священноисповедник Никодим (Милаш)

Правило 2 Третьего Вселенского Собора, Ефесского

Аще же которые епархиальные епископы не присутствовали на святом соборе, и в отступлении прияли, или покусятся прияти участие: или, подписав извержение Нестория, перешли к отступническому сонмищу: таковым, по изволению святаго собора, совершенно быти чуждым священства, и низверженным с своея степени.

В первом правиле речь шла о митрополитах, отпавших от православного собора, а в этом речь идет об епископах, подчиненных митрополиту и также отпавших. Эти подчиненные тому или другому митрополиту епископы, означены в оригинальном тексте этого правила словами – 'επαρχιώται ᾿επίσκοποι720, а в латинском переводе – provinciales episcopi721. Епархией ('επαρχία, provincia), как мы видели, называется отдельная церковная область, подчиненная митрополиту. Так, Макарий анкирский говорит: «Епархию составляет вся та область, которая находится в границах митрополии, напр. ираклийскую митрополию составляет вся Фракия, анкирскую вся Галатии, фессалийскую вся Фессалия и т.д.; членами епархиального собора являются епископы, принадлежащие к этой епархии и подчиненные митрополиту епархии»722. Поэтому митрополит называется τής ᾿επαρχίας άρχών, глава епархии (provinciae praeses): «Епископ должен заботиться о тех, кто вверен его попечению, если же нерадит, пусть будет заявлено об этом главе епархии – διδασκέτω τόν τής ᾿επαρχίας άρχοντα"723. Епископы же, находящиеся в ведении митрополичьей области, называются в 6 правиле II вселенского собора τής ᾿επαρχίας ᾿επίσκοποι, епархиальными епископами (provinciae episcopi)724. Ἐπαρχιώται называются отдельные епископы, составляющие одну митрополичью область в 20 правиле антиохийского собора, точно так же, как и в данном правиле725. При желании точно обозначить на нашем языке έπαρχιώται, мы должны были бы назвать их главами епископской области, точно так же, как митрополит должен был бы называться главою митрополичьей (или епархиальной) области, а патриарх главою патриаршей (или диэцезальной) области. На нашем языке ошибочно употребляются название диэцеза или епархии для обозначения этим именем епископской области, т.е. области, подчиненной простому епископу. Такие названия стали обычными у всех славян, но, тем не менее, их нельзя назвать правильными. – Ошибочно и то, что епископы, подчиненные митрополиту, называются и у нас726 заимствованным нами иностранным словом суффраганов (suffraganeus). Суффраганом называется всякий клирик, обязанный помогать (suffragari) своему старейшине727. В общем смысле суффраган означает викария, коадъютора, или – как некогда у римлян – их episcopos in partibus infidelium. Если на западе после декрета Грациана название суффраганов присвоено епископам, подвластным митрополиту728, – то может ли это служить примером для нас, называющих своих епископов суффраганами митрополита и прилагающих ничем неоправданное установление к нашему иерархическому устройству, когда, помимо того, что это в каноническом римском праве противоречит духу вселенской, кафолической церкви, мы знаем, что отношения между митрополитом и епископом у них не могут даже в малом сравниться с теми отношениями, которые существуют между таковыми у нас на основании древней церковной практики?

Ефесский собор упоминает, следовательно, в данном правиле έπαρχιώται после митрополита, и, лишая их священства, провозглашает их изверженными, если они окажутся отступниками от православного собора, не взирая на то, было ли; это их отступничество по времени прежде или после осуждения Нестория. Различие в осуждении данного правила и первого то, что здесь осуждаются не только те, которые с самого начала перешли на сторону еретиков, но и те, которые, подписав однажды определение собора против Нестория, впоследствии отступили от собора и присоединились к сборищу Иоанна.

* * *

720

Аф. Синт., II, 195.

721

Beveregii, Σ. sive Pandectae, I, 100. Cp. Pitra, упом. изд., I, 516.

722

Contra Barlaamum et Acyndynum. Cap. XIX, – Cp. Suiceri, Thesaurus eccl. gr. t. I, col. 1159.

723

Debet episcopus eorum curam gerere, qui sunt in custodiä et siqnidem eos negligi viderit, praesidem provinciae de hoc moneat. Collect. const. eccl. ex. lib. I. Cod. Justin. in Paratit, tit. III.

724

Аф. Синт., II, 180.

725

Аф. Синт., III, 162.

726

Т. е. в пределах Австро-Угрии. Ред.

727

У Алкуина (Oper. p. 1160) читаем: Suffraganeus est nomen mediae significationis; ideo nescimus, quale fixum ei apponere debeamus, aut presbyterorum, aut abbatum, ant diaconorum, aut caeterorum graduum inferiorum, si forte episcoporum nomen, qui aliquando vestrae (пишет императору) civitati subjecti erant, addere debemus.

728

Causa III, qu. 6. Causa IX, qu. 3.



Источник: Издательство «Отчий дом» Москва 2001 г.

Вам может быть интересно:

1. Правила Поместных Соборов с толкованиями священноисповедник Никодим (Милаш)

2. Правила первых четырех Вселенских Соборов архиепископ Петр (Л’Юилье)

3. Вселенские Соборы – III Вселенский собор 431 г. профессор Антон Владимирович Карташёв

4. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния архимандрит Амвросий (Погодин)

5. История Вселенских соборов. Часть I. Вселенские соборы IV и V веков – IV. Константинопольский второй вселенский собор. профессор Алексей Петрович Лебедев

6. Соборное послание святитель Софроний, патриарх Иерусалимский

7. Деяния Вселенских Соборов протоиерей Валентин Асмус

8. Семь Вселенских Соборов архиепископ Аверкий (Таушев)

9. Что такое Вселенский собор? протоиерей Иоанн Мейендорф

10. Беседа к глаголемому старообрядцу о Стоглавном соборе и о истинном согласии с Православной Церковью святитель Филарет Московский (Дроздов)

Комментарии для сайта Cackle