священноисповедник Никодим (Милаш)

Правило 101 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора

Человека, созданнаго по образу Божию, божественный апостол велегласно нарицает телом Христовым и храмом. Выше убо всякия чувственныя твари быв поставлен, спасительными страданиями небеснаго достоинства сподобившийся, и ядущий и пиющий Христа, непрестанно преобразуется к вечной жизни, и душу и тело освящая причащением Божественныя благодати. Посему, аще кто хощет, во время литургии, причаститися пречистаго тела, и едино с ним чрез причастие быти: руки да слагает во образ креста, и тако да приступает, и да приемлет общение благодати. Ибо из злата, или инаго вещества, вместо рук, некие вместилища устрояющих для приятия Божественнаго дара, и посредством оных пречистаго общения сподобляющихся, отнюдь не одобряем, яко предпочитающих Божию образу вещество бездушное и подчиненное рукам человеческим. Аще же кто усмотрен будет пресвятое причащение преподающий приносящим таковыя вместилища: да будет отлучен и сей, и приносящий оныя.

«В те времена, – говорит Вальсамон в толковании настоящего правила, – некоторые богатые люди, из презрения, как кажется, к беднейшим, приготовляя из золота или из какого-нибудь другого вещества вместилища (δοχεία), под видом благоговения и страха Божия, пользовались ими, как бы руками, и принимали в них во время св. приобщения пречистое тело Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. В начале, может быть, это и было придумано некоторыми из благоговения, так как могли думать, что рука, касающаяся некоторых неприличных и недостойных предметов, недостойна для принятия Господнего тела. Но, с течением времени, это благоговение обратилось в душевную пагубу, поелику делавшие это искали предпочтения пред беднейшими, и иначе как-нибудь тщеславились. Итак, поелику отцам показалось, что в этом лежит причина многих соблазнов», они и издали настоящее правило. «Думаю, – говорит далее Вальсамон, – что настоящим правилом обличаются те, которые во время св. причащения выставляют достоинства и роды и ищут предпочтения». Касательно же того, что мирянам во времена Вальсамона (следовательно, в XII веке), как и ныне, давалось священниками причастие прямо в уста, а не так, как говорится в настоящем правиле, Вальсамон замечает, что это делается не потому, что миряне недостойны, а потому, что так передала истинная вера, страх Божий и настоящее благоговение1315.

* * *

1315

Аф. Синт., II, 548. Ср. архим. Иоанна толкование этого правила (упом. соч., II, 502–504).



Источник: Издательство «Отчий дом» Москва 2001 г.

Вам может быть интересно:

1. Правила Поместных Соборов с толкованиями священноисповедник Никодим (Милаш)

2. Правила первых четырех Вселенских Соборов архиепископ Петр (Л’Юилье)

3. История Вселенских соборов. Часть II. Вселенские соборы VI, VII, VIII веков – Монофелитство и VI Вселенский собор профессор Алексей Петрович Лебедев

4. Деяния Вселенских Соборов протоиерей Валентин Асмус

5. Семь Вселенских Соборов архиепископ Аверкий (Таушев)

6. Лекции по истории Древней Церкви – Царствование Юстиниана и Пятый Вселенский собор профессор Александр Иванович Бриллиантов

7. Вселенские Соборы – VII Вселенский собор 787 г. профессор Антон Владимирович Карташёв

8. Послание из Никеи к епископам, не присутствовавшим на соборе равноапостольный Константин Великий

9. Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов. Правила святого Василия Великого – Святаго Василия Великаго, из 29 главы того же сочинения святитель Василий Великий

10. Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Каноническое послание святаго Григория Нисскаго к Литоию епископу Мелитинскому 372–394 гг. святитель Григорий Нисский

Комментарии для сайта Cackle