митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Благовещения и в неделю Крестопоклонную 34

Слово крестное погибающим юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть (1Кор. 1:18).

Два предмета веры входят в торжество настоящего дня: Благовещение Пресвятой Богородицы и поклонение Кресту Господню. Св. Евангелист вещает нам о воплощении Сына Божия; а Св. Церковь предлагает нам для поклонения Крест, на коем распят Сын Божий. Там изображается жизнь: здесь представляется смерть. Какая разительная противоположность!

Что чувствовать должны мы, христиане, при воспоминании сих двух событий? Радость? Но как радоваться, видя Богочеловека пригвожденным ко кресту? Скорбь? Но можно ли скорбеть, когда слышим благовестие Ангела о зачатии Сына Божия во чреве Девы Марии нашего ради спасения?

Радость, слуш., радость ощущать должны мы в настоящий день. Крест есть источник всех утешений наших. Он начался с первой минуты воплощения Сына Божия – в Назарете, и кончился в последнюю минуту земной Его жизни – на Голгофе.

Примечаете ли, слуш., Крест сей в радостном событии настоящего дня? Смотрите: Божество соединяется с человечеством, вечное с временным, всесовершенное – с ограниченным, несозданное – со своим созданием, самосущее с ничтожным, – что это, как не крест? Невместимый вмещается во чреве Девы Марии, Бесплотный облекается в нашу плоть, Безгрешный приемлет на себя естество наше, чтобы вознести на крест наши грехи, – что это, как не крест? Станем мыслить пред крестом сим, и поклонимся ему размышлением нашего сердца о его силе и действии.

Крест есть исполнение Божественных пророчеств и обетований.

Сын Божий наречен Агнцем, от сложения мира закланным (Откр. 13:8); и промысл Божий от века был обращен непрерывно на великое дело искупления. Посему Богодухновенные Пророки, быв восхищаемы духом в будущность, более или менее, ясно и определенно предрекали крестную смерть Сына Божия. Так один, Пророк Исаия, видит Его быти в труде, и в язве от Бога, и во озлоблении за грехи наша и беззакония (Ис. 53:4); другой, Царепророк Давид, как будто бы быв очевидцем тех обстоятельств, кои сопровождали распятие Иисуса Христа, ясно описывает мучения Его, говорит о восклицании Его на кресте, о метании жребия о ризах Его, о прободении рук и ног Его (Пс. 21). Обряды были бы постановлениями без силы, если бы не заимствовали своего значения от силы креста Господня. Апостол, рассуждая с Колоссаями, что никто не должен осуждать их в пище, или в питии, или касательно праздника, или новомесячия, или суббот, говорит: яже суть стень грядущих, тело же Христово (Кол. 2:17). Жертвоприношения не имели бы никакой силы, если бы не прообразовали всемирной жертвы на алтаре крестном. Сень им закон грядущих благ, говорит Апостол, а не самый образ вещей (Евр. 10:1). Все прообразы ветхозаветные получают высокий смысл свой от того отношения, какое имели они ко кресту Христову. Укажем на некоторые из них: какое знаменование имело принесение Исаака в жертву отцом своим, сие столь необыкновенное действие в природе человека? Им предзнаменовалось принесение Богом Единородного Сына Своего на кресте в жертву за спасение мира. Откуда получал цельбоносную силу змий, которого вознес Моисей в пустыне для исцеления умирающих Израильтян? Она исходила из креста Господня, подобно тому, как луч, исходя из солнца, дает некоторым растениям цельбоносные вкус или запах. Что это был за камень, который, как Моисей ударил в него жезлом, источил воду и напоил жаждущего Израиля? Камень же бе Христос, говорит Апостол (1Кор. 10:4). Много, слуш., много есть пророчеств, обрядов и откровений, которые в таинстве воплощения объяснились, и в таинстве креста исполнились. Он есть средоточие, а ветхий завет – его окружность. Как все в природе стремится к своему центру; так стремились ко кресту все действия и распоряжения Промысла в народе Божием.

Крест Христов есть сущность Евангелия.

Евангелие вообще есть не что иное, как радостная весть о мире и спасении человека, купленных ценою страдания и смерти Сына Божия. И на чем в особенности останавливаются Евангелисты? О чем неупустительно говорят все они? О кресте. Ни один Апостол не проповедывал истин спасения без отношения их ко кресту. Все они возвещали о крестной смерти Сына Божия. Нe судих ведети что в вас, говорил Апостол к Коринфянам, точию Иисуса Христа, и сего распята (1Кор. 2:2). Еще: мы проповедуем Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие: самим же званным, Иудеем же и Еллином, Христа Божию силу и Божию премудрость (1Кор. 1:23–24). Апостольская проповедь была не что другое, как Слово крестное (1Кор. 1:18). В нем все Божественные истины соединены в один пункт. Избрание наше в жизнь вечную, призывание, возрождение, оправдание, усыновление Богу, пребывание в вере и благочестии – все сие имеет тесную связь со крестом. Отнять сие, – и мы не будем иметь никакой надежды получить жизнь вечную!

Крест Христов есть знамение нашего спасения.

Человек, повинный в бесчисленных грехах, мог ли бы получить оставление оных без пролития неповинной крови Христовой? Избавить нас от малейшего из оных – ничто не в состоянии, кроме креста Христова. О немже имамы избавление кровию Его, и оставление прегрешений (Еф. 1:7). Верующий в Него получает свободное и полное прощение. Грех уже не предстанет на суд против него. Он изглажен, как будто бы и не бывал никогда.

Проклятие, налагаемое на нас законом, снято крестом. Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва (Гал. 3:13). Ни едино убо ныне осуждение сущим о Христе Иисусе, только не но плоти ходящим, но по духу (Рим. 8:1). Правда Его, покрывая нас собою, сокрывает всю нашу наготу и безобразие, и соделывает нас подобными Ему.

Вечная смерть есть необходимое следствие греха: оброцы греха смерть (Рим. 6:23). Что же спасает нас от заслуженного нами наказания? Какое средство? Это крест Христов. Цель вознесения Христова на крест есть та, чтобы верующий в Него не погиб. Якоже Моисей вознесе змию в пустыни, говорит Он, тако подобает вознестися Сыну человеческому: да всяк веруяй в он, не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:14–15).

Что Иисус Христос спас нас Своею кровию от греха, проклятия и смерти, – все сие ясно свидетельствует торжественно возносимый в сей великий день животворящий крест. Христианин! взирая на крест сей, взирай на знамение любви к тебе Спасителя твоего. Все, что ни претерпел Он, претерпел за тебя. Яви же и ты подобное знамение любви своей к Искупителю, неси крест подобный кресту Его.

Как Иисус Христос скорбьми, страданием и смертию засвидетельствовал, что Он любит человеческий род, и благоволит о людях Своих: так и мы должны свидетельствовать свою к Нему любовь терпением в скорбях и страданиях, и произвольными жертвами плача и сокрушения о грехах, – распятием любимых своих страстей, – умерщвлением ветхого своего человека с его деяниями. Как Он за все то распят был, мучился и страдал, что было в человеках гнусно, греховно, порочно: так и нам должно, так сказать, мучить и распять в себе все то, что есть в нас нечистого, порочного, беззаконного, – умертвить все то, что Господа оскорбляло, распинало и умертвило. Вот крест наш! Он-то есть верное подобие креста Господня и верное знамение нашей веры во Христа, нашей к Нему любви и нашего на Его заслуги упования.

Взирая на крест Христов, мы видим примеры всех добродетелей. Видим любовь ко врагам: станем ли после сего враждовать друг против друга и осуждать один другого? Видим терпение: будем ли с нетерпением и ропотом переносить постигающие нас скорби и болезни? Видим смирение: станем ли гордиться своими званиями и достоинствами, своею силою и властию, своим богатством и достоянием?

Возьмем, братия, от креста Христова крест для самих себя, и понесем в след Его. Вот цель моего слова! Слово крестное погибающим юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть (1Кор. 1:18). Совершителю спасения нашего! одушеви нас благодатию Своею к понесению креста, утверди мысли наши и сердце непоколеблемы в вере, любви и уповании, и веди нас Сам десницею Твоею по пути креста Твоего. Аминь.

* * *

34

Произнесено в 1834 году.



Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Вам может быть интересно:

1. Охридский пролог – 1. Благовещение святитель Николай Сербский

2. Слово в великий Пяток и в день Благовещения, сказанное 25 марта 1855 г. в Александро-Невской Лавре епископ Иоанн (Соколов)

3. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

4. Sermons – Sunday Of Orthodoxy Антоний, митрополит Су́рожский

5. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Мангазеи и Енисея Михаил Владимирович Толстой

6. В стране священных воспоминаний – 18-е Июня. Воскресение. В Архипелаге. митрополит Арсений (Стадницкий)

7. Введение в Новозаветные книги Священного Писания епископ Михаил (Лузин)

8. Слова и речи. Том I – Слово в неделю ваий митрополит Никанор (Клементьевский)

9. Послания – Послание 9(197). К Феоктисту пустыннику преподобный Феодор Студит

10. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VII – Иустиниан профессор Александр Павлович Лопухин

Комментарии для сайта Cackle