Источник

Облака, столп облачный

Облака, столп облачный (Исх. XIII, 21). Когда израильтяне вышли из Египта с разрешения фараона и вступили в пустыню Аравийскую, Господь шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь. В дневное время столп походил на облако темное, тяжелое, а во время ночи – на светлое и пламенеющее, как огонь. Некоторые думают, что были два облака: одно для того, чтобы осенять их, а другое для того, чтобы осветить шествие. Оно служило также знаком для остановки и нового похода (Чис. IX, 17–23).

Облако служило обычным символом присутствия Божия среди своего народа. Оно часто останавливалось над покрышкой Кивота Завета или наполняло Скинию свидения.

Когда Исаия зрел в видении славу Божию в храме Его, то дом наполнился курениями, или густым облаком (Ис. IV, 5).

Когда Бог Отец свидетельствовал о Своем Сыне на горе Преображения, то облако светлое осенило их (Мф. XVII, 5).

Пророк Исаия предсказывает присутствие Божие в Церкви во все времена в следующих живых и выразительных образах: И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня, и блистание пылающего огня во время ночи, ибо над всем чтимым будет покров (Ис. IV, 5).

Облако представляется иногда образом численности, множества, как, напр., в Послании к Евреям (Евр.XII, 1), где встречается выражение: такое облако свидетелей; равным образом в кн. пр. Исаии (Ис.LX, 8) читаем следующие слова: кто это летят как облака, и как голуби к голубятням своим? и далее: изглажу беззакония твои, как туман и грехи твои как облако (Ис. XLIV, 22).

Слово «облако», принимаемое в иносказательном смысле, представляет также величие Божие. Се грядет с облаками, говорит о Господе Иисусе св. тайновидец и еванг. Иоанн (Откр. I, 7).

Сказываю вам, сказал Господь первосвященнику на суде, отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мф. XXVI, 64).

Сверх того облако служит образом обилия и довольства. Царское благоволение представлено в книге Притчей Соломоновых облаком с поздним дождем (Притч.XVI, 15).

Господь наш Иисус Христос, как передает св. ев. Лука, сказал однажды народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, то тотчас говорите: дождь будет, и бывает так (Лк. XII, 54). Сими словами Он, несомненно, указывал на явление природы, которое было хорошо известно народу, и потому Он называет его облаком – облаком, восходящим с запада, или с Ливанских гор, что служило верным признаком обильного проливного дождя.

Вслед за появлением подобного облака на западном горизонте неизменно начиналась дождливая погода (III Цар. XVIII, 44). В означенной цитате говорится, что слуга Илии увидал небольшое облако, величиною в ладонь человеческую, но прозорливец Божий знал, что это облако служило верным провозвестником обильного дождя. Вслед за появлением его небо сделалось мрачно от туч и от ветра и пошел большой дождь (ст. 45).


Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Комментарии для сайта Cackle