священноисповедник Никодим (Милаш)

Правило 4 Третьего Вселенского Собора, Ефесского

Аще которые из клира отступят, и дерзнуть особо, или всенародно держатися Несториева, или Келестиева мудрствования: праведным признал святый собор изверженным быти и сим из священнаго чина.

Как в первых двух правилах осуждаются неправославно мыслящие митрополиты и епископы, так точно в данном правиле ефесский собор осуждает клириков, державшихся еретического учения; при этом правило предписывает тотчас же извергать таковых, как только станет известным, «что они придерживаются этого учения, как говорит Зонара, частным образом и только для самих себя или проповедуют его всенародно и учать ему других»730.

Текст данного правила у нас совершенно отличается от того же текста в сборнике Иоанна Схоластика, а также в сборнике Аристина и славянской Кормчей, так, что получается совершенно иной смысл правила. У Схоластика нет слов ή τά Κελεστίου. так что этим правилом не осуждаются клирики, следующие пелагианству731. У Аристина осуждаются те клирики, которые, кроме Нестория, единомышленники c ЦелестиномΕί τινες τών κληρικών Κελεστίνψ... συμφρονήσαιεν 732. В Кормчей же это правило гласит: «Аще котории причетницы Келестиновы и Несториевы ереси повеления мудрствуют, да извергутся»733. Относительно того, что во всех этих сборниках данное правило изложено ошибочно, пусть послужит доказательством этого то, что уже было сказано нами по этому поводу в толковании 1 правила этого собора. А что наш текст данного правила совершенно точен и что пелагиане действительно были осуждены на этом соборе, а святитель Целестин римский ошибочно назван еретиком, об этом, кроме всего уже сказанного нами, свидетельствует, между прочим, еще одно послание Григория I, направленное против пелагиан, где он говорит: «Разбирая акты ефесского собора, мы не нашли ни слова ни об Адельфии, ни о Савве, ни о тех, ни о других, относительно которых известно, что они были осуждены этим собором, но предполагаем, что как были попорчены акты халкидонского собора, так точно случилось, по всей вероятности, и с актами ефесского собора»734. Это и является, как нам кажется, единственной причиной ошибочности текста у Иоанна Схоластика, у Аристина и в славянской Кормчей.

* * *

730

Аф. Синт., II, 197.

731

Voelli et Justelli, Bibliotheca, II, 570.

732

Аф. Синт., II, 197.

733

Упом. изд., I, 90.

734

Gregor. Magn. lib. V. Ep. XV, [Migne, s. l., t. 77, col. 735, 736). Cp. lib. VI, Ep. XXXI [Там же, col. 822, 823]. – В замечаниях на это правило Беверегий говорит: Leo Allatius de Occidentalis et Orientalis Ecclesiae perpetua consensione, lib. I, cap. 21, scholium ex Nicolao Hydruntino in principio Codicis graeci manuscripti Barberini descriptum num 78 citat., in quo haec ipsa canonis hujus epitome recitatur; verba dignissima sunt, quae hic apponantur: “Scholium Nicolai Hydruntini de Celestino et Celestio, papis romanis; qui invenit in fine quarti canonis sanctae Ephesinae Synodi, clerici qui Celestino sive Nestorio consentiunt, deponendi sunt, hic ne legat Celestino cum n. sed Celestio sine n. namque Celestinus sanctus erat et orthodoxus papa Romaë Celestius autem haereticus, et sic quidem Constantinopoli inveni, in libro Theodori Balsamonis patriarchae Antiocheni. Ille enim in sua nomocanonis expositione dicit: Tu vero inveniens in aliquibus codicibus errorem scripturae de Celestino (pro Celestio enim Celestini meminit) ne attenderis iis quae sic scripta sunt. Celestinus enim papa Romanus erat ortbodoxus, ut superius dictum est; Celestius autem idem quod Nestorius sentiens, sive haereticus”. Hic observes velim, praesentem canonis epitomen hic laudari, idque sine ulla fere varietate, ut in nostris enimcodicibus legitur... Ubi autem Celestium aeque ac Celestinum papam Romanum vocat, egregie fallitur. Celestinus enim papa Romanus fuit sed non item Celestius. Hoc autem scriptori alicui, potius quam ipsi Nicolao ascribendum videtur. Σ. sive Pandectae, II, Annot., p. 106.



Источник: Издательство «Отчий дом» Москва 2001 г.

Вам может быть интересно:

1. Правила Поместных Соборов с толкованиями священноисповедник Никодим (Милаш)

2. Правила первых четырех Вселенских Соборов архиепископ Петр (Л’Юилье)

3. Вселенские Соборы – III Вселенский собор 431 г. профессор Антон Владимирович Карташёв

4. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния архимандрит Амвросий (Погодин)

5. Деяния Вселенских Соборов протоиерей Валентин Асмус

6. История Вселенских соборов. Часть I. Вселенские соборы IV и V веков – IV. Константинопольский второй вселенский собор. профессор Алексей Петрович Лебедев

7. Семь Вселенских Соборов архиепископ Аверкий (Таушев)

8. Соборное послание святитель Софроний, патриарх Иерусалимский

9. Что такое Вселенский собор? протоиерей Иоанн Мейендорф

10. Догмат Халкидонского Собора и его истолкование в религиозной философии Вл. С. Соловьева и его школы протопресвитер Михаил Помазанский

Комментарии для сайта Cackle