протопресвитер Николай Николаевич Афанасьев

Границы Церкви (план книги)204

Таково заглавие и тема моей книги, над которой я работаю в настоящее время. Эта работа – продолжение моей книги «Ecclesia Spiritus Sancti», которую я представил Православному богословскому институту в качестве докторской диссертации205. Тема Церкви существенна для экуменического движения наших дней, которое в своем основном аспекте является экклезиологическим движением и цель которого – единство Церкви. Эта цель требует прежде всего решения вопроса о границах Церкви, насколько это возможно.

Проблема границ Церкви может быть решена только путем исторического исследования. Древняя церковь не знала «экуменической проблемы» в ее нынешнем виде. Однако вопрос о единстве Церкви был одной из главных тем богословия с первых дней существования Церкви, хотя в разные эпохи исторического бытия Церкви он ставился по-разному. Впервые он был решительно поставлен св. Киприаном Карфагенским в виде проблемы принятия в Церковь еретиков и раскольников. Для нашего сознания эта проблема потеряла свою остроту, но вопрос о единстве церквей, который лежал в ее основании, по-прежнему актуален. Поэтому, рассматривая этот вопрос, нельзя пренебрегать его началом в истории, то есть спорами о крещении в Древней церкви.

Моя книга будет содержать следующие главы:

1) «Принятие еретиков и раскольников в Церковь». Анализ решений соборов приводит нас к заключению о неустойчивости практики восточной церкви.

2) «Extra ecclesiam nulla salus» («вне Церкви нет спасения». – Пер.). Эта глава будет посвящена изложению аргументации св. Киприана. Из двух его важных аргументов («Церковь одна» и «таинства совершаются в Церкви») второй неоспорим. Нельзя пересмотреть первый, не изложив учения о Церкви апостола Павла и отцов Церкви, предшественников св. Киприана.

3) «Церковь Божия во Христе». Эта глава, центральная в моей книге, будет посвящена учению о единстве Церкви у апостола Павла и евангелистов. В ней я прихожу к выводу, что учение апостола Павла – исключительно евхаристическое. В то же время я констатирую, что понятие вселенской церкви не существует у апостола Павла независимо от понятия местной церкви, но одно тесно связано с другим.

4) «Кафолическая Церковь». Этот термин впервые появляется у св. Игнатия Антиохийского. Глава 4 будет посвящена анализу его учения о «Кафолической Церкви».

5) «Catholica». Эта глава будет посвящена изложению учения св. Киприана Карфагенского о вселенской («кафолической») церкви. Его учение является отправным пунктом для разработки универсальной экклезиологии, построенной на принципе единства епископата. С этого времени Евхаристия перестает быть существенным «моментом» в Церкви и епископальная экклезиология заменяет экклезиологию евхаристическую (которую мы находим у апостола Павла).

6) «Границы Церкви». Две системы экклезиологии, универсальная и евхаристическая, по – разному определяют границы Церкви. Первая исходит из единства епископата, вторая – из учения о единстве Евхаристии.

7) «Современная проблема единства Церкви и воссоединения церквей». Соединение церквей зависит от учения о единстве, которое по-разному определяется в двух экклезиологических системах. Для разрешения проблемы единства церквей мы должны, прежде всего, рассмотреть и оценить нынешнее состояние христианского мира, без чего нельзя говорить о его объединении. Эта оценка отличается в двух экклезиологических системах, и пути, ведущие к единству, видятся, соответственно, по – разному. На мой взгляд, единство христианского мира, насколько оно достижимо в истории, может быть осуществлено только при условии возврата к евхаристическому пониманию Церкви и ее единства.

Париж, 30 марта 1950

* * *

204

Les Limites de l’figlise // Pensöe orthodoxe. 1968, № 13, p. 1–2. Этот набросок был опубликован в качестве предисловия к французскому переводу статьи «L’Eglise Dieu dans le Christ» (см. ниже в настоящем издании под названием «Церковь Божия во Христе»). Обратный перевод с французского сделан свящ. Филиппом Парфеновым. К заглавию плана переводчик на французский сделал следующее примечание:

«Мы публикуем здесь в качестве предисловия план большой работы, представленной отцом Николаем Афанасьевым Богословскому институту в 1950 г. О. Николай написал то, что соответствует приблизительно четырем главам этого плана. Затем, занятый публикацией кратких и доступных более широкому читателю работ (особенно на французском), он оставил свой труд о “границах Церкви”.

Начало первой главы было опубликовано по-русски: Границы Церкви // Православная мысль. 1949, № 7, с. 17–36. Четвертая глава была опубликована по-русски: Кафолическая Церковь // Православная мысль. 1957, № 11, с. 17–44.

Настоящая работа представляет собой третью главу плана. Мы ее публикуем в первую очередь, потому что она важна для мировоззрения о. Николая Афанасьева, и сам он ее рассматривал как центральную в “Границах Церкви”.

По многим черновикам и вариантам этой главы, которые мы нашли в бумагах о. Николая Афанасьева, можно видеть, до какой степени он дорожил этим исследованием об учении апостола Павла о Церкви. Он вдохновлялся им в своих наиболее важных работах, как, например, “Таинство собрания”, “Трапеза Господня”, “Церковь, председательствующая в любви” и, особенно, в “Una Sancta”, которая в то же время и в некоторой степени есть резюме и заключение “Границ Церкви”.

Мы хотим здесь выразить нашу признательность отцам монастыря в Шеветони, а также профессору А. Фирилласу за оказанную нам помощь в редактировании этого труда».

205

Первые три главы опубликованы как «Служение мирян в Церкви» (Париж, 1955), окончательный вариант – посмертно с русским заглавием «Церковь Духа Святого» (Париж, 1971). – Ред



Источник: Церковь Божия во Христе : сборник статей / протопресвитер Николай Афанасьев ; [сост.: А. А. Платонов, В. В. Александров] ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2015. - 699 с. ISBN 978-5-7429-0982-8

Вам может быть интересно:

1. Церковь, первенствующая в любви протопресвитер Николай Николаевич Афанасьев

2. Об истинах православно-Христовой веры и Церкви – К святитель Тихон Задонский

3. Философия правды – Образы правления архимандрит Гавриил (Воскресенский)

4. Эллинизм и христианство – Глава XV. Апология Оригена: ее достоинства и недостатки профессор Анатолий Алексеевич Спасский

5. Речь бывшего ректора Московской Семинарии, Заиконоспасского монастыря архимандрита Леонида, при наречении его во Епископа Дмитровского, Викария Московской Митрополии архиепископ Леонид (Краснопевков)

6. Неизвестное полемическое сочинение против папских притязаний в Юго-Западной России профессор Стефан Тимофеевич Голубев

7. Разбор суждений критики о религиозных верованиях, какие имел Израильский народ во времена, предшествовавшие так называемым первым пророкам – писателем профессор Фёдор Герасимович Елеонский

8. Письмо к М.П. Погодину Александр Матвеевич Бухарев

9. Греко-римский политеизм и христианство Пётр Иванович Цветков

10. Вознесение Господне священномученик Сергий Мечёв

Комментарии для сайта Cackle