А. Глаголев

[Рец.:] Изображение Мессии в Псалтири

Изображение Мессии в Псалтири. Экзегетико-критическое исследование мессианских псалмов, с кратким очерком учения о Мессии до пророка Давида (магистерское сочинение Никанора, епископа орловского и севского, почетного члена казанской дух. академии)

Труд преосвященного Никанора, изданный впервые в 1878 г.1 и ныне вышедший вторым изданием (исключая краткого предисловия к новому изданию, почти не отличающимся от прежнего), бесспорно, не потерял научного интереса и значения, и при современном состоянии библейской науки. На западе, за два последние десятилетия истекшего XIX века, главный интерес для ученых библеистов представляли, возбужденные пресловутой эволюционной теорией (Рейса, Графа, Велльгаузена, Штаде, Сменда и др.), вопросы истории ветхозаветной письменности и связанной с тем истории израильской религии. Отсюда, главным предметом исследования у библеистов, как эволюционного, так и ортодоксального направления, являлись Пятокнижие и его «композиция», «закон» и «пророки» (определение сравнительно древности первого в отношении к последним). Литература же о Псалтири (сравнительно мало затронутой названной эволюционной теорией) хотя и ежегодно пополняется и возрастает, но за указанное время не представила особенно крупных явлений. В русской же богословской литературе в указанный период можно назвать почти один труд о Псалтири, – о богословии Псалтири, проф. Π. А. Юнгерова (Православн. Собеседн. 1895 г.), не исследующий притом специально мессиологии Псалтири. Тем более, поэтому следует приветствовать появление названного труда, в котором в изобилии применен научный аппарат древнего и нового времени. – Специальному исследованию отдельных мессианских псалмов, преосвященный автор предпосылает предварительную часть исследования, где 1) предлагает исторический обзор литературы, относящейся к изображению Мессии в Псалтири, начиная с первых веков христианства до 2-ой половины XIX в. толкования на Псалмы, – св. отцов и учителей Церкви, средневековых ученых, древних протестантов и новейших рационалистов и ортодоксалов, евреев-талмудистов и евреев-либералов, толкования на Псалмы в России, 2) представляет краткий очерк учения библейского о Мессии до Давида 3) дает сведения о Псалтири, ее происхождении, о духе и форме еврейской лирики, о разнообразии псалмов по форме и богатстве по содержанию (стр. 3–42). В специальной части исследуются мессианские псалмы (непосредственно мессианские и прообразовательно-мессианские): 2-й, 109-й, 44-й, 71-й, 117-й, отчасти псалмы 88-й и 131-й, затем, псалмы прообразовательно-мессианские: 15-й, 21-й, 68-й, 39-й, 40-й, 8-й, отчасти, – 18-й, 50-й, 118-й и некоторые другие (стр. 43–248). В «заключении» к сочинению начертывается общий образ Мессии по Псалтири, – на основании отдельных мессианских черт в исследованных автором псалмах, а также указываются характер и форма выражения их здесь (стр. 249–257). Приложение к сочинению (стр. 258–260) образует перечень важнейших еврейских слов, находящихся в сочинении, с указанием их чтения и произношения. – В каждом отдельном случае, преосвященный автор устанавливает происхождение псалма, исторические обстоятельства, служившие поводом к составлению его, определяет автора его, производит анализ содержания псалма и дает форму выражения мессианского содержания данного псалма. Экзегетические приемы автора, вооруженного богатой начитанностью в святоотеческой толковательной письменности и в новой западной экзегетической литературе, должны быть признаны строго научными. Важны здесь, в частности, выяснение автором исторической ситуации псалмов, соединенное с признанием той, нередко забываемой, истины, что псалмы, как и другие ветхозаветные библейские могут и должны иметь мессианское значение лишь настолько, насколько оно сознавалось самим писателем (стр. 113 и др.), различение степеней в перспективе пророческого отвлечения свв. псалмопевцев (стр. 104:109), наконец, признание вообще постепенности хода раскрытия вероучения в Ветхом Завете (стр. 89 и др.). Имеет большую ценность и утверждение автора, что типологическое и аллегорическое объяснение некоторых черт псалмов и вообще древней ветхозав. письменности имело начало еще в Ветхом Завете, у пророков (стр. 114–115), а не есть исключительно продукт раввинизма и Нового Завета, как утверждают некоторые ученые. Эти начала, добытые главным образом западной библейской экзегетикой, принимаются и применяются преосвященным автором однако лишь в той мере, в какой они не противоречат православно-церковному пониманию псалмов, выраженному древними церковными учителями-толкователями. О значении толкований последних, самих по себе и по сравнению с трудами новых западных экзегетов, преосвященный высказывает следующее суждение. «Стоя на почве христианского понимания Ветхого Завета, как прообраза Нового Завета, древние отцы-толкователи Псалтири, так или иначе, указывали мессианское содержание почти во всех псалмах, на что разнообразное содержание их давало много оснований. Но они в различении характера мессианского значения псалмов всегда держались в скромных пределах высшего христианского благоразумия, не выражая этого различения с той мелочной точностью, с какой оно проводится современной кропотливой экзегетикой. Их объяснение было живым словом, одинаково глубоко действующим, как на умы, так и на сердца. Поэтому, высшее христианское понимание псалмов всегда будет черпаться, по преимуществу, из древних святоотеческих толкований, которые, сравнительно с современными безжизненными толкованиями, похожими на кладенцы сокрушенные, являются потоками живой воды» (стр. 8). Объединение в данном исследовании этого высшего святоотеческого руководительного начала и научных начал западной библейской науки принесло благие плоды и в этом труде, мы имеем весьма полезное руководство к изучению главного вероучителъного содержания книги Псалмов, – ее мессиологии2.

* * *

1

Законоучитель Казанской учительской семинарии, о. Никифор Каменский, изображение Мессии в Псалтири. Казань, 1878.

2

Отзывы о первом издании книги, как о магистерской диссертации, можно читать в протоколах заседаний Совета Казанск. дух. Академии за 1878 г., стр. 155 и дал.


Источник: Глаголев А.А. [Рец.:] Изображение Мессии в Псалтири. // ТКДА. 1901. № 9. С. 124-127.

Комментарии для сайта Cackle