Азбука веры Православная библиотека профессор Николай Никанорович Глубоковский

профессор Николай Никанорович Глубоковский

(6.12.1863–18.03.1937)

140 лет со дня рождения профессора Санкт-Петербургской Духовной академии Н.Н. Глубоковского В. Алексеев, студент СПбДС 0

[Рец. на:] Глубоковский Н. П., проф. Высокопреосвященнейший Смарагд (Крыжановский), архиепископ Рязанский, его жизнь и деятельность проф. К.В. Харлампович 0

[Рецензия] Н. Н. Глубоковский. Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу М.Э. Поснов 0

«Библейский словарь» Н.Н. Глубоковского иером. Евфимий (Моисеев) 0

Библейско-богословская деятельность профессора Н.Н. Глубоковского в эмиграции прот. Леонид Грилихес, свящ. Димитрий Юревич 0

К рецензии на сочинение Н.Н. Глубоковского "Блаж. Феодорит, еп. Кирский" проф. В.В. Болотов 0

Отзыв о сочинении Н.Н. Глубоковского "Блаж. Феодорит, еп.Кирский" проф. В.В. Болотов 0

Профессор Н.Н.Глубоковский: библеист, опередивший время прот. Димитрий Юревич 0

Профессор Николай Никанорович Глубоковский священник Дмитрий Юревич 0

Профессор Николай Никанорович Глубоковский А.И. Сидоров 0

Судьба христианского ученого Т.А. Богданова 0

Жизнеописания

История Русской Православной Церкви

Отзывы и рецензии

Патрология

Педагогика

Переводы Священного Писания

Священная история

Священное Писание Ветхого Завета

Священное Писание Нового Завета

Статьи

профессор Николай Никанорович Глубоковский
профессор Николай Никанорович Глубоковский

 Русский  богослов, экзегет, патролог, историк Церкви. Редактор Православной богословской энциклопедии.

Биография

Жизнь в России

Родился 6 декабря 1863 года в селе Кичменгский Городок, Вологодской губернии в семье священника. На третьем году жизни, после смерти родителя, был взят на попечение старшей сестрой Анной. Начальное образование получил в Кобыльской (село Кобыльско-Ильинское) церковно-приходской школе и духовном училище города Никольска.

По окончании Вологодской духовной семинарии в 1884 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1889 году. По окончании академии был назначен преподавателем Священного Писания в Воронежскую духовную семинарию.

В июле 1890 года удостоился учёной степени магистра богословия МДА, защитив диссертацию на тему: «Блаженный Феодорит, епископ Кирский: его жизнь и литературная деятельность». После защиты диссертации был приглашён в Петербургскую духовную академию на кафедру Священного Писания Нового Завета. Указом Святейшего Синода от 4 ноября 1894 года был утверждён в должности экстраординарного профессора; с 28 января 1898 года — ординарный профессор, с 16 ноября 1916 года (после 25 лет академической службы) — заслуженный ординарный профессор академии.

Награждён Макариевской премией за сочинение «Благовестие христианской свободы в послании Святого Апостола Павла Галатам».

После смерти профессора А. П. Лопухина, с 14 октября 1904 года вплоть до 1911 года состоял редактором и цензором «Православной богословской энциклопедии». Ряд статей в энциклопедии написаны им самим.

В 1905 году был избран членом епархиальной Комиссии по подготовке к Всероссийскому Поместному собору Российской церкви; позже был привлечён к работе Комиссии по выработке нового устава духовных академий. В 1907—1908 годах работал в особых Совещаниях по вопросу о реформе Духовных школ и органов церковного управления. В 1907 году выпустил книгу «По вопросам духовной школы средней и высшей и об учебном комитете при Святейшем Синоде».

5 декабря 1909 года был избран членом-корреспондентом Санкт-Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности.

С 1911 года — постоянный член училищного совета при Святейшем Синоде. По поручению Святейшего Синода занимался исправлением перевода книг Нового Завета на русский язык, был редактором в журналах «Церковный вестник» и «Христианское чтение».

В 1914 году Святейший Синод поручил ему редактирование «Справочного и объяснительного словаря к Новому Завету» П. А. Гильтебрандта.

В 1918 году читал лекции в Швеции в Стокгольмском университете, после возвращения в Россию (1919) работал в новообразованном Петроградском богословском институте, а также исполнял должность архивиста, архивариуса и редактора в бывшем Синодальном архиве.

27 ноября 1920 года женился на Анастасии Васильевне Нечаевой, вдове профессора А. П. Лебедева.

Жизнь в эмиграции

В 1921 году вместе с женой выехал в Финляндию, оттуда в Германию, затем в Чехословакию, где занял должность профессора в Пражском университете.

В 1922 году переехал в Сербию, читал курс богословия в Белградском университете. В 1923 году принял предложение занять кафедру Священного Писания Нового Завета на богословском факультете Софийского университета (Болгария). В 1929 году был избран членом-корреспондентом Болгарской академии наук, почётным членом Библейского общества в Лондоне.

Пребывая за рубежом, Н. Глубоковский занимал активную позицию в деле защиты и отстаивания интересов Православной Церкви: выступал на различных собраниях, международных конференциях и встречах, писал для печати о положении Церкви в советской России.

Скончался 18 марта 1937 года от болезни почек. Чин отпевания в кафедральном соборе Святой Недели 20 марта совершил митрополит Софийский Стефан (Шоков), который в надгробной речи назвал Николая Никаноровича Глубоковского «величайшим авторитетом в библейской экзегетике православной богословской науки, любящим и верным сыном Церкви, могучим столпом Православия».

«Библейский словарь», над которым богослов трудился с перерывами всю жизнь и считавшийся в России утраченным, был впервые издан в 2007 году к 70-летию со дня его кончины.

Труды

  • Преображение Господа, М., 1888
  • Опыт русской обработки материала для жизнеописания св. Апостола Павла СПб., 1894
  • Благовестие христианской свободы в Послании св. ап. Павла к Галатам. СПб., 1902.
  • Благовестие св. Апостола Павла по его происхождению и существу: Библейско-богословское исследование: Кн. 1—3., СПб.: Тип. Монтвида, 1905—1912.
  • Книга 1. Спб., 1905
  • Послание к Евреям и историческое предание о нем // Годишник на Софийский университет, кн. 14, 1936-1937. София, 1937, 62 с.
  • Блаженный Феодорит Кирский. Его жизнь и литературная деятельность. т. I.т. II. М. 1890.
  • Св. Лука, евангелист и дееписатель. София, 1932.
  • Благовестие Христовой Славы в Апокалипсисе св. ап. Иоанна Богослова. Джорданвиль, 1966.
  • Христианское единение и богословское просвещение в православной перспективе.// Путь. — 1926. — № 4. — С. 139-144
  • Ветхозаветный закон его происхождению, предназначению и достоинству.// Путь. — 1928. — № 10. — С. 43-52
  • Бог – Слово//Православная мысль. — 1928. — №1. — С.89-121
  • Вместо эпилога к моей полемике о 34-м Апостольском правиле // Богословский вестник. Сергиев Посад 1908. Т. 1. № 2. С. 396-399 (2-я пагин.).
  • Православие по его существу // Отдельный оттиск из журнала "Церковь и время", 1991, № 1
  • Ходатай Нового Завета (Экзегетический анализ Евр. I, 1-5.) // Сергиев Пасад. 1915
  • Христос и ангелы. // Христианское чтение. Спб. 1915 г. №№ 1 и 2, стр. 3-21, 153-174
  • Вера по учению св. ап. Павла.//Христианское Чтение. СПб., май 1902 г.
  • Искупление и Искупитель. СПб., 1917
  • Христово уничижение и наше спасение (Библейско-экзегетический анализ Филип 2, 5-11) София (Болгария), 1929
  • Греческий язык Нового Завета в свете современного языкознания. СПб., 1915
  • Библейский греческий язык в писаниях Ветхого и Нового завета. Киев, 1914