Приди и виждь. Свидетельства Бога на Земле
В тревогах и потрясениях, в грохоте локальных войн и глобальных перестроек подошел к концу XX век. Исполнилось две тысячи лет с той единственной в истории ночи, когда пастыри на Вифлеемском поле слышали ангельскую песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14). Подумаем, сколько лет (или может быть дней) из протекших столетий действительно был осуществлен на земле мир и было в нас, людях, благоволение?
Бог измениться не может, мы должны измениться навстречу Его благоволению, Его преображающей благодати. Библейское повествование о видении святого Илии Пророка на горе Хорив свидетельствует, что не в огне и буре, не в грозе и землетрясении, но в тонком и тихом дуновении приходит Господь (3 Цар 19). Все главное в мире свершается тихо и незаметно. Также незаметно действует на самые глубины нашего духовного бытия прикосновение к святым местам. «И сказали апостолы Господу: умножь в нас веру», – сказано в Евангелии (Лк. 17, 5). Действительно, вера, как свидетельство пребывания нашего в духе и Духа в нас, может, как прилив и отлив морской, прибывать и убывать. По личному опыту могу сказать: неоднократно сподобил меня Господь посетить Святую Землю – и каждый раз я возвращался, исполненный нового ведения и новой полноты веры.
В Иерусалиме, городе трехтысячелетней истории, где находятся святыни трех мировых религий, в Вифлееме, на месте Пришествия в мир Христа Спасителя, на Бого-шественном Синае и потаенном Патмосе, где Бог возвещал Своему тайновидцу грядущие судьбы мира, на Святой Афонской горе, святилище «умного делания» и в храмах ветхого Рима, у мощей святых апостолов Петра и Павла и славянского первоапосто-ла святого Кирилла Философа – всюду, совершая паломничества, возносят чада Русской Православной Церкви молитву об Отечестве, о мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех. И всюду видят не одни лишь исторические, хотя бы и самые священные, скрижали, но живое присутствие Духа и силы.
Люди светского воспитания, даже близкие и благожелательно настроенные к церкви, иногда говорят привычно о догмате и каноне, как о чем-то сковывающем и ограничивающим, как о бремени неудобоносимом для нынешнего человека. «Приди и виждь», – отвечает Церковь. Освобождающая сила Евангелия и благодатного Предания Церкви не может быть «доказана» – только показана. Более того, чтобы понять истину Православия, надо жить в этой истине и этой истиной.
Дух дышит, где хощет (Ин. 3, 8). Одному начало духовного устроения открывается в храме, за богослужением, другому – в древних книгах, написанных святыми богомудрыми отцами, третьему в паломничестве и поклонении святыням. Знаем много примеров, когда люди в буквальном смысле приходили к Богу: принимали крещение, узрев священные воды Иордана, принимали иноческие обеты, воочию увидев подвиги православных иноков в древних обителях. Приходите к Богу – и Бог придет к вам.
В знаменательный год исполнения 2000 лет со дня Пришествия Спасителя и вступления человечества в третье тысячелетие христианской истории сердечно приветствую читателей сей книги, поздравляю всех с этим поистине всемирным праздником, призываю благословение Господне на всех любящих Бога и ищущих встречи с Ним.
Содержание
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. С. 5.
Часть I. Святая земля
I. «Замыслы Господни
От Назарета до Армагеддона. С. 12.
Благовещение у кладезя. С. 14.
Дом Богородицы. С. 19.
Мастерская Иосифа. С. 26.
Мегиддо. С. 28.
II. «Слава в вышних Богу»
Звезда Вифлеема. С. 34.
Храм Рождества Христова. С. 37.
Пещера Рождества. С. 43.
III. «Иордан обратися вспять»
Крещение и Искушение. С. 55.
Гора Искушения. С. 65.
IV. «Пятое Евангелие»: проповедь в Галилее
Первое чудо: Кана Галилейская. С. 69.
Галилейское море .73.
Гинносар. С. 79.
Гора Блаженств. С. 81.
Табга. С. 85.
Последняя беседа Христа с учениками. С. 89.
Капернаум, до неба вознесшийся. С. 92.
Фавор – гора Преображения. С. 99.
V. Последний путь в Иерусалим
Иерихон. С. 109.
«Восходим в Иерусалим». С. 115.
Вифания: «Лазарь, гряди вон!». С. 117.
Вход Господень в Иерусалим. С. 123.
VI. Страстная Седмица
Горница Тайной Вечери. С. 128.
Гефсиманский сад: Моление о Чаше. С. 130.
Крестный Путь. С. 136.
Порог Судных Врат. С. 150.
VII. Храм Воскресения
Святая Голгофа. С. 162.
Ротонда и Кувуклия. С. 171.
Греческий Кафоликон. С. 182.
Церковь Елены. С. 188.
Вознесение Господне. С. 193.
VIII. По стопам Пресвятой Богородицы
Дом Иоакима и Анны. С. 199.
Успенский собор на Сионе. С. 202.
Малая Гефсимания. С. 204.
Гробница Божьей Матери. С. 207.
ІХ. Наследие Русской Палестины
Русская Духовная Миссия: церковь царицы Александры. С. 212.
Троицкий собор. С. 215.
Горненский Свято-Казанский монастырь. С. 220.
Русский Вознесенский монастырь на Елеоне. С. 226.
Русская церковь во имя Марии Магдалины. С. 233.
Храм апостола Петра и праведной Тавифы в Яффе. С. 239.
Русский храм во имя Ильи Пророка на горе Кармил. С. 244.
Дуб Мамврийский. С. 246.
Часть II. Христианский Восток
I. Святые места Египта
Богошественная гора Синай. С. 250.
«Из Египта воззвал Я Сына Моего». С. 258.
II. Иордания: библейские древности Восточной Палестины. С. 268.
III. Турция: наследие Византии
По стопам апостолов. С. 285.
Святыни Царьграда. С. 298.
Живоносный Источник. С. 305.
Храм Богородицы во Влахернах. С. 308.
IV. Святыни Элладской Церкви
Алтарь Неведомому Богу. С. 315.
Остров Откровения. С. 332.
Святая гора Афон. С. 336.
V. Святыни Православного Кипра
Наследие Апостолов. С. 350.
Киккский монастырь Пресвятой Богородицы. С. 356.
VI. Мальта: пещера апостола Павла. С. 362.
Часть III. Реликвии Европы
I. Святыни Италии
Священный Рим. С. 370.
Лорето. С.417.
Град Святого Николая. С. 422.
Новгород, по-гречески Неаполь. С. 430.
Туринская Плащаница. С. 442.
II. Испания
Грааль в Валенсии. С. 450.
От Эскориала до Сантьяго. С. 454.
III. Святыни Франции
Париж христианский. С. 461.
Реймсский собор. С. 477.
Защитница Марселя. С. 482.
IV. Святыни Германии. С. 486.
Алтарь Трех Волхвов. С. 488.
Сердце Баварии. С. 497.
V. Вена
Под сенью святого Стефана. С. 501.
VI. Ангелы Британии. С. 508.
Святыни Летней Страны
Город Святого Андрея. С. 517.
К читателям. С. 520.
Указатель святынь. С. 526.
География Православного паломничества. С. 532.
Летопись явления миру библейских и христианских святынь. С. 534.
***
Данный труд представлен только в виде сканированного документа. Вы можете ознакомиться с ним по ссылке:
Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru