архиепископ Василий (Кривошеин)

Проповеди

Содержание

Исцеление слепорожденного (Ин. 9:1–41) Неделя праотцев (на Мф. 22:1–14) Брачный пир (Мф. 22:1–14) Богатый и Лазарь (Лк. 16:19–31) Исцеление кровоточивой (Лк. 8:41–56) О сострадании На послание к Ефесянам (6:10–24) На послание к Коринфянам (2 Кор. 12:1–9) Святитель Василий Великий (память 1/14 января) В неделю о мытаре и фарисее (Лк. 18:9–14) Страшный Суд (Мф. 25:31–46) Прощеное Воскресенье Главные мысли некоторых проповедей Совпадение праздника Благовещения со Страстным Пятком Преображение Господне Вознесение Господне О новой жизни

 

Исцеление слепорожденного (Ин.9:1–41)

Господь сказал: Я – свет миру. И действительно, Его слово, с одной стороны открыло глаза слепорожденному, а с другой – дало познать ему Христа.

Через сегодняшний рассказ Господь указывает нам путь, как познать Его, то есть Бога. И этот рассказ должен служить нам примером. Евангелие объединяет в своих повествованиях действительно происшедшее и его сокровенный смысл.

Рассказ о слепорожденном настолько жив, что мы ясно видим сцену. Однако, в тоже время слепорожденный является символом всего человечества. Потому что все мы слепы, потерявши наш облик, схожий с Христовым. Сперва из-за первородного греха, а затем из-за наших личных грехов. Однако, мы опять обретаем его в таинстве крещения. Господь, говоря апостолам о слепорожденном, подтверждает, что ни он не виноват, ни родители его. И если этот человек болен, то его болезнь – не прямое наказание за грехи, но последствие греха.

Удивительно то, как постепенно слепой направляется к совершенству познания и исповедания. Он не сразу получает откровение, хотя сразу обретает зрение. Он ещё не верует, но доверяется Тому, Кто первый обратился к нему, не задавая никаких вопросов. И только постепенно он будет исповедовать свою веру.

Господь мог бы сразу духовно исцелить слепого, но предпочитает сперва употребить телесную меру и получить послушание. Слепой сперва слышал о Нем как о человеке, но затем предполагает, что это пророк посланный Богом и отвечает так фарисеям. Вот уже следующий шаг к познанию. А дальше он не устрашается фарисеев, возражает им и переносит изгнание. И потому, что он не боится открыто признать это, Господь опять встречается ему на пути и спрашивает: А ты веруешь ли в Сына Божия? (Ин.9:35). И хотя Сам Христос перед ним, он все еще не уверен и спрашивает: А кто Он? Тогда Господь открывается ему. Божественное откровение – это высшая ступень. И слепорожденный кланяется Ему и признает Его Христом.

Вот путь, которому мы все должны следовать: открыто исповедовать нашу веру, подтверждая её действиями. И тогда Господь нас найдет Сам, чтобы дать нам жизнь вечную.

Неделя праотцев (на Мф. 22:1–14)

Мы вступили в подготовительный период к празднику Рождества Христова. Этот период особенно относится к Ветхому Завету, потому что среди предков Христа уже насчитывались святые. Прямые предки перечисляются в Евангелии от Матфея. Но, кроме них, в послании к Евреям апостол Павел говорит и о других ветхозаветных праведниках, которые жили верою, как поется в прокимне: «Благословен еси Господи, Боже отец наших…» Они следовали данному им закону Моисея, но также жили верою в пришествие Христа. И плодом этой веры явилась Пресвятая Богородица, соединившая оба Завета. Апостол напоминает о перенесенных ими страданиях; несмотря на них, они не получили еще спасения, потому что спасение приходит через Новый Завет и с нашим содействием.

Сегодняшнее Евангелие говорит нам о пришествии Христа и Церкви, которую Он устроит. Пир, предзнаменующий Тайную Вечерю и причастие, предлагается всем, и Господь настойчиво приглашает нас к нему. Однако первые приглашенные не являются, два первых еще извиняются, а третий просто отказывается. И тогда Господь зовет всех страждущих. А так как еще есть место, то и всех грешников. Никому вход не возбраняется и Господь на всех взирает милостивым оком.

Тем не менее одного из присутствующих Он спрашивает: как ты вошел сюда не в брачной одежде? Но тот молчит, хотя по правилам тогдашнего гостеприимства, он мог занять любую одежду хозяина.

И тогда хозяин произносит единственное осуждение: бросьте его во тьму кромешную. В свое время католическая церковь пользовалась этой фразой, чтобы оправдать инквизицию. Но мы объясняем её иначе. Брачная одежда ни что иное как раскаяние. Господь призывает всех к Себе, но ответить должны мы сами. Только от нас зависит попасть в число избранных, несмотря на наши преткновения и грехи.

Молитвами ветхозаветных праведников, а также христианских святых, особенно же молитвами Пресвятой Богородицы нам дается великая радость принять Родившегося Младенца и ответить утвердительно на приглашение Господа.

Брачный пир (Мф. 22:1–14)

Притча, которая читалась сегодня, содержит несколько значений.

Человек устроивший пир по случаю свадьбы своего сына, есть Бог. Сын Его, приглашая нас на Свой пир, тем самым соединяется с людьми и объединяет их с Отцом. Пир – это Тайная Вечеря, символ грядущей смерти Христа, через которую мы оживём.

Но как относятся люди к приглашению? Что встречает Господь? Прежде всего равнодушие, а потом и злобу. Однако приглашаются все: и добрые, и злые. Вход всем открыт, никто не отвергается, за исключением того, кто вошел не в брачной одежде, хотя каждый присутствующий имел право занять у хозяина парадную одежду. А что такое брачная одежда, как не раскаяние? Так что, если мы осмеливаемся подойти к великому таинству Причастия без раскаяния, мы подвергнемся осуждению. Не будем же забывать об этом, и о том, что Господь всем предлагает брачную одежду и Сам помогает облечься в нее.

Богатый и Лазарь (Лк. 16:19–31)

В этой притче надо обратить внимание на ея двойное значение. Господь обращается к народу, который следовал заповедям Моисея, данным Богом. И Он указывает, как часто люди обходят их, тогда как, повинуясь им, можно обрести правильный путь. Повиновение же – это великий дар, который нужно заслужить.

Богатый жил, не заботясь ни о Боге, ни о ближнем. А что сказано в притче о Страшном Суде? Что мерилом Божиим будет то сострадание, которое мы проявим по отношению к другим. Богатый его не проявил, и вот, после смерти он видит, что его отделяет от Авраама пропасть. Что такое пропасть, как не отпадение от жизни вечной? И отпадение это и есть мучение.

Тогда он просит послать Лазаря на землю, в уверенности, что явление воскресшего вразумит его братьев. Несомненно, это было бы величайшим чудом. Но разве это чудо уже не произошло? Христос, посланный Богом, явился – и Его не принимают. Также, как не поверят и Его воскресению.

Так будем же следовать той заповеди, которую презрел богатый и которую мы так часто сознательно забываем, но которая одна сможет избавить нас от пропасти: любовь, проявляющаяся в сострадании.

Исцеление кровоточивой (Лк. 8:41–56)

Сегодня мы слышали о том, как ко Христу, когда Он шел в дом Иаира, к его умирающей дочери, подошла в толпе больная женщина и коснулась края одежды Его. Характерно для св. Луки, что именно он больше всех говорит о женщинах – начиная с Пресвятой Богородицы – указывая на то, что оне являли пример веры. Потому что главное поучение происшедшаго в том, что мы спасаемся верою.

Св. Лука, будучи сам врачом, не отрицает значения человеческого лечения. Он подчеркивает настойчивость женщины в ея желании получить опять здоровье.

Христос, конечно, знал всё это и мог бы просто исцелить её. Однако Он спрашивает: Кто прикоснулся ко Мне? Почему? Потому что Он хочет сознательного ответа, благодаря которому женщина будет исцелена не только телесно, но и духовно. Такой сознательный ответ мы должны приносить на исповедь.

Христос прежде всего говорит: Я почуял силу, исшедшую из Меня. Что это за сила? Сила Духа Святого, Который исходит от Отца и почивает на Сыне, чему множество примеров в Евангелии. А посредством Сына, Он передается и нам, как Он передался апостолам во время Пятидесятницы. Но получить Его мы сможем, только если в нас будет действовать желание духовного исцеления. Нам дано прикасаться не к ризе только, а к самим пречистым Телу и Крови Христовым. И для этого Христос просит веры. Как у кровоточивой, как у расслабленного, как у Иаира и его жены, благодаря чему их дочь воскресла.

О сострадании

В своих посланиях, и апостол Иоанн, и апостол Павел говорят о том, что только проявляя сострадание к ближним, мы можем сказать, что мы – христиане. И действительно, когда мы читаем Евангелие, мы видим, что Христос – это воплощенное сострадание. И это сострадание вытекает из любви к людям.

Но, увы, иногда кажется, что оно совсем покинуло наш мир. А без него мы – мертвецы в духовном понятии. Когда Господь говорит вопрошающему: Предоставь мертвым погребать своих мертвецов, – Он говорит о смерти духовной и предлагает заботиться о своем спасении.

Мы все – рабы греха, и воспринимаем это с поразительным равнодушием. Только вера во Христа может нас разбудить. Но как? Посещением церкви, в которой собрана полнота Христова. Но посещать не по привычке, а со рвением. Христос сказал: Без Меня не можете творити ничесоже (Ин. 15:5). Только с Его помощью мы сбросим связывающий нас грех и обретем вновь любовь и сострадание.

На послание к Ефесянам (Еф. 6:10–24)

В сегодняшнем чтении из послания к Ефесянам, апостол Павел сравнивает жизнь христианина с жизнью воина, и лишний раз подчеркивает огромное значение веры. Христианин – борец, воин, а воин нуждается во всевозможном оружии и доспехах; они тем более нужны, что христианин ведет борьбу не против людей, а против демонов.

Перечисляя оружие, апостол особенно настаивает на щите веры. Ещё апостолы просили Христа умножить в них веру, так как чувствовали в себе ея недостаток. Однако, Христос в ответ говорит про горчичное зерно, указывая на то, что получить этот дар мы должны проявив и собственное усилие.

Апостол Павел говорит и про Истину. Мы должны бороться, чтобы обрести эти две добродетели, но полагаться не на себя, а на Господа. Его слово является нашим мечем, тем мечем которым мы постигнем совершенную Истину, то есть Самого Бога.

На послание к Коринфянам (2 Кор. 12:1–9)

Во втором послании к Коринфянам апостол Павел рассказывает о том, как он был восхищен на небо. Он был в этот момент в экстазе. Некоторые другие святые тоже познали это состояние, как например преподобный Симеон Новый Богослов. Человек теряет сознание своего тела, не знает больше, где он находится. Однако св. Симеон говорит, что это состояние дается скорее начинающим, потому что, если человек перестает чувствовать свое тело, это потому что он не может вынести созерцания Бога. Только когда он продвинется, будет дано ему участвовать в радости совершенной.

Но чем заканчивается рассказ апостола Павла? Словами Бога: Довольно с тебя Моей помощи, ибо сила Моя в немощи является. И апостол Павел упирает на эти слова: болезни, несчастья… мы должны всё переносить, как перенес их и апостол Павел. Потому что в этот момент каждый из нас получает благодать Божию. И хоть мы и не можем сравнивать себя с этими святыми, помощь, которую мы получаем, не меньше той, что получили они.

Святитель Василий Великий (память 1/14 января)

Сегодня мы празднуем память святителя Василия Великого. Святой, ученый, он оставил нам свои труды – послания и диалоги, – которые были изданы и которые мы высоко ценим.

Но мы воздаем ему ещё иную хвалу, потому что для нас он всегда присутствует в литургии, которую он составил, и в которой продолжает молиться за нас. Божественная Евхаристия является беседой с Богом, истинным Православием и тем единством Церкви, за которую так боролся святой, несмотря на все препятствия. Папа Дамасий, с которым он встречался, никогда не пожелал войти с ним в евхаристическое общение и даже порвал всякую связь. И вообще он подвергался всевозможным нападкам. Однако II-й Вселенский Собор встал на сторону cв. Василия.

Всё это доказывает, что разногласия в церкви происходят от поведения личностей. Святой Василий нас учит, как мы можем поддерживать единство и потому мы особо молимся ему. Во времена святого единство было поколеблено ересью Ария. А в наше время оно страдает не только от безбожников, но и от равнодушия тех, кто именует себя христианами. Мы должны всегда помнить, что наше участие в борьбе за единство заключается в смирении и молитве, как смирялся и молился св. Василий.

В неделю о мытаре и фарисее (Лк. 18:9–14)

Мы вступаем в подготовительный период к Великому Посту. Период столь же радостный, сколь и грустный. Период трудный для тех, кто собирается действительно соблюдать Пост. Однако, на первом месте, всё же должна стоять радость. Радость, порожденная раскаянием, приносящим нам спасение.

Во время подготовительного периода допускаются ещё послабления в пище, но уже воспитываются в нас те чувства, которыми мы должны руководиться: раскаяние и молитва. Без них, всё остальное будет только пустой болтовней, которой, увы, столько в наше время!

Сегодняшняя притча нас учит тому, что есть две молитвы: правильная и неправильная. Неправильной является молитва фарисея, потому что он ставит в центре ея самого себя и, вдобавок, осуждает других. Мытарь же к молитве присоединяет смирение. И его такая коротенькая молитвочка – настоящая молитва.

Вот вам два вида молитвы. Господь не говорит, что фарисей осуждается, но что его молитва неизмеримо ниже молитвы мытаря.

Святой Симеон Богоприимец пришел во храм по побуждению Святаго Духа, мытарь – по вдохновению Его же. А фарисей пришел в церковь, чтобы показаться. Не так давно такое посещение церкви было распространенным. Слава Богу, что сегодня те, кто стоит в церкви, тем самым безбоязненно исповедуют свою веру. Но все мы должны опасаться ставить себя в центре нашей молитвы, как это сделал фарисей.

Будем же взывать ко Господу, чтобы Он научил нас настоящей молитве, и Он даст нам её, так как Он всегда отвечает нам.

Страшный Суд (Мф. 25:31–46)

Исповедуя Символ Веры, мы произносим: «Верую… во единого Господа Иисуса Христа… паки грядущаго со славою, судити живых и мертвых». Этими словами мы подтверждаем нашу веру во второе Пришествие и в последний Суд, о котором Господь Сам нам возвестил.

О нем уже говорилось в Ветхом Завете, и повторяется в Новом. Ангелы подтвердили его в момент Вознесения. И Господь указал нам на знамения, которые будут предшествовать этому Пришествию.

Но Последний Суд является лишь первым шагом к жизни вечной, о которой св. Иоанн говорит в Откровении: И увидел я новое небо и новую землю (Апок. 21:1). Чтобы войти в нее, мы должны пройти через Страшный Суд. Господь нам о нем возвестил, и Церковь напоминает нам сегодня о нем.

Господь не только Сын Человеческий. Хотя Он восприял нашу плоть в ея полноте, за исключением греха, Он и Царь, и Создатель, и Судия. И в Евангелии прямо говорится о том, что Отец предоставил Ему суд.

Суд будет милостивым. Господь требует от нас только одного: помощи ближнему. Но если мы этого не сделаем, то строгость Господня заклеймит нас словом «проклятый». Есть различие между приговорами: жизнь вечная нам обещана с самого начала, а мука вечная была предусмотрена лишь отпавшим ангелам, и если мы направляемся к ней, то это будет лишь наш личный выбор.

Сколько обещаний содержат заповеди блаженства, а условие только одно: То, что вы сделали для ближнего, вы сделали для Меня. Мы – младшие братья Христа, и наше отношение к Нему определяется отношением к нашим братьями.

И не надо также забывать, что, в первую очередь, это отражается на нас самих: то, что мы делаем для других, мы делаем духовно для себя.

Так что будем страшиться строгого приговора, но будем помнить и о великом милосердии Господа. Это то, о чем Церковь напоминает нам при вступлении в Великий Пост.

Прощеное Воскресенье

В предыдущие воскресенья, Церковь, посредством читаемых Евангелий, нам предлагала разные добродетели ввиду Поста: смирение, раскаяние, любовь. Сегодня она настаивает на обоюдном прощении, потому что это необходимое условие, чтобы Господь простил и нас.

Прощение касается не только личных обид, но также наших общих грехов. Сегодняшнее воскресенье имеет как бы двойное значение, потому что вспоминает и об общем грехе, в котором мы все повинны и к прощению которого Господь указывает нам путь.

Великий Пост нам дает возможность измерить то расстояние, которое отделяет нас от Бога. Но этот путь не только скорбен, он также радостен, так как в конце его нас ждет Сам Бог. Мы все – грешники, но Господь ведет нас к Своему Воскресению.

Мое пожелание вам – провести этот Пост в страхе Господнем, но не в страхе раба, а в страхе любящего сына, боящегося огорчить Отца.

Главные мысли некоторых проповедей

Совпадение праздника Благовещения со Страстным Пятком

Казалось бы, что эти два события несовместимы: одно – такое радостное, другое – глубоко скорбное. Однако если вдуматься, то связь бросается в глаза: начало и конец человеческого спасения.

Весть, которую принес Архангел Гавриил Пресвятой Деве, давно ожидалась Израилем, хоть многие так и не поняли или не приняли ея истинного значения. С высоты Креста Господь не только упразднил грех, но и усыновил, в лице св. Иоанна, род человеческий Своей Матери. В этих двух событиях к великому божественному таинству явления Христа Спасителя на земле присоединяется и человек, в своей высшей ипостаси – Богородице, начале и конце, неусыпаемой Молитвеннице за род человеческий.

Преображение Господне

В этот день, после Литургии, Православная Церковь производит освящение плодов. Прежде всего – яблок. Яблоко послужило способом к непослушанию и падению человека. Церковь возвращает ему его достоинство.

Освящается тоже и виноград. Этот плод предвозвещает ту Чашу, которую испивши за наши грехи, Господь предлагает нам в Причастии.

Вознесение Господне

Многие считают этот праздник грустным. Как! Господь покинул нас и ушел на небо! Ошибочное толкование. Иудея была лишь клочком земли, хоть и избранным. А перед Своим вознесением Господь обещал Апостолам что, в лице Духа Святаго, Он пребудет с нами всюду где бы мы ни находились, и уже не только Палестина, а весь мир будет освящен Его присутствием.

О новой жизни

В Откровении св. Иоанна Богослова говорится, что всё старое прошло: Се, творю все новое (Апок. 21:4–5, 1), новую землю и новое небо. Эта новая жизнь нас соединяет с Богом в таинствах Крещения и Евхаристии.

В древности евреям дано было обрезание. Разница громадная: обрезание это – обряд, крещение – таинство, рождение в новую жизнь. Будем же внимательно следить за тем, чтобы по нашему равнодушию не потерять эту благодать, о которой мы должны непрестанно молиться.

Но как достичь этой новой жизни? Мы должны исповедовать нашу веру, не боясь насмешек, не вдаваясь в толкования тех, кто уверяет, что подход Святых Отцов устарел. Но также не ставя на первое место то, что второстепенно. На первом месте должна быть любовь, потому что только через неё мы становимся действительно учениками и, более того, братьями Христа.