священноисповедник Никодим (Милаш)

Правило 84 Святых Апостолов

Аще кто досадит царю, или князю, не по правде: да понесет наказание. И аще таковый будет из клира, да будет извержен от священного чина; аще же мирянин, да будет отлучен от общения церковного.

(Ап. 55, 56).

В 55-м и 56-м Ап. правилах говорится об оскорблении, наносимом духовным лицам со стороны подчиненных им членов клира, и назначаются за это соответствующие наказания; в настоящем же 84-м правиле назначается отлучение мирянину и извержение из духовного сана клирику, оскорбившему (ύβρίσοι) царя (βασιλέα), или же народного старейшину (άρχοντα). Под словом «оскорбить» (ύβρίζειν), соответственно греческому значению слова, следует разуметь дурные слова, брань и т.п., но не оскорбление, нанесенное действием или чем-либо другим. Объясняя так это правило, архимандрит Иоанн говорит, что содержание этого правила отвечает тем высоким наставлениям о покорности и уважении государственной власти, какие вообще давали Апостолы в своих посланиях. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти, противится Божию установлению» – пишет ап. Павел Римлянам (Рим.13:1–2). Он же умоляет Тимофея «прошу совершать молитвы, моления, прошения, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» (1Тим. 2:1–2). Апостол Петр в своем первом послании говорит: «царя чтите» (1Пет.2:17). За оскорбление царского величества и вообще законной власти данное правило предписывает такие же тяжелые наказания, как и за самые большие церковные преступления. Поэтому покорность и уважение по отношению к царской власти и к другим законным начальникам церковь всегда считала священнейшей обязанностью своих членов. Следует при этом заметить, что как послания Апостолов, так и это Апостольское правило говорят о царях своего времени, бывших не только язычниками, но даже гонителями христиан. Таким образом, если власть и величество таких царей были святы для христиан, и церковные правила своими строгими предписаниями имели в виду охранять эту власть и величество от всяких оскорблений, то какова же должна быть покорность и уважение по отношению к христианским царям, которые суть сыны и главные охранители христианской церкви?333

* * *

333

Упом. соч., I, 234–235.



Источник: Издательство «Отчий дом» Москва 2001 г.

Вам может быть интересно:

1. Правила Поместных Соборов с толкованиями священноисповедник Никодим (Милаш)

2. Правила первых четырех Вселенских Соборов архиепископ Петр (Л’Юилье)

3. Послания к коринфянам Климент Римский, священномученик

4. Семь Вселенских Соборов архиепископ Аверкий (Таушев)

5. Толкование на первое послание к Коринфянам – Четвертое отделение. Как относиться к идоложертвованному (1Кор.8:1–11:1) святитель Феофан Затворник

6. Беседы на первое послание к Коринфянам – Беседа 3 святитель Иоанн Златоуст

7. Апостольское Предание священномученик Ипполит Римский

8. Послание из Никеи к епископам, не присутствовавшим на соборе равноапостольный Константин Великий

9. Вселенские Соборы – II Вселенский собор в Константинополе 381 г профессор Антон Владимирович Карташёв

10. Доказательство апостольской проповеди cвященномученик Ириней Лионский

Комментарии для сайта Cackle