мученик Николай Варжанский

Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис

 Глава 8Глава 9Глава 10 

О святом крещении.

Что такое крещение?

Крещением называется церковное священнодействие, в котором при троекратном, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, погружении в воду покаявшегося в греховной жизни и уверовавшего во Христа, этому крещаемому дается благодать прощения грехов, он рождается для благодатной и богоугодной жизни и присоединяется этим к Церкви Христовой Православной.

Откуда в Церкви Христовой это священнодейственное таинство Св. Крещения?

Его обещал даровать верующим Спаситель и указал при этом на важность этого таинства. Ученый фарисей Никодим, тайный ученик Христа, как показывается в Ев. Иоанна, никак не мог уразуметь, как человек может переродиться так, чтобы искать только Царствия Божия и добродетели. На недоумение Никодима Спаситель и отвечает обещанием даровать таинство крещения, которым всякий, уверовавший во Христа человек, может переродиться; но без таинственного священнодействия никто не достигнет спасения.

«Если кто, – говорит Спаситель, – не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

Когда же Спаситель установил это обещанное таинство?

Господь установил его перед самым вознесением Своим на небо, сказавши Апостолам и их преемникам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).

Когда Апостолы начали совершать это священнодействие?

С того часа, как сошел обетованный Св. Дух на верующих во Христа и началась на земле Церковь Христова. Ап. Петр произнес первую проповедь, в которой все слушатели призывались покаяться в грехах своих, креститься для прощения грехов и присоединиться к обществу уверовавших, т.е. к Церкви (Деян. 2:38–41).

Что нужно для совершения таинства крещения?

Первое, что необходимо для таинства крещения, это – покаяние или раскаяние человека в своей негодной жизни; поэтому-то Апостол и взывал так: «покайтесь, и да крестится каждый» (Деян. 2:38); и в другом месте тот же Апостол говорит: «покайтесь, и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3:19).

Во-вторых, для св. крещения нужна вера в Спасителя и вера в спасение и Его Церковь.

«Кто будет веровать , – сказал Господь, – и креститься, спасен будет» (Мк. 16:16). Поэтому и евнуху Ап. Филипп говорил: «если веруешь от всего сердца, можно» креститься (Деян. 8:37).

Также и темничному стражу Ап. Павел и Сила сказали: «веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16:31), а затем крестили его (Деян. 16:33).

В-третьих, для крещения нужно «обещание доброй совести», обещание нести подвиг добродетели. Поэтому и говорит Ап. Петр, что «крещение не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1Петр. 3:21). А Ап. Павел пишет: «мы погреблись с Ним (Христом) крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4).

В-четвертых, для крещения нужно погружение верующего в воды крещения. Когда Ап. Филипп крестил евнуха, то «сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его» Филипп (Деян. 8:38).

В-пятых, священнодействующий должен крестить «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).

Что происходит в таинстве крещения?

Во-первых, во св. крещении даруется прощение грехов, как говорил Ап. Петр: «да крестится каждый из вас для прощения грехов» (Деян 2:38). Грехи крещающегося человека омываются в воде крещения. Поэтому Ап. Анания говорил призванному Самим Спасителем Павлу: «встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22:16). «Вы, – пишет Ап. Павел к Коринфским христианам, – омылись, осветились, оправдались» (1Кор. 6:9–11).

Во-вторых, крещаемый присоединяется к обществу истинных исповедников Христовых, т.е. к Церкви Православной.

Так и говорит св. Писание о последствиях проповеди Ап. Петра: «охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч... Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:41–47). Поэтому и Ап. Павел объясняет, что «все мы одним Духом крестились в одно тело, которое есть Церковь» (Кол. 1:24). «Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор. 12:13) Как дикое дерево привитое к дереву хорошему, питается добрыми семенами этого последнего, так и крестившиеся прививаются к доброй маслине (Церкви), у которой корень и ствол – Христос, получают возможность питаться соками от Христа и приносить добрые плоды (ср. Ин. 15:1, 4–7; Рим. 11:24). Крестившемуся даруется все «потребное для жизни и благочестия» (2Пет. 1:3).

В каком порядке происходит священнодействие крещения?

Сначала совершается оглашение крещаемого; о нем молятся, чтобы Господь расположил его душу к христианству, молитвой запрещается диавольской силе отвращать его от спасения, и оглашаемый или принесшие его восприемники отрекаются от сатаны и его действий, а также исповедуют веру св. Церкви, читая Символ Веры. После этого совершается самое крещение. Молятся об освящении воды крещения, молитвенно благославляют елей, помазуют им части тела и крещают в освященной воде, трижды погружая в нее с произношением слов: «крещается раб Божий (такой-то) во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, и Святого Духа, Аминь». После прочтения 31-го псалма не крещенного надевается белая одежда, в знак непорочности, чистоты его, а залог того, что крещаемого Господь убелил своей благодатью. Вслед за священнодействием крещения совершается таинство миропомазания.

Зачем при крещении освящают елей и помазуют им крестообразно крещаемого?

Самое крещение предзнаменовалось некогда потопом: как от всемирного потопа спасся только Ной с семьей в ковчеге, так и ныне от гибели во власти диавола может освободить одно крещение, которым человек приходит из тьмы в чудный свет, от власти сатаны к Богу, в Его Церковь. И как некогда предвестником конца потопа и начала спасения для Ноя была масличная ветвь, которую принес выпущенный из ковчега голубь (Быт. 8:11), так и для крещаемого предвестником спасения от власти диавола является помазание освященным елеем. Поэтому и масло это называется «елеем радования», т.е. вестником доброй, спасительной радости..

Все ли сектанты признают таинство крещения?

Баптисты и адвентисты признают крещение, но понимают его не по-православному, не по-христиански; пашковцы признают крещение не обязательным; толстовцы и молокане совсем отвергают, а скопцы заменяют крещение оскоплением.

Как понимают крещение баптисты и адвентисты?

Они считают крещение только простым безблагодатным обрядом, символом и, значит, пустым действием, как бы образным представлением душевного возрождения. Они говорят: крещение показывает только то, что намеривающийся креститься уже омыт от грехов Кровью Христа; отсюда ясно, что, по-ихнему, крещение производится только для виду.

Правильно ли такое понимание баптистов и адвентистов?

Нет, не правильно. Крещение не простой обряд, не безблагодатное действие, как думают сектанты. Господь не учреждал никаких, подобных комедиантству, действий: все, что заповедал Спаситель Церкви, все это совершается для получения верующими благодатной силы Божией. Так таинство крещения. Ап. Павел говорит о таинстве крещения не по-баптистски, не называет его символом, а прямо считает возрождающим (ср. Ин. 3:5) священнодействием: «да крестится , – говорит он, – каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян. 2:38) Баптисты говорят, что крещением только обозначается, что Бог уже простил грехи, а Ап. Петр говорит, что крещение нужно «для прощения грехов». Не даром Спаситель называет крещение возрождением «от воды и Духа» (Ин. 3:5). Итак, крещение – не представление образное, не комедия, но возрождение «от воды и Духа». Потому и Ап. Анания говорил Апостолу Павлу: «крестись и омой грехи твои» (Деян. 22:16)

Если бы Ап. Анания был баптистом, то он сказал бы, как всякие Фетлеры: встань, и крестись в знак того, что тебе уже прощены грехи, что они уже омыты. Но Ап. Анания говорил не по-баптистски, но от Духа Святого, по православному: «крестись и омой грехи твои» (Деян 22:16)

Баптисты и адвентисты, видимо, хотят поправить и научить Христа и Апостолов!

Правильно ли утверждают пошковцы, что крещение не обязательно, что можно его принимать, а можно и не принимать?

Нет, не правильно рассуждают пашковцы. Спаситель сказал, что без св. крещения нельзя войти в Царствие Божие: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

Что говорят в свое оправдание пашковцы, когда объявляют им научение Спасителя о крещении?

Пашковцы тогда говорят, что можно и без крещения получить Св. Духа и спастись, как получили их Корнилий сотник и домашние его (Деян. 10 гл); ссылаются пашковцы также и на разбойника, спасшегося на кресте без крещения (Лк. 23:43).

Правильна ли ссылка пашковцев на Корнилия сотника?

Нет, не правильна, потому что Корнилий и домашние его получили Св. Духа чудесно. Господь этим научил Апостолов, что в Церковь можно принимать и язычников, которых до того времени не принимали. Однако Корнилий и домашние его, хоть и получили чудесно Св. Духа, тем не менее, не обошлись без крещения (Деян. 10:48), которым были прощены грехи их, и, благодаря которому, они присоединились к Телу Христову – Церкви.

Правильна ли ссылка пашковцев на благоразумного разбойника?

Нет, не правильна, потому что разбойник спасся еще до учреждения св. крещения. Таинство крещения установлено Спасителем перед самым вознесением Его на небо, и Апостолы начали совершать крещение после сошествия Св. Духа, а разбойник спасся еще до Воскресения Христова.

На каком основании отвергают крещение толстовцы и молокане?

Они говорят, что под крещением в св. Писании разумеется научение.

Правильно ли такое мнение?

Нет, не правильно и совершенно не согласно со св. Писанием. В св. Писании всюду научение отличается от крещения: научение – одно, а крещение – совсем другое. Спаситель сказал: «идите, научите все народы, крестя» (Мф. 28:19)

Ап. Павел различает крещение от благовестия или научения: «благодарю Бога, – пишет он, – что никого из вас не крестил... Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать» (1Кор. 1:14–17). Если крещение есть научение, то неужели Ап. Павел никого не научил?! Неужели Господь не послал Апостола научать?!

Какое еще подтверждение своему заблуждению приводят толстовцы и молокане?

Они говорят, что под водою в св. Писании всюду разумеется научение, например: в беседе с Самарянкою (Ин. 4 гл); поэтому и крещение должно-де понимать как научение.

Правильно ли такое оправдание?

Нет, не правильно и, во-первых, потому, что под водою в беседе с Самарянкою Спаситель разумеет не научение, а скорее благодать Божию, как это видно из схожих слов Христа о воде жизни в другом месте: «в последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин 7:37–39). Во-вторых, нельзя толстовцам в отвержение крещения ссылаться на беседу с Самарянкой и потому, что Господь с Самарянкой говорил не о таинстве крещения, а вообще о спасении в Церкви Его. В-третьих, толстовцы и молокане неправильно считают крещение научением потому, что заповеданное Господом крещение (Мф. 28:19). Апостолы совершали через погружение, как погружаем был Ап. Филиппом евнух. В 8-й главе Деяний весьма ясно указывается, что св. крещение совершается погружением в воду (Деян 8).

Чем еще оправдываются толстовцы и молокане в том, что нет у них водного крещения?

Они говорят, что крещение в Писании означает мучение, страдание. Кто мучится за Христа, тот и есть крещенный христианин. Господь спрашивал Апостолов: «можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мк 10:38, 39). Ясно, – говорят сектанты, – что под крещением здесь разумеется страдание за Христа.

Как должно отвечать сектантам?

Здесь (в Еванг. Мк. 10:38, 39) страдание, действительно, названо крещением, но здесь говорится не о священнодействии крещения, которое установил Господь перед Своим вознесением. Страдание за Христа – одно, а крещение во Христа – другое. А что под таинством крещения, которое заповедано Господом (Мф. 28:19) Спаситель разумеет не страдание, а крещение в воде, это ясно из самих слов Христа: «идите, научите все народы, крестя их». Неужели Апостолам заповедано учить и мучить людей?! Конечно, нет!

Правильно ли рассуждают скопцы, когда говорят, что под крещением должно разуметь оскопление [кастрацию]?

Нет, не правильно, потому что из Деян 8 гл., ясно, что Ап. Филипп евнуха крестил в воде, а не оскоплял; кроме того, евнуха скопца и оскоплять-то незачем было, а в крещении-то он нуждался.


 Глава 8Глава 9Глава 10 

Источник: Переиздано (с изменениями) с издания "Доброе исповедание", Почаев, 1910 г. Благословение Свято-Успенской Почаевской Лавры Миссионерский отдел Львовской епархии УПЦ, 2003 г.