Н. Карамзин и Православие

В декабре исполняется 250 лет со дня рождения Николая Михайловича Карамзина (01./12.12.1766 – 22.05./03.06.1826) – известного русского писателя-сентименталиста, поэта, публициста, историка, театрального критика… Карамзин находился у истоков русской детской литературы, участвовал в издании первого в России журнала для детей «Детское чтение для сердца и разума». Закономерный шаг – для многодетного отца: Н.М. Карамзин был дважды женат и имел 10 детей. Карамзин – великий реформатор русского языка, обогативший его многими словами: «впечатление», «влияние», «влюбленность», «благотворительность», «достопримечательность»,«ответственность»,«подозрительность», «утонченность», «занимательный», «моральный», «эстетический», «первоклассный», «человечный», «сосредоточить», «промышленность»...

Николай Карамзин родился и вырос в усадьбе отца, среднепоместного симбирского дворянина. Первоначальное образование Николай получил у сельского дьячка, а потом обучался в иностранных пансионах Симбирска и Москвы, одновременно посещал лекции в университете. У Карамзина были особые способности к языкам: он хорошо знал церковнославянский, немецкий, французский, а в зрелые годы еще изучил латинский, итальянский, греческий, польский и английский. В 1781 году Карамзин поступил на военную службу – в петербургский гвардейский полк, но вышел в отставку из-за недостатка средств. Именно в этот период Николай Карамзин впервые попытался заняться литературным творчеством, увлекся переводами религиозных и нравоучительных текстов.

Один из популярнейших карамзинских текстов, сделавший его известным писателем, – «Письма русского путешественника», в которых были зафиксированы путевые впечатления Карамзина во время поездки по Германии, Швейцарии, Франции и Англии (1789 – 1790 гг). Н.М.Карамзин составил такой маршрут путешествия: Рига – Кенигсберг – Берлин – Дрезден – Веймар – Швейцария – Париж – Лондон – Петербург. Карамзин приехал в Ригу 31 мая 1789 года и остановился в «Hotel de Petersbourg». Первые впечатления от Риги были у писателя такими: «Лишь только въедешь в Ригу, увидишь, что это торговый город, – много лавок, много народа – река покрыта кораблями и судами разных наций – биржа полна. Везде слышишь немецкий язык – где-где русский, – и везде требуют не рублей, а талеров. Город не очень красив; улицы узки – но много каменного строения, и есть хорошие дома». Судя по всему, Карамзин провел в Риге один день. Он посетил православную церковь Петра и Павла, находившуюся вблизи Цитадели. (Это старейшее здание православной церкви, сохранившееся в Риге до наших дней).

В 1803 году Карамзин получил от императора Александра I поручение написать историю России, но более-менее выполнил это поручение спустя 20 лет. Карамзинская 12-томная «История государства Российского» (1818–1824) – уникальный художественный шедевр, оказавший колоссальное влияние на многие поколения русских литераторов. А.С.Пушкин писал: «Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом». Н.М.Карамзин в «Истории...» заявляет о себе как наследник русских летописцев, как писатель с доминирующими христианскими идеалами. В своем труде Карамзин становится пламенным защитником самодержавия – царской власти или монархии. По Карамзину, Православная Церковь – это «совесть» самодержавной системы. Именно она выдвигает нравственные координаты, как для монарха, так и для народа. Идеально, когда власть духовная действует в тесном союзе с властью гражданской. Карамзин назвал веру «особенной силой государственной». Православие в трактовке Карамзина – одна из ключевых ценностей российского государства, следование которой определяет как судьбу государственной общности, так и отдельной личности. Например, позитивный период правления Ивана Грозного Карамзин объясняет влиянием на царя иерея Сильвестра и Алексея Адашева – истинных православных христиан, а разрыв с ними, согласно Н.М.Карамзину, приводит Иоанна к «эпохе душегубства».

Карамзин нередко обращался к библейской тематике, также помогающей взглянуть на мир человеческих чувств. В «Письмах русского путешественника» был опубликован «Гимн слепых» (1790 – 1791) – молитвенная просьба к Богу – «владыке мира и судьбины» – показать на краткий миг свой лик смертным, чтобы они его «навек в сердцах запечатлели». Стихотворение «Песнь божеству» (1793) – гневная отповедь атеизму, и поводом для создания текста стала фраза «безумца» Дантона, сказанная во французском Конвенте: «Нет Бога!». Монолог лирического героя – отстаиваемое религиозное кредо: «Блаженство, свет, душа вселенной,/ Святый, премудрый, дивный Бог!/ Кто – сердцем, чувством одаренный -/ Тебя назвать мечтою мог?».

Также значимы еще два стихотворения Карамзина, посвященные библейской тематике: «Опытная Соломонова мудрость, или Мысли, выбранные из Екклезиаста» (1796) и текст того же года «Долина Иосафатова, или Долина спокойствия». С одной стороны, Иосафатова долина упоминается в книге пророка Иоиля, которому Бог сказал, что именно здесь будут собраны народы земли в День Страшного Суда (Иоил. 3:12). С другой стороны, Иосафатова долина – прекрасное место: она узкой полосою тянется между Иерусалимом и Масличной горою, через нее протекает узкий Кедронский проток. В восприятии лирического героя «Долина Иосафатова» превращается в сакральную величину – воплощение покоя: «Страна блаженная, святая!/ Когда, когда тебя найду/ И мирный брег благословляя/ Корабль в пристанище введу?». Лирический герой демонстрирует христианское сознание: грядущий Суд, который будет творить Бог, изначально гармоничен и абсолютно справедлив, а поэтому Иосафатова долина всегда будет долиной спокойствия.

Негативное воздействие на Карамзина оказала неожиданная смерть его любимого императора – Александра I. Но кончина самого Карамзина стала результатом простуды, полученной 14 декабря 1825 года, во время пребывания на Сенатской площади и наблюдения за ходом декабристского восстания. Разве настоящий историк мог остаться в стороне от сотрясающих его страну событий? Карамзин умер в возрасте 59 лет, так и не закончив 12-ый том «Истории государства Российского», изданный после смерти писателя и историка. Н.М.Карамзин был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Комментарии для сайта Cackle