мученик Николай Варжанский

О крестном знамении

Что такое крестное знамение?

Крестное знамение есть благодатное священнодействие (1Петр 2:9; Откр. 1:6; Флп. 2:13), совершаемое каждым христианином во имя Святой Живоначальной Троицы с изображением рукою креста Господня. Крестное знамение уничтожает силу и действие бесов и благодатно укрепляет христиан в добродетели.

Были ли пророчества о крестном знамении в Ветхом Завете?

Были. Господь чрез прор. Исаию сказал: «вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение« (Ис. 66:18–19). И прор. Иезекиилю сказал Господь: «пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез 9:3, 4). В греческой и еврейских библиях сказано: начертай «тав», то есть букву, которая по-еврейски писалась, как крест.

И Псалмопевец просил Господа: «покажи мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся» (Пс. 85:17).

Получили ли, действительно, верующие крестное знамение, о котором предсказывалось?

Получили. В Откровении Иоанна Богослова читаем: «и видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. И я слышал число запечатленных» (Откр 7:2–4).

В другом месте Тайнозритель говорит: «взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах" (Откр 14:1). Ясно, что дети Божии имеют на челах имя Св. Троицы, и этими детьми являются православно ограждающие себя крестным знамением.

Признают ли сектанты крестное знамение?

Нет, не признают. Они приспешники и ученики диавольские, и поэтому ненавидят крестное знамение и боятся его. А в оправдание свое ссылаются на Писание и говорят словами Ап. Павла: Бог «не требует служения рук человеческих» (Деян. 17:25). Поэтому, заключают сектанты, не должно руками молиться.

Что должно объяснять сектантам?

Если понимать Писание так, как сектанты, то тогда и Евангелие не нужно, потому что написано руками. В Деян. 17говорится лишь о том, что человек руками своими Богу ничего не прибавит, потому что Бог ни в чем не имеет нужды. А крестимся мы, конечно, не для пользы Божией, но для своей и, именно, для того, чтобы оказаться достойными пред Богом, прославляя Св. Троицу и руками. Если руками нельзя славословить Бога, тогда зачем написал Ап. Павел: «желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим. 2:8)?! Если в христианской молитве не должны участвовать руки, то Ап. Павел не написал бы так.

Спаситель исцеляет кровоточивую жену (Лук. 8:43–48). Возле Спасителя и женщины Апостол Петр (Лук. 8:45). У Спасителя и Апостола руки сложены для крестного знамения. Это древнейшее христианское изображение, сделанное через лет 200–250 после Вознесения Господня. [в книге представлено иллюстрацией – Sm]. Как же сектанты говорят, что у древних христиан не было крестного знамения?!

Есть ли доказательства того, что крестное знамение у христиан – с седой древности?

Есть. На древнейших, первых веков, иконах, находящихся в римских катакомбах, изображены Апостолы и Спаситель с пальцами, сложенными для крестного знамения и благословения.


Источник: Переиздано (с изменениями) с издания "Доброе исповедание", Почаев, 1910 г. Благословение Свято-Успенской Почаевской Лавры Миссионерский отдел Львовской епархии УПЦ, 2003 г.

Комментарии для сайта Cackle