Источник

О почитании св. Ангелов и св. Угодников Божиих.

Кто составляет истинную Церковь Христову?

Все, кто истинно веруют, исповедуют и право славят Христа Спасителя: и живущие на земле, и пребывающие на небе.

Говорится ли в Слове Божием, что земные и небесные исповедники Христа соединены в одно общество, в одну Церковь?

Да, говорится: Бог и Отец Господа... «положил ... все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1:10).

Кто составляет небесную, торжествующую Церковь?

Ангелы Божии и души праведников. Ап. Павел говорил об этих христианах так: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр 12:22–24).

В каких отношениях мы, христиане, живущие на земле, с небесною Церковью?

Мы, как объясняет Апостол, «сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19).

Все Царство Божие представляется как бы городом. Глава города – Христос Богочеловек, а свв. Ангелы, праведники, угодники Божии и все православные христиане – горожане.

В чем выражается наше, живущих на земле христиан, отношение к Церкви небесной?

Мы: а) вспоминаем Ангелов и праведников, б) поучаемся от жизни их, в) подражаем им, г) восхваляем их, д) поклоняемся им, е) просим у них молитвы и заступничества пред Богом. а)

Где в свящ. Писании есть повеление вспоминать угодников Божиих?

Ап. Павел говорит: "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие» (Евр 13:7).

Сам Апостол вспоминает всех ветхозаветных праведников (Евр. 11 гл); также и премудрый Иисус, сын Сирахов, подробно вспоминает их жизнь и высокие их добродетели (Сир. 44–49 гл).

б)и в)

Говорится ли в слове Божием, что должно подражать праведникам, учиться у них истинной жизни?

Ап. Павел говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их« (Евр 13:7).

Ап. Иаков говорит: »в пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним» (Иак 5:10).

г)

Есть ли в свящ. Писании указание, что нужно прославлять угодников Божиих?

Есть. В Ветхом Завете Господь говорил: «Я прославлю прославляющих Меня» (1Цар 2:30). Псалмопевец же восклицал: «да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих» (Пс 149:5).

Премудрый же Иисус, сын Сирахов, в своей книге с 44 по 49 главу возвеличивает людей достославных: "восхвалим, – говорит он, – славных мужей» (Сир. 44:1).

Допустимо ли в Новом Завете это прославление людей Богоугодных? Сам Христос Спаситель в молитве к Богу Отцу сказал об Апостолах так: «славу, которую Ты (Отче) дал Мне, Я дал Им» (Ин 17:22). Значит, воздавать славу угодникам Божиим нисколько не противоречит воле Божией.

В другом месте Господь говорит: «кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Иоан 12:26). Если Отец Небесный почитает угодников, то как нам не почитать их!

Почитали ли, действительно, христиане угодников Божиих?

В церкви Христовой угодники Божии почитаются со дней Апостольских. Ап. Иаков говорит: "мы ублажаем тех, которые терпели» (Иак. 5:11).

Свв. Апостолы, живя еще на земле, удостоились прославления от христиан: «Руками Апостолов, – говорится в кн. Деяний Апостольских, – совершались многие знамения и чудеса и... из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их» (Деян. 5:12, 13).

И Ап. Павел сам свидетельствует Галатам о том, как они относились к нему: «хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса". И Апостол не порицал Галатов за такое прославление его, но хвалит, говоря: «Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» (Гал 4:13–15).

Если так почитали свв. Апостолов при жизни их, то неужели же меньше прославлять их должно после того, как они претерпели мученическую смерть за Христа?!

Какие у нас есть доказательства от истории, что угодников всегда почитали?

Это видно из того, что в катакомбах в Риме сохранились изображения св. Апостолов и праведников. Если бы не почитали их, то не стали бы христиане изображать их в храмах своих и местах молитвы.

д).

В чем видимо выражается почитание свв. Ангелов, праведников и угодников Божиих?

Оно выражается в поклонении им.

Есть ли в св. Писании примеры поклонения свв. Ангелам?

Есть. В Быт. 19читаем. «И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли» (Быт 19:1). И о Валааме сказано, что, когда «увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое» (Чис 22:31).

Когда «вождь воинства Господня явился Иисусу Навину, то Иисус пал лицем своим на землю и поклонился» (Нав.5:14).

Праведные родители Сампсона совершили, по совету Ангела, жертвоприношение Господу, «и когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю» (Суд. 13:20).

Пророк Даниил говорит о явлении ему Ангела Господня: «и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле» (Дан 10:9). И когда Ангел повелел ему встать на ноги и стал говорить, то пророк опять пал пред Ангелом: «когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел" (Дан 10:15).

Было ли когда-либо поклонение людям праведным?

Пророку Елисею поклонились сыны пророческие. «Увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» (4Цар 2:15). И страж темничный, увидевший, что Господь чудесно избавляет Апостолов из темницы, в "трепете припал к Павлу и Силе» (Деян. 16:29).

Спаситель говорил Отцу Небесному: славу, «которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин. 17:22), то есть Апостолам и Угодникам Божиим. Богу мы поклоняемся; должны, следовательно, поклоняться и тем, кому дана Спасителем слава Его (т.е. слава Божия).

Поклонялись ли люди переселившимся к Богу праведникам?

Да, поклонялись. Когда пр. Самуил явился к Саулу, «тогда узнал Саул что это Самуил и пал лицем на землю и поклонился» (1Цар. 28:14).

е)

В чем еще выражается наше отношение к небесной Церкви?

В том, что мы просим угодников Божиих молиться о нас.

Почему мы обращаемся к ним с такой просьбой?

Потому, что невозможно представить христиан без их взаимной друг за друга молитвы. «Братия! молитесь о нас» (1Фес. 5:25), пишет Апостол Павел; в другом месте он же говорит христианам: «не перестаем молиться о вас» (Кол 1:9; см о взаимной молитве христиан еще и следующие места: Деян 12:5; Еф. 6:18, 19, 1:16; Филим. 1:4; Кол. 4:3; 1Фес 5:17; 1Тим. 2:1; 1Ин. 5:16).

Но почему мы именно угодников Божиих просим молиться о нас?

Потому что молитва праведных многодейственнее, чем молитва многогрешных.

Ап. Иаков говорит: "много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак 5:16–18). Вот насколько действенна молитва праведного!

Так и Ап. Петр говорит согласно с псалмопевцем Давидом: «очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1Петр. 3:12; ср. Пс. 33:16). Сам Господь многократно признавал силу молитвы праведных. Когда Господь разгневался на Авимелеха за Сарру, жену Авраама, то сказал Авимелеху: "он (Авраам) пророк и помолится о тебе и ты будешь жив... И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха» (Быт. 20:7, 17).

Еще: когда друзья многострадального Иова оскорбили Господа своими речами, Бог сказал им: «пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов 42:8).

Ясно, что Господь слушает праведников, поэтому и должно просить у них молитв их.

Могут ли праведники после своей смерти ходатайствовать за грешных людей, живущих на земле?

Могут, потому что мертвых у Бога нет: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук. 20:38).

Да и не может любовь людей, молившихся за своих ближних, прекратиться, потому что сказано в свящ. Писании: «любовь никогда не перестает» (1Кор. 13:8).

Можно ли указать из св. Писания, что, действительно, угодники Божии ходатайствуют за нас пред Богом на небе?

Можно. Господь чрез прор. Исаию говорил еврейскому народу: «ходатаи твои отступили от Меня» (Ис. 43:27) Значит, могут быть ходатаи пред Богом, и Господь Сам объясняет, когда уже бессильно ходатайство пред Ним. Когда прогневался Господь на Израильский народ при царе Манассии (около 690-го года до Р.Х), то сказал пророку Иеремии: «хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут» (Иер 15:1). Вот еще доказательство того, что возможно ходатайство праведников! А в книге Маккавейской описано, что Иуда Маккавей видел такое видение: «он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, приятного в речах, издетства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели, – видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» (2Мак. 15:12–14).

И души убиенных за слово Божие, по научению Откровения, просят Господа о мщении (Откр. 6:9). В том же Откровении читаем: «и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр 5:8). И еще: Ангелу «дано было множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр 8:3, 4).

Можно ли доказать из св. Писания, что к Ангелам люди обращались с молитвой?

Можно. Патр. Иаков, благословляя Иосифа и сынов его, молился так: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» (Быт. 48:16).

Слышат ли Ангелы наши молитвы и могут ли они видеть наши нужды?

Ангелы слышат наши молитвы. Ангел, явившийся прор. Даниилу, говорил, что он слышал его молитвы: «с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день» (Дан 10:12, 13).

Затем, Ангелы и не могут не знать наших нужд, так как Спаситель сказал о верующих в Него: «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:6, 10).

Помогают ли Ангелы людям?

«Ангел Господень, – говорит Псалмопевец, – ополчается вокруг боящихся Его (Господа) и избавляет их» (Пс. 33:8).

Ангел говорит праведнику Товиту: «когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святаго, и когда ты хоронил мертвых, я также был с тобою» (Тов 12:12). В книге же прор. Захарии читаем такую молитву Ангела: «Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу, говорившему со мною, – говорит прор. Захария, – изрек Господь слова благие, слова утешительные» (Зах 1:12, 13).

Таково заступление за нас Ангелов Божиих. Поэтому-то и говорит о них Ап. Павел: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр 1:14).

Может ли Господь дать человеку милость Свою ради кого-нибудь другого или по заступлению кого-либо другого?

Может. И в св. Писании часто передается, что люди в молитвах своих просили у Господа милости ради других лиц. Моисей молился Богу о еврейском народе так: «да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой... Вспомни Авраама, Исаака и Израиля.... После этой молитвы отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (Исх. 32:11, 13, 14). Также и Соломону Господь говорил, что не карает его «ради Давида», отца его (3Цар. 11:12–13). Наконец, как передается в кн. прор. Даниила, по молитве и ходатайству Ангела, заступавшегося за Иудеев, им дана милость от Господа (Дан. 10:8–14).

Могут ли праведники знать наши нужды?

Конечно, могут и знают. Еще при жизни своей на земле праведники знают, по благодати Божией, много тайного, что грешным людям недоступно.

Когда Гиезий, слуга прор. Елисея, согрешил, догнав исцеленного от проказы Неемана Сириянина и выпросив у него два таланта серебра и две перемены одежд, то Елисей сразу узнал о грехе своего слуги, и, по возвращении последнего, сказал: «разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? ....Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек» (4Цар 5:26, 27).

О том же прор. Елисее говорится, что во время войны царя Сирийского с Израильтянами он передавал Израильтянам тайные намерения врага. «И встревожилось сердце царя Сирийского по сему случаю, и призвал он рабов своих и сказал им: скажите мне, кто из наших в сношении с царем Израильским? И сказал один из слуг его: никто, господин мой царь; а Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей.» (4Цар 6:11, 12).

Также и слепому пр. Ахии Господь открыл, что к нему пришла жена царя Иеровоама (3Цар 14:4–6).

И Ап. Петр узнал, что Анания и Сапфира согрешили Духу Святому, утаивши часть денег, вырученных от продажи их имущества (Деян. 5:3, 4).

Могут ли угодники Божии после своей смерти знать земную жизнь людей?

Жизнь людская угодникам Божиим, переселившимся на небо, известна более, чем когда они жили на земле.

Об Аврааме сказано Спасителем: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56). Точно так же и умерший пр. Самуил знал все, что делалось в Царстве Израильском после его смерти, и предсказал Саулу, что случится на другой день (1Цар. 28:14–19).

Какое у нас есть доказательство от истории, что должно просить угодников молитв их?

На гробах первых христианских мучеников, погребенных в Риме в катакомбах в первые века, сделаны надписи, сохранившиеся доныне. На памятниках сделаны такие обращения к скончавшимся: «Моли о нас, дабы мы были спасены; моли за единственное дитя, оставленное тобою; Аттикус, душа твоя в блаженстве, моли за родных твоих; в твоих молитвах моли за нас, потому что мы знаем, что ты во Христе!»

Ясно, что первые христиане, как и теперешние твердо верили, что молитвы скончавшихся угодников сильны и действенны и посему просили их, не так как наши возгордившиеся, подобно бесу, сектанты!

Как должно спрашивать сектантов о почитании свв. угодников?

Что вы, сектанты, за христиане, если отреклись от свв. Ангелов и угодников Божиих и всей Церкви Небесной?! Где в св. Писании нашли вы запрещение чтить Ангелов, угодников Божиих и обращаться к ним с молитвой?

Что сектанты говорят в свое оправдание?

Они ссылаются на два примера из св. Писания: на Деян. 10:26, где говорится о том, что Ап. Петр не позволил Корнилию, чтобы он поклонился ему, и на Откр. 19:10, 22:8, 9, где Ангел не позволил Ап. Иоанну кланяться ему.

Что должно сказать относительно примера Ап. Петра?

Корнилий был язычник, и когда к нему пришел Ап. Петр, то он принял его за Бога и поклонился ему, принимая его за Бога; поэтому-то Петр и заявил Корнилию: «Я тоже человек», а не Бог, как значит, подумал Конилий. В язычестве часть людей принимали за богов. Ликаонцы, например, кричали: «боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове» и хотели принести им (т.е. Павлу и Варнаве) в жертву волов и венки. Но Апостолы заявили: «Мужи! что вы делаете? и мы подобные вам человеки» и не позволили обоготворить их. (Деян. 14:11–15)

Но когда Апостолам воздавалась не Божеская, а соответствующая им честь, то они не препятствовали этому (см. Деян. 16 и Гал 4:14, 15).


Источник: Доброе исповедание : Правослный противосектантский катехизис / Н. Варжанский. - Репр. воспроизведение, c изд. 1910 г. - Москва : Благовест, 1998. - 350 с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle