Слово о трезвении и хранении сердца

Источник

Краткое историческое сведение о Никифоре Монахе

Преподобный Отец наш Никифор, провождавший подвижническую жизнь во Святой Афонской горе, и процветавший в сороковых годах четырнадцатого столетия, был наставником и тайноводителем Григория Фессалоникийского в высоком учении подвижнического любомудрия, как сам негде о том свидетельствует. В свободном от попечений безмолвии беседуя с одним собою, и соделавшись единичен сам в себе, а чрез сие неизреченно соединяясь с премирным, высочайшим предметом желаний, он получил блаженный дар осуществленного в сердце света благодати. Таким образом, сей Блаженный, будучи сперва сам богато одарен неизобразимым образом обожения и Боготворным сокровищем, после и нам отечески и обильно в предлежащем сочинении оное преподал, есть ли желаем одинаковых с ним удостоиться наград. Здесь совокупил он из жизнеописаний Святых Отцов разные места, дающие понятие о трезвлении, внимании и молитве, присовокупил нечто от себя, а таким образом для желающих спасения поставил самые верные весы священного трезвления, и лествицу чистой, нерассеянной молитвы и проистекающих из нее благ.

И так восходите, восходите, все желающие, чтобы обитал в вас Христос, и хотящие, во образе Духа Святого, преображаться от славы в славу, и там обоготвориться, сподобиться светлого достояния спасаемых.

Никифора Монаха

Слово о трезвлении и хранении сердца, исполненное не малой пользы

Вы, которые желаете узреть великолепное явление Божественного света Спасителя нашего Иисуса Христа; которые пренебесный огонь сердечно ощутить хотите, которые тщитесь опытом и чувством удостовериться в примирении с Богом; которые, чтобы найти и приобрести сокровище на поле сердец ваших сокровенное, оставили все мирское; которые вознамерились отныне светло возжечь светильники душевные, и все настоящее отринули; которые разумением и опытом царствие небесное, внутри нас находящееся, познать и получить ищите! Придите, преподам вам науку вечной, небесной жизни, или лучше способ, по которому действующий без труда и утомления вводится в пристанище бесстрашия, и который не подвержен никакому обману или возмущению от бесов, кроме того случая, когда мы далеко вне жизни, в которую вас ввожу, по непослушанию заблуждаем, подобно как и Адам некогда, презрев заповедь Божию, подружась со змеем, и возомнив, что он верен, до пресыщения напитан от него плодом прельщения, и таким образом во глубину смерти, мрака и тления бедственно себя и всех потомков своих низринул. И так допустите возводить себя; или истинное сказать, возвратимся, братия, к себе самим, отвращаясь совета змеиного, и кружения в вещах влекомых к земле. Ибо примирения и союза с Богом не иначе мы можем достигнуть, разве когда прежде, употребляя все усилия, возвратимся к себе, или лучше, войдем в себя, устраняясь от коловращения мира и суетного попечения, а держась неослабно царствия внутри нас сущего. Дело необычайное! Потому жизнь монашеская и называется искусством искусств и наукою наук. Ибо сие преподобие не сии тленные вещи приносить нам, чтобы мы ум наш, низводя от лучших, в них погребали; но обещает нам дивные некие и неизреченные блага, которых око не видело, и ухо не слышало, и которые на сердце человеку не восходили (1Кор.2:9.) Также и брань наша не есть против крови и плоти: но против начал, и властей и миродержателей тьмы века сего. (Ефес.6:12.) Есть ли же настоящий век есть тьма: то бежим от него; а бежать должно мыслию. Ничего да не будет у нас общего с врагом Божиим: Ибо кто захочет быть ему другом, тот будет враг Божий; (Иак.6:4.) а сделавшемуся врагом Божиим кто поможет? Для того станем подражать отцам нашим, и поищем, как они, сокровища внутри сердец сердец наших, и обретши иное, до держим крепко, делая вместе и храня (Быт.3:15.) ибо к сему определены мы в начале. Есть ли же явится другой Никодим, и станет спорить о сем, и скажет: как может кто войти в сердце, и там делать или жить? Подобно как и тот возразил Спасителю: Как может человек родится, будучи стар? Неужели может он вторично войти в утробу матери своей , и родится? (Ин.3:4.) Таковый да слышит и ныне, что дух дышет, где хочет. И есть ли мы с таким неверием сомневаемся о предметах деятельности: как достигнем области созерцания? Ибо лествица к созерцанию есть деятельность. Но как таковому неверующему не можно быть удостоверено без доказательств из писаний: для того жития Святых, и что ими письменно изложено, в пользу многих в сем Слове представим, дабы каждый мог тем удостовериться, и отложить всякое сомнение. И так, начав Слово от Великого Отца нашего, перейдем потом к последующим, и по возможности собрав некоторые их изречения и деяния, для уверения предложим,

Из жития Преподобного Отца нашего Антония

«Некогда к Авве Антонию шли два брата. В пущи не достало у них воды, от чего один умер, а другой был близ смерти. Не могши более идти, он лежал на земле, ожидая смерти. Антоний, находясь на горе, позвал двух Монахов, тут случившихся, и понуждал их, говоря: Возьмите кувшин воды, и бегите по Египетской дороге; и другой умрет, если не поспешите. Мне открылось это в молитве. Монахи пошли и нашли одного лежащего мертвым, и погребли; а другому сохранив жизнь водою, привели его к Старцу; расстояние же было на день пути. Есть ли кто спросил, для чего Антоний не сказал о сем прежде, нежели один из путешественников умер; сей вопрос был бы неправилен. Ибо определение смерти зависело не от Антония, но от Бога который одному определил умереть, а другому открыл Антонию. Антонию же чудо было только то, что он, находясь на горе, имел сердце трезвенное, и Господь показал ему отдаленное.»

Видишь, что Антоний за трезвление сердца сделался Боговидцем и провидцем. Ибо в сердце Бог является уму, в начале, по словам Иоанна Лествичника, яко огонь, очищающий любителя, потом, яко свет, озаряющий ум, и соделывающий его Боговидным.

Но да прейдет слово к прочим Отцам,

Из жития Святого Феодосия, начальника общежития

«Божественный Феодосий так пронзен был сладкою стрелою любви, и так связан узами ее, что он делом исполнил сию высокую и Божественную заповедь: Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. А сие не иначе могло быть, как устремлением всех естественных сил души не к каким либо настоящим вещам, но единственно к вожделеванию Создателя. И сие-то называю я умною деятельностью души. Таким образом он и тогда, когда умолял многим был страшен; и тогда, когда укорял, любезен, и во всем приятен. Кто столько, как он, полезен даже при обращении со многими? Кто столь искусен собирать чувства, и обращать их внутрь, так чтобы среди самых волнений пребывать в большей тишине, нежели среди пустыни, и быть одинаково во многолюдстве и в уединении?»

Видите, что и великий Феодосий, чрез то, что собирал и вводил внутрь чувства, пронзен был любовью к Создателю.

Из жития святого Арсения

«Чудный Арсений остерегался между прочим, чтобы ни вопросов письменных не предлагать, ни писем не писать. И это не потому, чтобы он не мог. Как не мог писать тот, которому так легко было говорить прекрасно, как легко другим только говорить? Причиною же сказанного была привычка к молчанию и то, что он не охотно показывался. По сему-то и в церквах, и в собраниях, он всячески старался, и не видеть никого, и не быть видимых от других. Он скрывался, становясь за столпом, или за какою либо другою преградою; и, не будучи примечаем, избегал сообщения с другими, желал внимать себе, собирать ум внутрь, и таким образом удобно возноситься к Богу.»

Так и сей Божественный муж, земный Ангел, внутрь собирает ум, дабы тем удобнее возноситься к Богу.

Из жития Святого Павла Латрского

«Божественный Павел всегда жил в горах и пустынях, обращаясь с дикими зверями, как с соседями, и делясь с ними пищею; иногда же и в Лавру приходил, удостаивал посещением Братию; увещевал и учил не малодушествовать, не обленятся от трудных дел добродетели, но со всяким вниманием и рассуждением держаться Евангельского жития, и благодушно противоборствовать духам злобы. При том излагал им и способ, коим бы они могли и прежние страстные впечатления изгаждать и новые семена страстей отвергать».

Примечай, как сей Божественный Отец учил неведающих учеников способу, каким можно отражать нападения страстей. Способ сей был не иной, как хранение ума. Ибо сим только, а не другим, иное совершается.

Но прострем Слово далее.

Из жития Святого Саввы

«Божественный Савва, когда отрекшегося от мира находил и правила Монашеской жизни верно изучившим, и уже могущим хранить ум свой и противоборствовать сопротивным помыслам, при том и памятование мирских вещей из мысли изгнавшим, тогда в Лавре давал ему келью, если тот слаб и немощен телом; а есть ли здоров и крепок, то и строить келью повелевал.»

Видишь, как Божественный Савва требовал от учеников хранения ума, и потом, давая им кельи, позволял сидеть в них. Что же будет с нами, которые в кельях сидим праздно, даже и не ведая, есть ли на свете хранение ума.

Из жития Аввы Агафона

«Один брат спросил Авву Агафона, говоря: скажи мне, Авва, что больше телесный труд, или хранение внутренности? Авва ответствовал: человек подобен древу; телесный труд есть листья, а хранение внутренности есть плод. Как, по словам Писания, всякое дерево, не приносящее доброго плода, посекают, и бросают в огонь: (Мф.3:10) то очевидно, что все наши старание должно быть о плодах, то есть о хранении ума. Однако для покрова и украшения надобны и листья, которые суть телесный труд».

Чудно, какой приговор произнес, Святой сей на всех. Не имеющих хранение ума, а хвалящихся одною деятельностью, сказав, что всякое дерево, не приносящее плода, то есть хранение ума, а имеющее одни листья, то есть деятельность, посекают, и бросают в огонь. Страшно решение твое, Отче!

Аввы Марка к Николаю

«И так есть ли хочешь, сын мой, иметь внутри собственный светильник умного света духовного познания, чтобы ты мог не преткновенно ходить в глубочайшей ночи сего мира, и чтобы, по Пророческому изречению, от Господа управляемы были стопы твои, да крепко восхочешь пути (Пс.36:23) Евангельского, то есть, да восхочешь с пламенною верою чрез желание и молитву сделаться причастником совершенных Евангельских заповедей господних; то я показываю тебе удивительный способ и изобретение духовного искусства, требующее не телесного труда, ума и внимательной мысли, вспомоществуемой страхом и любовью к Богу. Сим искусством тебе можно будет удобно прогнать полчища врагов. И так есть ли хочешь одержать победу над страстями: то молитвою и помощью Божиею войди в самого себя; проникни во глубину сердца; преследуй сих трех сильных исполинов: забвение, леность и неведение, которые составляют подкрепление мысленных иноплеменников, чрез которые прочие злые страсти входят, действуют, живут, и усиливаются в душах любосластных. Чрез великую внимательность и напряжение ума, с вышнею помощью, найдя неведомое многим, ты возьмешь, таким образом, при великой тщательности и молитве, избавишься от злых исполинов. Ибо усердием к истинному познанию, к памятованию Слова Божия и к доброму согласию, есть ли таковое усердие посредством деятельной благодати прилежно возбуждается и тщательно сохраняется в сердце, изглаждаются в нем следы забвения, неведения и лености».

Видишь ли согласие духовных изречений? Видишь ли, как ясно излагается в них искусство внимания?

Смотри также, что говорит нам и следующее.

Святого Иоанна Лествичника

«Безмолвник есть тот, кто домогается чуда – заключить безтелесное в телесном доме. Тот безмолвник, который сказал: Я сплю, а сердце мое бдит. (Песн.5:2.) Затвори двери кельи для тела, дверь языка для слова; и двери внутренние запри от духов. Сидя на высоте, наблюдай, и если ли уже умеешь, то примечай, как, когда, откуда, в каком числе и какие подкрадываются тати, чтобы войти и войти и похитить виноград. Когда страж утомится; то встанет, помолится, потом опять сядет, и мужественно примется за то же дело. Иное дело наблюдение помыслов; а иное хранение ума. Сколько отстоит восток от запада, столько и последнее от первого, и гораздо труднее. Как тати, увидя лежащее на некотором месте царское оружие, не кидаются него, как случится: так и собравший к сердцу молитву не просто окрадывается от мысленных разбойников.»

Слышишь слова, открывающие чудное делание сего великого Отца? Но мы, бродя как будто во тьме, и как будто в ночное сражение, ходя, так сказать, поверх душеполезных духовных слов, добровольно слепотствуем, и оставляем оныя без внимания.

Смотри еще и в последующем, что пишут нам Отцы в руководство к трезвлению.

Аввы Исаии

«Когда кто отлучит себя от порока, и точно познает все грехи, какие учинил пред Богом (ибо не увидишь грехов, есть ли не отлучишь себя от них отлучением горьким): тогда достигший сея степени обретает плач и молитву и способность стыдиться пред Богом, при воспоминании злой любви к страстям. И так да подвизаемся, Братия, по силе нашей; и Бог поможет нам по множеству милости своей. И есть ли мы не соблюли сердца нашего, как Отцы наши: то постараемся сделать, по крайней мере, то, что нам возможно, сохранить тела наши без греха, как требует Бог; и будем уверены, что в сие постигшее нас время глада Он сотворит с нами милость как со Святыми своими.»

Здесь великий сей Отец ободряет и самых немощных, говоря: есть ли мы и не соблюли сердца нашего, как Отцы наши, да сохраним, по крайней мере, тела наши без греха, как требует Бог, и Он сотворит милость и с нами. Великое видно в сем Отце милосердие и снисхождение.

Макария Великого

«Главнейшее дело подвижника есть то, чтобы он, войдя в свое сердце, вступил в брань с сатаною и возненавидел его; и, противоборствуя своим помыслам, сражался с ним. А есть ли кто по наружности и хранит тело свое от растления и блуда; но внутренне прелюбодействует от Бога, и любодействует с помыслами: таковому нет никакой пользы в том, что он имеет тело девственное. Ибо в Писании сказано: Взглянувший на женщину с похотствованием уже любодействовал с нею в сердце своем. Ибо есть блуд телом совершаемый; и есть блуд души, когда она сообщается с сатаною.»

Сей Великий Отец, по видимому, противоречит словам вышеприведенного Отца, Аввы Исаии; но нет. Ибо и тот увещевает нас хранить тела наши, как требует Бог; Бог же требует чистоты не только телесной, но и духовной; и сей на основании Евангельских заповедей то же нам предписывает.

Диадоха

«Живущий всегда в своем сердце совершенно чуждается красот житейских. Ибо, ходя духом, плотских похотей знать не можешь. И так, когда таковый ходит в ограде добродетелей, имея самые добродетели как бы стражами входов: тогда ухищрения бесов против него бывают уже недействительны.

Прекрасно сказал сей Святой, что ухищрения врагов бывают недействительны, тогда то есть, когда мы пребываем в глубине сердца нашего, и тем паче недействительны, чем долее мы там остаемся.

Но я знаю, что не достало бы мне времени, есть ли бы я захотел в настоящем сказании приводить слова всех Отцов. И так приведу еще одного или двух, и поспешу окончить сие Слово.»

Исаака Сириянина

«Старайся войти в храмину, находящуюся внутри тебя; и увидишь храмину небесную. Ибо и та и другая есть одна, одним входом открываются обе. Лествица к царствию оному скрыта внутри тебя, то есть, в душе твоей. И так омой себя от греха, и найдешь там степени, по которым восходить можешь.»

Карпафия

«Великий подвиг и путь потребен в молитвах, чтобы обрести невозмущаемое состояние мысли, другое некое небо в сердце, где живет Христос, как говорит Апостол: Или вы не примечаете, что Христос живет в вас? Разве только вы в сем неисправны.»

Симеона Богослова

«Дьявол с бесами, с того времени, как нарушением послушания удалил человека из рая от Бога, открыл удобность, умственно возмущать у человека мыслящую силу и ночью и днем, у одного много, у другого мало, у иного больше. И не иначе можно ее оградить, как непрестанным памятованием о Боге, когда непоколебимо утвердить оную памятование о Боге, водрузясь в сердце силою крестною. Ибо к сему ведет мысленный подвиг, для совершения которого каждый Христианин вступил на поприще веры Христовой; а иначе он вотще подвизается. К таковому подвигу направляются все многоразличные упражнения всякого злостраждущего для Бога; дабы подвигнуть милосердие Всеблагого, да даст Он паки оное первое достоинство, и да впечатляется в мыслящей силе Христос, как говорит Апостол: Чада мои, которыми я паки болезную, пока не вообразится Христос в вас.»

Понимаете ли, братия, что есть духовная наука, или способ, который действующего по нему скоро возводишь к бесстрастию и Боговидению? Уверяетесь ли, что всякая деятельность, как листья на дереве, без плода является пред Богом, и остается тщетною во всякой душе, не имеющей хранение ума? И так поспешим, чтобы не умереть без плода, и не раскаиваться бесполезно.

Вопрос. Из настоящего сочинения мы познаем, какой был образ действования у благоугодивших Господу, и что есть некое делание, скоро освобождающее душу от страстей и сочетающее с любовью к Богу, потребное для всякого воина Христова; и в сем мы не сомневаемся, и даже весьма уверены. Но просим научить нас, что есть внимание, и как сподобляются снискать оное? Ибо мы в сем деле совсем несведущи.

Ответ. Во имя Господа нашего Иисуса Христа, рекшего: Без Меня не можете делать ничего, призвав его в помощника и содейственника, я потшусь по возможности показать, что есть внимание, и как в нем при благоволении Божьем успеть можно.

Самого Никифора

Некоторые святые называли внимание хранением ума, другие блюдением сердца, иные трезвлением, иные умным безмолвием, или покоем, иные иначе. Все сии названия означают одно и тоже. Разумей сие подобно тому, есть ли бы кто сказал: хлеб, или: ломоть, или кусок. Что же есть внимание, и какие свойства его, примечай тщательно: внимание есть признак искреннего покаяния; внимание есть воззвание души горе, ненавидение мира и обращение к Богу; внимание есть отвержение греха, и восприятие добродетели; внимание есть несомнительное доказательство прощения грехов; внимание есть начало созерцания. Ибо чрез оное Бог, преклоняясь, является уму. Внимание есть невозмущенное состояние ума, или лучше, неизменность сего состояния, милостию Божиею душе дарованная. Внимание есть низложение помыслов, святилище памятования о Боге, и сокровищница терпения в напастях. Внимание есть источник веры, надежды и любви. Ибо кто не уверует; тот не примет находящих от вне скорбей. А кто не примет с радостью скорбей, тот не скажет Господу: Ты заступник мой и прибежище мое. (Пс.90:2) И есть ли не положить прибежища своего во Всевышнем: то наперсником любви Его не будет. В сем, из великих великом деле, многие, есть ли не все, успевают преимущественно чрез наставление. Ибо редки те, которые без наставления усилием собственного упражнения и теплотою веры от Бога сие получили; а редкое не закон. И потому надлежит искать не заблудшего наставника, что бы он, указывая нам встречающееся при внимании одесную и ошуюю, то есть, недостатки и излишества, от лукавого приходящие, учил и руководствовал нас, открывая нам искушения, которые сам претерпел, и таким образом, несомненно, показывал нам сей мысленный путь, и мы бы удобно проходили оным.

Есть ли нет наставника; должно искать его усиленно. А есть ли не находишь: то признав Бога с сокрушением и слезами, и поклоняясь ему с признанием бедности, поступи, как я скажу тебе ……..

И так ты сядь, собери ум свой, и принуждай его нисходить в сердце. Когда ум войдет туда; последующее за тем будет не без радости и веселья. Как муж, отлучавшийся из дома своего, когда возвращается, не знает, что и делать от радости о том, что увиделся с детьми и женою: так и ум, когда с душею соединится, исполняется несказанной радости и веселия.

И так, брат мой, приобучай ум не скоро выходить оттуда. Ибо правда, что в начале ему не нравится сжатие и теснота внутренности: но когда он привыкает, тогда уже не любит носиться вне. Ибо внутрь нас есть царствие небесное, которое он там рассматривая, и чистою молитвою ища оного, все внешнее тягостным и отвратительным почитаешь. Есть ли ты сказанным образом, скоро войдешь умом в место сердечное, которое я тебе показал: то благодари Бога и прославляй и веселись, и держись сего делания всегда; оно научит тебя тому, чего ты не знаешь. Надобно же тебе примечать и то, что когда ум твой туда входит, тогда не должно оставаться в молчании и бездействии, но иметь непрестанным делом и занятием сию молитву: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя; и никогда сего не прекращать. Ибо сие, удерживая ум от воспарения, делает его неприкосновенным и неприступным для нападений врага, и со дня на день вводит его в любовь и желание Божественное.

Но есть ли ты, брат мой, много трудившись, не возможешь войти в область сердца, как я тебе показал: то поступи, как скажу тебе; и при содействии тебе Божием найдешь искомое. Ты знаешь, что словесная сила у каждого человека находится в груди: ибо внутрь персей, когда молчат уста наши, мы говорим и желаем, и молитвы творим, и псалмопения, и другое подобное. И так сей словесной силе, изгнав из нее всякий помысел, (ибо можешь изгнать, есть ли захочешь) дай сей урок: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя; и принуждай ее вместо иного помышления всегда внутри взывать сие. Когда сдержишь сие в продолжении некоторого времени: то чрез сие без всякого сомнения откроется тебе и сердечный вход, как мы тебе написали, и как и мы познали опытом.

С многовожделенным же и сладостным вниманием придет к тебе и весь лик добродетелей, любовь, радость, мир, и прочие, чрез которые все прошения твои получишь во Христе Иисусе, Господе нашем, с которым Отцу купно и Святому Духу слава, держава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Источник: Никифор Уединённик, прп. Слово о трезвении и хранении сердца // Христианское чтение. 1825. Ч. 19. С. 117-143.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle