мученик Николай Варжанский

О таинстве Елеосвящения

Что такое таинство Елеосвящения?

Таинство Елеосвящения есть такое священнодействие, в котором, по молитвам священников и мирян, чрез помазание больного священным елеем, подается ему, т.е. больному, благодать Божия для прощения грехов и для исцеления от телесных болезней.

Когда установлено в Церкви это священнодействие?

Оно всегда было с того времени, как стала существовать на земле Церковь Христова.

Есть ли свидетельство об этом священнодействии в св. Писании?

Есть. Ап. Иаков пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 5:14, 15).

Кто может совершать священнодействие Елеосвящения?

Как это ясно из приведенных слов Ап. Иакова, Елеосвящение должно совершаться пресвитерами, или священниками; миряне же не могут сами совершать это священнодействие.

Сколько священников совершают священнодействие Елеосвящения?

По уставу Церкви Христовой, это таинство должны совершать семь священников, но по нужде могут священнодействовать и меньше, и даже один пресвитер. Однако, больной помазуется священным елеем семь раз.

Болящие исцеляются ли, действительно, от священнодействия Елеосвящения?

У нас это таинство совершается обыкновенно над безнадежными уже больными, но тем не менее и они часто поправляются от недуга и во всяком случае получают облегчение от своих болезненных страданий.

Есть ли это священнодействие у сектантов?

У сектантов нет истинного священноначалия, нет благодатных пресвитеров; поэтому у них и не может совершаться таинство Елеосвящения.

Как же оправдываются сектанты в том, что у них нет этого священнодействия?

Сектанты говорят, что у Иак. 5:14, 15 не о священнодействии заповедуется. По сектантскому понятию, здесь говорится про обыкновенное лечение маслом, как лечили и Апостолы во время проповеди (Мк. 6:13).

Что ответить сектантам на эту выдумку?

Сектанты заблуждаются, когда думают, что Елеосвящение не есть особое священнодействие. Апостолы, действительно, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мр. 6:13), но это не то, о чем говорит Ап. Иаков. Подобное (т.е. о котором идет речь у Мр. 6:13) помазание маслом сохранилось в Церкви Христовой в другом благочестивом обычае: во всех своих святых местах христиане берут освященное масло для помазания больных, и больные часто исцеляются. Но, кроме этого, должно быть и таинство Елеосвящения. Если бы Ап. Иаков говорил о простом лечении маслом, то зачем он повелевает призывать «пресвитеров Церкви» для особого моления и помазания?! Ясно, что здесь говорится об особом благодатном священнодействии. Еще более ясно это из того, что при таинстве Елеосвящения больному, кроме помощи от телесного недуга, дается и прощение грехов. Если бы Ап. Иаков говорил об обыкновенном лечебном помазании маслом, как думают сектанты, то тогда о прощении грехов и речи у него не было бы.


Источник: Переиздано (с изменениями) с издания "Доброе исповедание", Почаев, 1910 г. Благословение Свято-Успенской Почаевской Лавры Миссионерский отдел Львовской епархии УПЦ, 2003 г.

Комментарии для сайта Cackle