Молитва Иисусова
Предуведомление от составителя трактата
В этом разделе книги мы публикуем аскетический трактат «О молитве Иисусовой», знакомящий с практикой стяжания умной и сердечной молитвы1428. Текст был составлен на основе келейных записей, которые велись в 1950-е годы подвижником, известным под именем архиепископа Антония1429. В своих записях, носящих черновой характер, автор предполагал дать в общих чертах обзор святоотеческого предания об умном делании, рассмотреть основные положения учения об Иисусовой молитве. Подлинник рукописи не сохранился, текст дошел до нас в списках и имел существенные недостатки. С одной стороны, в записях недоставало некоторых важных моментов учения, с другой – имелись неточности в его интерпретации. Надо учесть, что автор не готовил свои записи к публикации в печати, кроме того, текст явно пострадал от рук некомпетентных и недостаточно грамотных переписчиков, привнесших свои ошибки и произвольные вставки. Требовалась основательная переработка всего текстового материала, которая и стала попыткой довести труд, начатый отцом Антонием, до возможной завершенности. Была упорядочена тематическая структура, восполнены недостающие положения аскетического учения, устранены ошибочные и некорректные рассуждения, исправлены неясные и неточные выражения, – вся работа выверялась путем сопоставления со святоотеческими писаниями. В результате воссозданный таким образом текст обрел нынешнюю форму трактата «О молитве Иисусовой».
Следует подчеркнуть, что записи отца Антония, которые велись по причине крайнего дефицита духовной литературы, были обращены не к массовому читателю, а к узкому кругу близких людей, которых пастырь знал лично, за которых нес определенную ответственность перед Богом. Нынешний читатель должен учесть это обстоятельство и, сообразуясь с реальностью, проявить рассудительность. Очевидно, что некоторые особенности наставлений подвижника связаны с тем исключительным положением, в котором находились верующие на рубеже 50–60-х годов, когда после сорокалетних гонений на Церковь начиналась новая волна преследований. Записи предназначались для мирян и монахов, подвизавшихся в миру без наставников и старцев, вне монастырских стен и уставных традиций, при отсутствии духовной литературы, в условиях враждебно настроенной окружающей среды, при вынужденных заботах о своем материальном и социальном положении. Этим могут быть обусловлены некоторые рекомендации, которые не вполне приемлемы в иное время, в других условиях.
Нужно предостеречь читателя от соблазна видеть в публикуемой работе некое универсальное «средство» к овладению молитвой. Трактаты, напоминающие по форме учебные пособия, предлагающие своего рода методу, могут создавать впечатление надежного руководства, давать иллюзию «гарантии» достижения благодатных состояний. Но специальных технологий по стяжанию благодати не существует, не может быть и «инструкций». С нашей стороны необходим личный подвиг, ведущий к обретению молитвы, но провести по этому пути может только Сам Господь. Хотя наша православная традиция знает исихастский метод и зиждется на аскетической практике, тем не менее молитвой нельзя «овладеть», как неким ремеслом, полагаясь на обучение, технику или метод, потому что молитва, по учению Вселенской Церкви и по слову апостола, есть действие Святаго Духа в человеке1430. Потому многое на этом пути определяется индивидуально, по мере исполнения Божественных заповедей, а само продвижение по нему есть синергийное1431 творчество.
Системный подход нужен при постижении теории: «В обучении молитве существует свой порядок, своя система... Отвержение системы при изучении науки служит источником превратных понятий»1432. Но учебные пособия могут дать лишь опорную схему, разметку маршрута. Аналитический подход, условно расчленяющий единый процесс, необходим для теоретического изучения предстоящего пути, чтобы в дальнейшем не заблудиться. Но для тех, кто уже, встав на путь, приступил к деланию, потребно иное. «Когда станете работать над собою, увидите, что все внешние руководства и указания суть только пособия. Что же именно бывает нужно душе или как лучше поступить в том или другом случае, это всякая душа должна решить сама, при помощи Божией благодати, невидимо руководящей ею».
Молитвенная практика не встраивается в жесткие схемы, «потому что духовное дело, подчиняясь системе, необходимо должно терпеть усечение, лишать свободы, свойственной духу, находящемуся под действием и управлением Духа Божия, а не человеческого узаконения»1433. Не будем забывать, что «чтение, как и богомыслие, необходимо, но это все-таки не молитва». Когда мы отправляемся в путь, то «берем карту и изучаем ее. Это нужно для успешного путешествия. Но если мы будем только сидеть и изучать карту, то не продвинемся на своем пути. Молитва – это путь, а книги – это путеводный компас»1434. Поэтому вместе с апостолом Иаковом можем сказать, слегка его перефразируя: как тело без духа мертво, так и молитва мертва без опыта делания1435.
В заключение приведем отзыв авторитетного пастыря о публикуемой нами работе: «К этой книге я отношусь очень положительно и считаю, что в своем молитвенном опыте владыка Антоний отразил святоотеческий дух»1436.
Упомянем также краткую характеристику архимандрита Кирилла (Павлова), высказанную старцем в частном письме к составителю трактата. Благословляя работу над первым выпуском серии «Путь умного делания», отец Кирилл, лично знавший Антония Голынского, так отозвался о нем: «Он на меня произвел хорошее впечатление, владыка благодатный»1437.
* * *
Считаем нужным предупредить читателей о фактах незаконного переиздания1438 трактата «О молитве Иисусовой», нарушающих общепринятые издательские правила и этические нормы. Продукция недобросовестных издателей часто содержит неточности и искажения. Это вынуждает лишний раз напомнить, что любое неправедное дело не бывает благотворным, скорее способно причинить духовный вред.
Прежде всего укажем на «пиратскую» версию трактата, размещенную на нескольких сайтах сети Интернет: «Архиеп. Антоний. О молитве Иисусовой и Божественной благодати». Этот сокращенный и неточный текст изобилует серьезными погрешностями, а некоторые грубые ошибки, касающиеся практических рекомендаций, например в главе о деятельной умно-сердечной молитве, могут способствовать духовному повреждению. Та же сокращенная, ущербная версия из Интернет, не пригодная для тех, кто всерьез интересуется данной темой, помещена в двухтомном сборнике «Жемчужина отцов»1439.
К сожалению, именно эта версия записывается на аудиодиски и тиражируется в виде аудиокниг.
Еще одна Интернет-версия под наименованием «Умное делание. О молитве Иисусовой. Поучения архиеп. Антония (Михайловского)», помещенная на сайте «Исихазм»1440, вообще не поддается каким-либо комментариям, остается только предостеречь от ознакомления с ней.
Предупреждаем также доверчивых пользователей сети Интернет о том, что все варианты «житий» Антония Голынского, которые размещены на сайтах так называемых «катакомбников», не имеют отношения к действительности, а их публикаторы, объявляющие себя «учениками» и «чадами» подвижника, не знакомы с реальной биографией своего «учителя».
Целый ряд одиозных публикаций, содержащих плагиат, осуществил бывший клирик Ростовской-на-Дону епархии священник Владимир Панковец. Помимо плагиата, неточностей и искажений все его издания, в том числе тиражируемые через Интернет, содержат, мягко говоря, не соответствующие действительности факты биографии Антония Голынского1441. Особой оригинальностью отличается книга «Ваш богомолец смиренный старец»1442. Здесь за «богомудрые писания» «архиепископа Антония» составителем выдаются перетасованные отрывки из текстов священноисповедника Афанасия Ковровского, протоиерея Иоанна Журавского, Л. Н. Толстого, Е. Н. Трубецкого, В. С. Соловьева... Книга не подлежит обсуждению, так как содержание ее выходит за пределы здравого смысла1443.
Беспрецедентные по дерзости фальсификации содержат три других издания, составленных В. Панковцом. В первом случае за произведение Антония Голынского выдается хорошо знакомая еще дореволюционным читателям книга «День за днем»1444. Этот дневник умудренного пастырским опытом священника был издан в Санкт-Петербурге в 1908 году, когда 19-летний юноша Тихон Голынский (будущий отец Антоний) еще работал служащим заводской больницы в Юзофке на Донбассе.
Второй случай превосходит самые смелые ожидания. Антонию Голынскому приписан ни больше ни меньше, как известный труд патриарха Сергия (Страгородского) «Православное учение о спасении»1445. В довершение всего В. Панковец кощунственно утверждает, что это патриарх Сергий присвоил себе чужую работу: «труд, написанный архиепископом Антонием Михайловским, издан под авторством патриарха Сергия (Страгородского)», причем патриарх якобы действовал в демоническом помрачении – «по внушению темных сил», поэтому работа и «издана под чужим именем», то есть под именем патриарха Сергия, «а затем неоднократно переиздавалась» в таком виде1446. Напомним, что сочинение архимандрита Сергия (Страгородского) «Православное учение о спасении», рецензентом которого был ректор МДА архимандрит Антоний (Храповицкий), было представлено автором на соискание степени магистра богословия в 1895 году, и уточним, что будущему отцу Антонию Голынскому шел тогда шестой год от роду.
В книге «Забытый святитель»1447 В. Панковец, поделившись всеми своими прежними «открытиями», сообщает о новой сенсации – на сей раз Антоний Голынский зачисляется им в авторы популярной в последние годы книги «Отец Арсений». А вымышленная биография Голынского продолжает обрастать «новооткрытыми» деталями: выясняется, например, что крестил его в младенчестве не кто-нибудь, а патриарх Иерусалимский, и т.п.
Николай Новиков
Напутствие читателю
Дорогие братья и сестры! Вам предстоит знакомство с работой, открывающей далекие горизонты труднейшего пути внутреннего восхождения к Богу. Этот скромный по объему, но предельно насыщенный напряженной духовной мыслью труд поможет многим взыскующим спасения приобщиться к благодатному деланию, поможет устоять в духовной битве.
Одно из достоинств записей, легших в основу этой работы, состоит в том, что их автор – наш современник. Подвижник раскрывает свой личный, обретенный в тяжелые времена гонений, духовный опыт, – удивительным образом перед нами оживает древнейшая аскетическая традиция, уже две тысячи лет возводящая людей от земли к Небу.
За свою жизнь мне довелось немало прочитать на эту тему, и я должен отметить, что в предлагаемой работе мы находим некоторые весьма важные детали молитвенной практики, которые не встретишь в иных источниках. Путь внутреннего делания открыт как для монаха, так и для мирянина, открыт для любого сердца, искренне взыскующего Бога. Особенно важным становится изучение молитвенного пути в наше время, когда окружающая жизнь все агрессивнее навязывает антидуховные ценности и человек все крепче прирастает к земле, все менее устремлен к горнему.
Нет сомнений, что записи истинного молитвенника, проникнутые горячим сочувствием к иноческому подвигу, записи, со тщанием и пониманием воссозданные после утраты рукописи, послужат целебной духовной пищей для всех алчущих Истины.
Протоиерей Георгий Бреев,
настоятель храма Рождества
Пресвятой Богородицы в Крылатском, духовник Московской епархии
* * *
© Новиков Н.М. – составление текста. Полный текст трактата «О молитве Иисусовой» был впервые опубликован в составленной нами книге «О молитве Иисусовой и Божественной благодати» (Красногорск, 2000). Трактат сопровождался развернутыми комментариями составителя. Дальнейшие публикации трактата состоялись в наших книгах «Молитва Иисусова: Опыт двух тысячелетий» (Т. 1. М., 2004) и «Подвиг в миру» (М., 2006). Трактат был также переведен на английский язык и издан в США в книге «Два старца об Иисусовой молитве: Иосиф Исихаст и Антоний Голынский» (USA. 2007).
Тихон Иванович Голынский (1889–1976) был известен среди своей паствы как нелегальный архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский). Биографические сведения о нем см. на с. 826. В связи с отсутствием документального подтверждения ряда фактов биографии Антония Голынского, Издательским Советом РПЦ определено (25.08.2011) впредь в публикациях упоминать о нем как о состоящем в сане священника.
См.: http://izdatsovet.ru/catalog/references/detail.php?REFERENCE=32876 (п. 51).
См.: 1Кор. 12, 3; Рим. 8, 26.
Синергия, синергизм (sunergevw, sunergov») – содействие, помощь, сотрудничество, совместная деятельность. В греческом переводе Нового Завета этот термин употребляется для обозначения тесного, неразрывного взаимодействия Божественных и человеческих сил. В святоотеческих писаниях обозначает совместную деятельность Святого Духа и самого человека в деле совершения его спасения, взаимное проявление Божественной благодати и человеческих усилий, человеческой свободы. Подробнее см.: Зарин С. М. Аскетизм. С. 75, 86–96, 114.
Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. М., 1996. Т. 1. С. 268.
Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь... М., 1996. С. 216; БТ. 1997. № 33. С. 7.
Рафаил (Карелин), архим. Вся жизнь в нашем мире... М., 2005. С. 43.
Ср.: Иак. 2, 26.
Рафаил (Карелин), архим. 2005. http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/143/index.html
Личная переписка. Архив составителя. 1997.
С нарушением Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» № 5351–1 (в ред. ФЗ от 20.07.2004 №72-ФЗ. Наказание предусмотрено по ст. 146 УК РФ: лишение свободы на срок до 6 лет). http://ukru.ru
Жемчужина отцов: в 2 т. / сост. свящ. Сергий Молотков. СПб.: Сатисъ; Держава, 2006.
http://hesychasm.ru/library/antony/index.htm; http://poetica.ru/fulltext.php?t=230
См.: Антоний (Голынский-Михайловский), архиеп. О молитве Иисусовой и Божественной благодати. Путь умного делания. Азов, 2004; Антоний (Михайловский), архиеп. О молитве Иисусовой. Ростов-на-Дону, 2005; Антоний (Голынский-Михайловский), архиеп. Путь умного делания. О молитве Иисусовой и Божественной благодати: в 3 ч. Мелиса, 2008; Антоний (Михайловский), архиеп. Брянский. О молитве Иисусовой: Руководство к деланию. Житомир, 2009; Панковец В., свящ. Забытый святитель: Жизнь и труды архиеп. Брянского Антония (Михайловского). Ростов-на-Дону, 2010; Антоний (Голынский-Михайловский), архиеп. О молитве Иисусовой. Путь умного делания: в 2 т. Издание УПЦ. В последнем из указанных изданий, помимо трактата «О молитве Иисусовой», незаконно перепечатаны наши обширные комментарии к нему и составленные нами заметки о жизни Антония (Голынского). Гриф благословения на публикацию сфальсифицирован. Как подтвердил нам архиеп. Сергий Тернопольский, такого благословения им не преподавалось.
Панковец В. свящ. Ваш богомолец смиренный старец. Азов, 2009.
Укажем на некоторые факты. 1) «Половая похоть» (с. 52–62) – этот текст буквально заимствован В. Панковцом у классика. См.: Толстой Л.Н. Мой путь. Собр. соч. Раздел viii. Половая похоть (в 7 главах). http://biografia.ru/cgi-bin/names.pl?oaction=show&letter=771
2) «Забытый путь...» (с. 63–88) – представляет собой выписки из книги: Журавский Иоанн, прот. О внутреннем христианстве: Тайна Царствия Божия, или забытый путь опытного богопознания. См.: http://hesychasm.ru/library/juravski/sod.htm
3) «Мысли о спасении» (с. 175–195) – не что иное, как выписки (с ошибками и искажениями) из книги: Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. См.: http://koob.ru/trubeckoy_ye/smisl_jizni_trubeckoy
4) «К тем, которые соблазняются» (с. 284–288) и «Должно возносить...» (с. 289) – это перепечатки (с ошибками) фрагментов из общеизвестного 2-го Послания епископа Афанасия Ковровского (Сахарова) от 9/22.05.1955. См.: Акты Святейшего Патриарха Тихона. М.: ПСТБИ, 1994. С. 790–793.
5) Стихотворение «Милый друг» (с. 296) принадлежит перу Соловьева В.С. и написано в 1892 г., когда Голынскому было 3 года от роду (последние 4 строки – произвольная вставка). См.: http://litera.ru/stixiya/authors/solovev/milyj-drug-il.html
6) Раздел «Воспоминания духовных чад», составленный В. Панковцом, частично представляет собой незаконную перепечатку из нашей книги (Новиков Н.М. О молитве Иисусовой и Божественной благодати. Красногорск, 2000), дополненную произвольными домыслами, противоречащими документальным данным.
См.: Антоний Михайловский, архиеп. День за днем: Дневник православного священника. Ростов-на-Дону, 2009.
См.: Антоний Михайловский, архиеп. О личном спасении. Ростов-на-Дону, 2009.
Антоний Михайловский, архиеп. О личном спасении. 2009. С. 111; Антоний Михайловский, архиеп. День за днем. 2009. С. 13.
Панковец В., свящ. Забытый святитель: Жизнь и труды архиеп. Брянского Антония (Михайловского; 1889–1976). Ростов-на-Дону, 2010.