Глава 14. 1809
1. Больной у возлюбленных своих колливадов
Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало854.
Апостол Павел
Закончив «Исповедание веры», исполнив тем самым последний долг по отношению к христианам, для которых он стал отцом и учителем, преподобный Никодим ощутил нужду в упокоении от трудов своих.
Светило устало с великой силой и сиянием обходить просторы духовного мира и освещать тихим светом своим Церковь Христову и возлюбленных братьев во Христе. Вместе с Апостолом преподобный Никодим говорил: «Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас»855. И он предпочел, как Павел, жить для назидания православных народов. Но все в жизни имеет свои пределы. И почтенный учитель уже приблизился к пределу деятельности и жизни. Подвижник больше не мог обслуживать себя сам. Сила духа пребывала непоколебимой, но немощь тела, пришедшая как следствие постоянного принуждения естества, не позволяла ему провести остаток жизни на «моченых бобах и воде с медом».
23 апреля 1809 года – последнего года его земного странствия – он пришел в келлию любезных ему Скуртеев, чтобы отпраздновать с ними память святого великомученика Георгия, во имя которого освящен храм келлии. После праздника святой пустынник отправился в Капсалу, в свою каливу и там почувствовал ухудшение здоровья. Он пошел к «своему собрату», иеромонаху Евфимию, тоже сильно постаревшему, чтобы по смиренному обыкновению истинных иноков принять от него совет. Мудрый собирался советоваться с простецом, святой учитель со смиренным учеником. Вот что такое смирение!
«И поскольку мы все трое уже состарились, – пишет Евфимий, – и не могли ему послужить, то мы рассудили, что хорошо ему будет пойти в киновию на остров Скиатос (ее, заметим, создал колливад Нифонт, которого в юности своей встретил на Наксосе святой. – Примеч. м. Ф.), и сам он решил идти». Затем он отправился к братьям Скуртеям, чтобы возвестить им свое решение, но они ему воспрепятствовали, задержав в своей келлии, дабы за ним ухаживать. Он остался там и «тем временем тяжко заболел и очень сильно оглох». Так, прикованный к постели, пролежал он двадцать дней, благодарно принимая почтительный уход своих духовных чад. «По прошествии же двадцати дней он поправился и, завершая Степенны, прославил Бога, говоря: «Возьми меня, Боже мой, ибо этот мир мне в тягость»»856. Степенны, о которых сообщает Евфимий, учитель закончил задолго до этого, но кажется, что тогда он переработал их в последний раз – после одобрения их патриархом Григорием и писем своих друзей.
«А пятого июля он захотел прогуляться до Кутлумушского монастыря и, придя туда, был принят отцами с радостью. А после вечерни дали ему мула для подъема в келлию, чтобы он не изнемог». По худости скотины, негодной для подъема, из-за того, что дорога от обители до Скуртеев была труднопроходима, а также по причине развивавшейся болезни, которая безвозвратно повредила его здоровье, прежде же всего – по воле Господа, призывавшего того, кто много потрудился в таинственном вертограде Церкви, «отнялась его правая рука, а на другой день отнялся у него язык, и только смачивая его водой он говорил, и вскоре язык снова отнимался»857.
Обеспокоенные братья Скуртеи позвали врача, близкого друга преподобного Никодима. Осмотрев больного, тот сказал: «Что я могу сделать, отцы мои? Меня привели сюда мои грехи, чтобы я увидел смерть моего друга»858. Преподобный Никодим узнал, что час его «отрешения настал», и пребывал в мистическом созерцании города, которого художник и строитель Бог859. Насколько это зависело от него, он не хотел препятствовать смерти, которая стала бы для него мостом к Небу, чтобы он мог увидеть, «разрешившимся зерцалом»860, лицем к лицу861 Возлюбленного, Господа нашего Иисуса Христа, – Того, Кого он столь пламенно любил всю свою чистую и святую жизнь. Но люди, рассуждая по-человечески, заботились, чтобы сохранить подольше жизнь учителя для своего утешения, – а он желал разрешиться и быть со Христом. Они позвали двух других врачей для консилиума, но «и они не оставили нам надежды», – пишет Евфимий. И так, колеблясь между жизнью и смертью, смертью и жизнью, как бы между Небом и землей, преподобный достиг 13 июля.
Наступали знаменательнейшие моменты человеческой жизни, моменты, когда мы должны приклонить колени пред Богом, молясь за ту душу, которая, исходя из тела, или уносится к вечному Свету, или ввергается в нескончаемую тьму. Вероятно, именно об этих моментах сказал некий мудрец862: «Есть одна только печаль на свете – что мы не святые». И действительно, это – единственный идеал, достойный высокого и вечного нашего предназначения. И те, кто имеют безупречную совесть и потому узрели духовными очами возлюбленного ими Христа, радуются извещению их спасения по благодати, радуются и тому, что узрят Господа «истее в невечернем дни Царствия»863 Его, несмотря на смиренное их рыдание. А другие? Увы и горе! Вот почему память смертная, по Сираху, хранит человека от греха864. Вот почему всю свою святую жизнь преподобный Никодим имел спутниками радостотворный плач и память смертную, смешанную с радостью общения со своим Господом. Он был неуклонно устремлен к загробной жизни, к вечности. Но что такое вечность?
Недавно мы прочитали, что в Свитьод, близ Скандинавии, возвышается утес в сто миль высотой и в сто миль шириной. Каждую тысячу лет прилетает маленькая птичка и вонзает в него свой клюв. Когда утес будет весь сокрушен птицей, пройдет один день вечности. Вот вечность! Но мы видим всю ложность этого силлогизма: что это будет за день? Вечность не перестанет быть таковой, если уменьшится не только на один, но на тысячу утесов. Как не уменьшается пространство, так не убывает и время, ибо, как говорит Эйнштейн, они непротяженны. Ужасает бездна вечности, в которую устремляются несчастные люди, будь то добрые, будь то злые...
2. «Христа принял я в себя»
Честна пред Господем смерть преподобных Его865.
Псалом Давидов
Предчувствуя свою кончину, преподобный Никодим исповедовался за всю жизнь, соборовался и причастился Пречистых Таин, он имел обыкновение во время своей болезни причащаться ежедневно. Преподобный тяготился тем, что по немощи не может удерживать умом молитву. Он говорил собравшимся вокруг него братьям: «Простите меня, отцы мои. Изнемог мой ум и не может творить молитву («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». – Примеч. м. Ф.), и поэтому я говорю ее вслух»866. Молитва эта была неразлучным спутником всей его жизни, по заповеди Апостола: «Непрестанно молитесь»867 и призыву Григория Богослова: «Поминай Бога чаще, чем дышишь».
Он всегда даже в самом малом был благодарным. И в последние мгновения жизни проявляется благородство его святой души. Непрерывно благодаря братьев Скуртеев за то, что они пекутся о нем, он говорил: «Святой Богда восполнит труд любви вашей, за то, что вы делаете мне, грешному». Ведь и в последние мгновения человеческой жизни диавол борется, чтобы восхитить венец доблестного подвижника, хотя бы одним гордым помыслом, как пишет об этом и сам учитель – преподобный Никодим в прологе к «Невидимой брани».
Ожидая, что он вкупе уснет и почиет868, преподобный попросил принести святые мощи своих сподвижников и друзей, святых отцов Макария Нотары, колливада, и Парфения, старца Скуртеев. «Заключив мощи в свои объятия, он целовал их, проливая слезы и говоря: «Зачем вы, святые Отцы, оставили меня сиротой? Вы отошли в иной мир и вкушаете покой ради добродетелей, которые вы стяжали на земле, и уже наслаждаетесь славой Господа нашего, а я страдаю от грехов моих. Посему прошу вас, Отцы мои, молите Господа нашего, да помилует и меня и да удостоит меня быть там же, где и вы»», – пишет Евфимий869.
Всякий решил бы, что говорящий это – великий грешник, взыскующий милости в час страха и отчаяния из-за своих преступлений. Между тем, так говорил великий Никодим, который жил, как ангел, подвизался, как герой, и умирал, как грешник. Все Отцы Церкви умирали, сознавая себя великими грешниками, и последнее их дыхание было воплем о помиловании. Вот величие святости! Она не знает себя. Святой был убежден в своем окаянстве. Есть такое мудрое высказывание философа: «Величие человека велико тем, что он ощущает себя окаянным. Итак, он окаянен, потому что он в действительности окаянен. Но он и велик, потому что сознает, что он окаянен. Кто другой считает себя несчастным, потому что он не царь, как не свергнутый царь?»
Христианство обладает своими критериями оценки деяний человеческой жизни, которые никакая мудрость мира сего не в состоянии воспринять, ибо для нее они безумие. Но кто такие, по нашему разумению, святые? Безумные, немудрые, неученые, рабы неключимые, и по этому закону святости преподобный Никодим называет «скверным напоминанием» и свое «Увещательное руководство». Ибо, насколько человек приближается к Богу, настолько уничижает себя, как великий Павел, Исаия, Иов и все наши святые отцы и учители. Они уничижают себя, потому что просвещаются величайшей из всех тайн, – тайной своего небытия до рождения и тайной полной своей неспособности сделать что-то доброе без Бога.
Со словами, полными сокрушения и смирения, ожидал преподобный Никодим освобождения от ветхой скинии тела, – он, который мог бы сказать вместе с Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды...»870. Между тем, он говорит нечто иное, весьма отличное: «Я страдаю от грехов моих». Но почему же Павел не сказал этого? Впрочем, кто может утверждать, что в самом деле не сказал бы этого в своей душе тот, кто провозгласил на всю вселенную, что он «первый из грешников», и был уверен, что после всех явился Господь и ему, как некоему извергу871. Из слов самого Апостола, который говорит: «Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь»872, – видно, что даже при исполнении всех до единой наших христианских обязанностей (хотя и это слишком смело, и только в качестве предположения кто-то может сказать такое о себе) сохраняется сомнение и в то же время уверенность, что мы не получаем оправдания от исполнения своего долга. Великие и святые души, выдающиеся и созерцательные умы, изменяясь от любви Божией, не считали никакое дело и никакую жертву равноценной величию Божьему. Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей873. Сама идея воздаяния для них была неприемлема, и они желали знать только одно – что благодатию они спасены. У тех, кто чист душою, когда их душа возносится к Богу, тело преклоняет колена в смиренной молитве со словами, полными сокрушения.
Всю ночь с 13-го на 14-е июля преподобный Никодим был окружен множеством молящихся и рыдающих о разлучении с учителем братий, из которых большинство, несомненно, были колливады-святогорцы, выражавшие любовь и почтение к «вождю заблудших»874. Эта сцена, умилительная и всеобъемлющая по своему философскому содержанию, напоминает нам прекрасную и чрезвычайно выразительную композицию «Успение святого Ефрема Сирина» критской школы. На этой иконе мы видим множество монахов, по лицам которых, изможденным подвижничеством, разлита духовная скорбь и радостотворный плач, – все умеренно, все духовно. Как выразительны преподобные старческие образы, как вдохновенны побледневшие от поста лица средних и юнейших, просветленные от всенощных молитв глаза... Все свято, прозрачно, божественно.
«В шестой же час ночи на вопрос братьев он ответил: «Умираю, умираю, умираю. Но прошу вас, причастите меня». Итак, подготовившись, он причастился Пречистых Таин. И спустя немного времени они вошли и нашли его со скрещенными руками и вытянутыми ногами и спросили его: «Учитель, что ты делаешь? Успокоился ли ты?» Он же ответил: «Христа принял я в себя, и как мне не быть спокойным?» И побеседовав немного, умолк»875.
«Христа принял я в себя...» Что означало это для святого отца? Ответ в его собственных словах из «Невидимой брани»: «О, любовь несозданная! о, любовь сладкая! Чего Ты хочешь от меня? Господь же скажет тебе, что не хочет ничего другого, кроме любви... Ищу сердца твоего, чтобы соединить его с Моим собственным, которое ради этого отверсто было копием на Кресте. И ищу всего тебя, чтобы и Я был весь твоим: ты видишь, что Мне нет цены, ибо она – несравненна, и однако Я снизошел до твоей цены. Итак, купи Меня, о душа моя возлюбленная, с тем чтобы ты была отдана Мне...»876.
3. «Чаю воскресения мертвых»
Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним877.
Апостол Павел
Так 14 июля 1809 года в простой келлии Святой Горы и посреди возлюбленных братий и чад по духу, «когда чувственное солнце восходило на земле, – пишет Евфимий, – зашло умное солнце Церкви Христовой. Исчез огненный столп, путеводящий новый Израиль ко благочестию. Скрылось облако, орошающее истаивающих от жара греховного. Восплакали други, и знаемые, и все христиане, из которых один, хотя и неученый, сказал такие слова: «Отцы мои, было бы лучше, чтобы умерла сегодня тысяча христиан, но не Никодим»»878.
«Поистине, смерть этого великого мужа опечалила Святую Гору, церковные круги и большую часть греческого народа, питавшегося от вышедших тогда духовных его писаний. У всех, кто знал его или лично, или по его сочинениям, родилось убеждение, что Никодим был не только мудрым и глубокомысленным богословом, светлым духовным советником всех, начиная с Патриарха и кончая самым простым верующим, но и поистине святым, жившим во Христе и испускавшим лучи благодати Христовой, – святым, почтившим своею личностью Церковь Христову и особенно – Святую Гору»879.
«И поистине смерть благочестивейшего, написавшего множество книг подвижника стала тяжелой раной не только для иноческого мира Афона, для которого он был красой и похвалой, но и для всей Православной Церкви, лишившейся лучезарного его сияния зимою горькою и безлунною»880.
Святое его тело было погребено под сенью густых каштанов, близ церковки святого Георгия в келлии его любимых колливадов Скуртеев. Простой деревянный крест извещал с великой сдержанностью о почившем в надежде воскресения: «Здесь лежит монах Никодим с Наксоса. Почил о Господе 14 июля 1809 в возрасте 60 лет».
После обретения его священных мощей на его святой главе, этой сокровищнице божественной мудрости, написали, согласно высказанному им самим пожеланию: «Чаю воскресения мертвых». Паломники на Святой Горе считали необходимым, как это бывает и по сей день881, посетить келлию Скуртеев, чтобы приложиться к главе святого, источавшей благоухание святости для тех, кто приступал к ней с чистой совестью. А великий патриарх Иоаким 3 стоял пред нею со страхом и удивлением, размышляя о том, сколь велики деяния преподобного Никодима для Церкви. И, преклоняя колена, чтобы приложиться к ней, он говорил: «Какие проклятые уста говорят, что ты не святой, о Никодим?».
Патриарх говорил это не от себя, но как бы пророчествуя882. Ибо Вселенский престол, который он представлял, превознес любимого его преподобного на высоту всеправославного святого, как говорит каноническое деяние: «Почему и постановляем соборно и определяем и повелеваем во Святом Духе, чтобы отныне и во все последующие веки Никодим Святогорец был причислен к Преподобным и Святым мужам Церкви и почитался ежегодными священнослужениями и празднствами и ублажался похвальными гимнами...».
Святая Гора сохранила ко святому отцу и учителю монашества такое почитание, подобное которому редко видела за тысячелетие своего существования, выражая таким образом глубокую веру и любовь своих иноков к их «вождю заблудших».
В Элладской Церкви состоялись государственные и торжественные празднества по случаю провозглашения Никодима Святогорца святым, и с тех пор в годовщину его памяти совершаются пышные всенощные, выражающие всеобщее признание его святости. А вся церковная печать посвящала пространные и вдохновенные комментарии канонизации великого Отца Православной Церкви, характеризуя это событие как самое значительное за последний век.
Другие Православные Церкви, которые питали великую любовь к преподобному Никодиму, поскольку уже полтора столетия получали духовное наслаждение от его творений и почитали его память, после канонизации Святогорца Вселенским Патриархатом внесли день его поминовения в свои месяцесловы для ежегодного празднования, последовав в этом решению Русской Православной Церкви.
В «Журнале Московской Патриархии» за май 1956 г. опубликована посвященная святому обширная статья богослова И. Хибарина, в которой он выражает свою радость по случаю решения Русской Церкви праздновать память преподобного ежегодно. В статье цитируется также соответствующее деяние, гласящее: «Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Алексия, на заседании от 7 февраля с. г., заслушав Энциклику Вселенского Патриарха, возблагодарил Бога и определил, чтобы святому подвижнику Божию Никодиму воздавались все почести в согласии со священными канонами и каноническим чином, ежегодно 1/14 июля883... и святое его имя было внесено в наш Месяцеслов».
Целый том составили бы статьи и похвальные слова, написанные после причисления преподобного Никодима к лику святых Православной Церкви. Ученый историк Софроний Евстратиадис, бывший митрополит Леонтопольский, изучив труды преподобного Никодима, заявляет, что он – «самый выдающийся и мудрый из святогорцев новейшего времени. Аскетический и апостольский характер, неистощимая сокровищница церковных учений, ревнитель великих Отцов Церкви, он в своем трудолюбии и евангельском самоотречении таял, словно воск, снедаемый огнем, чтобы просветить благочестивых и украсить монашеское житие своими духовными добродетелями и подвигами, равными тем, что понесли великие учители благочестия, по стопам которых он шел. Его ненасытная жажда к просвещению народа, к научению верных, его пламенная вера во Христа и любовь к Святой Церкви влекли его к высоким подвигам, к священному служению, и он, как светильник, горя и светя в темной ночи невежества, возвеселил сердца монахов и простых христиан. Исполненный всяческой благодати, он наполнил сокровищницы Церкви духовными плодами своей мысли...».
«Он трудился до самой смерти над просвещением народа. О, если бы в каждом веке являлось по Никодиму! Изумление вызывает плодотворность его писательского труда», – пишет Мануил Гедеон. «Вся Православная Церковь благодарит Господа, – говорит Хибарин, – за то, что Он даровал ей нового небесного заступника».
4. К отцу
Оставалось еще, чтобы божественный Никодим, который
всегда предлагал нам предметы для слов...
самого себя ныне вам предложил
в величайший предмет подвигов…884
Григорий Богослов
И вот мы уже подошли к концу нашего труда. Как мы и признались в самом его начале, нам не удалось сказать ничего подобающего достоинству преподобного отца нашего Никодима. Псалтирь наша требовала перстов царских, чтобы мелодия слова божественно веселила слух боголюбивых и святолюбивых братьев. Утешение, однако, почерпаем в самих недостатках наших, ибо «не множеством даров служат Божественному, но теплотою намерения». Мы же, лишенные и мудрости, и дара слова, подчинились повелению братьев, убоявшись осуждения за глухоту. Но увы мне, ибо даже ангел не может по достоинству восхвалить ангельское жительство и божественное житие преподобного Никодима. «Что имели, то отдали». И, в согласии с законом любви, просим у святого некоего духовного воздаяния – благовременной помощи.
Но о, преподобный отче, приклонись к пламенной любви смиренных твоих чад и исполни снова и снова уста наши радования и язык – веселия, ибо мы уязвлены любовью. Твои дивные аскетические подвиги, сладость твоих безмолвнических созерцаний, мужественнейшие победы, одержанные тобою в преподобнической брани, драгоценная вереница дарований, – все это созывает нас к твоему согласному славословию и почтительным воспеваниям, к священным хвалам, к восклицаниям божественно рукоплещущих иноческих сонмов.
Святейший отче Никодиме, скажи нам, какими жалами было уязвлено чистое твое сердце, что ты был возведен на толикую высоту любви? Скажи нам, где пас ты в полудни овец твоих чистых помыслов? Какою силою, преодолев мирское тление в нетлении, на орлиных крылах ты достиг самой крайней цели всех желаний? Каким ангелоподражательным житием ты почил в высочайших, дарующих мир шатрах Духа? Каким разумом, какою премудростью, или каким таинственным замыслом пройдя по таинственным стезям божественных законов, ты ныне светло ликуешь в земле кротких и праведных и преподобных? Мы знаем, что ты – неусыпный ходатай к Богу, и обогащаемся. Мы познали, что ты – один из святых Отцов, и веруем. Посему вознеси преподобные твои руки, которые ты удерживал воздетыми в ночных безмолвных и умиленных молениях, и благослови, и освяти чад твоих, с великой любовью молящихся тебе. Ибо от любви к тебе мы прильнули к тебе, как сыны к отцу своему, подобно младенцам взирая на тебя и духовно обнимая, и мы желали бы таинственно приветствовать и лобызать твои очи, всегда видящие правое, твои уста, освященные молитвами и поучениями и песнопениями, твое чело, которое не имело покоя, пока ты не стал, отче, местом Господу, обиталищем Бога Отцов наших. И дивную громаду твоих подвижнических трудов, и любезные нам раны Господа, которые ты носил на теле твоем, хвалясь, как великий Павел, и потоки твоих священных потов, освятивших землю, на которой стояли прекрасные твои ноги, – каким словом сможем мы все это изобразить? Как войдем, облеченные в одежды из праха, внутрь тончайшего мистического мрака, в который ты проник, в котором воссияло славою, как у Моисея, лицо твое, в котором ты божественно жил и в котором сподобился честного успения? Какими очами узрим, отче, досточтимый Христов сосуд, любезное украшение Пресвятой Богородицы Марии, священную похвалу всечестного лика святых Отцов? Какими очами узрим премирные сияния твоих сокровенных величий?
О, хотел бы я, по Павлу, пять слов сказать умом моим, нежели тьму слоена языке885. Посему прости, отче, за дерзость. И «если, о отче Никодиме, ничтожный сей труд мой к достоинству твоему близок, твой это дар; ибо на тебя уповая, приступил я к слову о тебе; если же он далек от достоинства и гораздо ниже надежд, мог ли что сделать я, болезнью и любовью к тебе измученный? Впрочем и Богу любезно то, что по силе; ты же на нас призри свыше, о божественная и священная глава, и данное нам от Господа жало в плоть, наше вразумление, или утиши твоими молитвами, или научи терпеливо сносить; и всю нашу жизнь направь к полезнейшему. А если и преставимся, приими и там нас в свои обители, дабы жить нам друг с другом и созерцать Святую и Блаженную Троицу чище и совершеннее...»886
* * *
Евф.22.
Евф.22.
Евф.22.
См.: В Неделю Всех Святых, на утрени, Канон Всем Святым. Песнь 9-я. Тропарь 3-й («...Радуетеся чисте... славнии собори святых на Небесех, разрешившимся зерцалом, сени же мимошедшей истинными явленьми»). Выражение восходит к свт. Григорию Богослову, который употребляет его, напр., в Слове 20, о поставлении епископов и о догмате Святыя Троицы (в русском переводе «когда действительность сделает ненужными зерцала», см.: Григорий Богослов, свт. Собрание творений. Т. 1. С. 298; см. также Слово 12, говоренное отцу... // Там же. С. 201: «зерцала упразднятся действительностью»). В греч. оригинале (свт. Григория Богослова) стоит то же выражение, что и в Каноне Всем Святым и у монаха Феоклита.
Французский мыслитель Леон Блуа.
Ср.: «Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего» (Канон Святой Пасхи. Песнь 9. Тропарь 2).
Евф.23.
Евф.23.
Евф.20.
Евф.23. В русском переводе цитата выверена по греческому оригиналу, изданному (10-е издание, исправленное и улучшенное) монахом Никодимом (Билалисом) в 2000 г. в Афинах, и сверена с первым изданием этого текста, подготовленным монахом Спиридоном Афанасиу в 1920–1921 гг. (именно этим изданием пользовался м. Феоклит). Сделанные м. Феоклитом в тексте Жития вставки выпущены как не отвечающие действительности. – Примеч. ред.
Ἀόϱατος Πόλεμος. Σ. 231. Это одно из тех мест, о которых свт. Феофан Затворник говорил, что «старец Никодим поправил, но не все. Я докончил поправку», потому что «книга католиком писана» (Собрание писем святителя Феофана. Вып. 7. М., 1900. С. 192). В переводе свт. Феофана слова Спасителя переделаны в сердечную молитву верующего, который сподобился Святого Причастия (см.: Невидимая брань. Ч. 2. Гл. 3). – Примеч. ред.
Евф.24.
Κολιτσάϱας Ἰ. Νικόδημος ὁ Ἁγιοϱείτης (1749–1809) // Ἀκτῖνες. 1954. Σ. 35. – Примеч. м. Феоклита.
Εὐστϱατιάδης Σ. Νικόδημος ὁ Ἁγιοϱείτης // Μακεδονικά. 1941. 1. Σ. 38–57. – Примеч. м. Феоклита
Так было до канонизации, потом мощи (честная глава) перенесены в Великую Лавру.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление: дело в том, что дата памяти прп. Никодима Святогорца была механически внесена в святцы Русской Православной Церкви по новому стилю, которого придерживалась Константинопольская Церковь на момент прославления преподобного в 1955 году. Таким образом получилось, что в настоящий момент во всем церковном календаре Русской Православной Церкви только память прп. Никодима празднуется по новому стилю, в то время как памяти всех остальных святых отмечаются в Русской Православной Церкви по старому стилю, т.е. на 13 дней позже. За первой ошибкой тут же последовала и вторая. Поскольку обыкновенно в церковном календаре Русской Православной Церкви указаны две даты (по старому и новому стилю), то в дальнейшем и в других изданиях стали писать, что прп. Никодим умер 1 (ст. ст.)/14 (н. ст.) 1809 г., т. е. исказили дату кончины святого (переход на новый стиль в Константинопольской и Элладской Церкви произошел много позже времени кончины преподобного Никодима – лишь в начале 20 века). И в первом Житии, составленном иеромонахом Евфимием (1812–1813), и на старейшей и всем хорошо известной литографии прп. Никодима стоит дата успения – 14 июля 1809 г., и соответственно датой празднования будет 14 (ст. ст.)/27 (н. ст.). В этот день, 27 июля, и празднуют память прп. Никодима на Святой Горе и в Великой Лавре, где пребывает его честная глава. – Примеч. ред.
Ср.: Свт. Григорий Богослов. Слово 43, надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской // Григорий Богослов, свт. Собрание творений. Т. 1. С. 602. (Вместо имени «Василий» м. Феоклит поставил – Никодим.)
Ср.: 1Кор.14:19.
Ср.: Свт. Григорий Богослов. Слово 43, надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской // Григорий Богослов, свт. Собрание творений. Т. 1. С. 654.