Источник

№ 5. 168 года, февраля 15. Сказка Прокофия Елизарова, посыланного царём Апреля 1659 г. в Воскресенский монастырь к патриарху Никону с ответом на его жалобу об отправлении Крутицким митрополитом, в отсутствии его, патриарха, действа хождения на осляте в неделю Ваий, с изложением отзыва патриарха

168 года, Февраля в 15 день, по государеву царёву и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, указу, сказал Прокофий Елизаров; в прошлом 167 году, апреля в 1 день, по указу великого государя, посылан я да думной дьяк Алмаз Иванов к святейшему Никону патриарху; а приехав, ему говорили: писал к великому государю он патриарх: уже некто дерзну седалища великого архиерея олюбодействовати, святые недели Ваий деяние действовал вместо великого архиерея будто незаконно, потому что де ныне великого архиерея всея Русии нет.

И великий государь велел ему патриарху говорить: в прошлом во 166 году, как он патриарх превысочайший святительский престол Великой Росии оставил своею волею, ни кем гоним, и в то время великий государь посылал к нему патриарху боярина князя Алексея Никитича Трубецкого, чтоб он на престол Великой Росии возвратился. И к великому государю он патриарх с боярином со князем Алексеем Никитичем приказывал бить челом, чтоб великий государь пожаловал, воли его у него отымать не велел, а к тому он Московским патриархом никогда не будет и дела ему до архиерейского чину ни до чего нет. А ныне к великому государю пишет он патриарх о действе святой недели Ваий, называя прелюбодейством; и писать было к великому государю ему патриарху, оставив паству свою, о таких делах не довелось; а то действо учинил митрополит с повеления великого государя против прежнего не ново; в прежних летах в Московском государстве, прежде патриархов и меж патриархов, о Ваий действовали митрополиты, а меж патриархи в неделю цветоносия о Ваий действовали Крутицкие митрополиты, потому что они всегда на Москве подобно что наместники патриархов.

И по указу великого государя, о митрополите Крутицком боярин князь Алексей Никитич ему патриарху говорил, чтоб он патриарх Крутицкого митрополита благословил против прежнего, как было меж патриархи, соборную апостольскую церковь ведать и всё исправлять. И он патриарх митрополита благословил, исправлять во всём против прежнего велел. Да он же говорил и приказал к великому государю, чтоб великий государь повелел священному собору выбирать на святительский престол патриарха, кого Бог благоволит, а он патриарх на то благословляет, а возвратиться на архиерейский престол николи не помыслит.

А после того патриарху говорили, что от великого государя с ними наказано.

И патриарх, выслушав речи, говорил: писал де он к великому государю о действе Ваий, что без первого архиерея действовать о Вайи митрополитам не достоит; а Крутицкой де митрополит в митрополитах меньший: первой де архиерей во образ Христов, а митрополиты и архиепископы и епископы во образ учеников и апостол, и рабу де на господне седалище дерзать не достоит; а что де прежде патриархов и меж патриархами и наперёд сего митрополиты действовали, и то де всё делали неведением.

И патриарху говорено: как он патриарх был в митрополитах в Великом Новгороде, и он тоже действовал; потом на Москве был первым архиереем, и в то время в Великом Новгороде и в Казани митрополиты о Вайи то ж действовали, и он патриарх для чего в то время того не исправил? А ныне, оставив паству свою, не довелось было ему о таких делах и поминать.

И патриарх говорил: как де он был в Великом Новгороде в митрополитах, действовал де он о Вайи то же неведением, и во время архиерейства своего во многих суетах того исправить не улучил; а престол де он святительской оставил своею волею, никем не гоним. А что де ему нарекаться патриархом, и он де того имени не отрицался, только не хочет именоваться Московским, потому что престол архиерейский Великой Росии оставил своею волею, и к великому государю с боярином с князем Алексеем Никитичем Трубецким и с окольничим с Родионом Матвеевичем Стрешневым он патриарх приказывал, и те слова он и ныне держит непреткновенно, и то, что к возвращению на прежней святительский престол и в мысли у него нет. Как де он тогда, оставляя престол, благословил его великого государя и весь освященный собор выбирать патриарха, кого Бог благоволит, так и ныне то благословение подтверждает же, и связанным всем, которым во отшествие своё подал разрешение, так и ныне тех прощает и благословляет.

И патриарху говорено, чтоб он впредь к великому государю о таких духовных делах не писал, потому что он паству свою оставил, да и ныне, говорит, на престол архиерейский Великой Росии возвратиться не мыслит и патриарха на своё место выбрать благословил, и ему в те дела вступаться и письмами своими возмущать не достоит.

И патриарх говорил: в прежних де в давних летах, к благочестивым царям христианским греческого царствия об исправлении духовных дел и пустынники возвещали; а он де от соборной и апостольской церкви ни за какие вины не отторгнутый, только своею волею оставил паству, а попечения о истине не оставил и впредь о каком духовном деле, требующем исправления, услышит, молчать не начнёт.

И ему говорено: при прежних греческих царях пустынники возвещали, когда начинали прозябать различные ереси и благочестивых христиан отторгать от соборной церкви к своим ересям, и те ереси пустынники возвещением писания своего обличали; а благочестивые христианские цари вере христианской исстари были поборники и еретиков яко плевы из пшеницы исторгали, иных муками, а иных расточением. А он патриарх к великому государю пишет с прещением и вере христианской изыскивание и исправление называет не его государевым делом; а вера христианская изначала стоит яко столп незыблема подпором и утверждением благочестивых царей христианских. А ныне, благодатью всемогущего Бога, никаких ересей и возмущения в христианской благочестивой вере нет, и ему изобличать некого. А в действенных духовных вещах исправляют соборно, кому от Бога поручена церковь.

И патриарх говорил: что де ныне митрополит о Вайи действовал, и он де и в письме своём к благочестивому государю писал; буде то действо учинено с повеления его великого государя, и он его великого государя прощает. И приказал к великому государю своё благословение.

На обороте столбца написано: К сей сказке Прокофий Елизаров руку приложил.


Источник: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева». СПб. 1897 г. 510 с.

Комментарии для сайта Cackle