Слово при гробе В.Н. Никольского, проф. МГУ
Не слишком ли часто посещает нас смерть? В круге одного года – четвертый гроб с добычею из невеликого нашего круга! Что это значит? – Если бы кто назвал это случаем; все-таки это необыкновенный случай. Следственно изъяснение его из причин только обыкновенных уже недостаточно.
В Евангелии мы имеем повествование о двух необычайных случаях смертности, где дано также чрезвычайное от уст самого Христа Господа изъяснение сей необычайности или нечаянности. Людям привычно – так или иначе обвинять самих усопших как бы в вине или причине их смерти. Господь остерегает от таких мыслей: «Думаете ли вы, говорит он, что те осьмнадцать человек, на которых упала башня Силоамская, и побила их, виновнее были прочих живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам». Но Господь обращает к другим мыслям, – необыкновенным мыслям, которые потому и открываются словом Господним, что они не приходят и не могут придти путем обычным на ум человеку. Какие же это мысли? – «Если не покаетесь, все также пострадаете» (Лк. 13:4–5).
Слова Господа открывают нам: как мы должны смотреть на смерть наших ближних, и какую животворную истину для сохранения собственной жизни должны бывать из самых гробов.
Прежде всего, никогда не только не должны мы износить слов суда, но должны сдерживать и мысли осуждения памяти почивших, кто бы они ни были. Каждая память должна быть для нас священна как жертва наших усопших ближних ради нас самих. В само деле, слова Господа не показывают ли, что никто не умирает только за себя, но что каждый упреждающий в смерти умирает как бы ради всех остающихся еще на жизненном пути? Это не то, конечно, значит, чтоб смерть наших ближних спасала нас от смерти, но своими предваряющими спасительными уроками она приготовляет нас к непостыдной и мирной кончине. Высокие земли, похищаемые смертью, собирают вокруг себя многое множество почитателей и друзей. И у смиренного земли есть сын и товарищ, который провождая его на вечный покой невольно мыслит, что и ему и может быть скоро предстоит тот же путь. В этом смысле умирает отец за детей, жена за мужа, муж за жену, товарищ за товарищей. Там смерть есть величайшее дело одного других ради вразумления, т. е. спасения, дело одного ради спасения многих. Вот о чем вразумляет Господь помышлять при случаях смерти, особенно же при какой-либо необыкновенности таких случаев.
«Если не покаетесь, все также пострадаете». Слова сии имеют нечто особенное. Здесь разумеется не простое частное раскаяние во грехах; здесь разумеется то великое общее покаяние, которое проповедано всему миру пришедшим Спасителем: покайтеся, приближися бо царствие Божие; здесь разумеется всецелое изменение расположений человека и обращение его ко Христу, при чем уже спасительно и частное покаяние. Христос призывает смертного человека к Себе как Источнику жизни, причащаясь которого мы могли бы не страшиться никаких нечаянностей в жизни, хотя бы пришлось ходить посреди сени смертной, – причащаясь которого, аще и умрет, будем живы. Ибо Он Спаситель Сам за нас умер и поразил жало нашей смерти; ибо воскрес и нас совоскрешает с Собою. Аще умрохом со Христом, веруем, яко и живи будем с Ним. Смерть Христова – вот наше спасение от ужасов смерти!
Слушатели христиане! Вечеря Господня, причащение Его Тела и крови есть величайшая радость, высочайшее блаженство христианской жизни; но примете внимательно – ускользающее от обыкновенного внимания: всякий раз как мы приступаем к сей Вечери, мы приемлем оружие против смерти от живоносного гроба Господня, – величайшая наша радость порождена Его смертию: елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже придет (1Кор. 11:26). Именно Его смерть есть наша жизнь, и не только по смерти – жизнь вечная, по и до смерти – сохранение и утверждение, исцеление и продолжение самой настоящей жизни, следственно есть безопасность от самой смерти. Только да помнить вразумление Апостола, что приступающий к сему присноживоносному источнику да приступает со испытанием себя и с рассуждением о теле Господнем. Как для известного рода больных самый свежий воздух становится разрушающим их жизнь огнем; так для незравых душ, т. е. для не приемлющих врачества покаяния, самое приобщение Божественной жизни бывает не во здравие. Посему-то Апостол вразумлял Коринфских христиан, что так как некоторые из них приступают к живоносным тайнам недостойно, не рассуждая тела Господня, сего ради в них мнози немощни и недужливи, и умирают довольно (ст. 30).
Но, братия, если ближние наши, предваряющие нас в пути всея земли, являются для нас хотя невольно как бы стражами нашего спасения, то мы оставшиеся да будем благодарны к ним молитвою любви о них: да вси едино будем во Господе Спасителе всех, – живые и усопшие.
Усопший брат наш! Приими сию христианскую любовь от нас. Тебе не нужно наших похвал, которые иногда иных сопровождают в вечность как отголоски шумящей славы временной. Ты и при жизни поставлял свою славу не в похвалении людском. Сие мужество, соединенное с постоянством честности, не всегда ценится всеми и во время, а посему и не звучит как слава. Но похваление твое да будет пред Богом, ведущим человеческие сердца и воздающим всякому по достоянию внутреннему истинно. Не всем тем хвала от Господа, кто приял благая в животе своем. Скорби настоящей жизни скорее суть залог похвалы в жизни будущей. Радуемся о тебе, что ты сподобился, очищенный страданиями тела и сокрушениями духа. В последние твои часы здесь – прият залог освящения и нетления в общении Животворящего Таинства Господня. Молитва же наша о тебе, искренняя братская молитва да скажет душе твоей еще – и о нашем благоуважении к памяти твоей. Мир тебе в Господе со всеми нами! Аминь.