священноисповедник Никодим (Милаш)

Правило 102 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора

Приявшие от Бога власть решити и вязати, должны разсматривати качество греха, и готовность согрешившаго ко обращению, и тако употребляти приличное недугу врачевание, дабы, не соблюдая меры в том и в другом, не утратити спасения недугующаго. Ибо не одинаков есть недуг греха, но различен и многообразен, и производит многия отрасли вреда, из которых зло обильно разливается, и далее распространяется, доколе не будет остановлено силою врачующаго. Посему духовное врачебное искусство являющему подобает во первых разсматривати расположение согрешившаго, и наблюдати, к здравию ли он направляется, или напротив, собственными нравами, привлекает к себе болезнь, и како между тем учреждает свое поведение; и аще врачу не сопротивляется, и душевную рану чрез приложение предписанных врачевств заживляет: в таковом случае по достоинству возмеривати ему милосердие. Ибо у Бога и у приявшаго пастырское водительство, все попечение о том, дабы овцу заблудшую возвратити, и уязвленную змием уврачевати. Не должно ниже гнати по стремнинам отчаяния, ниже опускати бразды к разслаблению жизни и к небрежению; но должно непременно, которым либо образом, или посредством суровых и вяжущих, или посредством более мягких и легких врачебных средств, противодействовати недугу, и к заживлению раны подвизатися: и плоды покаяния испытывати, и мудро управляти человеком, призываемым к горнему просвещению. Подобает убо нам и то и другое ведати, и приличное ревности кающагося, и требуемое обычаем: для неприемлющих же совершенства покаяния, следовати преданному образу, якоже священный Василий поучает нас.

(I Всел. 12; Анкир. 2, 5, 7; Афанасия Вел. послание к Руфиниану; Василия Вел. 2, 3, 74, 75, 84, 85; Григория Нисск. 4, 5, 7, 8).

Правило это определяет, как надлежит поступать и на что следует обращать внимание при наложении наказания погрешающим против канонических церковных предписаний. В частности же, настоящее правило дает указания церковным судьям, что они должны обращать больше внимание на то, каким наказаниям надлежит подвергать за различные преступления, равно и как надлежит поступать с искренно раскаявшимися в своем преступлении, а как – с упорными, причем судьям ставится на вид цель церковных наказаний, а именно, вернуть грешника на путь истины и сделать добрым1316. По словам Зонары и Вальсамона в толкованиях настоящего правила1317, трулльские отцы имеют здесь в виду епископов, которым они предоставляют полную власть, дабы они могли, по своему усмотрению и по своей совести, наказывать и миловать всякого, кто того или другого окажется достойным. Об этой власти епископа мы уже говорили в толковании 12-го правила I Всел. Собора.

* * *

1316

См. сказанное об этом выше на стр. 59 и сл. и стр. 217.

1317

Аф. Синт., II, 550.



Источник: Издательство «Отчий дом» Москва 2001 г.

Вам может быть интересно:

1. Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями – Правило 101 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора священноисповедник Никодим (Милаш)

2. Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов. Правила святого Василия Великого – Второе каноническое послание святаго отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийския, к Амфилохию епископу Иконийскому святитель Василий Великий

3. Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Каноническое послание святаго Григория Нисскаго к Литоию епископу Мелитинскому 372–394 гг. святитель Григорий Нисский

4. Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Правила святаго Петра Александрийскаго 304 г. священномученик Петр Александрийский

5. Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Каноническое послание святаго Дионисия Александрийскаго священномученик Дионисий Александрийский

6. Алфавитная Синтагма Матфей Властарь

7. Православно-догматическое Богословие. Том 2 – IV. О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ митрополит Макарий (Булгаков)

8. Курс церковного права протоиерей Владислав Цыпин

9. Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Каноническое послание святаго Григория Неокесарийскаго 262 г. святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

10. Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Послание Тарасия Константинопольского святитель Тарасий, патриарх Константинопольский

Комментарии для сайта Cackle