К биографии протоиерея Н.С. Никольского
Николай Семёнович Никольский родился 24 апреля 1887 г. в с. Нивнах Одоевского уезда. Сейчас это село входит в Арсеньевский район Тульской области. Его отец священник Семён Владимирович Никольский служил в местном храме Сретения Господня1. Здание храма, построенное в 1733 г. старанием полковника Афанасия Никифоровича Юшкова и его жены Анны Фёдоровны сохранилось до наших дней, правда, в очень плачевном состоянии2. В феврале 1888 г. священник Семён Никольский по собственному прошению был перемещен в с. Поречье Одоевского уезда3. Поэтому в архивных документах об учебе его сына Николая домашним адресом студента указано это село4. После окончания Белевского духовного училища (1903), а затем и Тульской духовной семинарии (1909)5 юноша был направлен за казенный счет в Московскую духовную академию, которую окончил в 1913 г. со степенью кандидата богословия. Его работа на тему «Русская Церковь в смутное время» была отмечена денежной премией протоиерея Алексия Ивановича Невоструева как одна из лучших. Николая оставили в академии профессорским стипендиатом при кафедре истории Русской Церкви у профессора Сергея Ивановича Смирнова6.
По окончании стипендиатского года Николай Никольский был назначен преподавателем Священного Писания в Тульскую духовную семинарию7.
В государственном архиве Тульской области (ГАТО) сохранились некоторые документы, в которых отражена его деятельность в должности преподавателя. В первую очередь, это «Журналы педагогического собрания Правления Тульской духовной семинарии». Например, 21 августа 1915 г. на заседании рассматривался вопрос об избрании преподавателей на должность классных воспитателей, Никольского назначили в I класс I отделения. Из этого же журнала мы узнаем, что до этого с октября 1914 г. он был классным воспитателем в VI классе семинарии. Среди документов сохранился отчет Н. С. Никольского от 20 августа 1916 г. «О занятиях по Священному писании в I и II классах Тульской духовной семинарии за 1915/16 учебный год». В отчете он сообщает, какие учебные пособия использовались на занятиях, какие темы в течении учебного года были изучены и в каком объеме8.
Видимо, здесь в семинарии Никольский познакомился со своей будущей женой Варварой, дочерью протоиерея Михаила Филаретовича Русакова, духовника ТДС9. Она проживала с отцом в казенной квартире, которая находилась в здании образцовой школы на семинарском дворе и преподавала в 1-й церковно-приходской школе при Христорождественском храме в Чулковой слободе. Предположительно в 1915 г. они обвенчались10.
Но революционные события 1917 г. коренным образом изменили налаженную жизнь, после закрытия семинарии в начале 1918 г. Никольский преподавал в различных учебных заведениях Тулы. С 1933 г. преподавал в городе Подольске Московской области, а с 1937 г. одновременно работал главным бухгалтером в кооперативном предприятии. 14 июля 1944 г. в Лопухинском корпусе Новодевичьего монастыря открылись Богословско-пастырские курсы и Православный богословский институт. И уже в августе Никольский пишет прошение в Управление делами Московской Патриархии с просьбой предоставить ему чтение лекций в этом институте, а в сентябре напрямую обращается к Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Алексию (Симанковскому) как к своему бывшему наставнику: «Ваше Высокопреосвященство, Преосвященнейший Владыка, Обращаюсь к Вам с означенным письмом, как бывший ученик Ваш по Тульской Духовной семинарии – Никольский Н. С. В связи с оживлением церковной жизни у меня, как воспитанника духовной школы, явилось естественное тяготение поработать в области церковной»11.
В 1946 г. Богословский институт был преобразован в Московскую Духовную академию. 17 июня 1947 г. Святейший Патриарх Алексий (Симанский) в Успенском храме Новодевичьего монастыря рукоположил своего бывшего ученика Николая Никольского во диакона, а 22 июня митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) рукоположил его во священника к Свято-Духовному храму, что на Даниловском кладбище в Москве12. С этого же года отец Николай становится доцентом МДА и преподает основное богословие, церковную археологию и древнееврейский язык.
В 1949 г. академия возвратилась в свое историческое место – в стены Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 2005 г. вышла книга старейшего преподавателя МДА Марка Харитоновича Трофимчука, своего рода летопись жизни Московских духовных школ после их возрождения. В главе посвященной 1848–1949 гг., он пишет: «Это было впервые – начало учебного года в стенах Лавры. Мы только приглядывались, привыкали к новому месту «...»Нового преподавателя по Священному Писанию Нового Завете священника Николая Никольского, очень жизнерадостного и простого, мы знали еще по Новодевичьему монастырю. Он во втором классе семинарии преподавал (временно) катехизис вместо заболевшего отца Сергия Савинского. Никольский требовал, чтобы катехизис мы учили наизусть, чтобы сами ставили вопросы и сами на них отвечали, как в учебнике. Он входил в класс, сразу же требовал приготовить тетради и записывать все, что он будет диктовать. И вот начинается. все пишут. Он ходит по классу и не спеша диктует, не пропуская и знаки препинания: «Поставьте точку» или «Запятая, восклицательный знак» и т.д. Многие в напряжении ждут, когда он начнет спрашивать. Но вот до звонка остается несколько минут, и все успокаиваются: значит, сегодня спрашивать сегодня не будет. Вдруг слышится: «Радугин, отвечайте». Так он успевал спросить четыре-пять человек. Оценки ставил снисходительно13.
В 1950 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) при МДА был создан Церковно-археологический кабинет. Среди тех, кто начинал заниматься его устроением, был доцент священник Николай Никольский14. В январе 1951 г. он опубликовал в «Журнале Московской Патриархии» (ЖМП) статью «О Церковно-археологическом музее Московской духовной академии», в которой отмечал, что «Церковно-археологический музей с его экспонатами ставит прочную базу преподавания археологии в Академии и, кроме того, может развить любовь и вкус у студентов академии к нашим церковным древностям, представляющим нередко образцы высокой художественности»15. Как отмечает Н. Б. Ершова: «Эта статья была призывом ко всем чадам Православной Церкви помочь в деле становления кабинета своими посильными пожертвованиями памятников отечественного искусства»16.
Свидетелем и непосредственным участником возрождения Московских школ был митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев). Годы его учения в МДА пришлись как раз на тот период, когда там преподавал отец Николай. Вот что он вспоминает: «Апологетику у нас преподавал Николай Семенович Никольский. Он был учеником Патриарха, в бытности его ректором Тульской духовной семинарии. Это был яркий, разносторонне одаренный человек, ни в каких обстоятельствах не терявший чувства юмора, великолепный популяризатор, обладал находчивым, точным языком. Слушать его было интересно – но, конечно, он не был специалистом в области апологетического богословия на том уровне, которого требовало наше время. Надо сказать, что брался он за все – далеко не всегда успешно. Помимо апологетики преподавал основное богословие, еврейский язык, церковную археоло- гию – не имея достаточно глубоких познаний ни в одной из этих областей. Так на церковной археологии рассказывает: «Краски в то время разводили на яичной белке…» Паша Голубцов не выдерживает и возражает с места: «На желтке, а не на белке!». Никольский, как ни в чем, ни бывало, продолжает: «Итак, на белке» – «Да невозможно на белке разводить, он же тянется!» Иногда, когда он в чем-то сбивался, его спрашивали: «Николай Семенович, а как же правильно?» – «Как я сказал, так и правильно». Или скажет: «Разные существуют источники, разные энциклопедии. Вот, так называемая Большая Советская энциклопедия – это дрянь, а вот Брокгауза и Ефрон – это действительно энциклопедия». Очень был неосторожен на язык, постоянно допускал ненужные каламбуры. Дело кончилось тем, что на втором году своей преподавательской работы он попал в заключение – к счастью, ненадолго.
Помню, как потом он защищал диссертацию. Тема была «Путешествие апостола Павла». Естественно, рассказывал он, показывая все на карте, нужна была указка, но ее не оказалось, он не растерялся и в качестве нее использовал откуда-то взявшуюся лыжную палку»17.
Митрополит Питирим отмечает, что у отца Николая была очень тяжелая домашняя обстановка, но он переносил это стоически. Известно, что осенью 1950 г. Совет МДА ходатайствовал в 6-е отделение милиции г. Москвы о прописки его жены В. Ф. Никольской, «нуждающиеся в лечении у врачей специалистов», и их дочери Т. Н. Никольской, «наблюдающей за больной»18. К этому времени у отца Николая было трое взрослых детей и внук, который проживал у деда19.
Из личного дела доцента свящ. Николая Никольского, которое хранится в архиве МДА, следует, что арестовали его детом 1953 г.20. По всей видимости, это связано с тем, что в 1948–1949 гг. под руководством секретаря ЦК партии М. А. Суслова была принята попытка возродить активную антирелигиозную пропаганду и гонения на Церковь. Многим партийным идеологам не нравился новый курс государства в отношении религиозных объединений, начало которому было положено в период Великой Отечественной войны. Очень болезненный удар был нанесен по кадрам МДА. Репрессии продолжались и после 1949 г., но уже не носили систематический характер21. Видимо, под эту кампанию попал и отец Николай. По определению суда он был выслан в Красноярский край, а по освобождении (скорее всего, по амнистии22) больше в академию не вернулся. Правда, в сентябре 1962 г. протоиерей Николай Никольский подавал прошение на имя Патриарха с просьбой зачислить его в штат преподавателей, но свободных вакансий не оказалось23. В это время он уже занимал должность секретаря Учебного комитета при Св. Синоде и был настоятелем Успенского храма Новодевичьего монастыря24.
В этом же 1962 г. отец Николай представил в МДА сочинение на соискание степени магистра богословия «Жизнь и деятельность апостола Павла до его первых римских уз в русской богословской литературе, с присоединением жизнеописания апостола (опыт историко-библиографического исследования) »25. 18 февраля 1863 года состоялась защита диссертации. Диспут возглавлял доктор богословия Патриарх Алексей (Симанский), по его итога Совет академии присудил протоиерею Николаю Никольскому звание магистра богословия26. Некоторые богословские работы отца Никола были опубликованы в различных церковных изданиях27.
В 1972 г. Святейший Патриарх Питирим (Извеков) наградил отца Николая орденом св. кн. Владимира II степени, отмечая его «плодотворные труды на благо Святой Церкви, усердное исполнение протоиереем Николаем Никольским пастырских обязанностей», а в 1974 г. удостоил права служения Божественной литургии с отверстыми вратами до «Отче наш». Люди, хорошо знавшие священника, отмечали его дар проповедничества, «с особым умением отец Николай объяснял глубокие богословские истины: в понятной, легко усвояемой форме они были доступны самому широкому кругу его пасомых»28.
Протоиерей Николай Семенович Никольский скончался поздно вечером 3 октября 1974 г. До последнего дня он оставался секретарем Учебного комитета при Св. Синоде. От духовных школ Москвы, Ленинграда, Одессы на имя Учебного комитета поступили соболезнования. Вот что вспоминает его бывший ученик М. Х. Трофимчук: «5 октября было получено горестное известие о кончине протоиерея Николая Никольского «...» После литургии все собрались на панихиду, которую возглавил благочинный академического храма игумен Иона (Карпухин). Перед панихидой он произнес несколько теплых слов о почившем наставнике. Первых наших наставников мы не только поминали в своих молитвах, но и помнили их дела. Протоиерей Николай Никольский был очень простой и добродушный человек. Как-то на занятиях один студент нашего курса, задремав, свалился со стула и с грохотом упал на пол. Весь курс засмеялся, а отец Николай с улыбкой, спокойно так говорит: «Зачем вы смеетесь? С каждым может это случится». После занятий он ехал в Москву на электричке с отцом Сергием Савинским. Рядом с ними оказался наш студент и услышал такой разговор. Отец Николай сокрушается: «Отец Сергий, почему вы так строго оцениваете ответы учащихся? Ведь так можно расстроить человека, испортить ему настроение, после чего он еще хуже будет отвечать. Я – так всегда ставлю высокую оценку, даже и когда студент недостоин ее. Зато потом он будет из всех сил стараться, чтобы оправдать доверие преподавателя, и настроение у него будет хорошее». Действительно отец Николай всегда ставил высокие оценки»29.
Похоронен протоиерей рядом с женой на 29 участке Даниловского кладбища, возле Свято-Духовного храма, в котором когда-то он служил священником. На погребение прибыли митрополит Таллиннский и Эстонский Алексий (Ридигер), многие клирики московских храмов, среди которых были его ученики, и прихожане. Прощальное слово от Московских духовных школ произнес секретарь Совета МДА профессор протоиерей Алексий Остапов. Он отметил, что «протоиерей Николай Никольский был добрым и отзывчивым ко всем, с кем приходилось ему встречаться. В лице усопшего духовная академия потеряла видного богослова и прекрасного наставника»30.
* * *
Кроме Николая у них с женой Татьяной Михайловной было еще четверо детей: Александра (р. 1884), Анна (р. 1892), Михаил (р. 1894) (ГАТО.Ф. 3. Оп. 17. Д. 898. Л. 190об.).
Там же. Д. 883. Л. 158.
Сейчас село входит в Дубенский район Тульской области. Здание храма в честь святых Бориса и Глеба, построенное в 1804 г. на средства местных помещиков кн. П. Н. Волхонского, надворного советника А. И. Леонтьева и прапорщицы А. М. Киприановой, тоже сохранилось до наших дней полуразрушенном состоянии (Там же. Д. 898. Л. 189).
Там же. Ф. 6. Оп. 2. Д. 1852. Л. 2об.
Ректором семинарии в этот период был архимандрит Алексий Симанский, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. в дальнейшем он принимал участие в жизни и профессиональной карьере своего воспитанника.
В ЦГА Москвы сохранились документы об его учебе в МДА (См.: Ф. 229. Оп. 4. Д. 4992).
Архив МДА. Дело Никольского. Л. 3.
ГАТО. Ф. 6. Оп. 2. Л. 241–242; Д. 2134. Л. 40.
Во втором краеведческом сборнике я уже писал о его сыне профессоре ЛДА Михаиле Филаретовиче Русакове (Карачевцев И. Е. К биографии профессора Ленинградской Духовной академии М. Ф. Русакове // Областные церковно-краеведческие чтения при Тульской Духовной семинарии: Сборник статей. Вып. 2. С. 52–61).
Весной 2013 г. в стенах ТДА проходила третья генеалогическая выставка. Среди представленных на ней родословий тульского духовенства было родовое древо протоиерея Филарета Русакова (См. Карачевцев И. Е. Родословие протоиерея Филарета Русакова // Альбом родословий Тульской епархии / Авт.-сост. М. В. Петров, Т. В. Георгиевская. Тула. 2013. С. 47).
Архив МДА. Дело Никольского. Л. 6.
Прот. Л. Кузьминов, В. Руса к. Протоиерей Николай Семенович Никольский // ЖМП . 1975. № 1. С. 31 (некролог).
Трофимчук М. Х. Академия у Троицы. Сергиев Посад. 2005. С. 54–59.
В некоторых источниках отца Николая называют первым заведующим ЦАК (См.: Митрополит Никодим и Всеправославное единство. Спб. 2008. С. 260.), видимо, он был им неофициально.
ЖМП. 1951. № 1. С. 53.
Ершова Н. Б. Церковно-археологический кабинет. История, экспозиция и фонды // Московской духовной академии 352 лет: Юбилейный сборник статей в 2-х томах. Т. 1. Кн. 2. М.: 2010. С. 313.
Александрова Т. Л., Суздальцева Т. В. Русь уходящая. Рассказы митрополита. М. 2004. С. 140–141.
Архив МДА. Дело Н. С. Никольского. Л. 24, 25, 28.
Там же. Л. 15об
Там же. Л.32. Отцу Николаю было 64 года.
См.: Светозарский А. К. Московские духовные школы в 1917–1964 годах //Московской духовной академии 325 лет: Юбилейный сборник статей в 2-х томах. Т. 1. Кн. 1. М.: 2010. С. 292–296.
Известно, что в феврале 1954 г. отец Николай уже был на свободе (Там же С. 296).
Архив МДА. Дело Н. С. Никольского. Л. 43–45.
4 февраля 1949 г. отец Николай определением Святейшего Патриарха Алексея (Симанского) был переведен в Успенскую академическую церковь, а с 19 апреля 1957 г. стал ее настоятелем (Прот. Л. Кузьминов, В. Русак Указ соч. С. 31).
Первый раз работы были представлены в Совет академии еще в ноябре 1950 г., но в связи с арестом отца Николая успешная защита значительно переработанной диссертации состоялась лишь через 13 лет (См.: Архив МДА. Дело Н. С. Никольского. Л. 26).
Подчинена ли душевная жизнь закону сохранения энергии? // Вера и Разум. 1914. № 12. С. 747–767; № 13. С. 59–80; Динамический атомизм Канта (и Босковича) и динамический атомизм новейший //Вера и Разум. 1915. № 8. С. 223–241; Св. апостол Павел (Его жизнь т деятельность) // ЖМП. 1950. № 8–11; Св. ап. Павел, как благовестник любви и мира // ЖМП. 1951. № 5. С. 15–19: Суд над апостолом Павлом и его кесарийские и римские узы // ЖМП. 1960. № 1. С. 67–74.
Прот. Л. Кузьминов, В. Русак. Указ соч. 31–32.
Трофимчук М. Х. Указ соч. С. 390–391.
Прот. Л. Кузьминов, В. Русак. Указ соч. С. 32.