Азбука веры Православная библиотека профессор Николай Никанорович Глубоковский Был ли допущен Иуда предатель к соучастию в самом Таинстве Евхаристии при установлении его Господом Спасителем на Тайной вечери
Распечатать

профессор Николай Никанорович Глубоковский

Был ли допущен Иуда предатель к соучастию в самом Таинстве Евхаристии при установлении его Господом Спасителем на Тайной вечери

По этому вопросу издревле существовали разные мнения: одни отвечали положительно, другие отрицательно; в новейшее время к ним присоединилось еще третье решение в том смысле, что Иуда был удостоен приобщения только хлеба, но не вина, как некоторые понимают и слова девятой песни на повечерии в великую среду: «руце простерт еси, имиже хлеб приял еси нетления, прияти сребренники» и т. д. Отсюда ясно, что вопрос этот не настолько прост, и мы предлагаем лишь фактические: справки.

Евангелисты Матфей и Марк сообщают о знамении к изобличению Иуды пред установлением таинства (Мф.XXVI:25–26 и сл; Мк.XIV:20, 22 и сл.), но ничего не говорят ни о совершении этого знамения, ни о самом удалении предателя, хотя его уход предполагается необходимо (Мф.XXVI:47; Мк.XIV:43). О первом точно передается у св. Иоанна Богослова (Ин.XIII:26, 27), причем, несомненно, что это было уже во время возлежания (Ин.XIII:28) учеников на вечери (Ин.XIII:2). О значении последней можно судить по тому, что в Евангелии Луки речь о предательстве ведется (Лк.XXII:21 и сл.) после рассказа о преломлении хлеба и раздаянии его всем двенадцати возлежавшим Апостолам (Лк.XXII:14). Отсюда вытекает, что и Иуда присутствовал при этом акте, но это послужило лишь к окончательному (ср. Лк.XXII:3) сатанинскому ожесточению его, и теперь Господь дозволяет ему совершить то, что для него стало неотвратимо (Ин XIII:27). Но чаша была преподана уже по вечери (μεττδειπνήσαι: Лк.XXII, 20), когда в «горнице» не было предателя, который – поэтому – не мог удостоиться завета искупительной крови Христовой, что и вполне понятно в виду его решительной демонической неисправимости.

При этом замечательно, что все три первые Евангелиста упоминают о словах Господа насчет соучастия Его с учениками в царстве Божием или Отца лишь по отношению к вину (Мф.XXVI:29; Мк.XIV:25; Лк.XXII:18) и установление «нового завета» приурочивают именно к чаше (Мф. XXVI:28; Мк.XIV:24; Лк.XXII:20), а Матфей и Марк (Мф.XXVI:27; Мк.XIV:23) прибавляют, что при раздаянии ее Христос нарочито прибавил, чтобы пили из нее все.

На основании этих данных представляется вероятным думать, что Иуда был удостоен участия в завете таинства искупления, но не восприял залога спасения. Это согласуется и с тем догматическим воззрением, что искупление смертью Господа было совершено за всех, а омытие Его спасительною кровью подается одним уверовавшим и верующим.


Источник: Глубоковский Н. Н. Был ли допущен Иуда предатель к соучастию в самом таинстве Евхаристии – при установлении его Господом Спасителем на тайной вечери? // Христианское чтение. 1897. № 5. С. 812-813.

Комментарии для сайта Cackle