архимандрит Никифор (Бажанов)

Мария Богоматерь

Мария-Богоматерь (по-еврейски: Мариам, возвышенная, превознесенная) (Мф. I, 16, Мк. III, 31, Лк. I, 26–56, Ин. XIX, 24, Деян. I, 12–14).

Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, дочь прав. Богоотец Иоакима и Анны, происходила из царского рода Давидова через Нафана. С раннего детства Она была посвящена благочестивыми родителями Богу и торжественно введена в храм Иерусалимский для воспитания. Здесь, как говорит предание, Она проводила все время в трудах рукоделия, чтении св. книг и молитв и особенно отличалась высокими добродетелями – глубочайшим смирением и совершеннейшей преданностью воле Божией.

На четырнадцатилетнем возрасте, когда родителей ее уже не было в живых, Она решилась всецело посвятить Себя Богу, с обетом всю жизнь Свою пребывать в девстве (Лк. I, 34). Тогда Ее обручили за старца Иосифа, занимавшегося древоделием и происходившего также из царского рода Давидова чрез Соломона. Он был Ее хранителем и питателем (Лк. I, 27). Жили они в небольшом и незнатном городке галилейском – Назарете, снискивая пропитание своими трудами.

В высокой степени трогательно и умилительно еван. повествование о благовестии Пр. Девы Марии арх. Гавриилом о чудесном зачатии и рождении от Нее Спасителя мира (Лк. I, 26, 38). Радуйся благодатная, Господь с Тобою! сказал ей явившийся ангел, благословенна Ты между женами! Неудивительно, что Мария смутилась при сем необычном благовестии; но Она внимает с чувством безмолвного, смиренного удивления и радости, когда небесный посланник раскрывает перед Ней тайну преславного воплощения Сына Божия, что Он родится от Нее, приимет человеческое естество кроме греха, наречется Сыном Всевышнего и что Она наименует Его именем Иисус (Спаситель). Как будет это, когда я мужа не знаю? вопрошает Она ангела в безмолвном удивлении. Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, отвечает Ей небесный посланник, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Тогда с глубочайшей верой и преданностью воле Божией и смирением Она воскликнула: Се, раба Господня, да будет мне по слову Твоему! И отошел от Нее ангел.

После этого чрезвычайного события Мария пошла в страну нагорную, в город Иудин, в дом Захарии, и там получила подтверждение архангельского благовестия. Едва услышала приветствие Пресвятой Девы, жена Захарии, Елисавета, исполнившись Св. Духа, воскликнула громким голосом: благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего! И откуда мне это, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк. I, 42–43). В ответ на это Пресвятая Дева излила свои благочестивые чувства в величественной, торжественной, пророческой песне: Величит душа моя Господа... песни, которую мы ежедневно слышим за утренним богослужением. Эта торжественновозвышенная песнь в действительности имеет немало сходства с песнью Анны, матери Самуила.

После сего Мария возвратилась в свой собственный дом в Назарете и оставалась там до того времени, как Иосиф должен был отправиться вместе с Нею в свой отечественный г. Вифлеем, по случаю народной переписи, согласно повелению кесаря Августа. В этом-то городе, переполненном на сей раз по случаю переписи массой народа, не нашлось для Той, которая родила Господа славы, другого пристанища, кроме вертепа, а для Ее Сына, Богомладенца Иисуса, иной колыбели, кроме яслей. Тогда была ночь, и вот открылось чудное явление пастырям вифлеемским, которые содержали стражу у стада своего: им предстал ангел Господень и возвестил им рождение Спасителя, и внезапно с ангелом явилось многочисленное небесное воинство, прославлявшее Бога и взывавшее: Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение...

На убогий вертеп указывала блестящая небесная звезда, и ведомые ею волхвы с Востока пришли с дарами поклониться Богомладенцу Иисусу. В осьмой день Богоматерь с Иосифом обрезали Богомладенца, согласно с требованием закона, и нарекли Ему имя: Иисус.

Затем, по исполнении дней очищения, они принесли Его в Иерусалимский храм, чтобы представить пред Господа и по закону принести жертву. Престарелый старец Симеон, давно уже чаявший Утехи Израилевой и пришедший тогда по вдохновению во храм, взял Богомладенца на свои руки, благословил Бога и пророчески произнес высоко-вдохновенную молитву, так часто слышимую нами теперь на церковных богослужениях, именно: Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром... В этой чудновдохновенной песне Богоприимца Симеона слышится также пророческое слово и к Пресвятой Богоматери о скорбях и душевных муках, Ее ожидающих. И Тебе самой, сказал он, обращаясь к Пресв. Деве, оружие пройдет душу (Лк. II, 29–35). Иосиф же и Матерь Его, замечает св. еванг. Лука по сему случаю, дивились сказанному о Нем (ст. 33). Нельзя определенно выразить те чувства и мысли, которые наполняли душу Преблагословенной при сем и предыдущих случаях. Евангелие говорит только: и Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце своем (ст. 51).

Во время пребывания Богоматери и Иосифа в Вифлееме честолюбивый и кровожадный Ирод, услышав от волхвов о рождении царя иудейского, происхождение и место рождения которого ему было неизвестно, решил избить всех вифлеемских младенцев мужского пола до двухлетнего возраста. Слух о сем кровавом замысле вынудил Иосифа и Марию, по повелению Божию, бежать в Египет.

По смерти Ирода они возвратились, но поселились на жительство в Назарете, боясь насилия от Архелая, сына Ирода, вступившего на престол по смерти своего отца.

Из последующей истории жизни Богоматери в Евангелии сообщается немного сведений. Так, напр., мы знаем, что при одном случае, когда Богоматерь и Иосиф с двенадцатилетним отроком Иисусом пришли, по обычаю, в Иерусалим на праздник, то при отправлении в обратный путь отрок Иисус остался в Иерусалиме. Богоматерь и Иосиф с беспокойством искали Его между родственниками и знакомыми, пока через три дня не нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их. Чадо, что Ты сделал с нами, сказала Ему Богоматерь, вот отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя? Зачем вам было искать Меня? отвечал отрок Иисус, или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему (Лк. II, 48, 49).

Далее мы знаем из Евангелия, что Богоматерь присутствовала на браке в Кане Галилейской при первом чуде, совершенном Ее Божественным Сыном – чудесном претворении воды в вино. Здесь ходатайствовала Она пред Господом по случаю недостатка вина и сказала Ему: у них нет вина. Господь отвечал на это, что еще не пришел час Его, а потом исполнил ходатайство Своей Матери, чудесно претворив воду в вино (Ин. II, 1–11).

В Евангелии от Луки (Лк.VIII, 19) мы читаем, что Богоматерь раз приходила к Иисусу вместе с другими во время проповеди Его. Мать и братья Твои, сказали Иисусу при этом случае, стоят вне, желая видеть Тебя. В ответ на это Он сказал им: Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его (ст. 21).

Наконец мы снова видим Богоматерь, но уже при кресте Спасителя, когда Он указал Ей на любимейшего Своего ученика Иоанна и вручил Ее сыновней его попечительности (Ин. XIX, 26–27). Жено! се сын твой, сказал Матери Своей с креста, указывая на возлюбленного ученика Своего страждущий Спаситель, и затем, обращаясь к ученику, прибавил: се Матерь твоя. И с этого времени, замечает евангелист, ученик сей взял Ее к себе. При крестных страданиях Господа во всей своей силе исполнилось обращенное к Ней некогда пророчество Симеона: И Тебе самой орудие пройдет душу. И действительно, кто мог описать лютую скорбь Ее и душевные муки при этом невыразимом страшном зрелище!

Из кн. Деяний видно, что по вознесении Господа на небо Она вместе с апостолами и другими женами непрестанно пребывала в молитве, ожидая обещанного утешителя Св. Духа (Деян.I, 12–14) и после до самого успения Своего жила в Гефсимании, в доме Иоанна (Ин. XIX, 28). Там, по преданию, Она и скончалась и была погребена в Гефсимании. Вскоре потом пречистое тело Ее взято на небо, дабы быть Преблагословенной, ходатаицею за весь мир, в особенности же за верных, молящихся Ей и призывающих Ее в помощь себе. По преданию, также дошедшему до нас через Евсевия, Успение Богоматери было в 15 г. по вознесении Господа или в 48 г. по Р. X.

Предание о взятии тела Богоматери на небо восходит к древним временам христианства. О нем свидетельствует Дионисий Ареопагит, Мелитон, епископ Сардийский и др.

Главнейшие праздники, в которых воспоминаются важнейшие события из земной жизни Богоматери суть следующие: Рождество Ее (8 сентября), Введение во храм (21 ноября), Благовещение (25 марта), Рождество от Нее Господа Иисуса (25 декабря) и, наконец, Ее Успение (15 августа). В Православной Церкви, кроме того, много праздников, посвященных благоговейному чествованию явленных и чудотворных икон Богоматери (Иерусалимсая, Казанская, Боголюбская, Иверская и пр.), чрез которые небесная Владычица и доныне не перестает подавать обильные блага с верою к Ней прибегающим.

Самой древней иконой Божией Матери почитается икона, написанная, по преданию, ев. Лукой, принесенная из Греции в Россию, в древнюю столицу Киев, из Киева во Владимир и оттуда в 1395 г. в Москву, где и находится доныне в Успенском соборе и известна под именем Владимирской.


Источник: Иллюстрированная Библейская энциклопедия / архимандрит Никифор (Бажанов). – Москва: Эксмо, 2016. – 640 с. ISBN 978-5-699-87789-8

Комментарии для сайта Cackle