Библиотеке требуются волонтёры

Николай Дмитриевич Кузнецов

Проект закона о религиозных обществах в России

Мы, конечно, не принимаем на себя задачу окончательно определить ту форму законопроекта, которую он должен получить, тем более что до согласия законодателей с принципиальной стороной вопроса такая работа может оказаться бесплодной. Во всяком случае это важное дело должно быть выполнено коллективными трудами какой-либо комиссии.

Но, чтобы показать, как могли бы, по нашему мнению, выразиться в законопроекте рассмотренные соображения, мы представляем для примера следующий проект закона о религиозных обществах в России, к которым без сомнение должны быть отнесены и общества старообрядческие:

1. В России устанавливается свобода совести. Всем русским гражданам предоставляется свобода верований и молитв по велением их совести. Никто не может быть преследуем за свои религиозные убеждения или за отправление культа своей религии.

2. Лицам, исповедующим одни религиозные убеждения, в том числе и старообрядцам, предоставляется для удовлетворения своих религиозных потребностей объединяться в религиозные общества в порядке настоящим положением указанном.

3. Религиозным обществом называется соединение не менее 30 совершеннолетних и правоспособных лиц, сделавших предметом своих стремлений и совокупной деятельности религиозную цель.

4. Религиозные общества не могут преследовать целей политических, противоречащих общественной нравственности, нарушающих законы уголовные и общий порядок.

Примечание. Впредь до разрешения общего вопроса о праве религиозной пропаганды в России религиозные общества не могут заниматься проповеданием их учений, рассчитанным на совращение православных175.

5. В отношении к государству религиозные общества признаются частными корпорациями, но им предоставляются права юридического лица.

6. Религиозные общества могут сообща и публично отправлять свои богослужения, строить храмы и молитвенные дома, часовни, кладбища и т. п., учреждать благотворительные и просветительные учреждения, связанные с религиозными целями, и самостоятельно управлять своими делами. Государство не вмешивается ни в назначение ни в увольнение духовных лиц, если таковые признаются обществом.

7. Религиозные общества могут владеть нужным для их религиозных целей имуществом, приобретать и отчуждать недвижимые имения, образовывать капиталы, заключать договоры, искать и отвечать на суде через уполномоченных на то лиц.

Примечание. Приобретение недвижимых имуществ стоимостью свыше 5000 руб. допускается не иначе, как с разрешения Совета Министров.

8. Имущество религиозных обществ должно служить исключительно целям религиозным. Совет или уполномоченное лицо, указанное в статье 31, обязано представлять для контроля в губернское, областное или городское по делам об обществах присутствие ежегодно или по требованию сих присутствий книги или сведения о количестве имущества и его употреблении.

9. Религиозные общества могут быть образовываемы без испрошения на то разрешения правительственной власти, но с соблюдением правил сего положения.

10. Членами религиозного общества считаются: 1) лица, подписавшие заявление об его образовании, 2) лица, принятые согласно их желанию в общество по постановлению общего собрание его членов, 3) лица, родившиеся от членов общества.

11. Об образовании религиозной общины подаётся в местное губернское, областное или городское по делам об обществах присутствие по принадлежности письменное заявление за подписью не менее 30 совершеннолетних и правоспособных лиц, объединённых одними и теми же религиозными убеждениями. Подписи их должны быть засвидетельствованы одним из способов, установленных законами.

12. В заявлении должны быть указаны: а) цель общества б) его название в) имена, отчества, фамилии, знания и места жительства его учредителей, г) район его действий, д) имеет-ли в виду общество избирать – ответственного представителя или целый совет, е) место нахождения ответственного представителя или совета, ж) порядок вступления и выбытия членов.

Примечание. Религиозным обществам воспрещается присваивать себе название православные, а также, впредь до пересмотра Уставав духовных дел иностранных исповеданий, они не могут пользоваться для себя и названиями исторических христианских исповеданий, римско-католического, армяно-григорианского, и евангелическо-лютеранского.

13. В случае предполагаемого изменения указанных в 12 статье условий деятельности общества об этом подаётся заявление в порядке, указанном в статьях 11 и 12.

14. Губернское, областное или городское по делам об обществах присутствие обязано рассмотреть заявление об образовании религиозного общества в срок не свыше одного месяца со дня его получения. В случае неимения в заявлении каких-либо из перечисленных в 12 статье сведений, названные присутствия, в недельный срок, делают

распоряжение об истребовании от просителей или их уполномоченного недостающих сведений, а по получении надлежащего ответа, постановляют, в срок не свыше одного месяца, о внесении религиозного общества в установленный реестр, что и приводится в исполнение в тот же день.

15. По внесении религиозного общества в реестр, губернское, областное или городское по делам об обществах присутствие делает распоряжение о напечатании в Сенатских Объявлениях и в местных губернских и областных ведомостях извещений о сём по установленной Министерством Внутренних Дел форме.

16. О внесении в реестр религиозного общества, распространяющего свою деятельность на несколько губерний, областей или градоначальств, губернское, областное или городское по делам об обществах присутствие сообщает подлежащим губернским или областным правлениям или градоначальнику.

17. В случае отказа на основании статьи 4 в регистрации религиозного общества губернское, областное или городское по делам об обществах присутствие в недельный срок, письменно извещает о сём лиц сделавших заявление об открытии общества, или их уполномоченного по указанному ими местожительству.

18. Жалобы на отказ в регистрации или её неправильность приносятся в месячный срок в Первый Департамент Правительствующего Сената и подаются в подлежащее присутствие, которое с своим объяснением отсылает их в Сенат.

19. В случае надобности губернским, областным или городским по делам об обществах присутствием выдаются правительственным установлением, а также должностным и частным лицам справки о внесённых в реестр религиозных обществах.

20. Со времени внесения религиозного общества в реестр, оно пользуется всеми предоставленными ей правами.

21. Сооружение или устроение храмов, молитвенных домов, часовен, колоколен, и кладбищ разрешается по ходатайствам религиозных обществ, губернаторами, начальниками областей или градоначальниками, по принадлежности, причём в каждом отдельном случае требуются: а) наличность постановления общего собрания членов общества о сооружении или устроении упомянутых мест религиозного общения, б) соблюдение в предоставляемом для надлежащего утверждения проекте строений технических правил Устава Строительного (Св. Зак., т. XI, ч. I) и в) соблюдение при сооружении храмов общих оснований, указанных в законе для постройки общественных зданий.

22. Губернатор, начальник области или градоначальник, при возникновении каких-либо препятствий к удовлетворению означенного в предыдущей (21) статье ходатайства, представляет всё производство по данному делу, с своим заключением, на разрешение Министра Внутренних Дел.

23. Просветительные и благотворительные учреждения открываются религиозным обществом с соблюдением общих на сей предмет узаконений, причём означенные учреждения управляются или теми установлениями, которые ведают дела общества, или особыми органами, предусмотренными в особых уставах, утверждаемых в установленном порядке по ходатайствам общины, согласно постановлению о сём общего собрания её членов.

24. Религиозному обществу предоставляется иметь свою печать, образец коей утверждается Министром Внутренних Дел.

25. Закрытие религиозного общества по желанию его членов может последовать не иначе, как на основании постановлении их общего собрания, состоявшегося с соблюдением порядка, указанного в статье 38 сего Положения. Копия такого постановления, в коем указывается и срок прекращения деятельности общества, представляется, не позднее одной недели, губернатору, начальнику области или градоначальнику, по принадлежности.

26. В случае нарушения религиозным обществом правил, определяющих порядок и условия его деятельности, губернатор, начальник области или градоначальник требует от означенного общества устранения, в указанный ими срок, допущенных им неправильностей. При неисполнении такого требования, а также при обнаружении в деятельности религиозного общество признаков приступного деянии или действий, коими нарушаются ограждающие нравственность законоположения, губернатор, начальник области или градоначальник вправе предложить о закрытии установленным порядком общества на разрешение губернского, областного или городского по делам об обществах присутствия, по принадлежности, причём, в случае признанной названными должностными лицами необходимости, они могут одновременно с сим приостановить деятельность такого общества.

27. О дне слушания дела в губернском, областном или городском по делам об обществах присутствии извещаются совет общества или уполномоченное лицо, не менее как за 7 дней до слушания дела. Неявка их в заседание не останавливает рассмотрение дела, а явившиеся допускаются к представлению словесных объяснений. Совет религиозного общества действует в этом случае через одного из своих членов по особому письменному уполномочию.

28. Постановление губернского, областного или городского по делам об обществах присутствия по указанным в статье 25 делам объявляются совету или уполномоченному общества с указанием на право обжалования в месячный срок в Первый Департамент Правительствующего Сената. Жалобы подаются в губернское, областное или городское по делам об обществах присутствие и представляются губернатором или градоначальником с объяснениями присутствия.

29. По объявлении религиозному обществу постановления присутствия об его закрытии или о приостановлении его деятельности, деятельность оного прекращается.

30. Если общим собранием не будет установлено назначение, которое, в случае прекращения деятельности общества, должно получить принадлежащее ему имущество, то по закрытии общества, оставшееся за удовлетворением его долгов имущество поступает в ведение Правительства для употребления на благотворительные цели.

31. Религиозные общества могут управлять своими делами по их уставам и обычаям, но они обязаны избирать на общих собраниях членов совета и его председателя в числе не менее трёх человек или одно лицо, которые являлись бы уполномоченными общества и ответственными за соблюдение в обществе порядка и законов.

32. Право голоса на общем собрании принадлежит каждому члену общества, достигшему 25 лет кроме лиц, лишённых этого права постановлением общего собрания. Общему собранию предоставляется возвышать возраст, дающий право голоса, до 30 лет, а также разрешать вопрос об участии в общих собраниях женщин.

33. К ведению общего собрания относится: 1) избрание состава совета и его председателя или лица уполномоченного, указанного в статье 31, 2) их увольнение 3) избрание особых лиц для поверки отчёта совета или уполномоченного, 4) наблюдение за действиями совета или лица уполномоченного, 5) исключение из членов общества, 6) лишение членов общества права голоса в общих собраниях, 7) добровольное закрытие общества, 8) изменений условий деятельности общества, 9) вопросы о сооружении храмов, молитвенных домов, часовен, колоколен и кладбищ, 10) учреждение благотворительных и просветительных заведений для религиозных целей общества и рассмотрение уставом сих заведений, 11) утверждение сметы доходов и расходов на предстоящий год, если таковая смета установлена, 12) установление сборов с членов общества и совершение займов от имени общества, 13) составление капиталов, 14) приобретение и отчуждение имуществ общества.

34. Общие собрания религиозного общества бывают: а) обыкновенные, о созыве коих объявляется не менее, как за месяц, до дня, назначенного для сего собрания, и б) чрезвычайные, о созыве коих объявляется не менее, как за две недели до дня, назначенного для сего собрания.

35. Общие собрания религиозного общества назначаются советом или уполномоченным общества лицом по их усмотрению, но не менее одного раза в год. По письменному требованию, за подписью не менее одной шестой части членов общества, имеющих право голоса на общем собрании, а там, где число членов общества превышает 50 человек, не менее одной десятой части членов, упомянутые совет или лицо обязаны созвать чрезвычайное общее собрание в срок, указанный в предыдущей 34 статье. Первое общее собрание по образовании общины назначается лицами, подписавшими заявление об её учреждении.

36. О времени, месте и предметах занятий обыкновенного общего собрании общество троекратно оглашается в храме или молитвенном доме в воскресенье или праздничные дни не менее, как за месяц до дня сего собрании, а о чрезвычайных – за две недели и не менее двух раз. С этого же срока объявление о созыве общего собрания вывешивается на дверях храма или молитвенного дома.

37. Для действительности общего собрания требуется присутствие в нём не менее одной трети членов общества, имеющих право голоса. Если общее собрание не состоится, за отсутствием необходимого числа членов, то созывается вторичное собрании не ранее, как через три дня, которое считается действительным при всяком числе прибывших членов общины.

38. Для разрешения вопросов об изменении наименования, вероучения общества и о замене совета одним уполномоченным или наоборот, а также о добровольном закрытии религиозного общества необходимо присутствие в общем собрании не менее двух третей членов общества, имеющих право голоса, и для законности постановлений по означенным вопросам требуется согласие не менее трёх четвертей голосов присутствующих на общем собрании членов.

39. Все прочие, кроме указанных в предыдущих статьях, вопросы разрешаются общим собранием простым большинством голосов.

40. Порядок и способ голосования определяются общим собранием по его усмотрению, за нижеследующими исключениями.

41. Закрытое голосование в общем собрании производится при разрешении вопросов об ответственности должностных лиц общества и о назначении им содержания или пособий. Выборы в должности и увольнении от оных лиц, указанных в статье 33 сего положения, производятся закрытым голосованием. Во всех прочих случаях закрытое голосование производится по требованию не менее одной пятой наличного состава собрания.

42. Общие собрания открываются председателем совета общества или заменяющим совет лицом, после чего собрание избирает простым большинством голосов из своей среды председателя собрания, который руководит последним, и секретаря.

43. На каждом общем собрании секретарём составляется запись его постановлений, которая подписывается обязательно председателем и секретарём общего собрания, а по желанию и каждым из присутствующих в собрании членов. Члены собрания, не согласные с постановлениями последнего, могут подавать в трёхдневный срок особые мнения.

44. Совет религиозного общества, или избранный им представитель, в срок не свыше двух недель по их избрании, обязаны подать о сём в губернское областное или городское по делам об обществах присутствие письменное заявление, с приложением списка лиц, входящих в состав совета, для внесения их в реестр, а также доводить до их сведения о каждом изменении, происшедшем в составе совета.

45. На совет или уполномоченное лицо религиозного общества возлагается: 1) представительство от лица общества; 2) ответственность за соблюдение порядка и законов; 3) приведение в исполнение постановлений общего собрания общества; 4) представление в губернские, областные или городские по делам об обществах присутствия постановлений общего собрания об избрании состава Совета и его председателя или уполномоченного лица общества для внесения этих лиц в реестр; 5) представление для ежегодного контроля в губернское, областное или городское по делам об обществах присутствия или по требованию сих присутствий книг или сведений о количестве недвижимого и движимого имущества общества и о порядке его употребления; 6) составление сметы расходов и доходов на предстоящий год, если такая смета установлена; 7) содержание храмов, молитвенных домов, часовен, кладбищ, благотворительных, просветительных и иных учреждений общины; 8) хранение принадлежащих обществу капиталов и имущества, заведывание оными, а также ведение счетоводства; 9) приём пожертвований и пособий, добровольно предоставленных храмам, молитвенным домам и благотворительным и просветительным заведениям, а также заведывание разрешённым в установленном порядке сбором пожертвований; 10) совершение, по постановлению общего собрания, актов на приобретение недвижимых имуществ, и на отчуждение таковых; 11) избрание и уполномочие поверенных по делам общества и 12) представление к надлежащему утверждению уставов основываемых при обществе учреждений.

46. За доставление правительственным учреждениям ложных сведений виновные в том члены совета религиозного общества или уполномоченное обществом лицо подвергаются отрешению от должности и заключению в тюрьме на время от двух до четырёх месяцев. Если ложные сведении были соединены с подлогами, то они подлежат суду ещё и за подлог. Все такие лица лишаются права быть избираемыми в состав совета общества или уполномоченным от общества лицом.

47. В состав совета религиозного общества или уполномоченным общество не могут быть избираемы: 1) неграмотные; 2) подлежащие призыву для отбывании воинской повинности, а также находящиеся на действительной военной службе; 3) иностранные подданные; 4) не достигшие 30 лет; 5) подвергшиеся суду на основании 46 статьи сего Положения; 6) подвергшиеся суду за приступные деяния, влекущие за собой на основании Уложения о Наказаниях, лишении или ограничении прав состояния, либо исключение из службы, а на основании Высочайше утверждённого 22 марта 1903 года Уголовного Уложения – наказание на ниже исправительного дома, а ровно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденого или полученного через обман имущества и ростовщичество, когда они судебными приговорами не оправданы, хотя бы после состоявшегося осуждения они и были освобождены от наказании за давностью, примирением, силою Высочайшего манифеста или особого Высочайшего повеления, г) отрешённые по судебным приговором от должности, в течение трёх лет со времени отрешения, хотя бы они были освобождены от сего наказания за давностью, силою Всемилостивейшего Манифеста или особого Высочайшего повеления; д) состоящие под следствием или судом по обвинению в приступных деяниях означенных в пункте в или влекущих за собой отрешение от должности; е) подвергшиеся несостоятельности, впредь до определения свойств её, а из лиц, о коих дела приведены к окончанию, все несостоятельные, кроме признанных несчастными, и ж) исключённые из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат.

48. Об избранном составе совета и его председателе или уполномоченном лице председатель совета или уполномоченное лицо сообщают по принадлежности губернским областным или городским по делам об обществах присутствиям, которые при отсутствии препятствий, указанных в статье 47, а также, удостоверившись из выборного производства в законности выборов, в недельный срок вносят избранных в реестр к уведомляют об этом совет общества или уполномоченное обществам лицо.

49. Жалобы на неправильность выборов общим собранием указанных в сём Положении лиц и вообще на неправильные постановления общего собрания приносятся губернскому, областному или городскому по делам об обществах присутствию в двухнедельный срок.

50. Жалобы на постановление об этом подлежащих присутствий приносятся в Первый Департамент Правительствующего Сената в месячный срок со дня объявления их жалобщикам по указанному ими местожительству.

51. Все жалобы по делам религиозных обществ разрешаются Первым Департаментом Правительствующего Сената окончательно, по выслушивании заключения Обер-Прокурора, простым большинством голосов присутствующих сенаторов, а при равенстве голосов – по тому предположению, которое принимается исполняющим обязанности Первоприсутствующего.

52. Ведение книг гражданского состояния членов религиозных обществ возлагается в городах на городские управы или на городских старост и в уездах – на волостные правления, а в местностях, где таковых учреждений или должностных лиц не установлено, на заменяющих их учреждения и должностных лиц.

53. Ведение книг гражданского состояния указанными в предыдущей статье учреждениями и должностными лицами производится на основании установленных правил.

54. Книги гражданского состояния заготовляются по особой форме, установленной Министром Внутренних Дел, и заблаговременно рассылаются губернскими и областными правлениями или градоначальниками указанным учреждениям и должностным лицам, по принадлежности, за шнуром, печатью и надлежащей скрепою.

55. Для записи о рождении младенца в книгу о родившихся, младенец предъявляется подлежащему учреждению или должностному лицу по месту жительства родителей лично родителями или одним из них, в присутствии, восприемников или одного из них. Если младенец не может быть предъявлен по болезни или дальности расстояния, то рождение его удостоверяется двумя свидетелями. Запись младенца в книгу о родившихся подписывается восприемниками или одним из них, а о подкидышах и приёмных детях восприемниками и лицами, принявшими на воспитание.

56. Члены религиозных обществ, желающие вступить в брак, заявляют об этом подлежащему учреждению или должностному лицу, по месту жительства как жениха, так и невесты. По этому заявлению составляется объявление об оглашении, которое вывешивается в течении семи дней на видном месте у наружных дверей подлежащего установления. Каждый, имеющий сведения о препятствии к браку, может, до истечения указанных семи дней, сделать о том письменное или словесное заявление означенному учреждению или должностному лицу.

По истечении установленного в 56 статье семидневного срока, лица, вступающие в брак, должны лично явиться в подлежащие учреждение или к должностному лицу, производившим оглашение, и заявить просьбу о внесении в книгу записи о браке. При этом они обязаны представить: 1) если оглашение производилось в двух установлениях – удостоверение другого установления о производстве им оглашения; 2) требуемое законами гражданскими разрешение на вступление в брак, и 3) поручителей из лиц совершеннолетних, по два с каждой стороны, в том, что им неизвестно о законных препятствиях к браку.

Запись о браке подписывается лицами, вступившими в брак, и поручителями.

57. Если подлежащее учреждение или должностное лицо откажет внести запись о браке в книгу, и постановление его об этом, обжалованное в установленном порядке, будет отменено, то внесённая затем к книгу запись о браке имеет силу со дня первоначального заявления просьбы о внесении сей записи.

58. Записи о смерти вносятся в книгу гражданского состояние по месту последнего жительства умершего, по предании его земле, с ведома учреждения или должностного лица, ведущего означенную книгу, или на основании сообщаемого ему протокола полиции, или по представлении ему извещения совета религиозного общества или его уполномоченного о совершении погребения или по заявлении о том родственников умершего в присутствии 2 свидетелей.

* * *

175

Этим примечанием не предрешается вопрос о праве религиозной пропаганды в России. Мы замечали выше, что вопрос этот тесно связан с основными положениями закона, помещённого в томе XI ч. 1, Уставах духовных дел иностранных исповеданий, и с пересмотром некоторых статей законов уголовных. В виду важности вопрос этот требует отдельного исследования и обсуждения в законодательном порядке и не должен быть решаем мимоходом.


Источник: Кузнецов, Н.Д. Закон о старообрядческих общинах в связи с отношением церкви и государства : С прил. проектов закона М-ва вн[утр.] дел, Гос. Думы и Особой комис. Гос. совета / Н.Д. Кузнецов. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910. - IV, 243 с. - Отт. из №№ "Богословского вестника" за 1910.

Комментарии для сайта Cackle