Азбука веры » Православная библиотека » архиепископ Никифор (Феотокис)

архиепископ Никифор (Феотокис)

Литургика

Послания

Священное Писание Нового Завета

Слова и речи

архиепископ Никифор (Феотокис)

архиепископ Никифор (Феотокис) (1731–1800)

Никифор (в мире Николай) Феотоки, архиепископ славянский и астраханский. Он происходил из старинной греческой фамилии Феотокиев, родоначальником которой был некий Георгий Феотоки, переселившийся, по взятии Константинополя турками, из Византии на остров Корфу. Отца его звали Стефаном, мать Анастасиею.

Родился Никифор Феотоки 15 февр. 1731 года; первоначальное образование получил под руководством местного учителя иером. Иеремии Кавадии, содержавшего частную школу на Корфу; здесь он приобрел начальные познания.

На пятнадцатом году жизни был посвящен в звание церковного чтеца и пробыл в этой должности около полугода; затем он отправился в Италию для продолжения образования и поступил в греческую гимназию в Патавии, устроенную греческой купеческой колонией для греческого юношества. Там он учился грамматике, риторике, пиитике, логике, философии, богословию, математике и физике, а также искусству красноречия. Отсюда Никифор поступил в Болонскую академию, где завершил образование математическое, богословское и философское. Наконец, в 1748 г., с обширным запасом научных познаний, он вернулся на родину и решил посвятить себя служению церкви.

Постриженный в монашество, Никифор был произведен сначала во иеродиакона, а потом в июле 1754 г. — в иеромонаха. В этом сане Никифор более, чем приходской службе, отдавал свои силы обучению бедного юношества. Мало-помалу ему удалось в средине 1758 г. устроить свою собственную школу, где преподавалась греческая и итальянская литература, грамматика, география, риторика, физика, математика, философия; такой школы до тех пор не было на Корфу. Деятельность Никифора приобрела ему огромную популярность, которая еще более увеличилась, когда он выступил в роли проповедника, заняв место настоятеля церкви Иоанна Предтечи.

В 1765 г. Никифор переселился в Константинополь. Что побудило его к этому — влечение послужить греческому народу на более широком поприще, или приглашение Константинопольского патриарха, — неизвестно. Патр. Самуил II назначил его проповедником Великой церкви. Однако, в Константинополе Никифор не утвердился и он скоро уехал сначала в Лейпциг, где издал свою «Физику», а потом, после некоторого пребывания вновь в Константинополе, в начале 1768 г. уехал в Яссы, по приглашению молдавского господаря Григория Гики.

Пробыв в Яссах около года, Никифор отправился опять в Лейпциг для издания своих трудов, где и оставался с 1769 г. до конца 1773 г., занимаясь учеными работами. Оставив Лейпциг, Никифор отправился путешествовать по городам Европы, а затем возвратился в Яссы и занял должность схолария местной школы. Около 1776 г. Никифор переселился в Россию по приглашению своего соотечественника, архиеп. славянского Евгения Булгариса. Прибыв в Полтаву, Никифор занялся усердно изучением русского языка и через год владел им довольно свободно. В лице Феотоки Евгений готовил себе преемника. Поэтому он постарался возможно лучше ознакомить его с епархией. Никифор назначен был членом консистории, потом инспектором шкод славянской епархии; с течением времени он сделался правой рукой Евгения. Уходя на покой в 1779 г, Евгений рекомендовал на свое место Никифора. 6-го авг.

1779 г. Никифор и был посвящен в архиепископа славянского. По прибытии в свою епархию новый архиепископ прежде всего постарался устроить семинарию в Полтаве, преобразовав для этого бывшую там начальную школу. В 1786 г. семинария была уже в полном составе. Затем Ник. усиленно заботился об обращении в православие раскольников, которых было много в слав. епархии. В конце 1786 г. из Полтавы Никифор был перемещен на астраханскую кафедру. И в Астрахани Никифор прежде всего обратил внимание на школу, которую поднял до уровня семинарии, а потом на борьбу с раскольниками и на обращение в православие местных татар. Та и другая деятельность его была успешна. Прослужив шесть лет на астрах. кафедре, Никифор, по слабости сил, просил в 1792 г. увольнения на покой. Просьба его была удовлетворена и ему предоставлен был в управление московский Данилов монастырь, где он оставался до кончины, последовавшей 31 мая 1800 г.

Никифор Феотоки известен, главным образом, как писатель, при чем его писательская деятельность почти всецело относится к родной стране. Биографы называют его замечательным математиком, глубокомысленным богословом, «славой Греции». Ему принадлежит упомянутая «Физика», изданная в Лейпциге на греческом языке в 1766–1767 г.г. в двух томах и сделавшаяся учебным руководством во всех греческих гимназиях. В последние годы жизни в Даниловом монастыре он издан на греч. яз. «Начальные основания чистой математики» (в трех томах, Москва 1798–1800 г.г.).

В Даниловом же монастыре Никифор написал трактаты, упоминаемые его греческим биографом Завирой: «Περὶ ἠλεκτριχῆς δονάμεως», «Περὶ μετεώρου φυσιχῆς», «Μεταφυσικὴ κατά τό σύστημα τῶν νεωτέρων». Из богословских трудов Никифора известны сочинения по толкованию св. Писания: 1) «Кириодромион» или толкование воскресных евангелий, с нравоучительными беседами; издано на греч. яз. в Москве в 1796 г., а в рус. переводе там же в 1805 г. 2) Толкование воскресных апостолов, изд. на греч. яз. в 1800 г. в Москве, на русском славянской печатью в 1819 г. и гражданской — в 1820 г. 3) «Свод» или «Цепь отцов» (толкователей) на 8 первых книг св. писания и на книги царств, издан. на греч. яз. в Лейпциге в 1772–1773 г.г., в 2-х томах; на рус. яз. нет. «Цепь» была найдена Никифором в библиотеке Гики и он издал ее, дополнив многими своими примечаниями. В Лейпциге в 1766 г. изданы на греч. яз. проповеди Никифора на четыредесятницу (второе издание их последовало в 1859 г. по приказанию иерусалимского патриарха Кирилла II). Напечатана речь его Императрице при посвящении во епископа (СПБ. 1779 г.); четыре слова к монахине, в день пострижения, написанные на греческом языке, на русском языке изданы в 1809 г. в Москве.

Несколько мелких трактатов Никифора помещены в изданной в 1890 г. в Афинах брошюре И. Сакеллиона: Τοῦ μακαρίου Νικηφόρου τοῦ θεοτόκη πονήματα ἱερὰ ἀνέκδοτα. На юге России Никифору приходилось иметь дело с раскольниками и против них он написал несколько сочинений. По вступлении на славянскую кафедру он обратился к елизаветградским раскольникам с «Окружным посланием», в ответ на которое бахмутские раскольники прислали ему известную соловецкую челобитную. Никифор сочинил на нее подробные «Ответы» (написаны, по предположению Стурдзы, на греческом языке и переведены на рус.), с резкими обличениями раскольников.

Затем в Астрахани два старообрядческих монаха подали ему 15 вопросов, на которые он тоже ответил. На русском языке «Ответы» Никифора были напечатаны в 1801 г., а потом имели несколько изданий. Никифору же принадлежать несколько грамот к раскольникам, напечатнных у Скальковского в Очерках Новоросс. края, в «Астрах. Губ. Вед.» 1845 г. № 8. До приезда в Россию Никифор направлял свой полемический талант против католиков. К этому времени относится его сочинение: «О насилии католиков и о том, кто суть схизматики и униаты», изд. в Галле в 1775 г. на греч. яз. Свои филологические познания приложил Никифор в изданиях «Пустынножительных правил» Исаака Сирина на греческом языке в Лейпциге 1771 г.; в переводе с латинского на греч. сочинения Самуила Раввина против иудеев, Лейпциг 1769 г.; в переводе с француз. на греч. книги Клемана под назв.: «Доказательство важности книг Ветхого и Нового Завета против Вольтера», Вена 1794 г.

Б. Т—в

Источник: Русский биографический словарь. А. А. Половцов

 

Требуется программист