протоиерей Николай Благоразумов
протоиерей Николай Благоразумов
Русский богослов, магистр СПбДА, ректор МДС в 1869–1892 годах. Протопресвитер Московского Успенского собора.
Биография
Николай Васильевич Благоразумов родился в 1836 году в Пензенской губернии в семье сельского священника.
Образование
В 1857 году окончил Пензенскую духовную семинарию, в 1861 — Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия. Тема диссертации — «О постановлениях апостольских». В своей работе Благоразумов сделал вывод о написании отдельных частей «Апостольских постановлений» в разное время.
Преподавательская деятельность
С сентября 1861 года был преподавателем гражданской истории в Пензенской духовной семинарии.
С 1862 года в Московской духовной семинарии преподавал патристику и латинский язык, позже догматическое богословие и Священное Писание. С 1863 году. одновременно служил священником в Николаевской церкви при доме Московской семинарии1.
В 1868 году составил «Проект преобразования учебной части в Московской семинарии». Был законоучителем во 2-й московской военной гимназии.
В мае 1869 избран ректором Московской духовной семинарии, возведен в сан протоиерея. При его активном участии в семинарии было образовано братство святого Николая для помощи нуждающимся студентам. Одновременно в 1879–1894 годы — член совета Православного миссионерского общества.
В 1883 году вышла в свет составленная Благоразумовым «Святоотеческая хрестоматия» с краткими биографическими и библиографическими сведениями о каждом из отцов и учителей Церкви, предназначенная для студентов духовных семинарий.
Вот как современник характеризует протоиерея Николая Благонравова как ректора: «Это быль первый и самый ревностный труженик, дела своего служенья не умевший делить на более важные и менее важные, но в каждое дело вносившим свежую, здравую мысль, влагавший в него всю свою душу. Человек высокого ума и многостороннего образованья, но в тоже время необыкновенно добрый, кроткий и смиренный сердцем, – во всем чуждый односторонности и исключительности, – он с отеческой любовью входил решительно во все подробности и частности школьного быта, всем здесь живо интересовался, всё основательно и многосторонне изучал... С редким самоотвержением отдавшись всецело служению духовной школе, он ничем так не дорожил, как ее действительными успехами и благоустроенностью. Твердый и настойчивый, как начальник, он не подавлял подчиненных авторитетом своей власти, но эта власть, сказываясь везде и всюду, производила на них лишь возбуждающее и ободряющее действие».
Служение в кремлевских храмах
С 1892 года — протопресвитер кремлевского Успенского собора, член Московской синодальной конторы. С декабря 1894 — настоятель Покровской церкви в Кудрине; через год назначе настоятелем придворного Верхоспасского собора2, благочинным московских придворных соборов и церквей.
В 1902 году избран почетным членом Московской духовной академии, впоследствии — почетным членом Общества любителей древней письменности (ОЛДП). Награжден российскими, сербскими и болгарскими орденами.
Был близким другом архиепископа Николая Японского (Касаткина), с которым регулярно переписывался и после его отъезда в Японию.
Скончался 12 декабря 1907 года в Москве.
1 Московская духовная семинария первоначально была учреждена в Николо-Перервинском монастыре в 1814 году на месте старинной, устроенной еще в 1775 году Перервинской семинарии. В 1834 году под Московскую семинарию был куплен бывший дворец Остермана (нынешний адрес: ул. Делегатская, д. 3). В семинарии был домовый храм в честь святителя Николая.
2 Собор Спаса Неруктоворного образа (Верхоспасский собор, Спас за золотой решеткой) — собор Большого Кремлевского дворца, построеный в 1635–1636 годах. Входит в комплекс домовых церквей русских царей при теремном дворце. В 1682 году три дворцовые церкви — Воскресения Словущего (над Екатерининской церковью), Спас за золотой решеткой и Крестовоздвиженская — были объединены под общей кровлей, увенчанной 11 вызолоченными главками. Этот комплекс стал также называться Верхоспасским собором. Сейчас закрыт для посещения, богослужения в нем не совершаются.
