Изъяснение священных одежд
Сочинение прав. Николая Кавасилы «Изъяснение священных одежд» является дополнением трактата «Изъяснение Божественной литургии».
В 4-х кратких главах разъясняется символическое значение диаконского, священнического и епископского облачений, связывая его с богослужебной практикой, библейскими образами и духовной жизнью священнослужителя.
Автор объясняет, что фелонь иерея, не имеющая рукавов, указывает на его отстраненность от мирской суеты и полную зависимость от Божественной воли в служении, в то время как рукава диакона символизируют его готовность к деятельному служению. Епитрахиль трактуется как символ изливающейся благодати священства, освящающей всего человека, и долга священника попечения о добродетелях и обуздания страстей. Омофор архиерея символизирует его пастырскую заботу, милость и отеческое попечение о пастве, подобно матери, несущей свое дитя. Эпигонатион (палица) толкуется как «кинжал духа», подчеркивая роль священника как духовного судьи и учителя, способного духовно наказывать и защищать истину.
*Название сочинения на греческом языке – Εἰς τὴν ἱερὰν στολήν.
Диаконское облачение и священническая фелонь
Одежда диакона имеет рукава, так как он служитель и ему необходимо иметь руки, хорошо приспособленные для дела. [Одежда] же священника, именуемая фелонью – без рукавов, что обозначает непригодность иерея для человеческой деятельности и то, что он и в обыденной жизни пребывает как бы вне плоти и мира, и во время [совершения] своего служения, которое во всем зависит от одной только божественной длани и [в которое] он сам не привносит никакой человеческой инициативы.
Епитрахиль
Епитрахиль символизирует изливающуюся благодать священства, которая почивает на шее принявшего ярмо Христово; [епитрахиль] спускается по груди до ног, умягчая сердце и освящая все тело. Ее следует подвязывать поясом – попечением о добродетелях и наказанием телесных похотей и как бы растопить их, согласно заповеди божественного Павла, повелевающего Тимофею: не пренебрегай благодатию, тебе данной (1Тим. 4:14).
Омофор
Архиереям вместе с фелонью полагается и омофор, полагаемый на плечах. Он обозначает домостроительство и милость к находящимся «под их рукой». Его носят епископы, словно удерживая [им] подопечных, как матери носят на руках и на плечах детей, еще не умеющих ходить. Это же может и епископ по отношению к тем, кто находится в его попечении.
Гонагион
А поскольку [священник] является не только отцом и педагогом, но и судьей, знающим как наказывать духовно, нечто подобное мечу препоясывает его, т. н. гонатион1, который делается в виде ножей, и когда мы слышим [слова] «кинжал духа» (Еф. 6:17), то сказанное [становится] ясным. Когда гонатион прикрепляют к поясу, то говорят: «препоясал меч свой на бедро свое, Сильне" (Пс. 44:4), ибо воистину силен имеющий в себе крепкого Бога.
* * *
Примечания
Обычно епигонатион
