Источник

Богослужебные и другие книги и документы

Богослужебные книги Крестовоздвиженской церкви большею частью напечатаны в конце XVIII и в первой половине XIX столетия; но есть и более древние, времен царя Алексея Михайловича, напечат. в период исправлениz книг, предпринятого патриар. Никоном. Между книгами есть много «данных вкладом», с надписями по листам, показыв., когда, кем и в какую церковь дана известная книга.

Кроме книг богослужебных, в церковной библиотеке имеются следующие книги: Евангелие на славянском наречии, in 4°, М. 1677 г.; Евангелие, іn 4°, М. 1771; Евангелия, іn 4° и іn 2°, без выход. листов; Библия, М. 1819; Правосл. испов. веры Соборной и Апостольской Ц. Вост. С.-ПБ. 1819; Правила св. ап., вселен. и поместн. соб. и св. отец, 6 выпусков; Евангелие Учительное воскресное. М. 1697; тоже 1707 г.; Книга правил св. ап., соб. вселен. и поместн. и св. отец. С.-ПБ. 1839. Жезл правления... М. 7104; Симфония, или согласие св. Четверо-евангелия и Деян. св. ап. М. 1761 г.; Ключ Разумения... Киево-Печ. Лав. 1660 г.143; О должностях, Амросия Медиолан. М. 1776 г.; Миния Общая, Иннокентия Гизеля, 1680 г.; Четии Минеи, кн. 1–3, 5–12 М. 1852; Некоторые творения свв. Василия Вел., Григ. Бог., Иоанна Злат., Ефрема Сирина, Иоанна Дамаксина (Богословие. М. 1834), Иоанна Леств., Дионисия Ареоп. (О Неб. иерархии. М. 1848), Тихона Ворон. (кн. 1, 2, 5–15. М. 1836); Димитрия Ростовского (кн. 1–5. М. 1849); Кн. о должн. пресвит. приходских. М. 1833; «Жизнь о. Алексия иеросхимонаха Спасо-Симон. мон.» – рукопись; Хронологич. таблицы Хавского; разные беседы и поучения, изд. в 1775, 1776, 1795, 1800, 1817 и др. год.; «Историч. и археолог. опис. ц. Воздвпж. Честн. и Животвор. Креста Господня, в Москве, сост. И. Токмаковым, рукопись, 1897 года144.

Периодические издания: «Христ. Чтение» за 1827 г., «Душеполезное Чтение» за 1860–1883 гг., «Странник» за 1861–1864, 1866–1874 г., 1880–1881 гг.; «Творение Св. Отец» за 1843–1864, 1871 гг.; «Православное Обозрение» за 1860–1862, 1864–1879, 1883 гг.; «Чтения в Общ. Люб., Духов. Просвещ.» за 1881–1886, 1889–1892 гг.; (и два тома «Сборника» изд. Обществом в 1883 г. по случаю столетнего юбилея высокопреосвящ. м. Филарета); «Москов. Цер. Вед.» с 1882 года; «Цер. Вед.», изд. при Св. Синоде, – с 1888 года, «Православ. Благовестник» – с первого года издания145.

Церковные документы: копии метрич. книг, обыскные книги с приложенными к ним документами, клировые и исповедные ведомости и приходо-расходные книги – с 1814 года; опись церковного имущества 1842 г.; планы церкви, церков. дома и пр.

Обыскные книги 1778–1796 г. и 1796–1802 г., копии метрич. книг 1778–1801 г. – Николо-Сапожковской церкви; обыскная книга 1803–1812 гг. – Николо-Ваганьковской церкви; опись церков. имущества Благовещенской церкви, с отметками 1815 года. От времен монастыря остались лишь приходо-расход, кн. 1813 г. и несколько полуистлевших прошений, указов и арендных договоров конца XVIII и начала XIX столетия.

«Синодик Воздвиженского монастыря, что на Смоленской улице, сий речь поминание прежде отшедших душ к Богу»

Время написание Синодика, судя по перечню усопших царского рода и по списку «убиенных, которые побиты нынешнем во 167 году июня в 28 числе на Государеве Цареве В. К. А. М... службе в приход Крымского царя и изменника Ивашка Выговского под Конотопом» должно отнести ко времени второй половины ХVП века. Синодику предпослано вступление, в котором говорится о пользе поминовения для душ усопших, об обязанности для пастыря церкви безкорыстно и неленостно поминать тех, о которых ему придется дать ответ на Страшном суде, а также и всех прав. христиан, и преимущественно православных и великих князей и скиптродержателей, соблюдавших и охранявших св. веру. Вступление заключается ссылкой на царя Ивана Васильевича, который, «в лето 7056 июня в 21 день по благословению отца и богомольца Макария Митрополита уставил общую память творити благоверным царем и князем и боляром, христолюбивому воинству, священническому чину и всем прав, христианам... повелел по всем церквам на Москве поминати до скончание миру и повелел общую память на Москве написати в соборные книги».

За вступлением следует самый помянник, в следующем порядке, явившемся после позднейших вставок: патриархи восточные и московские, цари восточные и московские, царицы, царевны и царевичи; князья русские со св. Владимира, митрополиты русские (св. Филиппа нет), а затем общий перечень «архиепископов, епископов, архимандритов, игуменов, протопопов, священников, священноиереев, отец наших духовных и священноиноков и прочих попов и диаконов и вся причетники святые церкви» и всех прав. христиан, «на ратех убиенных и на всех боех посеченных от нечестивых и от татар и от литвы и от немец и от всякого поганского языка». Далее перечисляются всевозможные роды смерти, какие только могут постичь человека. После вторичного упоминание «всех православных христиан» следует славословие, и тут же другим почерком написано: «иеромонаха Германа» (очевидно позднейшая вставка). Далее имена Петра I и некоторых великих князей и княгинь и имена вкладчиков по родам146.

«Синодик» Крестовоздвиженской церкви, украшенный многими старинными гравюрами, содержит имена вкладчиков, перенесенные из синодиков монастырского и приписных церквей, а также имена сделавших вклады в Крестовоздвиженскую церковь147.

***

* * *

143

Кн. эта найдена в 1891 г. между кн., изъятыми за ветхостью из обращения. Первых листов нет, конец 2-й части (Казания приданныи до книги) истлел.

144

Описание составлено г. Токмаковым за известную плату и составлено так, как составляет он вообще «церковно-исторические описания монастырей, церквей, пустынь, скитов и часовен в России, а также губернских и уездных городов и сел; фабрик и заводов; различных календарей, указателей и каталогов по различным отраслям знаний и родословных» (его собственный перечень). Это небольшие брошюрки, не более печатаного листа, наполненные выдержками из печатаных книг и из документов, иногда ценными, иногда противоречивыми, к делу не относящимися, подчас исторически-неверными, расположенными хронологически, без всякого отношения к содержанию и степени достоверности. Таково в частности и составленное им описание Крестовоздвиженской церкви. Оно осталось не напечатанным...

Еще ранее, в 1882 году, г. Токмаков напечатал собранные им материалы, относящиеся к истории Крестовоздвиженского храма, в «Чтениях 0. Л. Д. Просв.», которые потом и внес целиком в свое описание этого храма. При первом издании своей книги, мы пользовались трудом г. Токмакова, напечатанным в указанном журнале и, цитируя последний, указывали попутно и на хранящуюся в церковном архиве тетрадь с вырезками из того журнала. В настоящем издании мы нашли достаточными указание лишь на печатный материал, так как тетрадь нового ничего в себе не заключает.

145

Во всех почти журналах многих №№ не имеется.

146

Роды: кн. Грузинских; гр. Апраксина; фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, С. Ф. Бредихина; кн. Параскевы Петр. Шаховской, Еропкина; Нарышкиных, кн. Ромодановских; Стрешневых; боярина Бориса Ив. Морозова; бояр. Ильи Даниловича Милославского; бояр. Богдана Матв. Хитрово; Солнцевых-Засекиных, кн. Юсуповых; Зубовых; кн. Ф.Ф. Волхонского; кн. Голицыных; кн. Дм. Мих. Пожарского; Бутурлина; Бестужева, Матюшкина; Куракина; Горихвостова; кн. Семена княж Юрьева сына Звенигородского; Ф. М. Ртищева; Глебовых; Нащекиных, Головиных; бояр. Григ. Вас. Годунова; Воейкова Богдана; кн. М. В. Прозоровского; Соковнина; Беклемишева; кн. В.А. Мещерского; кн. Ивана Аруслановича Черкесского; Колычевых; Загряжского; кн. Ухтомского; Васильчиковых; Мусин-Пушкиных; Золотарева Д.; Корсаковой, Махова; Строгонова Г.Д.; кн. Щербатова и др., всего свыше 200.

147

Из монастыр. синодика перенесены имена таких вкладчиков, вклады которых были положены на вечное время и перешли к Крестовоздвиженской церкви без различия количества вкладной суммы. См. ниже о доход. церк.


Источник: Крестовоздвиженский монастырь, ныне приходская церковь Воздвижения Креста Господня в Москве на Воздвиженке : Ист. очерк, сост. диак. Н. Кедров. – 2-е доп. и ил. изд. - Москва : тип. «Московского листа», 1903. - 130 с.

Комментарии для сайта Cackle