Азбука веры Православная библиотека святитель Николай Сербский (Велимирович) Дивное творение Духа Святого. Проповедь на праздник Введения 1931 г.

Дивное творение Духа Святого. Проповедь на праздник Введения 1931 г.

Источник

Дни празднования святых, братья, установлены Церковью на первом месте, чтобы мы величая святых, славили Бога. Ибо святые величайшее и прекраснейшее творение Духа Божия в этом мире, величайшее и прекраснейшее всех видимых творений. Но есть и еще одна причина тому, что Церковь по мудрости Промысл Божия, установила праздник святых. Причина заключается в том, чтобы святые, которых мы вспоминаем в эти дни стали примером тем, кто их вспоминает и празднует. Язычники не имели святых и посвященных им праздников, у них были праздники, связанные со сменой времен года, сбором урожая или сева, или с какими-то вымышленными событиями, рожденными их воображением или бесовским прельщением; не имея святых, они не могли иметь и посвященных им праздников. С кого люди брали пример святой жизни, кого стыдились? Брали пример друг с друга, как скот со скота, а о стыде не могло быть речи.

Представьте себе, в каком преимуществе христиане перед язычниками и насколько мы духовно и нравственно богаче их. Каждый наш день в году украшен святым или святой, не какими-то вымышленными именами, но именами людей, реально жившими, и мы знаем когда и как они жили. Наш христианский год представляет собой невидимый иконостас. Каждый Божий день напоминает нам о ком-то из святых. И также как в храме мы видим иконы святых, написанные красками на досках, каждый день духовно мы смотрим на духовный лик и образ поминаемого святого, на его житие, его добродетели, силу его веры, свет его любви.

Иконы Христа и Богородицы больше и торжественнее других в церковных иконостасах, также и праздники, посвященные Им, больше и торжественнее других праздников. В каждое из четырех времен года мы празднуем четыре великих Богородичных праздника: осенью Ее Рождество, в начале зимы Введение, весной Благовещение и летом Успение.

Празднуя сегодня день Введения Богородицы в храм, вы прославляете Богородицу, и вместе с Ней Бога живого, Творца Ее и вашего. Что за дивное творение Духа Святого! Рожденная старыми родителями, больше от их молитв и слез, чем от плоти и крови, Мария с младенчества была завещана на службу Богу. Благочестивые люди исполняют обещания данные людям, а тем более Господу.

Благочестивые Иоаким и Анна исполнили свое обещание, данное Богу. Исполнили тогда, когда исполнить его было крайне тяжело, когда их единственному чаду было всего три года. Те, у кого есть дети, знают, как они в этом возрасте дороги родителям. Трехлетний ребенок, едва научившийся говорить, ласковый к своим родителям, удивляющийся на окружающий мир, наивно расспрашивающий обо всем и обо всех, настоящее утешение, радость и веселье родителям. И особенно престарелым родителям, какими были Иоаким и Анна, которые, можно так сказать, тонкой нитью держались за земную жизнь. Как трудно было им разлучиться с такой милой им единственной дочкой, но обет Богу был дан и нарушать его нельзя.

И это первое поучение, которое дает нам сегодняшний праздник. Очень важное поучение в наше время, когда некоторые христиане ведут себя как язычники и без зазрения лгут людям и Богу. Попав в беду, они просят и молят и дают обеты, но пройдет беда и сердца их остывают и данный обет нарушается. И когда приходит гнев Божий, они удивляются и обвиняют всех и вся, кроме самих себя. Потому, прошу вас братья, ради вашего блага всеми силами старайтесь исполнить данный вами обет и обещания всевышнему Богу.

Второе поучение введения маленькой трехлетней Марии в храм важно не меньше первого. Оно касается воспитания детей с раннего детства в законе Божием. Есть христиане, которые рассуждают совершенно по язычески и думают, что если они оставят им как можно больше имения и денег, они обеспечат им счастье. Жизнь каждый день свидетельствует о том, что такие родители настоящие враги собственным детям. Если Господь попустит, они смогут из иного мира увидеть, какими несчастными они сделали своих детей. Введя их в мир денег и большого наследства и не введя их в святыню Бога жизни, они ввели их в непреодолимые искушения в этом мире и в адские муки в мире ином. Лучше, братья, оставить своим детям в наследство Бога, чем власть над целым миром. С одним Богом они будут богаты и счастливы, а с целым миром без Бога убогими и несчастными. И малый страх Божий лучше большого богатства.

Поэтому прошу вас, братья, ради блага ваших детей подражайте святым Иоакиму и Анне и введите своих детей в наследство, которое не обманет, не пропадет и не истлеет ни в этом ни в ином мирах. Эта наследство – душевное богатство, которое разумное дитя стяжает в познании закона Божия. Духовно богатым детям не трудно будет получить хлеб насущный – не оставит и не забудет их Господь, а духовно обездоленные быстро расточат и самое богатое имение и останутся обездоленными вдвойне, и для земного мира и для духовного.

Этим двум урокам учит нас праздник Введения Пресвятой Богородицы.

Праздники святых воистину, словно невидимый иконостас живых душ в Царстве Божием. Не было ни у язычников, нет их у безбожников, поэтому язычники покланялись мертвым идолам. А вы, дети Божии, покланяетесь реальности в Боге едином живом, Творце вашем и Его многочисленным ангелам и святым, пребывающим в вечном Царстве истины и радости, в котором и вы надеетесь пребывать. Да подарит вам Господь это Царство, то Отечество, которому не грозит опасность, ту жизнь, которая не знает смерти.

Богу нашему слава и хвала, Пресвятой Богородице честь и поклонение, а всем вам здравия и мира, радости и благословение Божие во веки веков. Аминь.


Источник: перевод С. Луганской

Комментарии для сайта Cackle