Источник

Назначение Корана и применение его в жизни мусульман

«Из всех божественных книг Коран есть единственная книга, текст (слова и смысл) которой были внушены пророку совнесторонним голосом. Иначе было с Пятикнижием, Евангелием и другими божественными книгами: пророкам и писателям их внушения делались (только) в форме идей», – высказал знаменитый мусульманский мыслитель Ибн-Хальдун (ум. в 1406 г.). Сам Бог предупреждал Мухаммеда: «Не произноси (Коран) торопливо языком твоим: Наше (Божие) дело составить его и прочитать». (Коран, гл. 75, ст. 16–17).

Таким образом, по всеобщему верованию мусульман, Коран есть Слово Божие, открытое Мухаммеду чрез ангела Гавриила и имеет своею задачей научить людей истинному богопознанию (догматы веры) и истинному богопочитанию (религиозные обряды) и вместе с тем – служит для них законом нравственности и деятельности в жизни.

Чтобы произвести на арабов VII в. большее впечатление, Мухаммед учил, что Бог ничего не опустил в Коране, что нет зерна во мраке земли, нет былинки ни свежей, ни сухой, которые не были бы обнародованы в этой книге (гл. 6, ст. 58–59), что в ней заключается истолкование всем вещам (гл. 12, ст. 111). Словом – Коран был ниспослан Мухаммеду для объяснения всех вещей и в руководство, как милость и благовестие покорным (гл. 16, ст. 91). И такое всеобъемлющее учение предлагается в Коране с авторитетом непогрешности, не допускающим сомнения: «Это писание – нет сомнения в нем – служит руководством для благочестивых» (гл. 2, ст. 1).

Не входя в оценку столь больших притязаний Корана199, мы должны все-таки сказать, что эта книга принадлежим к числу оч. немногих произведений человеческого гения, на которые продолжают и в наши дни обращать серьезное внимание ученые люди разных научных специальностей – историки, филологи и богословы. Как религиозно-законодательный кодекс, Коран оказывает неотразимое влияние на судьбу огромной части человечества, так как многочисленные народы Азии, Африки и Европы обязаны ему складом своей религиозно-нравственной и общественно-государственной жизни200. Как литературный памятник арабского языка и арабской письменности, Коран до сих пор служит предметом усердного изучения ориенталистов; наконец, Коран обращал и обращает на себя внимание ученых богословов разных стран, времен и вероисповеданий, как главная вероучительная книга одной из наиболее распространенных религий человечества, известной под именем «ислама».

Вследствие такого разностороннего интереса, представляемого Кораном и побуждавшего серьезно и долго изучать эту сравнительно, небольшую книгу очень многих людей различного направления, людей большой эрудиции и талантливости, – в настоящее время европейская наука обладает обширною литературою по этому предмету, не прекращающею своего роста и в наши дни201. Достоинства ученых исследований о Коране, древних и новых, в значительной степени зависят от времени их появления и, так сказать, обратно пропорциональны векам их авторов: чем ближе к нашему времени появление европейского исследования о Коране, тем более отличается оно эрудицией, широтою взгляда, глубиною мысли и критики, и на оборот, так как историческая и ориентальная наука, с течением времени, располагает все большими и большими средствами для разностороннего строго научного изучения этого оригинального произведения арабского реформатора VII века202.

Прогрессивные мусульмане со своей стороны усиливаются доказывать, что европейские ориенталисты не понимают Корана и потому неправильно о нем думают. Это противоречие объясняется просто: европейские ученые относятся к занимающему их вопросу объективно, так как для них Коран есть произведение Мухаммеда, а не Бога, и так как в тексте Корана заключаются неопровержимые доказательства его естественного происхождения; мусульманские же прогрессисты хотят невозможного – склонить современных мусульман к современной европейской образованности и в тоже время отстоять божественный авторитет Корана, будто бы не заключающего в себе никаких преград к прогрессу мусульман. Этим и объясняется враждебное отношение мусульманских староверов к новаторам ислама, как об этом можно судить по мусульманским газетам.

Но Коран, по своему прямому назначению, остается для всех мусульман, без различия племен и образованности, главною основою их верований и нравственной деятельности. Мусульманские богословы не могут не опираться на тексты Корана, как на слова Божии, в своих догматических исследованиях; ученые законоведы обязаны считать Коран первым и самым главным источником законоведения; совершители общественных молитв (имамы) должны читать во время богослужения разные отрывки из Корана; частные лица и в наши дни читают Коран для собственного и общего назидания, особенно в дни поста (в месяц Рамазан), а некоторые заучивают священный текст наизусть: наконец, Коран и отдельные его части предпочтительно читаются в разных определенных случаях жизни мусульман, иногда с целью узнать будущее.

Не говоря о значении и важности Корана для мусульманской науки (богословия и законоведения), укажем на случаи практического применения чтения Корана к разным положениям в религиозной жизни мусульман. В этом отношении чтение Корана прежде всего составляет предмет обучения в школе и применяется к мусульманскому молитвословию (салат, намаз). В каждой из пяти ежедневных обязательных молитв203 чтение Корана составляет существенную часть, при чем читается обязательно первая глава (Фатиха) и несколько стихов из других глав Корана, или целая небольшая глава, состоящая из немногих стихов. Таковы последние главы, помещенные в конце Корана. Отрывки из других глав, рекомендуемые для чтения во время того или другого молитвословия, в некоторых изданиях Корана отмечаются на полях арабскими словами, обозначающими сами молитвословия. Кроме того, в два мусульманских праздника (праздник разговления после поста и праздник жертвоприношения), во время пятничного соборного молитвословия (Джума-намаз) и в некоторые другие дни в году, с которыми соединяются какие-либо особые воспоминания или верования мусульман, читаются назначенные для этих случаев главы, или отрывки из Корана. В дни поста (в месяц Рамазан) Коран обыкновенно прочитывается весь в мечетях, на особых вечерних молитвословиях (таравих), а набожные мусульмане считают для себя душеспасительным чтение Корана и дома в этот месяц.

На прилагаемом рисунке, заимствованном из цитированного выше французского издания L’Art arabe изображена характерная сцена обучения мальчика правильному чтению св. текста Корана, по указаниям «Науки чтения Корана». Мелодичный распев молодого наследника дома привлек внимание служанки, в почтительной позе слушающей приятные звуки, воспроизводящие учение «небесной книги».

В обыкновенных школах (мактаб) обучение чтению Корана производится сначала по так называемому Хафтьяку (седьмая часть Корана), а затем – по полному изданию, при обыкновенной школьной обстановке, когда детишки сидят рядами и голосят каждый свой урок, мерно и нервно наклоняясь к книжке.

Над умирающим, во время его предсмертных мук, читается 36-я глава, к которой присоединяют, по усердию чтеца, и 37-ю главу. Над телом умершего, пред выносом его на кладбище, и при посещении кладбищ в установленные дни, с целью поминовения умерших и испрошения им милостей Божиих, принято читать предпочтительно 67-ю главу Корана.

Для испрошения у Бога исцеления от болезни читается 36-я сура Корана (Я-Син). При этом рекомендуется прочитывать указанную, главу по особому чину – семи отдельным чтецам, чтобы каждый чтец прочитывал определенную (седьмую) часть главы, которая делится на семь частей стихами, имеющими в конце слово «мубин», именно: 1–11, 12–16, 17–23, 24–47, 48–60, 61–69 и 70–77. Этот чин сопровождается заклинаниями от болезни, дуновением и плеванием, и напоминает обряд елеосвящения, совершаемый семью священниками над больными у христиан.

Для охранения себя от всего вредоносного, исходящего от злого духа (шайтан), и даже от так называемого сглаза (презор очес) мусульмане, преимущественно женщины и дети, носят в особых ладанках или металлических трубочках амулеты, состояние также из слов Корана (113 и 114 главы), в которых обрушающийся к Богу просит защиты от злого духа и от злых людей, от завистников и от женщин, дующих на узлы. Эти две суры, а также 109 и 112204 в Туркестанском крае читаются ишанами над больными205.

Словом, каждый богобоязненный мусульманин обращается к Богу словами своей св. книги во многих случаях жизни, не только испрашивая благословения Божия, но и желая заранее узнать волю Божию относительно своих намерений, каковы: посев, покупка, путешествие, торговое предприятие, женитьба, развод и всякое другое будущее, словом – судьба, ожидающая человека в здешней и будущей жизни. Это составляет религиозное гадание, для совершения которого существует особая молитва «Истихара», имеющая происхождение будто бы от самого Мухаммеда.

Текст этой молитвы, в переводе Саблукова, читается так: «Боже! испрашиваю у Тебя доброго успеха, прибегая к Твоему всеведению; прошу доброй судьбы у Твоего предопределения; обращаюсь с молитвой к Тебе ради великой Твоей благости. Ты силен, а я бессилен; Ты ведаешь, а я не ведаю, ибо Ты един тайноведец. Боже! Если это дело хорошо для меня – в моем состоянии и в моей жизни, как Ты ведаешь, то даруй мне силу совершить его, ниспошли мне помощь и благослови меня в оном; а если это дело, как Ты ведаешь, злотворно для меня в моем состоянии и в моей жизни, то останови для меня успех этого дела и меня удержи от исполнения его. По всемогуществу своему, ниспошли мне благо, где только оно есть»206.

К чтению этой молитвы испытующий судьбу мусульманин приступает по совершении омовения и намаза по установленному обряду, а по прочтении молитвы (10 раз), раскрывает Коран и по смыслу стихов, на которые упал его взор, предрешает успех или не успех задуманного им дела и соответственно тому поступает.

Иногда мусульманин задумавший какое-либо дело (например, женитьбу) молится перед сном, читает упомянутую молитву и Коран, а утром припоминает, что видел во сне, и растолковывает, свое сновидение в связи со смыслом открывшихся ему в Коране, стихов207.

Кроме перечисленных случаев, различные тексты Корана вырезываются на надгробных камнях, пишутся на стенах мечетей, мавзолеев, на арках, служащих входом в мадрасы и др. св. места.

Вследствие воспрещения мусульманам изображений живых существ, особенно людей, мусульмане удовлетворяют требованиям своего эстетического чувства красивыми до вычурности письменами, передающими какой-либо стих Корана. Особенно распространен в мечетях и дома основной символ ислама: «Нет божества, кроме Аллаха; Мухаммед – посланник Аллаха».

Наконец, с Кораном в руках ишан, или его старший мурид (хальфа) выступает перед экзальтированной толпой, призывая ее к священной войне с неверными, заповеданной Кораном и известной под именем «джихад»208, как это изображено на прилагаемом рисунке, относящемся к восстанию марокканцев против французов в Касабланке.

При всех изложенных случаях, набожный мусульманин верит, что чтение Корана и даже какой-либо главы сопровождается, особою милостью Божией, как об этом определенно высказались авторитетные толковники Корана. Так, например, прочтение Фатихи малолетним ребенком доставит его грешным родителям избавление от адских мучений, назначенных Богом. За прочтение 36-й главы, которую Мухаммед назвал «Сердцем Корана», Бог простит все грехи и дарует такую награду, какая обещана за 20 кратное прочтение всего Корана. Когда читают эту главу над умирающим, то к нему сойдут с неба по десяти ангелов на каждую букву прочитанного текста и будут молиться о прощении грехов его. Ангел смерти безболезненно возьмет душу его; ангелы будут, присутствовать при омовении тела умершего и при погребении; умерший вкусит райского напитка и будет в сладком упоении лежать во гробе, не будет нуждаться в питье из источников пророческих и войдет в рай упоенным досыта209.

Такая вера в спасительность чтения Корана объясняет нам то необыкновенное благоговение, с какими мусульмане относятся к своей св. книге и то усердие, с каким они механически заучивают его в низшей школе (мактаб), а затем, с полным разумением, в высшей (мадраса) под руководством авторитетных толковников. Этой же верою в спасительность чтения Корана побуждаются многие к заучиванию всего его текста на память, чем приобретают особое уважение и особый титул – хафиз, кары. Особенно трогательно наблюдать, как несчастные слепцы трудятся над заучиванием св. слов со слуха в особых благотворительных приютах школах, известных под именем «Кары-Хана», имеющих задачей научить желающих «правильному» чтению Корана, согласно таджвида210. Многочисленность таких благотворительных учреждений в Туркестанском крае подтверждает положение, что божественный авторитет Корана в главах туркестанских мусульман продолжает сохранять свою силу и поддерживает в них опасение за возможность ослабления веры в божественность его происхождения от влияния на учащихся современной европейской науки, основывающейся на точном знании человеческого разума, а не на божественном авторитете слова Божия, не допускающем сомнения и критики. «Чудеса ваших наук поражают нас, – говорит автор «Последнего слова ислама Европе»; мы чувствуем часто непреодолимое желание быть в силах вам подражать... Одно нас останавливает и пугает, – это нравственное смятение, лихорадочное беспокойство духа ваших обществ... У вас вера сильно поколеблена. Бог удаляется от вас, и в этом – великое несчастие ваше: без религии, без Бога нет мира, нет жизни!.. Для нас в мире существуют только правоверные и неверные: любовь, благотворительность, братство – по отношению к правоверным: презрение, отвращение, ненависть и война – для неверных…».

«Коран вечен; каждое его слово имеет семьдесят значений. Сто двадцать четыре тысячи пророков были посланы Богом на землю, чтобы разъяснять всем народам Божественные заповеди этого закона...».

Этими словами современного мусульманского публициста мы заканчиваем первую часть предлагаемого исследования о Коране.

* * *

199

См. отзыв В. В. Дрэпера о Коране в его «История умственного развития Европы». Рус. пер. А. Н. Пыпина.

200

Франц. проф. А. Ле-Шателье определяет общее число мусульман на всем земном шаре до 250 миллионов. (Revue economique internationale). 1010 г. Л. Зимин напечатал рус. пер. ст. франц. ориенталиста в «Туркест. Курьере» за 1912 г. №№ 49 и след.

201

Французские, немецкие н английские ученые каждый год опубликовывают все новые и новые исследования по исламоведению. (См. у проф. Крымского в его «История арабов и арабской литературы». Часть первая, стр. 159 и след.

202

В С.-Петербурге с настоящего года издается журнал «Мир ислама», под редакцией проф. Вост. Факультета В. Вл. Бартольда.

203

См. об этом в сокращенном руководстве по мусульманскому законоведению (Мухтасаруль-Викая), в главе о молитве.

204

Суры эти начинаются словом: «Скажи» (по араб. куль), почему все они известны под именем «тюрть куль». В Константинополе еще в прошлом столетии главный врач гражданского госпиталя лечил своих больных по арабскому способу – Кораном и прижиганиями (Шателье).

205

О вредной деятельности ишанов можно судить по описанию, напечатанному в моей книге «Сарты. Этнографические материалы. Общий очерк». Издание третье. (Ташкент, 1908 г.), стр. 206–228.

206

Сведения о Коране, стр. 68.

207

Вера в зрачение сновидений повсеместно распространена среди мусульман не только по общей склонности людей к таинственному, но и потому, что такая вера освящена Кораном. В 12-й главе Корана подробно рассказана, с отступлениями от Библейского рассказа, история Иосифа, видевшего сны и разъяснявшего значении сновидение других лиц.

Отдельные сонники известны у мусульман с давних времен. Один, сонник издан в Казани в 1902 г. Н. Г. Маллицким.

208

См. в Указателе Саблукова к Корану цитаты на слово: «Война за веру», для обозначения которой известно другое выражение – «газават». Под этим названием война мусульман с неверными известна более, чем под именем «джихад». В наши дни священная война объявлена итальянцам африканским шейхом Сануси.

209

Описание различных наград за чтение разных глав Корана особенно распространено среди российских татар.

210

«Таджвид» то же, что «Ильми кыраат» – название науки правильного чтения Корана.


Источник: Исламоведение : 1-. / Н.П. Остроумов. - Ташкент : Сыр-Дарьин. обл. стат. ком., 1910-1912. / 3. Коран. Ч. 1. – Ташкент: тип. При канц. Турк. Ген.-Губ., 1912. – 160 с.

Комментарии для сайта Cackle