Источник

Псалом 3

У Давида тысячи врагов, но Господь заступник его.

1. Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего,

Авессалом, второй по старшинству сын Давида, имевший от природы превосходную красоту лица и стана, но злонравный, скрытный, мстительный, настойчивый, хитрый, вкрадчивый и льстивый. Из чувства мести за оскорбление своей сестры, Фамари, он убил старшего своего брата, Амнона, и по тому же чувству мести решился лишить своего престарелого отца царской власти. Авессалом, удалившись в Хеврон, составил здесь сильный заговор, при содействии Ахитофела, советника Давидова. Когда Давид получил известие об угрожающей ему опасности, то с небольшим числом преданных ему слуг поспешил удалиться из Иерусалима за Иордан, и принужден был провести ночь в пустыне Иудейской, отчасти прилегающей к Иордану с запада.

2. Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози восстают на мя,

Богобоязненный и кроткий Давид, естественно, не понимал, отчего у него многие враги были прежде, а теперь стали еще многочисленнее. Прежде – царь Саул со своими родственниками и многочисленными приверженцами, а теперь восстал против него его кровный сын, образовал сильный заговор против отца – царя; и почти весь народ сделался враждебным кроткому Давиду.

3. Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его.

Многие в восстании Авессалома усматривали наказание Божие за тайные грехи Давида и были уверены, что Господь, всегда прежде избавлявший его от погибели, теперь уже не спасет его от смерти. Многие даже открыто порицали Давида. Так, когда он уходил из Иерусалима, то некто Семей, из племени Саулова, шел за Давидом, злословил его, даже бросал в него камни и говорил: «уходи, уходи, убийца и беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот ты в беде; ибо ты кровопийца» (2Цар.16:7–8). Но Давид и ввиду столь многочисленных, и жестоких, и дерзких врагов, однако, отнюдь не терял надежды, что Бог заступник за него.

4. Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою.

Преследуемый мятежным сыном, оставленный некоторыми ближайшими советниками своими и народом, лишенный царской чести, Давид, «покрыл свою голову» и, обливаясь слезами, босой, уходил из Иерусалима и спасался бегством… Но, как помазанник Божий, он знал, что и теперь, как много раз прежде, Господь, и единственно Он, избавит своего избранника от столь многих врагов его. И как прежде Господь возвысил Давида от пастушеского посоха до царского скипетра, так и теперь возвратит ему честь царя – помазанника. Давид не преклонит свою венценосную главу под удар меча от руки злодея-сына, нет! Как прежде народ признал его своим главою, а себя телом его, так и теперь Господь вознесет над главами врагов главу Давида, на коей почило сугубое помазание – царя и пророка.

5. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея.

Как бдительный пастырь, стоя на склоне горы, слышит крик погибающей овцы и спешит к ней на помощь, так и Господь, обитая на святой горе Сион, в скинии, отсюда услышал молитвенный вопль Давида, находившегося в иудейской пустыне и угрожаемого врагами, и оказал ему помощь. Давид благовременно переправился за Иордан, пришел в Маханаим и здесь нашел со своими спутниками радушное гостеприимство, покой и удовольствие (2Цар.17:22, 24, 27–29).

6–7. Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя.

Глубоко огорченный царь-изгнанник оставил свой дворец и, бесприютный, провел ночь в пустыне: но он заснул, спал и встал спокойно в надежде, что Господь охранит его жизнь от яростных врагов его. И надежда Давида оправдалась. Ахитофел, его прежний советник, а теперь и коварный изменник, ревностно служа цели заговора, предложил Авессалому немедленно преследовать отца и сказал: «выберу я двенадцать тысяч человек и встану, и пойду в погоню за Давидом в эту ночь. И нападу на него, когда он будет утомлен и с опущенными руками; и приведу его в страх; и все люди, которые с ним, разбегутся; и я убью одного царя и всех людей обращу к тебе» (2Цар.17:1–3). Но совет Ахитофела был отклонен хитрым советом Хусия, человека, вполне преданного Давиду: он предлагал прежде собрать весь народ израильский и тогда сделать нападение уже для верной победы. Авессалом предпочел совет Хусия и не преследовал отца (2Цар.17:5–14). Давид успел удалиться за Иордан и так избавился от нескольких тем врагов. Тьма – десять тысяч. Если же Ахитофел мог иметь под начальством своим двенадцать тысяч отборных воинов-мятежников, то сам Авессалом имел их на своей стороне, несомненно, несколько десятков тысяч.

8. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой: яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе, зубы грешников сокрушил еси.

Господь знает все коварные замыслы против своего Помазанника – Давида, но, как всемогущий царь, Он остается на своем престоле покойно, не обнаруживает своей карающей власти до времени – доколе злоба и ненависть мятежников не обнаружатся во всей своей силе, а смирение избранника Его, Давида, не достигнет своей глубочайшей меры. Тогда Он явит Свое карающее могущество. Прежде, особенно во время преследований от Саула и слуг его, Господь много раз спасал Давида, восхищал его как бы из самых уст зверонравных врагов, готовых растерзать его своими зубами – сокрушал их зубы, так что они при всей своей ярости уже не могли схватить и терзать его. Так и теперь избавит его Господь от Авессалома, Ахитофела и всех врагов-мятежников, жаждущих его крови.

9. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

Давид видел помощь Божию уже в самый день удаления своего из Иерусалима и предвидел, что Господь совершенно избавить его от злодея-сына, поэтому не только сам с кротостью переносит огорчение, оскорбление и лишение, но с высоким благородством души молитвенно желает своему мятежному народу – да будет над ним благословение Божие. Народ Божий и родной Давиду, самовольно лишив его – царя законного, мудрого и храброго – царской власти и чести, за это может и должен лишиться благословения Божия и в наказание за это попасть в жестокое рабство к властолюбивым соседним народам. А сего-то и не желает любвеобильный Давид, а потому и молит Бога о милости Его народу.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle