архимандрит Никифор (Бажанов)

Помазание, Помазанник

Помазание, Помазанник. Помазание лиц, царей, первосвященников и пророков, месть и вещей елеем или миром особенного состава, было выражением освящения, предписанного общественным законодателем.

Подробное описание составных частей мира и употребление его описаны в кн. Исход (Исх. XXX, 23–33). Домашнее изготовление и употребление такого мира было строго воспрещено Господом (ст. 33). При праздниках и других великих и радостных событиях было обычным делом помазывать голову благоухающим елеем; посему-то помазание считалось знаком радости и счастья. В пояснение приведем след. места из Свящ. Писания: II Цар. XIV, 2, Еккл. IX, 8, Мф. VI, 17, Руф. III, 3.

Помазание царей священным миром особенно предписывается законом, и в Свящ. Писании мы видим частые указания на сие священнодействие (II Цар. XIX, 10; IIIЦар. I:39, XIX:15–16). Мы видим также, что помазание миром царей иногда совершалось каким-либо пророком тайно (I Цар. X:1, XVI:1–13; IIIЦар. XIX:16, 4Цар. IX, 1–6) и служило указанием того, что известное лицо, помазанное таким образом, долженствует со временем занять царский престол. По учреждении у евреев монархического правления помазание миром царей совершалось священником, вероятно, в каком-либо общественном месте при собрании народа, с игрой на трубах и свирелях (III Цар. I, 39) и, по крайней мере, в одном случае, в храме, окруженном царским войском (4Цар. XXI, 12–13).

Призванным к пророческому служению, пророкам сообщались через помазание миром дары ведения, мудрости и благочестия (Пс. CIV, 15; IПар. XVI, 22; IIIЦар. XIX, 16). Первосвященники и священники, посвящаясь через помазание, получали дары Св. Духа, необходимые для прохождения их служения (Евр. V, 1–3; Исх. XXVIII:41, XXIX:21; Пс. CXXXII:2; Лев. IV, 3, 5).

Иисус Христос называется Помазанником, Мессией, по-гречески Xристом, потому что на Него в полноте излиты все дары Св. Духа, и, таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. Верующие называются помазанными, потому что действительно получили помазание от Святого, которое в них пребывает (Ин. II, 20).

У иудеев было в обыкновении помазывать елеем (миром) и некоторый части человеческого тела помимо головы, как, напр., ноги, волосы, ради здоровья и чистоты, а равно как и в знак почтения и благоговения (Мф. VI, 17; Лк. VII, 46; Ин. XII, 3). В тех случаях, где нужно было оказать преимущественно смиренное и глубокое благоговение и любовь, употреблялось для помазания самое ценное и особенно благовонное миро (Ин. XII, 3).

Помазание больных елеем в древности было также делом обыкновенным и доселе еще практикуется на Востоке. Целебные свойства елея хорошо известны, и хотя исцеления, совершаемые учениками Господа, очевидно, были чудесны, но, как видно ясно из Евангелия от Марка (Мк.VI, 13), и они не чуждались при этом общепринятых врачебных средств. Тела умерших часто помазывались ароматами, для того чтобы предохранить оные от гниения (Мк. XIV:8, XVI:1), что иногда походило несколько на египетское бальзамирование.


Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ПОМЫСЛЫ (См. также БРАНЬ, ДУХИ ПАДШИЕ, ИСКУШЕНИЯ, ИСПОВЕДЬ, ОТКРОВЕНИЕ ПОМЫСЛОВ) святитель Игнатий (Брянчанинов)

2. О священнодействии венчания и помазания царей на царство протоиерей Александр Горский

3. София-Логос. Словарь – Люцифер профессор Сергей Сергеевич Аверинцев

4. Христианское учение о Царской Власти и об обязанностях верноподданных – ЧАСТЬ ПЕРВАЯ святитель Филарет Московский (Дроздов)

5. Церковь и национальность профессор Антон Владимирович Карташёв

6. Священная тайна Церкви – Глава 1. ИМЯ БОЖИЕ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ митрополит Иларион (Алфеев)

7. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – БОГОМЫСЛИЕ святитель Феофан Затворник

8. Нравственное богословие для мирян – Заповедь 9: «Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна». протоиерей Евгений Попов

9. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие – Божественный Логос профессор Сергей Леонтьевич Епифанович

10. Богословие деятельное – ХРИСТИАНСКОЕ НРАВОУЧЕНИЕ, ИЛИ БОГОСЛОВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОЕ ПОДЛЕЖАТЕЛЬНОЕ святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс