анастасия:}
1938
13/26 авг[уста].
К докладу
А[рхиерейскому] Собору.
М[итрополит] Анастасий.
Указ из Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей
№ 1082.
Циркулярно.
Епархиальным Преосвященным.
АРХИЕРЕЙСКИЙ СИНОД
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ
20 октября/2 ноября 1938 г. слушали: Определение Архиерейского Собора от 16/29 августа 1938 года, по ходатайству архиепископа Нестора, о защите Епископов от обвинения в масонстве, распространяемых некоторыми людьми.
Справка: Архиерейским Синодом 17/30 июня 1938 года принято нижеследующее определение: [...]422
Постановили: Уведомить Епархиальных Преосвященных о нижеследующем Соборном определении по вопросу об обвинении некоторых Епископов в масонстве: «Подтвердить постановление Синода по этому предмету и поручить Епархиальным Архиереям в подобных случаях предпринимать канонические меры, о чём послать циркулярный указ Епархиальным Преосвященным».
[Подписи.]
13/26 ноября 1938 года.
Белград.
Протоиерей Григорий Разумовский
(Московская патриархия)
28 марта 1947 г. Копия.
[...] Мы не брезгуем вести переговоры и собираемся простить таких архипастырей, как митр[ополит] Феофил423 и К°. Мы уже простили и архиеп[ископу] Александру424 и митр[ополиту] Серафиму425 (Парижскому), которые давным давно потеряли свой авторитет.
Мы приласкали митр[ополита] Нестора, менее повредившего Церкви – и не ошиблись: он крепко взял и высоко держит вручённое ему патриаршее знамя. […]
Письмо Экзарха Восточной Азии
Митрополита Нестора (Анисимова)
председателю совета по делам
Русской Православной Церкви Г.Г. Карпову
Восточно-Азиатский
Экзархат Московской
Патриархии.
25 января 1948 г.
г. Харбин.
Батальонная, 24.
Телефон 24–20.
Глубокоуважаемый Георгий Григорьевич.
Настоящим с чувством огромного удовлетворения и радости прощу принять от меня и от всей корпорации Лицея Александра Невского в городе Харбине самую искреннюю, глубокую, сердечную благодарность за Ваше поистине доброе и действенное, отзывчивое участие в нашей большой и многотрудной работе здесь, вдали от Родины, на Востоке Азии в г. Харбине, выразившееся в получении нами из Москвы весьма ценной и чрезвычайно благовременной материальной поддержки в американской валюте 9 433 долл, и 96 центов наличными дензнаками.
Оказанная нам помощь по местным условиям имеет очень большое и, сказал бы, чрезвычайно важное значение.
Ныне мы имеем возможность полностью противостоять враждебной нам иностранной идеологической тлетворной пропаганде, проводимой местными ватиканскими «благотворительными» организациями.
В гор. Харбине существует католический лицей св. Николая, в котором под видом «благотворительности» воспитываются наши советские дети, с безусловно враждебным по отношению СССР иностранным влиянием.
В соответствии с указом Святейшего Патриарха № 46 от 17 января 1946 года, в противовес этому католическому лицею, Восточно-Азиатский Экзархат, при содействии нашего Генконсульства открыл в прошлом 1946/47 учебном году свой советский Лицей св. Александра Невского, который, являясь закрытым учебным заведением (с патронатом), с программой советской десятилетки, соответственно расширенной и дополненной специальными предметами, воспитывает молодежь в духе абсолютной преданности и любви к нашей Великой Дорогой Отчизне. Оканчивающие наш Лицей, программа коего находится под контролем Отдела Народного Образования, имеют беспрепятственный доступ в любое высшее учебное заведение – без экзаменов.
Отсутствие материальных средств, при существующей всё время непомерно возрастающей дороговизне продуктов питания, поставило в настоящем учебном году нас в весьма тяжёлое, безвыходное положение. А закрытие созданного нами Лицея Александра Невского было бы равносильно полной капитуляции перед иностранной пропагандой и американским капиталом...
Теперь мы, благодаря Вашей мудрой доброте и личному благожелательству, смело можем вести наш Лицей по предначертанному пути и с своей стороны обещаем приложить и прилагаем все наши усилия и возможности, чтобы достойно выполнить принятую задачу и поставить наш лицей на должную высоту.
В настоящее время нами заканчивается полная инвентаризация церквей и всех подведомственных учреждений вверенного мне Экзархата, данные которой будут включены в общий Отчет по Экзархату. Такой отчет вместе с отчетом по Лицею А[лександра] Н[евского] считаю своим долгом со следующей почтой представить Вам для сведения через Патриархию.
Ещё и ещё глубоко и сердечно благодарю Вас за Ваши заботы и помощь, оказанную нам, и прошу принять мои искренние уверения в глубоком и совершенном к Вам почтении и уважении.
Экзарх Восточной Азии Московской Патриархии митрополит НЕСТОР.
Заместитель министра иностранных дел СССР. Справка о Восточно-Азиатском экзархе Митрополите Несторе
Секретно. Экэ. № 2.
Среди подавляющего большинства местной православной советской колонии, равно как и среди большинства духовенства НЕСТОР никаким авторитетом не пользуется. Для всех не является секретом аморальное поведение НЕСТОРА427, хотя и в прошлом, но очень недалёком. Многие уверяют, что все это имеет место и в настоящее время.
Подавляющее большинство всей местной советской колонии выражает удивление, почему НЕСТОР остался экзархом, несмотря на то, что он был одним из самых активных вдохновителей борьбы против Советского Союза. Не было ни одного эмигрантского праздника, юбилея, богослужения, где бы НЕСТОР не выступал с речами, полными самой ядовитой клеветы против Советского Союза и его вождей.
Большинство местных советских граждан помнят статьи в эмигрантской прессе, посвященные заслугам НЕСТОРА, вроде статьи, обнаруженной [sic!] [в] «Луч Азии» за 1937 год, № 26/10428. В этой статье говорится:
«При известии о начале белой борьбы на юге России НЕСТОР направился туда и в Крыму стал духовником Императрицы Марии Фёдоровны, Великого Князя Николая Николаевича и других членов Императорской Фамилии».
Далее описывается, как он из Крыма через Индию прибыл в Омск, в ставку Колчака, а затем жил в Японии. Описывается, какие ордена им получены от императора Маньчжоу-Го и т. д.
Архиепископ НЕСТОР окружил себя самыми ярыми антисоветчиками, в числе которых особенно бросаются в глаза лица, у которых сыновья находятся в Америке или Англии.
Имеются сведения, что все основные богатства, оставшиеся после атамана Семёнова, находятся в руках НЕСТОРА.
Есть предупреждения, что НЕСТОР стремится пробраться в Америку. В этой связи особенного внимания заслуживает то, что недели три тому назад НЕСТОРУ стало известно о предполагаемом совещании глав Православных Церквей в Москве летом этого года. После этого НЕСТОР в личной беседе три раза поднимал вопрос перед Консульством о его желании до поездки в Союз обязательно съездить в Дальний через Корею для ознакомления с положением дел в его епархии. Можно предполагать, что он хочет попасть к американцам.
Все вышеприведённые компрометирующие материалы архиепископа НЕСТОРА приводят к убеждению о необходимости постановки вопроса об отзыве его в Союз.
Ст. инспектор Совета [по делам Русской Православной Церкви] АНАНЬЕВ.
17/ІІІ – 1948 г.
Заместитель Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви С.К. Бельшев – заведующему 1-м Дальневосточным отделом МИД СССР Тункину
Секретно. Экэ. № 2.
23 марта [194J8.
№ 158/с.
[...] По сообщению МИД, экзарх митрополит Нестор имеет намерение перебраться в Америку.
Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР доводит до Вашего сведения, что Патриарх Московский готовит митрополиту Нестору замену и, по прибытии его в Москву на совещание, ему будет предоставлена епархия в пределах Советского Союза.
Со своей стороны, Совет просит дать указание консульству в Харбине о невыдаче митрополиту Нестору разрешений на поездки в районы, расположенные близко к зонам американской оккупации, и оказать содействие митрополиту Нестору, по получении им официального приглашения от Патриарха, в выезде в СССР.
Зам. председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР [С.К.] БЕЛЫШЕВ.
СПРАВКА
Секретно.
Митрополит Нестор издал указ № 677 от 1/ХII 47 г. об инвентаризации церковного имущества по состоянию на 1/I-48 г.
В этом указе, согласно пункта 5, Нестор требует подробные данные о верующих. К указу приложен список № 2 личного состава прихожан с графами: фамилия, имя, отчество, гражданство, социальное положение, основная профессия, размер членского взноса (пол, возраст) и так далее.
Согласно указа, хайларский священник Стрельников назначил Комиссию, которая ходит по квартирам советских граждан и собирает нужные данные.
В Комиссию вошли английская шпионка Бродди – имеет советский паспорт, Чухнина – отец – англичанин, мать русская, она не имеет советского паспорта и другие.
Такая «Комиссия» по существу занимается шпионской работой и собирает нужные ей данные о советской колонии.
Нестор в своём указе ссылается на инструкцию отдела внешних церковных сношений при Священном Синоде Московской Патриархии.
Пункт 5 целесообразно отменить, а если требуется характеристика советской колонии, то это может сделать Консул.
Ст. инспектор Совета [по делам Русской Православной Церкви] АНАНЬЕВ.
С.К. Бельшев – Тункину
Секретно. Экз. № 2.
8 апреля [194]8.
№ 191/с.
[...] По наведённым в Московской Патриархии справкам, инвентаризация церковного имущества митрополитом Нестором проводится по собственной инициативе, и Московская Патриархия никаких директив по этому поводу не давала.
По просьбе митрополита Нестора, ему была выслана только форма бухгалтерского учета инвентаризуемого им имущества.
Изданный Нестором указ за № 677 от 1/XII –47 г., пункт 5 которого предусматривает сбор данных о верующих, является делом его личной инициативы.
Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР считает необходимым немедленно пресечь сбор каких-либо сведений о верующих и просит предложить Нестору отменить пункт 5-й указа, распустить созданные для этого комиссии, а собранные данные сдать нашему Консульству.
Указаний по этому вопросу Патриархия Нестору не может посылать, так как по этому вопросу ей ничего не известно. […]
Из докладной записки Г.Г. Карпова К.Е. Ворошилову
О заграничной работе Русской Православной Церкви
по состоянию на 1 мая 1948 года
9 мая 1948 г.
№ 298 с.
2-й экземпляр.
Секретно.
[...] Восточно-Азиатский Экзархат. Во главе Экзархата (г. Харбин) стоит митрополит Нестор Анисимов – эмигрант. Митрополит Нестор был одним из вдохновителей борьбы против Советского Союза в период гражданской войны. В Крыму, при Деникине, он был духовником Императрицы Марии Фёдоровны, Великого Князя Николая Николаевича и др. членов Императорской Фамилии. Позже он перебрался к Колчаку и, по сведениям, в его руках остались богатства, награбленные атаманом Семёновым. В последнее время поступили сведения, что он намерен бежать в США.
Московской Патриархией будет назначено и командировано на должность Экзарха новое лицо.
Экзархат объединяет 76 православных приходов в Маньчжурии и 3 прихода в Северной и Южной Корее.
В г. Харбине Экзархатом организован Лицей имени Александра Невского с программой школы-десятилетки.
При содействии Экзархата создано Общество Красного Креста и Полумесяца.
Издательская деятельность Экзархата способствует усилению русского влияния в Маньчжурии и Китае. […]
СПРАВКА
Митрополит Нестор просит Патриарха разрешить взять с собой на совещание в свите [?] сопровождающих 3-х лиц: нач. канцелярии протодиакона Лобас, личного секретаря Караулова и нач. Харбинской Китайской миссии протоиерея Даниила Хэ.
Также разрешить везти при себе пакет с различ[ны]ми отчетными материалами по Экзархату для Патриарха, Альбом, фото, подарки для руководителей Патриархии и парадное церковное облачение для себя и свиты.
(Подробный список свиты будет прислан дополнительно.)
Разрешить сделать перевод в [1 сл. нрзб.] через Дальбанк сов. валюты на путевые расходы его и свиты по советской территории со взносом в Дальбанк соответствующий эквивалент юаней. М[итрополит] Нестор имеет в виду по окончании торжества проситься на грязевый курорт лечить ревматизм.
О выдаче виз на всю свиту.
Выяснить, должен ли он, Нестор, предусмотреть все расходы по содержанию свиты на время пребывания в Москве при переводе денег через Дальбанк или Патриархия берёт эти расходы на себя.
Ст. инспектор Совета АНАНЬЕВ.
31/V [19]48 г.
Епископ Цицикарский Никандр
Патриарху Московский и всея Руси Алексию
Телеграмма.
14 июня накануне отъезда в Москву Митрополит Нестор арестован харбинским правительством по обвинению в связи с японцами в прошлом.
Хлопоты Генконсулом об освобождении успехом не увенчались.
Епископ Никандр с 14 июня вступил в управление Харбинской епархией.
Подробности высланы письмом.
Просим святительского благословения и распоряжений. Епископ НИКАНДР.429
Начальник канцелярии Экзархата протодиакон ЛОБОС.
Из письма Епископа Никандра Патриарху Алексию
от 28.07.1948 г.
№ 201.
Харбин.
Копия.
[Получено 28.10.1948.]
[...] 13 июня в неделю Св. Отец в Св. Николаевском кафедральном соборе после Литургии мы служили митрополиту Нестору напутственное молебствие перед предполагавшейся его поездкой на Собор в Москву и в его честь устроили в моей квартире скромную чашку чая, а в понедельник, 14 июня рано утром, митрополит Нестор был задержан китайскими властями. Одновременно с ним были задержаны – секретарь Епархиального Совета, Е.Н. Сумароков, священник Василий Герасимов, – личный секретарь Митрополита, и монахиня Зинаида (Бриди) в Хайларе.
По получении этих известий я принял все возможные меры, чтобы выяснить происшедшие события. Моё заявление по сему было любезно принято Управляющим нашим Генконсульством, который уполномочил своих помощников – двух вице-консулов лично съездить в подворье Митрополита и к председателю местного китайского правительства. Через несколько времени Управляющий Генконсульством сообщил мне, что моё заявление подтвердилось; Митрополит, действительно, задержан. Я просил Консула на случай, если вопрос с задержанием Митрополита скоро не разрешится, после ухода китайской полиции послать в Митрополичье подворье особую комиссию для опечатания помещения и учёта всего имущества Экзархата. Эта моя просьба совершенно совпала с мнением Консула. В результате тут же была назначена комиссия из представителя Генконсульства, О[бщест]ва граждан СССР и моего. Комиссия опечатала покои Митрополита, канцелярию Экзархата и в дальнейшие дни произвела учёт имущества и личных вещей Владыки Нестора. По всем хлопотам о судьбе Митрополита Консул держал меня в курсе дела. В Троицкую субботу 19 июня представилась возможность свидания с Митрополитом. На этом свидании присутствовали два вице-консула и я и вели беседу с задержанным. В результате был согласован вопрос о передаче пищи, белья и смягчения режима заключения. Тем временем местное китайское Правительство информировало Консульство о том, что задержанным инкриминируются якобы деяния политического характера. Передачу заключённым принимали в течение двух дней, а 22 июня передачу для заключённых не приняли и Консульство было уведомлено, что заключённые освобождению не подлежат и депортируются в Союз. Я рад засвидетельствовать полное внимание ко мне в эти дни со стороны Генерального Консульства и до сих пор я не перестаю беспокоить управляющего Генконсульством, И.Л. Малинина, своими посещениями.
29 июня через Генеральное Консульство мной была послана о происшедшем Вашему Святейшеству подробная телеграмма. [...] .
О здравии Митрополита Нестора было предписано по храмам совершать молебствия, а церковная поминальная формула в ожидании распоряжений и указаний сохраняется до настоящего времени лишь с присоединением поминовения после митрополита и епископа Цицикарского.
Верующим через о.о. настоятелей церквей дана была директива блюсти полное спокойствие, выдержку и не придавать значения всяким городским досужим разговорам.
Теперь Владыка Нестор не у китайцев... Спаси его Господь!.. Он на Родине. И мой долг подойти ближе к учреждениям Экзархата. […]
Патриарх Алексий – Епископу Никандру
17.08.1948 г.
Епископу Никандру.
Харбин, Батальонная, 24.
Телеграмму только что получил 17 августа до возвращения Митрополита Нестора временно обязанности Экзарха возлагаются на Ваше Преосвященство тчк Прошу твёрдо охранять интересы нашего Экзархата во всем держась установленного нами положения тчк Ожидаю Ваших докладов
ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ.
Епископ Никандр – Патриарху Алексию
Телеграмма.
[...] Два месяца как задержан китайцами митрополит Нестор* 430.
Ожидаю распоряжений по управлению, как быть с лицеем Александра Невского.
Без Вашей поддержки лицей существовать не может.
Прошу благословения.
Епископ НИКАНДР.
19/ѴІІІ [19]48.431
Приписка Г.Г. Карпова на справке Афанасьева
[...] Белышеву. Телеграмму432 за исключением слов (депортирован в Союз) передать Патриарху Алексию. О лицее переговорю с Патриархом сам, но получение в текущем году затруднительно, документ верните.
[Подпись.]
20/VIII [19]48.
Тункин – Г.Г. Карпову
от 15.11.1948 г.
№ 409.
Входящий № 3379.
16/XI 1948 г.
[...] При этом направляем для передачи адресату433 материалы, поступившие от Восточно-Азиатского Экзархата.
Приложение: упомянутое.
[Подпись.]
[Резолюция Г.Г. Карпова:] т. Уткину.
Передать письмо еп. Никандра Патриарху Алексию.
[Подпись.]
16/ХІ
СПРАВКА434
Письмо еп. Никандра направлено П[атриар]ху Алексию.
[Подпись.]
17/XI [19]48.
Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) Председателю Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карпову
18 ноября 1948 г.
Дорогой Георгий Григорьевич!
Вчера из Совета я получил две посылки из Маньчжурии: шкатулку с вещами м[итрополита] Нестора – иконами, его панагиями и проч, мелкими вещами вплоть до зубного протеза... И прилагаемый при сем футляр с бюваром на Ваше имя и ещё бюваром – на моё имя. «Адреса» не надписаны, очевидно, из-за отсутствия м[итрополита] Нестора.
Где сам м[итрополит] Нестор – неизвестно. Видимо предполагают, что он на нашей территории. […]
* * *
Александр Ильич Дутов (1864–7/19.2.1921) –участник первой мировой войны, командир сотни 1-го Оренбургского казачьего полка. После февральского переворота 1917 г. на Общеказачьем съезде в Петрограде избран председателем Союза Казачьих Войск. Оренбургским Войсковым Кругом призван на пост Войскового атамана и произведён в полковники (сент. 1917). После октябрьского переворота 1917 г. создал казачью армию, во главе которой сражался с красными. При власти адмирала А.В. Колчака –Походный атаман всех Сибирских Казачьих Войск; произведён в чин генерала. Под давлением превосходящих сил большевиков отступил в Семиречье, откуда, преодолев в марте 1920 г. труднопроходимый перевал Кара-Сарык, вышел к китайской границе и пересёк её. Казачий отряд был интернирован в г. Суйдун (Восточный Туркестан). Собрав около себя всех ушедших в Китай казаков, атаман старался поддерживать их боевой дух. Смертельно ранен вместе с двумя казаками охраны красным агентом Чанушевым. Скончавшиеся были похоронены в одной могиле.
Генерал П.П. Иванов-Ринов – бывший полицмейстер.
Речь идёт о письме от игумена Иоанннкия, соработника Патриарха Тихона и митрополита Евсевия (Никольского).
Имеется в виду епископ Владивостокский Михаил (Богданов). См. комм. 404.
Речь идёт о Послании Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Крутицкого Петра (Полянского) об отношении к обновленчеству от 15/28 июля 1925 г. См.: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей Церковной власти 1917–1943. Сб. в двух частях. М. 1994. С. 418–421.
См. далее её письмо митрополиту Антонию (Храповицкому).
Лев Михайлович Карахан (1889–1937) –заместитель народного комиссара иностранных дел советского правительства. Полномочный представитель СССР в Пекине (с 8.8.1923), советский посол в Китае. Подписал 31.5.1924 с представителями Китая два соглашения и семь деклараций. Дуайен дипломатического корпуса в Пекине (апрель 1925). В конце 1925 г. русские эмигранты совершили на него покушение. В декабре 1927 г. китайская сторона разорвала с СССР дипломатические отношения. (См. об этом: Аблова Н.Е. История КВЖД и российской эмиграции в Китае (первая половина XX в.). Минск. 1999. С. 79–101). Впоследствии заместитель наркома иностранных дел СССР (1927). Полпред СССР в Турции (1934). Репрессирован.
В самый день начала совместного советско-китайского управления КВЖД 3.10.1924 китайской полицией были арестованы прежний управляющий дорогой Б.В. Остроумов и начальник Земельного отдела Н.Л. Гондатти. Это вызвало не только вомущение русских жителей Харбина. На состоявшемся вечером того же дня совещании консулов США, Франции, Англии и Японии решено было добиваться освобождения арестованных, подозреваемых, как выяснилось, в присвоении средств КВЖД и взяточничестве. Не найдя никаких доказательств, впоследствии их вынуждены были отпустить. «После освобождения из тюрьмы Остроумов участвовал в строительстве железной дороги от Харбина на Хуланчен, а затем – в 1928 г. –уехал в Южную Азию. Н.Л. Гондатти остался жить в Харбине, играя одно время активную роль в политической жизни белой эмиграции» (Аблова Н.Е. История КВЖД и российской эмиграции в Китае. С. 91).
Епископ Симон (Виноградов, 1876–24.2.1933) – родился во Владимире в семье священника. Окончил Владимирскую Духовную Семинарию и Казанскую Духовную Академию (1902) со степенью кандидата богословия. Принял мошашеский постриг от рук владыки Антония (Храповицкого) (7.5.1899). Рукоположен в иеродиакона (1899) и иеромонаха (1901). Назначен в Российскую Духовную Миссию в Китае. Возведён в сан архимандрита (1907). Епископ Шанхайский, викарий Пекинской епархии (17.9.1922). Начальник 19-й Миссии (1931). Архиепископ.
Вместо зачёркнутого «просьбе» – С.Ф.
Митрополит Пекинский Иннокентий (Фигуровский) скончался 15/28 июня 1931 г.
По всей вероятности, именно о нём пишет советский дипломат (второй секретарь Посольства СССР в Китае) С.Л. Тихвинский. В октябре 1945 г. он пользовался в Бэйпине (Пекине) услугами «адвоката Рябрина», председателя бэйпинского Общества советских граждан, в том числе и при знакомстве с Начальником Российской Духовной Миссии в Китае архиепископом Виктором (Святиным) {Тихвинский С.Л. Начальник 20-й Миссии владыка Виктор. Воспоминания Генерального консула СССР в Пекине // История; Российской Духовной Миссии в Китае. Сборник статей. М. 1997. С. 319, 320).
Скорее всего имеется в виду архиепископ Мелетий. См. публикуемый нами отрывок из его письма митрополиту Антонию (Храповицкому) 1931 г.
Имеется в виду епископ Пекинский и Китайский Виктор (Святин, 2.8.1893–18.8.1966) – родился в семье диакона в г. Верхнеуральске Оренбургской губернии. Окончил Оренбургскую Духовную Семинарию и Казанскую Духовную Академию. Ушёл на фронт. Воевал на Кавказе. После развала армии вернулся в Челябинск, где был назначен начальником Организационного отдела Белой армии в Оренбурге. Штабс-капитан. Тяжело больной тифом был вывезен в Китай. В стенах Китайской Духовной Миссии принял монашеский постриг, был рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. Командирован во Владивосток, в Восточный институт для изучения китайского языка (1921 – окт. 1922). Архимандрит (1929). Хиротонисан во епископа Шанхайского, викария Пекинской епархии (6.11.1932 в Белграде). Епископ Пекинский и Китайский (фев. 1933). Начальник 20-й Миссии (июль 1934). Архиепископ (сентябрь 1938). В 1930-е гг. –председатель Антикоминтерновского союза Северного Китая. Воссоединился с Русской Православной Церковью (1945). Архиепископ Краснодарский и Кубанский (31.5.1956). Митрополит (20.6.1961).
О контактах Е. Литвиновой с представителями Московской Патриархии см. в публикуемом нами письме епископа Нестора митрополиту Антонию от 11.10.1925. Она же, как мы помним, состояла в переписке с состоящим в юрисдикции Московской Патриархии митрополитом Японским Сергием, от которого получила «длинное письмо» перед приездом владыки Нестора.
См. лл. 10–12 данного дела.
Великий Князь Никита Александрович (4.1.1900–12.9.1974) – сын Вел. Кн. Александра Михайловича и Вел. Кн. Ксении Александровны, сестры Императора Николая И. В браке (19.2.1922–1936) с графиней М.И. Воронцовой-Дашковой. В эмиграции в Англии, Франции и Америке. В частично уже цитированной нами в жизнеописании митрополита Нестора записке «Общее политико-стратегическое положение на Дальнем Востоке с русской национально-патриотической точки зрения», составленной в 1929 г. по просьбе европейских монархистов писателем и журналистом, капитаном 2-го ранга Б.П. Апрелевым ( 1951), читаем: «Тут очень говорят, что во главе Великого Княжества Забайкальского лучше всего было бы иметь Великого Князя НИКИТУ АЛЕКСАНДРОВИЧА и при нём впредь до выработки основных законов Государства иметь Правительство, составленное персонально из наиболее нужных для местных условий деловых людей, то есть главным образом известных русских специалистов по вопросам финансов, путей сообщения, народного просвещения, внутренних дел и вооруженных сил» (Хоалин А. Государь и Дальняя Россия. М. – Владивосток. 1999. С. 96–97).
Далее приводится текст самого определения. См. опубликованный Указ Архиерейского Синода № 633 – С.Ф.
Епископ Феофил (Пашковский, 1874–1950), Чикагский. Скончался в сане архиепископа Сан-Францисского и митрополита всей Америки и Канады под запрещением в священнослужении. После смерти митрополита Северо-Американского Платона (Рождественского), «в 1934 году на его место его последователями был избран епископ Феофил, подтвердивший со своим собором самочинную автономию американской церкви, за что 4 января 1935 года все епископы этой церковно-раскольнической ориентации, во главе с Феофилом, Московской Патриархией были объявлены подпавшими одинаковому суду и запрещению с умершим в этом состоянии и отколовшимся от Св. Церкви митрополитом Платоном. В 1935 году последователи митрополита Платона в Америке (феофиловцы) объединились с отколовшимися ранее от Матери-Церкви и состоявшими в запрещении, по определению последней, карловчанами» (Правда о религии в России. М. 1942. С. 279–280).
Митрополит Александр (Немоловский, 1875–1960) – хиротонисан во епископа (17.11.1909). Временно управляющий Алеутской епархией (10.12.1918). Уехал в Константинополь (1921). Архиепископ Брюссельский и Бельгийский в юрисдикции Константинопольской Патриархии (1936). Воссоединился с Московской Патриархией (1945). Митрополит (28.11.1959).
Митрополит Серафим (Лукьянов, 1870–1959) – хиротонисан во епископа Сердобольского, викария Финляндской епархии. Епископ Финляндский и Выборгский (январь 1918). Архиепископ (1920). С 1923 г. не управлял епархией Финляндской и Выборгской, так как не согласился с её переходом в юрисдикцию Патриарха Константинопольского и должен был покинуть Финляндию (1925). Митрополит Евлогий (Георгиевский) направил его в Лондон на правах своего викария. Перешёл в состав Русской Православной Церкви заграницей. Митрополит Западноевропейских русских церквей. В своём послании начала 1942 г. призывал: «Да будет благословен час и день, когда началась великая славная война с III Интернационалом. Да благословит Всевышний великого вождя германского народа, поднявшего меч на врагов Самого Бога». Воссоединился с Московской Патриархией (1945). Патриарший Экзарх Западной Европы в сане митрополита (август 1946 – ноябрь 1949), с февраля 1949 г. – на покое. Вернулся в СССР в 1954 г.
Стандартные обвинения богоборцев, безразлично советских или постсоветских. Как это делается в наши дни видно на примере недавней кампании по дискредитации епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона.
Речь идёт о № 26 за октябрь 1937 г. «Луч Азии» был ежемесячным журналом созданного указом правительства Маньчжудиго 28.12.1934 г. Бюро по делам Российских эмигрантов в Маньчжурии.
Епископ Никандр (Викторов, 1891–1961), Цицикарский, викарий Харбинский – происходил из семьи протоиерея Ярославской епархии. Окончил Казанскую Духовную Академию (1915). В Маньчжурию прибыл с Белой армией, в которой служил военным священником. Близкий друг атамана Г.М. Семёнова. В годы японской оккупации – главный священник Бюро по делам Российских эмигрантов в Маньчжурии. Настоятель Никольского кафедрального собора в Харбине (до 1946 г.). Согласно сведениям управляющего Генконсульством СССР в Харбине Малинина, «проводил работу среди верующих с целью привлечения их к поклонению японской богине Аматерасу» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Е. х. 434. Л. 142). Митрополитом Нестором хиротонисан во епископа Цицикарского. Скончался в СССР в сане архиепископа.
[*] (Депортирован в Союз). (Звёздочка вписана пером). Эти отдельно напечатанные слова в круглых скобках подчеркнуты пером и относятся к той части телеграммы, которая помечена звездочкой. Эти слова из подлинной телеграммы епископа Никандра Патриарху Алексию исключены в Совете по делам Русской Православной Церкви (см. следующий документ).
Дата подчеркнута красным карандашом.
См. предыдущий документ.
Имеется в виду Патриарх Алексий.
Дана Ананьевым – старшим инспектором Совета по делам Русской Православной Церкви.