Азбука веры » Православная библиотека » профессор Николай Никанорович Глубоковский

профессор Николай Никанорович Глубоковский

Жизнеописания

Отзывы и рецензии

Патрология

Педагогика

Священная история

Священное Писание Ветхого Завета

Статьи

Священное Писание Нового Завета

История Русской Православной Церкви

Переводы Священного Писания

профессор Николай Никанорович Глубоковский

профессор Николай Никанорович Глубоковский (6.12.1863–18.03.1937)

Детские годы и юношество

Николай Никанорович Глубоковский родился в семье Православного священника, Глубоковского Никанора Петровича, в селе Кичменгский Городок Вологодской губернии, 6 декабря 1863 года. Можно сказать, что в его роду существовала определенная династическая преемственность: в своё время в местной Спасо-Преображенской церкви служили его прадед и дед.

Николай был седьмым ребенком в семье. Своего отца он лишился ещё в раннем детстве, будучи двухлетним ребенком. Так случилось, что после этого события он воспитывался в доме своей старшей сестры, Анны, — супруги пастыря Василия Попова, служившего приблизительно в 20 верстах от Кичменского Городка, при погосте Кобыльское-Ильинское.

В период с 1870 по 1873 год Николай обучался в церковно-приходской школе, а затем, с 1873 по 1878, продолжил образование в Никольском духовном училище. К учёбе он относился старательно и ответственно. Помимо внутреннего, свойственного ему стремления к знаниям к этому обязывало то удручающее материальное положение, в котором находилась его родная семья. Как сам он впоследствии вспоминал, если бы не образование, которое он получил при помощи родственников, он, скорее всего, остался бы работать деревенским пастухом.

Обучение в семинарии и академии. Дальнейшие шаги

В 1884 году Николай закончил Вологодскую духовную семинарию, в которую поступил в 1878 году, а потом продолжил учиться в Московской духовной академии. Случилось, что он вступил в конфликт с руководством, настолько серьёзный, что его даже отчислили. Правда, Промыслом Божьим, потом его вновь восстановили. Тем не менее в результате вынужденного перерыва закончить академию Николай смог лишь на год позже, в 1889 году.

Из академии он выпустился кандидатом богословия. Надо сказать, что впоследствии Глубоковский озвучил в своих воспоминаниях о Московской академии нелицеприятные и резкие слова. Так, он называл руководителей невеждами и лжепрофессорами, раскрывал их некрасивые черты.

В период с июня 1889 года по август 1890 года он был профессорским стипендиатом МДА, повышал уровень знаний при кафедре общей церковной истории (специализировался на церковной истории V - VI веков, институте папства).

Преподавательская деятельность Николая Глубоковского

С октября 1890 года по октябрь 1891 года Н. Глубоковский преподавал в Воронежской духовной семинарии Священное Писание Нового Завета.

В июле 1890 года он удостоился учёной степени магистра богословия МДА, защитив диссертацию на тему жизни и литературной деятельности блаженного Феодорита Кирского. Переведенные им на русский язык письма Феодорита впоследствии были опубликованы и получили широкую огласку на Руси.

Благодаря диссертации Н. Глубоковский сделался знаменитым. Его труд получил признание целого ряда авторитетных ученых, в том числе берлинского профессора Адольфа Гарнака, хотя некоторые фрагменты этой работы всё же не остались без объективной критики.

С октября 1891 года Николай Никанорович являлся доцентом в Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре Священного Писания Нового Завета. В ноябре 1894 года он удостоился должности экстраординарного профессора, а в январе 1898 года стал, наконец, ординарным профессором, доктором богословия.

По утверждении нового академического устава, имевшего случиться в 1910 году, и разделении единой кафедры Священного Писания Нового Завета на две, Н. Н. Глубоковский занял одну из вновь созданных. В 1916 году он получил звание заслуженного ординарного профессора.

Одновременно с академической деятельностью, Николай Никанорович принимал активное участие в прочих церковных делах: с ноября 1893 по май 1894 года работал помощником редактора известного издания «Церковный Вестник», а также «Христианского чтения»; с 1904 по 1911 годы трудился редактором «Православной Богословской энциклопедии»; в 1907-1908 годах участвовал в Совещаниях при Святейшем Синоде, посвященных вопросам реорганизации деятельности духовных школ, реформы органов церковного управления; с 1911 года был членом Училищного совета при Святейшем Синоде.

Кроме того в 1909 году Николай Николаевич был избран членом-корреспондентом РАН.

Жизнь и деятельность Н. Глубоковского после Октябрьской революции

С наступлением революции и последовавшим за нею кровавым лихолетьем Православная Церковь оказалась в фокусе атеистической пропаганды, на острие богоборческой политики светских властей. Наступили тяжелые времена.

К тому, что происходило в стране, а особенно к тому, как государство относилось к христианству, к священнослужителям и ревностным мирянам, Глубоковский отнёсся крайне негативно. Однако, первое время он продолжал жить и работать в новой стране. Между тем уже с начала 1919 года он стал вынашивать замысел об эмиграции.

Весной 1918 года Николай Никанорович наряду с группой единомышленников предпринял инициацию присоединения духовной академии (тогда уже называвшейся Петроградской) к Петроградскому университету. Он всячески способствовал реализации этого проекта: разрабатывал необходимые документы, участвовал в заседаниях, выносил предложения по существу.

В сентябре-декабре того же года, по приглашению архиепископа Натана Сёдрблома, проканцлера Упсальского университета, он пребывал в Швеции, читал лекции.

С марта 1919 года и вплоть до своего отъезда в эмиграцию Н. Н. Глубоковский числился архивариусом в Едином государственном архивном фонде.

27 ноября 1920 года он вступил в брак со вдовой профессора А. Лебедева, Анастасией Васильевной.

Жизнь в эмиграции

Шло время. Возникшее ранее желание покинуть Россию становилось всё крепче и крепче. Весть о расстреле большевиками его старшего брата, Александра, ещё более утвердила его в правильности нелегкого выбора. Произошло это летом, в 1919 году.

В 1921 году, 29 августа, Глубоковский выехал в Финляндию, оттуда в Германию, а затем перебрался в город Прагу. В 1922-23 году он переехал в Сербию, где занял должность профессора Белградского университета. Немного спустя, в июне 1923 года, он переселился Софию, получив предварительно предложение на место профессора в в Софийском университете.

Пребывая за рубежом, Н. Глубоковский занимал активную позицию в деле защиты и отстаивания интересов Православной Церкви: выступал на различных собраниях, конференциях, встречах, включая международные, писал для печати о положении Церкви в советской России,

В 1929 году его избрали членом-корреспондентом Болгарской Академии наук.

18 марта 1937 года Николай Никанорович умер, вдали от Родины, в приютившем его городе Софии.

Опубликованные труды

Николай Глубоковский является автором многочисленных работ. Всего их насчитывают более ста. Среди его писательских трудов встречаются и статьи на различные темы, и фундаментальные исследования, и сочинения, посвященные частным богословским вопросам, в том числе специфические (см., например: Библейский греческий язык в писаниях Ветхого и Нового завета; Благовестие св. апостола Павла и иудейско-раввинское богословие; Современное состояние и дальнейшие задачи изучения греческой Библии в филологическом отношении)

Среди прочих творений особого внимания заслуживают: Вера по учению святого апостола Павла; Искупление и Искупитель; Лекции по Священному Писанию Нового завета. Том 1; Православие по его существу; Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии; Благовестие христианской славы в Апокалипсисе св. Апостола Иоанна Богослова и др.

Труды

  • Преображение Господа, М., 1888
  • Опыт русской обработки материала для жизнеописания св. Апостола Павла СПб., 1894
  • Благовестие христианской свободы в Послании св. ап. Павла к Галатам. СПб., 1902.
  • Благовестие св. Апостола Павла по его происхождению и существу: Библейско-богословское исследование: Кн. 1—3., СПб.: Тип. Монтвида, 1905—1912.
  • Книга 1. Спб., 1905
  • Послание к Евреям и историческое предание о нем // Годишник на Софийский университет, кн. 14, 1936-1937. София, 1937, 62 с.
  • Блаженный Феодорит Кирский. Его жизнь и литературная деятельность. т. I.т. II. М. 1890.
  • Св. Лука, евангелист и дееписатель. София, 1932.
  • Благовестие Христовой Славы в Апокалипсисе св. ап. Иоанна Богослова. Джорданвиль, 1966.
  • Христианское единение и богословское просвещение в православной перспективе.// Путь. — 1926. — № 4. — С. 139-144
  • Ветхозаветный закон его происхождению, предназначению и достоинству.// Путь. — 1928. — № 10. — С. 43-52
  • Бог – Слово//Православная мысль. — 1928. — №1. — С.89-121
  • Вместо эпилога к моей полемике о 34-м Апостольском правиле // Богословский вестник. Сергиев Посад 1908. Т. 1. № 2. С. 396-399 (2-я пагин.).
  • Православие по его существу // Отдельный оттиск из журнала "Церковь и время", 1991, № 1
  • Ходатай Нового Завета (Экзегетический анализ Евр. I, 1-5.) // Сергиев Пасад. 1915
  • Христос и ангелы. // Христианское чтение. Спб. 1915 г. №№ 1 и 2, стр. 3-21, 153-174
  • Вера по учению св. ап. Павла.//Христианское Чтение. СПб., май 1902 г.
  • Искупление и Искупитель. СПб., 1917
  • Христово уничижение и наше спасение (Библейско-экзегетический анализ Филип 2, 5-11) София (Болгария), 1929
  • Греческий язык Нового Завета в свете современного языкознания. СПб., 1915
  • Библейский греческий язык в писаниях Ветхого и Нового завета. Киев, 1914