Азбука веры Православная библиотека профессор Николай Иванович Барсов Из новооткрытых памятников первобытной христианской проповеди


профессор Николай Иванович Барсов

Из новооткрытых памятников первобытной христианской проповеди

Нижеследующее «слово св. Аристида философа о благоразумном разбойнике» должно быть признано в высшей степени замечательным произведением древнейшей христианской литературы, как первый по времени из известных доселе памятников письменной церковной проповеди, сохранившихся до настоящаго времени (не позже 125 г.). В последнее время (Мелер, Гефеле), правда, признано считать проповедию же известное, так называемое) второе послание св. Климента, епископа римскаго († 101 г.) к Коринфянам, найденное в знаменитом александрийском кодексе Библии 5-го века и изданное еще в 1633 году. Но во первых, хотя оно несомненно весьма древнее, принадлежность его Клименту многими оспаривается (Гильгенфельд, Дрессель, Гефеле относят его происхождение ко временам Марка Аврелия, т. е. к 160–180 гг.); Евсевий говорит, что оно не было известно в древности (Ц.И. кн.3, гл.38), а Иероним прямо заявляет, что оно отвергалось древними (о знам.мужах, гл.15). Во-вторых, и главное, в этом послании к Коринфянам, как оно обыкновенно надписывается, можно лишь гипотетически находить некоторые слабые признаки проповедническаго характера (обыкновенно указывают на слово «братия», встречающееся в нем, хотя такое обращение, еще более свойственно посланиям (например, апостольским), чем проповедям, на слова: «если мы скучаем об этом как о чем малом, то грешим») и лишь в виде предположения можно допустить, что оно первовачально было гомилией, а потом переработано в обычную литературную форму первобытнаго христианскаго учительства – послание, причем от первоначальнаго вида проповеди сохранились лишь слабые следы. Другое дело – слово св. Аристида. Оно несомненно относится к самому началу 2-го века и представляет церковную проповедь, произнесенную в собрании верующих и сохранившуюся неприкосновенно в своем первоначальном виде. Аристид доселе был известен, по свидетельствам Евсевия (Ц.И. кн.4, гл.3) и Иеронима (о знам.мужах, гл. 20) единственно как апологет, представивший свою апологию императору Адриану в 123–125 гг., хотя самая апология его и не была до последнего времени найдена. В 1878 году монахи армянскаго монастыря св. Лазаря, ордена Мхитаристов (на острове Лидо, близ Венеции), нашли значительный отрывок из этой апологии в древнем пергаментном списке, относящемся к 430 году армянской эры, или к 981 г. нашего летосчисления. В тоже время в другой рукописи армянской 12 века найдено ими и издаваемое ныне на русском языке слово Аристида (отрывок из апологии издан на русском языке еще в 1879 году г. Эминым, в «Православном Обозрении»). Оба произведения Аристида отцы Мхитаристы издали в Венеции в 1878 году в армянском тексте и латинском переводе, посвятив свое издание знаменитому кардиналу Дюпанлу, под заглавием: Sancti Aristidis philosophi Atheniensis sermones duo. Кардинал Питра в своем капитальном издании Analecta sacra spicilegio solismensi parata, t. 4, patres antenicenae orientales, 1883 г. Parisiis, воспроизводит оба эти сочинения Аристида с новым латинским переводом и с присоединением двух кратких цитат из других, доселе ненайденных сочинений Аристида – причем мы узнаем о существовании третьяго доселе неизвестнаго сочинения Аристида «послания ко всем философам» (epistola ad omnes philosophos). В своем переводе с латинского мы придерживались больше издания Питры, чем оо. Мхитаристов. Разделение слова на параграфы принадлежит изданию Питры. Западная церковно-историческая журналистика в свое время восторженно приветствовала обе находки оо. Мхитаристов и дала им полную цену. Во Франции о них писали Бонар, Ренан и особенно подробно T. Doulcet (см. Revue des questions historique, octobre 1880 г., а также annales de philosophie chretienne, mars, 1881, p. 555), в Германии Гимпел, O. Гебгардт и Ад. Гарнак (см. Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, Lipsiae 1882) и т. д.

Кстати заметим, что едва ли небольшая часть вновь найденных Питрой и его сотрудниками памятников христианской литературы трех первых веков, изданных им в четырех обемистых томах его analecta sacra spicilegio solismensi parata, в высшей степени замечательных, хотя доселе не обследованных должным образом патрологами, а в русской патристической литературе вовсе неизвестных даже по названию, найдена им главным образом в древних армянских кодексах. Это нисколько неудивительно, если вспомним, что Армения раньше многих внепалестинских стран уведала Господа Христа и долго была государством независимым. Но замечательно, что изучение армянских рукописей (как и сирских, после Ассемани, издавших творения Ефрема Сирина) разных библиотек, как видно из пролегомен в издании Питры, ведется доселе настолько слабо, что не все эти рукописи, даже в известных библиотеках, должным образом каталогизованы. Сколько еще работы археологам-патрологам впереди! И какия, может быть, ценные ожидают науку в будущем открытия в области древнейшей письменности! Не забудем, что патрология насчитывает до шестидесяти имен (Pitra, Analecta, t. 2, prolegomena, p. 7) писателей от трех первых веков христианства, бывших в свое время знаменитыми, творения которых известны доселе лишь по упоминаниям о них у древних христианских историков и писателей...


Источник: Христианское чтение. 1887. №3-4. С. 399-401

Вам может быть интересно:

1. О возможных улучшениях в современной нашей церковной проповеди профессор Николай Иванович Барсов

2. Русская проповедь в XV и XVI веках протоиерей Павел Николаевский

3. Проповедническая деятельность Филарета (Дроздова), в бытность его архиепископом Тверским и Ярославским профессор Иван Николаевич Корсунский

4. Проповеди митрополит Сергий (Ляпидевский)

5. К вопросу о проповеднических трудах Никифора Феотоки в бытность его архиепископом Астраханским и Ставропольским профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

6. Из истории христианской проповеди: очерки и исследования митрополит Антоний (Вадковский)

7. О стиле в проповеди профессор Георгий Петрович Федотов

8. Слово в день Богоявления. О возрождении протоиерей Николай Гроссу

9. Памяти прот. А. В. Горского профессор Николай Александрович Заозерский

10. Речь ректора Казанской духовной академии архимандрита Никанора (Бровковича) по наречении его во епископа архиепископ Никанор (Бровкович)

Комментарии для сайта Cackle