Азбука веры » Православная библиотека » профессор Николай Никанорович Глубоковский

профессор Николай Никанорович Глубоковский

140 лет со дня рождения профессора Санкт-Петербургской Духовной академии Н.Н. Глубоковского В. Алексеев, студент СПбДС 218 

[Рецензия] Н. Н. Глубоковский. Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу муч. Иоанн Попов 22 

Профессор Николай Никанорович Глубоковский священник Дмитрий Юревич 611 

Профессор Николай Никанорович Глубоковский А.И. Сидоров 231 

Библейско-богословские сочинения

Исторические, биографические и церковно-публицистические сочинения

Издания и переводы

профессор Николай Никанорович Глубоковский

профессор Николай Никанорович Глубоковский (6.12.1863–18.03.1937)

Детские годы и юношество

Николай Никанорович Глубоковский родился в семье Православного священника, Глубоковского Никанора Петровича, в селе Кичменгский Городок Вологодской губернии, 6 декабря 1863 года. Можно сказать, что в его роду существовала опредёлнная династическая преемственность: в своё время в местной Спасо-Преображенской церкви служили его прадед и дед.

Николай был седьмым ребенком в семье. Своего отца он лишился ещё в раннем детстве, будучи двухлетним ребенком. Так случилось, что после этого события он воспитывался в доме своей старшей сестры, Анны, — супруги пастыря Василия Попова, служившего приблизительно в 20 верстах от Кичменского Городка, при погосте Кобыльское-Ильинское.

В период с 1870 по 1873 год Николай обучался в церковно-приходской школе, а затем, с 1873 по 1878, продолжил образование в Никольском духовном училище. К учёбе он относился старательно и ответственно. Помимо внутреннего, свойственного ему стремления к знаниям к этому обязывало то удручающее материальное положение, в котором находилась его родная семья. Как сам он впоследствии вспоминал, если бы не образование, которое он получил при помощи родственников, он, скорее всего, остался бы работать деревенским пастухом.

Обучение в семинарии и академии. Дальнейшие шаги

В 1884 году Николай закончил Вологодскую духовную семинарию, в которую поступил в 1878 году, а потом продолжил учиться в Московской духовной академии. Случилось, что он вступил в конфликт с руководством, настолько серьёзный, что его даже отчислили. Правда, Промыслом Божьим, потом его вновь восстановили. Тем не менее в результате вынужденного перерыва закончить академию Николай смог лишь на год позже, в 1889 году.

Из академии он выпустился кандидатом богословия. Надо сказать, что впоследствии Глубоковский озвучил в своих воспоминаниях о Московской академии нелицеприятные и резкие слова. Так, он называл руководителей невеждами и лжепрофессорами, раскрывал их некрасивые черты.

В период с июня 1889 года по август 1890 года он был профессорским стипендиатом МДА, повышал уровень знаний при кафедре общей церковной истории (специализировался на церковной истории V - VI веков, институте папства).

Преподавательская деятельность Николая Глубоковского

С октября 1890 года по октябрь 1891 года Н. Глубоковский преподавал в Воронежской духовной семинарии Священное Писание Нового Завета.

В июле 1890 года он удостоился учёной степени магистра богословия МДА, защитив диссертацию на тему жизни и литературной деятельности блаженного Феодорита Кирского. Переведенные им на русский язык письма Феодорита впоследствии были опубликованы и получили широкую огласку на Руси.

Благодаря диссертации Н. Глубоковский сделался знаменитым. Его труд получил признание целого ряда авторитетных ученых, в том числе берлинского профессора Адольфа Гарнака, хотя некоторые фрагменты этой работы всё же не остались без объективной критики.

С октября 1891 года Николай Никанорович являлся доцентом в Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре Священного Писания Нового Завета. В ноябре 1894 года он удостоился должности экстраординарного профессора, а в январе 1898 года стал, наконец, ординарным профессором, доктором богословия.

По утверждении нового академического устава, имевшего случиться в 1910 году, и разделении единой кафедры Священного Писания Нового Завета на две, Н. Н. Глубоковский занял одну из вновь созданных. В 1916 году он получил звание заслуженного ординарного профессора.

Одновременно с академической деятельностью, Николай Никанорович принимал активное участие в прочих церковных делах: с ноября 1893 по май 1894 года работал помощником редактора известного издания «Церковный Вестник», а также «Христианского чтения»; с 1904 по 1911 годы трудился редактором «Православной Богословской энциклопедии»; в 1907-1908 годах участвовал в Совещаниях при Святейшем Синоде, посвященных вопросам реорганизации деятельности духовных школ, реформы органов церковного управления; с 1911 года был членом Училищного совета при Святейшем Синоде.

Кроме того в 1909 году Николай Николаевич был избран членом-корреспондентом РАН.

Жизнь и деятельность Н. Глубоковского после Октябрьской революции

С наступлением революции и последовавшим за нею кровавым лихолетьем Православная Церковь оказалась в фокусе атеистической пропаганды, на острие богоборческой политики светских властей. Наступили тяжелые времена.

К тому, что происходило в стране, а особенно к тому, как государство относилось к христианству, к священнослужителям и ревностным мирянам, Глубоковский отнёсся крайне негативно. Однако, первое время он продолжал жить и работать в новой стране. Между тем уже с начала 1919 года он стал вынашивать замысел об эмиграции.

Весной 1918 года Николай Никанорович наряду с группой единомышленников предпринял инициацию присоединения духовной академии (тогда уже называвшейся Петроградской) к Петроградскому университету. Он всячески способствовал реализации этого проекта: разрабатывал необходимые документы, участвовал в заседаниях, выносил предложения по существу.

В сентябре-декабре того же года, по приглашению архиепископа Натана Сёдрблома, проканцлера Упсальского университета, он пребывал в Швеции, читал лекции.

С марта 1919 года и вплоть до своего отъезда в эмиграцию Н. Н. Глубоковский числился архивариусом в Едином государственном архивном фонде.

27 ноября 1920 года он вступил в брак со вдовой профессора А. Лебедева, Анастасией Васильевной.

Жизнь в эмиграции

Шло время. Возникшее ранее желание покинуть Россию становилось всё крепче и крепче. Весть о расстреле большевиками его старшего брата, Александра, ещё более утвердила его в правильности нелегкого выбора. Произошло это летом, в 1919 году.

В 1921 году, 29 августа, Глубоковский выехал в Финляндию, оттуда в Германию, а затем перебрался в город Прагу. В 1922-23 году он переехал в Сербию, где занял должность профессора Белградского университета. Немного спустя, в июне 1923 года, он переселился Софию, получив предварительно предложение на место профессора в в Софийском университете.

Пребывая за рубежом, Н. Глубоковский занимал активную позицию в деле защиты и отстаивания интересов Православной Церкви: выступал на различных собраниях, конференциях, встречах, включая международные, писал для печати о положении Церкви в советской России,

В 1929 году его избрали членом-корреспондентом Болгарской Академии наук.

18 марта 1937 года Николай Никанорович умер, вдали от Родины, в приютившем его городе Софии.

Опубликованные труды

Николай Глубоковский является автором многочисленных работ. Всего их насчитывают более ста. Среди его писательских трудов встречаются и статьи на различные темы, и фундаментальные исследования, и сочинения, посвященные частным богословским вопросам, втом числе специфические (см., например: Библейский греческий язык в писаниях Ветхого и Нового завета; Благовестие св. апостола Павла и иудейско-раввинское богословие; Современное состояние и дальнейшие задачи изучения греческой Библии в филологическом отношении)

Среди прочих творений особого внимания заслуживают: Вера по учению святого апостола Павла; Искупление и Искупитель; Лекции по Священному Писанию Нового завета. Том 1; Православие по его существу; Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии; Благовестие христианской славы в Апокалипсисе св. Апостола Иоанна Богослова и др.

Труды

  • Преображение Господа, М., 1888
  • Опыт русской обработки материала для жизнеописания св. Апостола Павла СПб., 1894
  • Благовестие христианской свободы в Послании св. ап. Павла к Галатам. СПб., 1902.
  • Благовестие св. Апостола Павла по его происхождению и существу: Библейско-богословское исследование: Кн. 1—3., СПб.: Тип. Монтвида, 1905—1912.
  • Книга 1. Спб., 1905
  • Послание к Евреям и историческое предание о нем // Годишник на Софийский университет, кн. 14, 1936-1937. София, 1937, 62 с.
  • Блаженный Феодорит Кирский. Его жизнь и литературная деятельность. т. I.т. II. М. 1890.
  • Св. Лука, евангелист и дееписатель. София, 1932.
  • Благовестие Христовой Славы в Апокалипсисе св. ап. Иоанна Богослова. Джорданвиль, 1966.
  • Христианское единение и богословское просвещение в православной перспективе.// Путь. — 1926. — № 4. — С. 139-144
  • Ветхозаветный закон его происхождению, предназначению и достоинству.// Путь. — 1928. — № 10. — С. 43-52
  • Бог – Слово//Православная мысль. — 1928. — №1. — С.89-121
  • Вместо эпилога к моей полемике о 34-м Апостольском правиле // Богословский вестник. Сергиев Посад 1908. Т. 1. № 2. С. 396-399 (2-я пагин.).
  • Православие по его существу // Отдельный оттиск из журнала "Церковь и время", 1991, № 1
  • Ходатай Нового Завета (Экзегетический анализ Евр. I, 1-5.) // Сергиев Пасад. 1915
  • Христос и ангелы. // Христианское чтение. Спб. 1915 г. №№ 1 и 2, стр. 3-21, 153-174
  • Вера по учению св. ап. Павла.//Христианское Чтение. СПб., май 1902 г.
  • Искупление и Искупитель. СПб., 1917
  • Христово уничижение и наше спасение (Библейско-экзегетический анализ Филип 2, 5-11) София (Болгария), 1929
  • Греческий язык Нового Завета в свете современного языкознания. СПб., 1915
  • Библейский греческий язык в писаниях Ветхого и Нового завета. Киев, 1914