святитель Николай Сербский

Воевода Рамачандра пишет Раме Сисодии в Сербию

Ты знаешь, что я принадлежу к обществу «Арья самадж», которое основал в прошлом человеческом веке139 в Пенджабе известный Даянанда Сарасвати140. Ты знаешь, что я как член этого общества верую только в единого Бога и гнушаюсь всех идолов индийских. Итак, этот единый и единственный Бог, в Которого верует «Арья самадж», да защитит тебя от зла и да вернет к нам здоровым. А нам твое присутствие здесь очень нужно, поскольку в Индии идет большое брожение: и духовное, и нравственное, и политическое, и социальное.

Об этом я недавно говорил в Траванкоре со светлым махараджей Малабара. Он поистине святой человек141, как он, так и рани********************************************, супруга его. Он обладает великими отличительными качествами древних индийских царей: Чандрагупты, Ашоки, Чалукии, Харши, Рамачандры, Раджпута и Прити Раджа*********************************************,– всем, кроме их воинственности. Ему трудно даже выговорить слово «война». И именно он мне говорил о вас троих, посланных им в Европу, чтобы выяснить причины столь частых войн в той земле. «Когда мы поймем причины войн, тогда мы пресечем их в корне и убережем нашу Индию от военного пожара».

Я спросил его:

– Но если только мы пресечем в корне войны, а европейцы этого не сделают, а, напротив, будут этот корень поливать и взращивать, как же мы убережемся от европейских посягательств?

На это светлый махараджа и ответь мне:

– Нас сохранят великие боги индийские.

Не хотелось мне оскорблять его искреннюю веру в весь этот наш идольский гам142, но про себя я подумал: «Да кто спасет всех этих богов индийских от натиска богов с Запада? Европейцы действительно правы, когда называют нас идолопоклонниками. Это и для меня ясно, но только и они слабо веруют и в единого Бога». А я искренне верую.

Мой Рама, легко нам было охранять Индию от Европы, но тяжело – от европеизма. А европеизм проник и в наших людей, – не только в вышколенных обезьян, но даже и в самых больших противников Европы и христианства. Это я замечаю и среди членов «Арья самадж», чисто индийского и антиевропейского общества. На наших собраниях они яростно нападают на все, что называется Европой и христианством. Но как только выйдут на улицу, становятся более европейцами, чем индийцами. По-европейски едят, и пьют, и одеваются; по-европейски спорят; и, что хуже всего, по-европейски думают. Причем это не какая-нибудь шудра, а именно те избранные, в которых Индия вперила взоры как в своих вождей.

Таким показал себя и твой брат Арджуна. Тебе писали об этом, и тебе все известно. И он был членом нашей «Арья самадж». Ну а когда он отрекся от многих богов и прилепился к Единому, тогда легко потерял и этого Единого, как это свойственно всем нравственно слабым людям. А став безбожником, он полностью европеизировался. Этим он причинил боль Индии и боль моему дому. Моя дочь Мирабай, как ты знаешь, была помолвлена с Арджуной. Вскоре они должны были пожениться. Между тем Арджуна тайно обручился с какой-то злосчастной чужестранкой по имени Глэдис Фаркхарсон. Тут суть дела в какой-то политической пропаганде и какой-то злодейской шайке – разумеется, европейской. Арестованы они оба: и Арджуна, и эта Глэдис. Наши газеты много писали об этом. Дело обсуждалось и во Всеиндийском конгрессе в Дели. Арестованы и многие другие лица. И сейчас идет следствие. Еще ничего не завершено.

Только одно завершилось окончательно. Это разрыв помолвки между Арджуной и Мирабай. Как кшатрий по чести и друг великого дома Сисодиев я начисто разобрался с этим. Пошел я в темницу к твоей матери, стократ благородной госпоже Катьяяни, и объяснил ей суть дела. И она согласилась со мной, что помолвку между ее сыном Арджуной и моей дочерью Мирабай нужно признать разорванной. Бедная душа! Больная, в темнице, под ударами судьбы и в этом позоре с Арджуной. Она так плакала и рыдала, что даже я, огрубевший воин, вынужден был отвернуться и пустить слезу.

Поскольку между мной и госпожой Катьяяни как родителями помолвленных детей достигнуто соглашение относительно разрыва между Арджуной и Мирабай, то он имеет силу и по законам Ману143, и по вековым индусским обычаям. Потому что родители устраивают браки своих детей.

Однако я хочу сообщить об этом и тебе, как брату моего несостоявшегося зятя Арджуны. Итак, пойми и ты все это и одобри. И оставайся и впредь другом твоему искреннему другу

Рамачандре

* * *

139

В прошлом человеческом веке – то есть в прошлом, XIX веке. Кроме человеческих веков, в Индии говорят о других, гигантских промежутках времени, например о космических периодах, длящихся миллионы лет, или о не менее продолжительных божественных циклах, например о годе Брахмы.

140

Общество "Арья самадж« основано в 1875 году Даянандой (1824–1883) и под лозунгом «Назад, к Ведам!» объединило до полутора миллионов индуистов. Общество видело свою задачу в сохранении индийских религиозных традиций и ознакомлении с ними Запада, боролось против влияния ислама и христианства, но призывало и к отмене сати, каст, борьбе против идолопоклонства и за равноправие женщин. «Арья самадж» содействовала национальному освободительному движению, однако после 1908 года перестала играть заметную роль.

141

К людям, облеченным властью, и к священникам у индийцев заведомо благоговейное отношение, поскольку они убеждены, что по закону кармы оказаться в столь привилегированном положении могут только люди, в прошлой жизни совершившие исключительные подвиги.

********************************************

Рани означает «королева» или «махараджица».

*********************************************

Чандрагупта изгнал греков, которые во главе с Александром Македонским завоевали Пенджаб на северо-западе Индии, и основал великое и свободное индийское царство в 321 году до Рождества Христова. Город Патна был его столицей. Его внук Ашока был великим движителем индийской цивилизации. Он примкнул к буддизму и с величайшей ревностью способствовал распространению буддизма вплоть до Китая и Японии. Чалукия – основатель известной династии в 500-е годы по Р.Х. со столицей в Дарваре. Харша, «северный орел», как называют его поэты,– могущественный завоеватель и объединитель Индии в VII веке по Р.Х. Рамачандра – воспетый и популярный индийский герой. Раджпут – династия воинственная и могущественная. Правила до нашествия магометан.

142

"Гам – разногласный, громкий шум со смехом от множества говорящего народа, собачий лай» (Дьяченко Г., прот. Полный церковнославянский словарь. М., 1900. С. 943).

143

Ману (санскр. «мыслитель», «человек») – первый из умерших людей, прародитель людей, мифический мудрец. Законы Ману – это, в отличие от священных индийских текстов, один из видов предания; составлены во II-I веках до Р.Х. Юридической силы законы Ману никогда не имели, подобно закону Моисееву, однако фактический их авторитет был непререкаем.


Вам может быть интересно:

1. Молитвы на озере – 93. Господи, утверди во мне образ Твой, чтобы узнал Тебя когда придешь святитель Николай Сербский

2. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина – Философ преподобный Исаак Сирин Ниневийский

3. The City of God – The City of God (Book XIX) блаженный Аврелий Августин

4. Служба Богу и России (слова и речи) – Слово в день восшествия на престол Государя Императора Николая Александровича, 21 октября архиепископ Феодор (Поздеевский)

5. Собрание сочинений. Том 4 – СЛОВО архиепископ Амвросий (Ключарев)

6. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Следование за Христом схиархимандрит Иоанн (Маслов)

7. Проект реформы духовно-учебных заведений Павел Васильевич Левитов

8. Письма – Письмо № 108. Н.С. Фуделю Сергей Иосифович Фудель

9. Огласительные поучения и завещание – Поучение 76. О том, чтобы не делать сборищ и приятельских бесед, служащих к погибели душ наших. преподобный Феодор Студит

10. Отечник Проповедника – Справедливость игумен Марк (Лозинский)

Комментарии для сайта Cackle