Источник

Толкование на Апостол из первого послания Апостола Павла к Коринфянам, читаемый в тринадцатую неделю по Пятидесятнице (1Кор.16:13–24)

Вера и любовь, суть два истинные и непоколебимые основания спасения: никто без веры не спасется, никто без любви спастись не может: кто верует, но не любит, тот не спасается: кто любит, но не верует, тот мучению подвергается. Пред Богом тот только спасен, праведен и свят, кто имея истинную веру, имеет и любовь деятельную. Богоглаголивый Павел, уча в особенности Коринфян, учил вместе и всю вселенную: почему, если вы тщательно рассмотрите все первое его послание к ним, то увидите, что оно все содержит в себе два учения, то есть, учение веры и учение любви. Сие же вы видите и в самых последних словах его послания, ныне чтенных в Церкви: и в сих словах он завещевает иметь твердую веру и искреннюю любовь: пoелику братия целования и наставление, относительно повиновения людям достойнейшим, дышат любовью, и самое желание и моление, коим запечатлевает свое послание, состоит из любви. «Любы моя», говорит, «со всеми вами о Христе Иисусе» (1Кор.16:24). Хотя же ныне чтенные слова просты и никакого кажется не требуют объяснения: однако тот, кто со вниманием выслушает следующее толкование, приобретет великую душевную пользу.

1Кор.16:13–14. Братие, бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся: Вся вам любовию да бывают.

В то время, как Павел писал сие послание к Коринфянам, были там обольстители, которые уверяли верных, «яко воскресения мертвых несть» (1Кор.15:12): также мучители, которые всячески принуждали отрещись веры Христа: и соблазнители, кои соблазняли верующих, иные ядя Идоложертвенные, другие же уча: «аз убо есмь Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин» (1Кор.8:4:1:12). Против обмана нужно иметь внимание: ибо если ты будешь внимать, то обольстителю трудно будет обмануть тебя: против насилия потребно постоянство, мужество и твердость. Ибо если ты постоянен, мужественен и тверд: то принуждения мучителей будут слабы против тебя. А против соблазна самая нужнейшая вещь есть любовь: ибо если ты истинно будешь любить ближнего своего, то ничего не будешь делать соблазнительного ему. Для сего-то Павел заповедал тогда верным сии три правила: первое: бодрствуйте, сказал, дабы не быть приведенным в заблуждение от прелестников: второе: «стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся», дабы не быть побежденным от насилия мучителей: и третье: «вся вам любовию да бывают», дабы не соблазнять братий своих. Сии же три правила суть оружия и против диавола: ибо он есть и прелести изобретатель, и насилия советник, и соблазна споспешник. Пoелику же и поныне есть прелестники, научающие душепагубному нечестию: и являются мучители, насильственным образом отвлекающие верных от правых догматов веры: и есть много соблазнителей всеми образы соблазняющих: да и «диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1Пет.5:8), почему и ныне необходимо нужно для всякой души завещание оное Павлово: «бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся: вся вам любовию да бывают». Смотрите же, как он, повторив в сих кратких словах все то, что говорил о вере и любви во всем своем послании, показывает потом и самое дело любви, моля о служении братиям.

1Кор.16:15–16. Молю же вы, братие: весте дом Стефанинов, яко есть начаток Ахаии, и в служение Святым учиниша себе: Да и вы повинуйтеся таковым и всякому споспешствующу и труждающуся.

Сей Стефанин есть страж темничный, которого Павел крестил со всеми домашними его во граде Филиппах. Почему он и писал к тем же Коринфянам: «крестих же Стефанинов дом» (1Кор.1:16). Ахаиею же он именует Грецию потому, что издревле, то есть со временем Гомера, Греки назывались Ахаянами: дом же Стефанин жил во граде Филиппах, который был тогда «первый град части Македонии» (Деян.16:12): или потому, что верные дома превзошли делами добродетели живущих в прочих домах Ахаии: почему и сказал о них, что они «учиниша себе», то есть посвятили себя на служение святым, то есть верным, которых он не только здесь, но и в других местах именует святыми, как по святости веры Христианской, так и по святости их жития. Посмотрите же, с коликою любовию он представляет Стефанина и его домашних. «Молю», говорит, пoелику вы знаете, что живущие в доме Стефанина суть первые в Ахаии по вере и добродетели, и что они посвятили себя на служение святым: то и вы являйте всякое послушание: не говорит «им», но «таковым», дабы кто не подумал, что он по пристрастию завещевает оказывать послушание и почтение Стефанину и его домашним: посему и говорит в общем смысле: «и всякому споспешствующу и труждающуся». Повинуйтесь, говорит, и служите не только Стефанину и домашним его, но и всем подобным им, и всякому человеку, которой спомоществует и трудится в делах добродетели.

1Кор.16:17–18. Возрадовахся же о пришествии Стефанинове и Фуртунатов и Ахаиков, яко ваше лишение сии исполниша: упокоиша бо мой дух и ваш. Познавайте убо таковыя.

Фуртунат и Ахаик суть из числа седмидесяти Апостолов. Может быть они же были и домашние Хлоиса, о которых Павел в начале послания своего написал: «возвестися бо ми о вас, братие моя, посланным от Хлоиса» (Злат. 1Кор.1:11). Сих вместе со Стефанином Коринфяне послали к Павлу с писанием, содержащим в себе вопросы о браке, девстве и о жертвах, приносимых идолам, которые пришедши к нему объявили ему о расколе Коринфян, и о блуднике, также и о том, что некоторые из них говорили, яко бы воскресения мертвых нет (1Кор.15:12). Пoелику же Павел послал с ними Коринфянам ответ, содержавший в себе не только решения на их вопросы, но и обличительные увещания в рассуждении их грехов: то опасаясь, дабы Коринфяне, получив от них таковое ответное послание его не оскорбили их, яко объявивших ему их согрешения, одобряет их, говоря: «возрадовахся же о пришествии, Стефанинове, Фуртунатове и Ахаикове». А сии слова суть доказательства великой его любви к Коринфянам: ибо тогда только мы радуемся, смотря на посланных, когда любим пославших их. Радуемся, видя посланных от любезных нам друзей, так как бы видели их самих, что и означают следующие слова: «яко ваше лишение сии исполниша». Лишался, говорит, я лицезрения вашего: но пришествие сих заменило сей недостаток: потому что я, видя их, видел вас: «упокоиша бо мой дух и ваш». Но как сии три посланные упокоили дух и Павла, и Коринфян: Павел, узнавши от них о грехопадениях Коринфян, и преподав им увещание, успокоился в душе своей, пoелику исполнил Апостольский свой долг. Коринфяне, прочитав Павлово послание, принесенное к ним тремя теми посланными, успокоились духом от обличений своей совести, исправившись во грехах своих, как сам Павел свидетельствует о сем, говоря: «вижду бо, яко послание оно, аще к часу, оскорби вас: ныне радуюся, не яко скорбни бысте, но яко оскорбистеся в покаяние» (2Кор.7:8–9). Послушайте же, как он в заключении завещевает им почитать не только сих трех посланных, но и всех таковых, кои подобны им по благочестию и добродетели. Познавайте убо, говорит таковые. После сего он описывает приветствия братий, говоря таким образом:

1Кор.16:19. Целуют вы Церкви Асийския: целуют вы о Господе много Акила и Прискилла с домашнею их Церковию.

Сии слова показывают, что они писаны Павлом во Ефесе, и что он начал писать первое свое послание к Коринфянам, проходя Македонию, как сам свидетельствует говоря: «Македонию бо прохожду» (2Кор.1:16). Имея же намерение быть во Ефесе, и пребыть там до Пятидесятницы, как сам уверяет, говоря: «пребуду же во Ефесе до Пентикостии» (1Кор.16:8), пришед туда, и там окончил свое послание. Туда же в то время для него может быть пришли и настоятели Церквей Галатийской, Ликаонийской, Фригийской или и других Асийских Церквей: почему как бы от лица их приветствует Коринфян. Акилу же и жену его Прискиллу нашел он в Коринфе тогда, как в первый раз туда приходил (Деян.18:1). «И зане единохудожником быти им», говорит Святый Лука, «пребысть у них, и деляше: бяху бо скинотворцы хитростию» (Деян.18:3). И так они, видно, переселись из Корнифа во Ефес, где был тогда Павел: почему он и от их лица приветствует Коринфян. Смотрите же здесь, как он приветствиями и вообще от Асийских Церквей, и в частности от домашней Церкви Акилы соединяет всех союзом любви. Заметьте притом и добродетель сих святых супругов, то есть Акилы и Прискиллы, кои соделали дом свой Церковию, где верные собираясь, молились и совершали Божественные тайны. Таковую Церковь имел не только Акила, но и Нимфан из Лаодикии и Филимон в Колоссаях: Филимонов же дом таковой существовал и в пятом веке по Рождестве Христове (Кол.4:5?; Флп.1:2) (Феодорит. в предислов. посл. к Филипп.).

1Кор.16:20. Целуют вы братия вся: целуйте друг друга лобзанием святым.

Апостол, сказав сперва целуют вы Церкви Асийские и домашняя Церковь Акилы, а потом, и вся братия, показал чрез сие, что все верующие во Христа имели братнюю любовь и единство между собою: он завещевает и Коринфянам делать таковое друг друга целование. Пoелику же иногда бывают лобзания лицемерные и злоковарные, как например лобзание Иудино: иногда гнусные и мерзкие, как то людей любострастных: лобзание же святое есть нелицемерно и происходит от чистейшей любви: то он и завещевает им целовать друг друга не просто лобзанием, но лобзанием святым. К сему присовокупляет и собственное целование, говоря:

1Кор.16:21. Целование моею рукою Павлею.

Павел только сказывал, а писал все послание другой: сии же слова: «целование моею рукою Павлею», он сам написал своею рукою: пoелику же целования и лобзания, о которых он говорит, не другое что означают, как взаимную, чистую Евангельскую любовь: а сия есть дщерь любви ко Христу, «ибо всяк любяй рождшаго, любит и рожденнаго от него» (1Ин.5:1): почему прилагает следующее:

1Кор.16:22. Аще кто не любит Господа (нашего) Иисуса Христа, да будет проклят, маран афа.

Слово проклят или анафема, значит совершенное отлучение: о словах же, маран афа, некоторые говорят, что они суть слова не Еврейские, но Сирские (Феодорит на он. место): многие же утверждают, что они Еврейские: а другие говорят, что они взяты с Еврейского и Сирского языка, потому что сии два диалекта имеют сходство между собою: значат же по мнению некоторых: «Господь прииде», а по мнению других: «когда Господь приидет» (Злат. Икум. Феоф. там же. Иерон в пис. к Маркелл.). По первому значению они имеют такой смысл, кто не любит Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в мир, тот да будет отлучен от Него; по второму же следующий: кто не любит Господа нашего Иисуса Христа, тот да будет отлучен от Него в то время, как Он придет судить живых и мертвых. Некоторые говорят, что Павел сие написал по-Еврейски для того, чтобы сокрушить гордость Коринфян, которые превозносились красноречием Греческого языка, показав им, что сила состоит в мыслях, а не в выражениях (Злат. Икум. Феоф.). Впрочем пoелику Иудеи имели три рода отлучения, проклятие, анафематствование и маран афа: из коих последнее было самое ужаснейшее и жесточайшее, приносилось же тогда, когда человек после проклятия и анафематствования пребывал без исправления: то Павел может быть написал здесь сие послание так, как оно тогда говорилось, то есть маран афа, для сильнейшего выражения речи. Он сими словами поселил великий страх в сердцах Коринфян, тщась убедить их к тому, чтобы любили Иисуса Христа, а следовательно и друг друга, и таким образом перестали творить взаимные соблазны и распри, и чтобы они уже не говоря более: «аз убо есмь Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин, аз же Христов» (1Кор.1:12), посвятили всю любовь свою и надежду единому Христу. После же такового страха, ободряет их следующими словами:

1Кор.16:23–24. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. И любы моя со всеми вами о Христе Иисусе. Аминь.

Первое послание к Коринфянам Богоглаголивого Павла заключает в себе доказательства веры, увещания, обличения, угрозы и прещения, а конец оного есть моление и изъявление благоволительного его к ним расположения. Молю, говорит, чтобы благодать Господа нашего Иисуса Христа была с вами. Изъявляет также, что он любит их всех любовию чистою и святою, каковую заповедал Иисус Христос. «Любы моя со всеми вами о Христе Иисусе, аминь». Господи! Да вселится и в нас благодать сия, о которой Павел молился и которой желал Коринфянам, да Божественною силою ее возлюбив тебя всею душою и сердцем, свободимся от страшного осуждения проклятия оного, маран афа: пребудем же неразлучно соединены с тобою Спасителем нашим и в настоящей жизни, и в час смерти, и когда приидеши судити живых и мертвых, и во веки веков. Аминь.

Беседа о должном уважении добродетельных людей и о покорности им

Одобрение Апостола Павла, писанное к Коринфянам о доме Стефанинове, так как и завещание его о Фуртунате и Ахаике, есть общее правило покорности, которую должны оказывать творящим Богоугодные дела добродетели. Стефанин и домашние его посвятили себя на служение верным и святым людям, странноприимствуя, спомоществуя и служа им во всякой нужде и во всяком случае, требующем вспоможения. А Фуртунат и Ахаик, будучи проповедники веры и учители, охотно восприяли со Стефанином труд путешествования к Павлу, дабы успокоить дух его, так и Коринфян: отсюда взяв случай Павел завещевал и предписывал всем вообще иметь преслушание и почтительность к добродетельным людям. Почему и не сказал, «да и вы повинуйтеся сим», но: «да и вы повинуйтеся таковым» (1Кор.16:16): не сказал, «познавайте убо сих», но «познавайте убо таковыя» (1Кор.16:18), то есть творящих благие дела подобно Стефанину, Фуртунату и Ахаику. А чтобы доказать, что учение его относится ко всем вообще: то присовокупил «и всякому споспешствующему и труждающемуся» (1Кор.16:16), то есть почитайте и покоряйтесь не только трем помянутым, но и всякому человеку, спомоществующему и труждающемуся в добрых делах. Завещание сие не есть изобретение Павлово, но совет и воля Высочайшего Бога. Ибо и Сам Бог и в Ветхом, и в Новом завете, и словом, и примером поучает, что уважение, служение и послушание, оказуемое добродетельным и святым людям, есть дело Ему угодное и благоприятное.

Глаз есть член самый нежнейший и честнейший из членов телесных. А из частей, составляющих глаз, есть самая важнейшая и полезнейшая зеница. Она есть не другое что, как малая некая круглая скважина в роговой оболочке глаза, покрытая самою тончайшею паутиновидною сеточкою, которая, по причине крайней тонкости и чрезвычайной нежности своей, не терпит никакого прикосновения. Почему если кто дерзнет коснуться зеницы глаза своего, тот прорывает тотчас и повреждает паутиновидную сеточку, ее покрывающую: от чего разливается в яблоке жидкость, возмущается кристалловидная часть, и так называемая перепонка: одним словом, весь глаз повреждается и человек таковый навсегда остается слепым. Бог, дабы представить высоту достоинства и чести добродетельных людей, также и то, сколь нужно уважать и почитать их, и сколь великой вред мы себе причиняем, если их оскорбляем, уподобил их зенице ока, сказав о них: «касайяся вас, яко касаяйся в зеницу ока его» (Зах.2:8). Слышите, касаяйся вас: кто делом или словом, или другим каким-либо образом презрит вас рабов моих: «яко касаяйся в зеницу его» : тот подобен человеку, касающемуся зеницы глаза своего: то есть, тот причиняет самому себе величайший вред и бедствие. Бог сие не токмо словом произнес, но и примерами подтвердил.

Мариам одно только слово сказала против Моисея, брата своего. «Еда Моисею единому глагола Господь? еда и нам не глаголаше?» (Чис.12:2) И Моисей будучи человек «кроток зело паче всех человек сущих на земли» (Чис.12:3), умолчал и терпеливно перенес такое дерзновение и презрение к нему Мариамы. Однако ж Господь прогневался на нее: «и се Мариам прокажена бысть яко снег» (Чис.12:10). Вот исполнение сих Божиих словес: «касаяйся вас, яко касаяйся в зеницу ока его» (Зах.2:8).

Когда Царь Иеровоам приносил жертву свою на алтарь в Вефили: тогда явился там некто человек Божий, который ставши близ алтаря пророчествовал о разрушении и падении оного. Иеровоам услышав сие, простер руку свою, и сказал к народу, возьмите сего человека: хотя же человек Божий и не противился повелению Цареву, хотя он и не сказал ничего: однако ж рука Иеровоама тотчас сделалась сухою, и так, что он не мог привести ее в прежнее положение, доколе не помолился Господу человек оный Божий. «И се, усше рука его, юже простре нань, и не можаше возвратити ю к себе. И помолися человек Божий пред лицем Господним, и возвратися рука Царя к нему, и бысть якоже прежде» (3Цар.13:4:6). Вот что приключается тем, которые не почитают рабов Божиих: и вот исполнение сих Божиих словес: «касаяйся вас, яко касаяйся в зеницу ока его» (Зах.2:8). Выслушайте и другой пример достойный большего удивления.

Когда Пророк Елисей восходил в Вефиль, тогда некоторые малые дети, вышедши из града, посмевались ему. Дети сии не имели ни сведения, ни благоразумия, свойственного человеку совершенного возраста: слова их были не поносительные, но шуточные: а может быть и не знали о Елисее, что он Пророк: и потому, шутя над ним, говорили: «гряди, плешиве, гряди» (4Цар.2:23). Однако ж тотчас вышли из дубравы две медведицы, и растерзали из них сорок двух отрочищев. Но дабы кто не подумал, что случайно медведицы вышли тогда из дубравы и растерзали детей оных, попустил Бог сперва кротчайшему Елисею проклясть оных именем Господним, а потом уже медведицам выйти из дубравы и растерзать их. «И озреся», говорит священная История, «Елиссей в след их, и виде я, и проклят я именем Господним: и се, изыдоша две медведицы из дубравы, и растерзаша от них четыредесять два отрочища» (4Цар.2:24). Ежели убо, братия моя, Бог наказал малых детей за одно только посмеятельное над Пророком Елисеем слово, по несовершенству ума ими сказанное: то что Он соделает с теми людьми, которые, будучи совершеннее оных детей и летами и познанием, не уважают, но презирают людей добродетельных и занимающихся священными или учительскими должностями, споспешествующих и труждающихся к общей пользе верных? Некоторые из толкователей говорят, что Бог наказал оных детей для того, чтобы тем наказать их родителей, которые не научали их должное иметь почтение к святым мужам (Феодорит. на 4 Царст.). Почему родителям всем имея пред глазами сей ужасный пример необходимо нужно поучать тщательно чад своих, чтобы они слугам Господним воздавали подобающую честь и уважение.

Подобные примеры можно видеть и в Новом Завете, Анания и жена его Сапфира согласились обмануть Апостолов: они, продав село свое, одну часть денег взятых за оное утаили у себя, а другую принесли к Апостолам. Но Петр обличил коварство Анании: и Анания услышав обличение Петрово, пад издше (Деян.5:5). То же самое произошло и с Сапфирою, которая будучи вопрошена Петром о цене взятой им за село, подобно своему мужу солгала пред ним, и была обличена им: почему так же, «паде абие пред ногама его, и издше» (Деян.5:10). Павел и Варнава просвещают спасительным учением Анфипата 11 Сергия Павла: а волхв Еллима оскорбляет оных, сопротивляясь им и ища отвратить Анфипата от веры. Павел, исполнившись ревности и Святого Духа, обличает его и поражает проклятием: «и ныне», говорит он ему, «се рука Господня на тя, и будеши слеп, не видя солнца до времене: внезапу же нападе нань мрак и тьма, и осязая искаше вожда» (Деян.13:11).

Но мы видим, скажете вы, толикое множество гонителей и тиранов, людей всезлобнейших, которые при всем том, что столь многочисленных святых мужей и жен презирали, мучили и умерщвляли, остались ненаказанными: видим, скажете, многих и поныне, которые хотя и почитают за ничто людей добродетельных, однако ж никакого не получают за то наказания. Так: но разве вы не верите, что будет другая жизнь, что будет всеобщий суд и воздаяние за дела, какие кто соделал? Разве не верите, говорю, что время настоящей жизни не есть время суда и мздовоздаяния, и что Иисус Христос придет паки на землю судить живых и мертвых? Неужели не знаете, что тогда всяк получит воздаяние за дела свои? Неужели не слышите Бога глаголющего: «хранится же нечистивый на день зол: нечестивии же в день зол погибнут» ? (Притч.16:9:4) Ежели же вы видите некоторых из оных наказуемых в сей временной жизни, то почитайте сие за смотрение Божие и благоутробие, смотрение для нас, дабы мы, видя нечестивых наказуемых, бегали подражания их нечестию; а благоутробие для оных, ибо временное наказание приносит им милость. «Посещу», сказал Господь, «жезлом беззакония их, и ранами неправды их: Милость же мою не разорю от них, ни преврежду во истине моей» (Пс.88:33–34). Не говорите убо, что многие презиравшие и оскорблявшие святых остались без наказания: все наказуются, иные временно, а другие вечно, якоже определяет всевышний и неиспытанный Божеский промысл.

Не только же наказует Бог в настоящей жизни презрителей добродетельных людей, но и благословляет тех, которые почитают и приемлют их услужно. Ясным того доказательством есть Лаван. Он услышав, что Иаков идет к нему, потек «во сретение ему и объем его лобза, и ввел его в дом свой» (Быт.29:13). Когда же Иаков вознамерился удалиться из дома Лаванова, тогда Лаван явно исповедал, что счастие, которым он в то время наслаждался, даровал ему Бог потому, что он принял Иакова в дом свой. «Благослови мя», сказал он, «Бог пришествием твоим» (Быт.30:27). Сие же самое читаем мы о доме Пентефриевом, когда введен был в него Иосиф. «И благослови Господь», говорит священная История, «дом Египтянина Иосифа ради: и бысть благословение Господне на всем имении его в дому и в селех его» (Быт.39:5). Блажен убо и счастлив тот, кто достодолжно почитает добродетельных людей и благоприятствует им.

Примеры, будучи безгласны, имеют глас сильнейший всякого слова. Однако же Бог научает нас почитать святых не токмо примерами, но и словами выразительнейшими и открывающими Божественный совет Его. «Иже вас приемлет», он говорит о них, «мене приемлет: и иже приемлет мене, приемлет пославшаго мя» (Мф.10:40). «Слушаяй вас, мене слушает: и отметаяйся вас, мене отметается: отметаяйся же мене, отметается пославшаго мя» (Лк.10:16). Что сие значит, как не то, что Бог святых угодников поставил себе равночестными, поставил их наместниками, и яко попечителями своими на земли, и следовательно дал им власть Божеской своей державы? Так поистине: мы видим, что все твари повинуются им и почитают их. Страшатся их дикие четвероногие: алчные львы не токмо не съедают в рове Даниила, но и не смеют прикоснуться к нему (Дан.14:32:40). Уважают их пресмыкающиеся: ядовитая ехидна прикасается руке Павловой, и не причиняет ему никакого вреда (Деян.28:5). Почитают их плавающие: ужасный кит поглощает Иону, и содержав его во чреве своем «три дня и три нощи», извергает потом живого «на сушу» (Ион.2:1:11). Повинуются им летающие: враны приносят Илии хлебы и мяса заутра, и хлебы и мяса к вечеру (3Цар.17:6). Повинуются стихии: пламень седмерицею разженной пещи не прикасается трем отрокам, посреди его стоящим, и не вредит им (Дан.3:50): воздух превращается Моисеем в осязаемую тьму, мрак и бурю, вода в кровь, персть земная в скнипы, пещный пепел рассеянный на воздух рукою его, в гнойные струпия, поразившие людей и четвероногих во всем Египте (Исх. 10:22:7:9:8:17:9:10). Покоряются слову их облака: «Аще будет», говорит Илия, «в лета сия роса и дождь, точию от уст словесе моего: не одожди по земли, лета три и месяц шесть» (3Цар.17:1; Иак.5:17). Внемлют повелению их солнце и луна, «да станет солнце», сказал Иисус Навин, «прямо Гаваону, и луна прямо дебри Елон: И ста солнце и луна в стоянии, дондeже отмсти Бог врагом их» (Нав.10:12–13).

Творящих волю Господню, почитают не одни творения вещественные и чувственные, но и невещественные и духовные. Демоны суть духи злые, отступившие от повиновения Богу и лишенные Царствия, суть завистники и зложелатели рода человеческого: но и они повинуются повелению Святых мужей. Сие утвердили пред лицем Господним седмьдесят Апостолов, сказав ему следующее: «Господи! и бесы повинуются нам о имени твоем» (Лк.10:17): сие засвидетельствовал делом дух оный пытлив, который, услышав повеление Павлово, тотчас вышел из отроковицы, одержимой им (Деян.16:18). Ангелы суть духи благие, суть невещественные Божии светила, светлости вторые по первой оной пресущественной светлости, служители преначального триипостасного Божества: однако ж и они служат тем людям, которые за веру и добродетель свою имеют наследовать небесное Царствие. Сие подтверждает Богоглаголивый Павел: «не вси ли суть», говорит он, «служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение?» (Евр.1:14) Посмотрите, какое почтение и послушание делает Ангел Иакову, когда он яко человек, и яко вид Божий, явившийся ему, боролся с ним. Ангел просит Иакова, чтобы он отпустил его: «пусти мя», говорит, «взыде бо заря» (Быт.32:26): Иаков ответствует ему: «не пущу тебе, аще не благословиши мене» . Ангел чтит лице Иакова, и послушав его «Благослови его тамо» (Быт.32:29).

Но почему добродетельным мужам толикая дается власть, толикая честь и благодать? Потому, что они, по причине правого и благого употребления воли своей, бывают образом имеющим еже по подобию Божию, и показывающим, каков был человек в начале когда создан, и каково было благородство естества его до падения: они по любви сущей в них, суть трубы, возвещающие как данный на Синае закон, так и открывшиеся во Иерусалиме Евангелие и величия Божии, посредством коих мы спасаемся: они по совершенству добродетели их бывают сосуды, вмещающие в себе великие Божии дарования, посредством коих видим мы и предувидение Божие в Пророчествах их, и Всемогущество Его в чудесах, ими содеянных, и прочие пресвятые начертания Божества в Святости чудесных их исправлений. Они по ревности своей суть военачальники, чрез которых Бог воинствует против греха, суть орудия, посредством коих он подкрепляет добродетель: Они имея в себе светлый свет добродетели, сияют яко светила, просвещают ум наш, и возбуждают к хвалению и славословию Бога: посему-то Бог дает им толикую власть и благодать: посему-то Он хочет, чтобы мы почитали их и благоговели к ним: Посему-то Он строго наказует тех, которые не почитают их. Вот преимущества добродетельных, преимущества великие: но есть и еще большие (Мк.12:30). Что Святые любят Бога всею душою, всем сердцем, всем умом и всею крепостию своею по заповеди Господней, сие не подлежит никакому сомнению: ибо без таковой любви не токмо никто не бывает свят, но еще всяк без нее есть ничто пред лицем Божиим: «Любве же не имам, ничтоже есмь» (1Кор.13:2). Пoелику же Богочеловек и сказал о любящих Его: «Аще кто любит мя, слово мое соблюдет: и Отец мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). Слышите, обитель, говорит, у него сотворим. Следовательно добродетельные люди суть жилище Божие. И так кто почитает их, тот почитает Бога, живущего в них: и кто напротив презирает их, тот напротив презирает Господа своего, в них обитающего. «Слушаяй вас, мене слушает: и отметаяйся вас, мене отметается: отметаяйся же мене, отметается пославшаго мя» (Лк.10:16).

* * *

11

Анфипатом назывался проконсул, то есть правящий должность консульскую, или наместник консульский.


Источник: Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва : Синодальная тип., 1854-. / Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle