Дело о патриархе Никоне

Источник

Содержание

№ 1. 1658 г., июль. Послание патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу с извинением, что после свидания с боярином князем Трубецким в Успенском соборе, он, патриарх, не дождавшись царского указа, удалился в Воскресенский монастырь № 2. 1659 г. Записка, за собственноручным подписанием патриарха Никона об исключительном праве его участвовать в избрании нового патриарха № 3. 1659 г., март. Послание патриарха Никона к царю с жалобой, что действо хождения на осляти в неделю Ваий совершил Крутицкий митрополит Питирим незаконно, и что отправлять сие действо имеет право один патриарх № 4. 1659 г., июль. Послание к царю патриарха Никона с жалобой на опечатывание в Московском подворье его писем и бумаг, на неприсылку ему с государева стола кушанья и питья по случаю рождения великой княжны Анны Михайловны и на воспрещение разным лицам приезжать в Воскресенский монастырь, с удостоверением, что московская патриаршая казна осталась после него в целости, и с просьбой не гневаться на него № 5. 168 года, февраля 15. Сказка Прокофия Елизарова, посыланного царём Апреля 1659 г. в Воскресенский монастырь к патриарху Никону с ответом на его жалобу об отправлении Крутицким митрополитом, в отсутствии его, патриарха, действа хождения на осляте в неделю Ваий, с изложением отзыва патриарха № 6. 1660 г., февраля 15. Сказка князя Алексея Никитича Трубецкого, посланного царём 10 июля 1658 г. в Успенский собор узнать о причинах оставления Никоном патриаршего престола № 7. 1660 г., февраля 15. Сказка князя Алексея Трубецкого и Лариона Лопухина, посыланных царём в Воскресенский монастырь к патриарху Никону 1658 г., Июля 12, с приглашением возвратиться на патриаршеский престол № 8. 1660 г., марта 6. Сказка стольника Матвея Пушкина о посылке его к патриарху Никону с испрашиванием от имени царя благословения на избрание нового патриарха и с изложением ответа Никона, в коем он сие право присваивает себе № 9. 1658–1660 г., февраль–март. Сказки лиц, присутствовавших 10 Июля 1658 г. в Успенском соборе на обедне, по окончании которой патриарх Никон отказался от патриаршего престола и в простом монашеском одеянии ушёл на Воскресенское подворье 1660 г., февраль. Сказка Крутицкого митрополита Питирима о том, что 10 июля 1658 г., по окончании в Успенском соборе обедни, патриарх Никон в речи, обращённой к народу, отказался от патриаршего престола и, несмотря на увещание князя Алексея Никитича Трубецкого, присланного к нему от царя, оставил церковь и в простом одеянии ушёл на Воскресенское подворье 1660 г. февраль. Сказка Тверского архиепископа Иоасафа о том, что 10 июля 1658 г., по окончании в Успенском соборе обедни, патриарх Никон, в речи, обращённой к народу, отказался от патриаршего престола, и, несмотря на увещания князя Алексея Никитича Трубецкого, присланного к нему от царя, оставил церковь и в простом одеянии ушёл на Воскресенское подворье 1660 г., февраля 13. Сказка архимандрита Спаса-Нового монастыря Иосифа о том, что 10 июля 1658 г., по окончании в Успенском соборе обедни, патриарх Никон, в речи, обращённой и народу, отказался от патриаршего престола 1660 г., февраля 14. Сказка Сербского митрополита Михаила о том, что 10 июля 1658 г., по окончании в Успенском соборе обедни, патриарх Никон, в речи, обращённой к народу, отказался от патриаршего престола, и, несмотря на увещания князя Алексея Никитича Трубецкого, присланного к нему от царя, оставил церковь и в простом одеянии ушёл на Воскресенское подворье 1660 г., февраля 14. Сказка архимандрита Спасо-Андроникова монастыря Дионисия 1660 г., февраля 11. Сказка игумена домового Новинского монастыря Боголепао том, что он не слыхал, отказывался ли патриарх Никон от патриаршего престола по окончании обедни в Успенском соборе, 10 июля 1658 г. 1660 г., февраля 14. Сказка игумена Знаменского монастыря Иосифа о том, что после обедни в Успенском соборе, 10 июля 1658 г., патриарх Никон, в речи, обращённой к народу, отказался от патриаршего престола 1660 г., февраля 14. Сказка протопопа Успенского собора Михаила о том, что по окончании обедни в соборе, 10 июля 1658 г., патриарх Никон, в речи, обращённой к властям и народу, отказался от патриаршего престола. О том же, какой был разговор между патриархом и присланным к нему от царя князем Трубецким, он не знает 1660 г., февраля 14. Сказки Златоустовского игумена Мисаила, Архангельского протопопа Кондрата, Сретенского протопопа Андрея и Успенского собора ключаря Иова о выходе патриарха Никона из того собора на Воскресенское подворье, по совершении литургии 10 Июля 1658 г. 1660 г., февраля 15. Сказка Спасского протопопа Силы о событии при выходе патриарха Никона из Успенского собора на Воскресенское подворье 1660 г., февраля 15 и 19. Сказки Спасского диакона Иакова и священника Порфирия о событии при выходе патриарха Никона из Успенского собора на Воскресенское подворье 1660 г., февраля 15. Сказка Успенского собора священника Феодора Терентьева о событии при выходе патриарха Никона из Успенского собора на Воскресенское подворье 1660 г., февраля 17. Дополнительные сказки и определение собора по ним Сербского митрополита Михаила и Тверского архиепископа Иоасафа и разных игуменов и священнослужителей, бывших при богослужении в Успенском соборе с патриархом Никоном 10 июля 1658 г., касательно произнесённой будто бы им на себя клятвы, как показывал Крутицкий митрополит Питирим, о невозвращении на патриаршеский престол, и что Никон ушёл в то время из Успенского собора, не сделав отпуска литургии № 10. 1660 г., февраля 19. Сказка архимандрита Богоявленского, что на Торгу, монастыря Киприана о том, что 10 Июля 1658 г., по окончании литургии в Успенском соборе, патриарх Никон, отказавшись от патриаршего престола, ушёл из собора № 11. 1660 г., февраля 20. Сказка патриаршего ризничего Иова о том, что патриарх Никон в речи к народу, 10 Июля 1658 г., говорил, что оставляет патриаршеский престол потому, что его прозвали иконоборцем за недопущение народа поклоняться латинским иконам, а теперь зовут еретиком за исправление церковных книг № 12. 1660 г., февраля 20. Сказка Успенского собора священника Василия Фёдорова о событии при выходе патриарха Никона из Успенского собора на Воскресенское подворье № 13. 1660 г., февраля 20 и 21. Сказки Успенского собора двух священников; пяти диаконов; пяти патриарших диаконов; пяти поддьяконов; семи певчих дьяков; причётника; певчого; поддьякона; двенадцати поддьячков; трёх поддьяконов; и других о событии при выходе патриарха Никона из Успенского собора на Воскресенское подворье № 14. 1660 г., февраля 21. Вторая сказка патриаршего ризничего Иова о том, что патриарх Никон, выходя в последний раз из Успенского собора, клятвы о невозвращении своём на патриаршеский престол не произносил № 15. 1660 г., февраля 22. Сказка патриаршего казначея Тихона о событии при выходе патриарха Никона из Успенского собора на Воскресенское подворье № 16. 1660 г., февраля 22. Сказка бывшего Чудовского архимандрита Иосифа о событии при выходе патриарха Никона из Успенского собора на Воскресенское подворье № 17. 1660 г., март. Сказка Новгородского Спасо-Хутынского монастыря архимандрита Тихона о происшествии в Успенском соборе 10 июля 1658 г., и о речи патриарха Никона, в которой он отрекался от патриаршего престола № 18. 1660 г., февраля 27. Соборное определение о проверке сказок, поданных разными лицами духовного звания, по поводу оставления Никоном патриаршего престола; о разрешении выписки из Номоканона и соборных правил об архиереях, самовольно оставляющих свои престолы. Из сего собор извлёк заключение: «что правила Св. Отец согласно все невозбранно повелевают на отрёкшегося своей епископии, или отшедшего без богословной вины вящше 6 месяцев, епископа вместо его иного поставлять» № 19. 1660 г., март. Выписки из сказок об оставлении Никоном патриаршего престола для доклада царю и собору, митрополита Питирима, митрополита Сербского Михаила, архиепископа Тверского Иоасафа, боярина князя А.И. Трубецкого и прочих лиц и передопроса некоторых из них № 20. 1660 г., март. Соборное определение (черновое) об учинении выписки из правил св. отец, по поводу оставления патриархом Никоном патриаршего престола № 21. 1660 г., после марта. Перевод с греческого письма о том, что не следует в России руководствоваться существующим в Восточной церкви обыкновением давать в управление лишившимся от гонения Турок престолов и патриарших низшие епархии, с правом присутствования на соборах № 22. 1860 г. Перевод с греческого письма к царю Алексею Михайловичу о праве греко-российской церкви, по низложению Никона, избрать нового патриарха, с тем, чтобы он вполне соблюдал православие, а жизнью своей был достоин сего сана, и о первенстве, пред ним четырёх восточных патриархов, с изъяснением причин, на коих основано сие первенство, и о том, что не подобает избрать нового патриарха по жребию, как то делалось прежде в России, и о разрешении царю из трёх избранных собором лиц утверждать достойнейшего № 23. 1660 г., мая 14. Перевод с греческой грамоты Хиосскаго архиепископа Кирилла царю Алексею Михайловичу о высокомерных поступках Никона и о данных ему царём жалованных и других грамотах, которые по церковным винам получателя лишились законной силы; с благословением на избрание нового патриарха № 24. 1660 г. Мнение, неизвестно кем поданное царю, с разрешением вопросов: № 25. 1660 г., мая 26. Сказка (собственноручная), поданная собору Епифанием Славинецким, с мнением его о невозможности лишить Никона архиерейства за самовольное оставление им своего престола № 26. 1660 г., июня 15. Сказка, поданная на собор старцем Епифанием Славинецким, в которой отрицается от данного им согласия на лишение Никона архиерейства, потому что он (Епифаний), рассмотрев подлинный греческий Номоканон, не нашёл в нём слов, составляющих якобы правило 16 первого и второго соборов: «Безумно бо есть епископства отрещися, держати же священства?» При чём Епифаний просит дать ему соборное деяние, для составления слова об избрании нового патриарха (сей акт, на обороте по склейкам, скреплён собственноручно старцем Епифанием). В конце перевод правила 16 первого и второго соборов и толкование на них № 27. 1660 г., августа 14. Деяние Московского собора, которым определено право царя с собором Российской церкви избрать и поставить нового патриарха, по причине самовольного оставления Никоном патриаршего престола № 28. 1661 г. Послание патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу о прощении и благословении боярина Бориса Ивановича Морозова, находящегося при смерти, с просьбой о пожаловании вотчины или денежного жалования Воскресенскому монастырю и с обещанием, в случае смерти боярина Морозова, погрести тело его в том монастыре № 29. 1664 г., декабря 7. Черновой отпуск царской грамоты Рязанскому архиепископу Илариону с вопросом: можно ли священно-схимонаха поставить архиереем? № 30. 1664 г., Декабрь–Январь 1665 г. Ответные грамоты на царскую грамоту о том, можно ли священно-схимонаха поставить архиереем: № 31. 1664 г., декабря 18. Докладная записка царю Алексею Михайловичу о приезде патриарха Никона в собор 18 Декабря 1664 г.; указ царя по этому случаю; переговоры с патриархом Никоном; письмо его к царю № 32. 1664 г., декабря 18. Сказание патриарха Никона о бывшем ему видении № 33. 1664 г., декабря 18. Письмо патриарха Никона к царю, с изложением причины его приезда в Москву № 34. 1664 г., декабря 18. Указы царя по поводу письма и сказания патриарха Никона о видении, а также по случаю взятия им посоха № 35. 1664 г., декабря 18. Сказка ростовского митрополита Ионы о приходе патриарха Никона в Успенский собор, в ночь на 18 декабря 1664 г., и ответ его, почему он принял от Никона благословение № 36. 1664 г., декабря 18. Сказки лиц, бывших в Успенском соборе в ночь на 18 Декабря 1664 г., по поводу внезапного прихода туда патриарха Никона, во исполнение царского указа, данного митрополиту Ионе и боярину князю Н.И. Одоевскому № 37. 1664 г., декабря 18. Статейный список о посылке Сарского митрополита Павла, окольничего Родиона Матвеева Стрешне № 38. 1664 г., декабря 18. Грамота царя митрополиту Сарскому Павлу и прочим лицам по делу о посохе Петра митрополита, взятом патриархом Никоном из Успенского собора № 39. 1664 г., декабря 19. Статейный список об исполнении митрополитом Павлом и прочими лицами царских указов по делу о посохе Петра митрополита, взятом патриархом Никоном из Успенского собора № 40. 1664 г., декабря 21–1665 г., июля 22. Суд над блюстителем патриаршего престола, Ростовским митрополитом Ионой (начало утрачено) № 41. Дело боярина Никиты Алексеевича Зюзина 1664 г., до 18 декабря 1664 г. декабрь. Расспросные речи Никиты Зюзина перед царём Алексеем Михайловичем 1664 г., декабря 19. Допрос и сказка поддьякона Никиты Никитина отвозившего письмо от боярина Н.А. Зюзина к патриарху Никону 1664 г., декабря 19. Допрос справщика Печатного двора старца Александра пред митрополитом Сарским и Подонским Павлом и Чудовским архимандритом Иоакимом, о письмах от боярина Никиты Зюзина к патриарху Никону, и сказка старца Александра, поданная митрополиту Павлу 1664 г., декабря 19. Сказка по допросу думного дворянина Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащокина о том, что он Никите Зюзину речей о возвращении милости царя к патриарху Никону не говаривал 1664 г., декабря 22. Допрос и сказка боярина Никиты Зюзина почему он призывал в Москву Никона патриарха, и о прежних его с ним сношениях 1664 г., декабря 23. Сказка по допросу думного дворянина Ордина-Нащокина дополнительная, о речах с Никитой Зюзиным 1665 г., февраля 3. Пыточные речи боярина Никиты Зюзина 1665 г., марта 13. Царский указ, сказанный Никите Зюзину о ссылке его в Казань на службу и об отписке поместий и вотчин его на государя 1665 г. Черновая память в приказ казанского дворца о ссылке в Казань на службу Никиты Зюзина 1665 г., Марта 13. Сказка Никиты Алексеевича Зюзина о дворе его 1665 г., Апреля 5. Черновая память в поместный приказ об отказе поместий и вотчин Никиты Зюзина на государя № 42. 1665 г., января 13. Статейный список о посылке от царя и собора в Воскресенский монастырь к патриарху Никону Чудова монастыря архимандрита Иоакима и думного дьяка Дементия Башмакова, по случаю неожиданного его приезда в Москву в ночь на 18 Декабря 1664 г. и челобитной патриарха Никона к царю, присланной из села Чернева с Сарским митрополитом Павлом и окольничим Родионом Стрешневым, в которой Никон предлагал условия, на каких допускает избрание нового патриарха № 43. 1665 г. Черновой список деяния собора российских архиереев о челобитной патриарха Никона царю, от 14 Января 1665 г., в коей патриарх Никон предлагает условия, на которых он согласен на избрание нового патриарха № 44. 1666, март, до 11. Список соборной грамоты (в двух редакциях) астраханскому архиепископу Иосифу о приёме едущих через Астрахань в Москву восточных патриархов Паисия и Макария № 45. 1666 г., февраль по май. Соборное определение и собственноручные записки митрополитов: а) Новгородского Питирима, б) Казанского Лаврентия, в) Ростовского Ионы, г) Сарского и Подонского Павла и д) бывшего Сербского Феодосия; е) архиепископов: Вологодского Симона, ж) Смоленского Филарета, з) Рязанского Илариона, и) Тверского Иоасафа, i) Псковского Арсения; к) епископа Вятского Александра; архимандритов: л) Троицкого Иоасафа, м) Новоспасского Иосифа, н) Юрьевского Феодосия, о) Казанского Преображенского Мисаила, п) Хутынского Иосифа, р) Соловецкого Варфоломея; игуменов: с) Знаменского Арсения, т) Угрешского Викентия, у) иеромонаха Арсения (Салтыкова) и Симонова монастыря ф) старца Серапиона, – о том, что они ожидаемых в Москву восточных патриархов, Паисия и Макария признают православными, равно греческие книги, по которым они совершают богослужения, как рассмотренные уже на местных соборах 1654 и 1656 г., признают также православными № 46. 1666 г., сентября 18. Соборное послание участвовавших в соборе 1666 г. к Александрийскому патриарху Паисию, едущему в Москву № 47. 1666 г., в конце октября. Сказка Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря архимандрита Павла, о встрече, не доезжая Арзамаса, на основании указа 23 Сентября 1666 г., восточных патриархов, едущих в Москву № 48. 1666 г., в конце октября. Сказка Владимиро-Рождественского монастыря архимандрита Филарета о встрече в подмосковном селе Рогоже восточных патриархов Паисия и Макария. Приветственное слово им, произнесённое архимандритом Филаретом от имени царя № 49. 1666 г., в конце октября. Проект приветственной речи восточным патриархам, едущим в Москву № 50. 1666 г., ноября 2. Речь Казанского митрополита Лаврентия восточным патриархам, произнесённая, по поручению собора, в Москве на Лобном месте, и сказка митрополита Лаврентия о встрече патриархов № 51. 1666 г., ноябрь. Проект приветственной речи восточным патриархам № 52. 1666 г. Выписка из византийской церковной истории, с исчислением: № 53. 1666 г. Выписка из правил вселенских соборов и из номоканона, по церковно-судному делу о патриархе Никоне № 54. 1666 г., октября 25. Черновой отпуск царской грамоты коломенскому воеводе Никите Кутузову, полученной им 27 Октября, о взятии под стражу боярского сына бывшего патриарха Никона Фёдора Арцыбашева, с женой и детьми № 55. 1666, октябрь (после 25). Две отписки коломенского воеводы Никиты Кутузова о получении царской грамоты о взятии под стражу боярского сына бывшего патриарха Никона, Фёдора Арцыбашева, с женой и детьми и об учинённом по ней исполнении № 56. 1666 г., декабря 27. Черновой отпуск царской грамоты коломенскому воеводе Кутузову о присылке в Москву боярского сына бывшего патриарха Никона, Фёдора Арцыбашева № 57. 1667 г., января 4. Отписка царю Никиты Кутузова, об отправке Фёдора Арцыбашева в Москву № 58. 1666 г., ноября 29. Отписка вселенским патриархам и собору Псковского архиепископа Арсения и других лиц, посланных за патриархом Никоном в Воскресенский монастырь, для призвания его на собор 1666 г. № 59. 1666 г., ноября 30. Отписка к Сарскому и Подонскому митрополиту Павлу псковского архиепископа Арсения, о приготовлениях его и других посланных лиц к отъезду из Воскресенского монастыря с патриархом Никоном в Москву № 60. 1666 г., ноября 30. Известительная отписка собору псковского архиепископа Арсения на царский указ и соборное постановление 29 ноября 1666 г., о выезде патриарха Никона из Воскресенского монастыря 30 Ноября в 7-м часу дня, и о прибытии в Москву в ночи на 1 декабря № 61. 1666 г., ноября 30. Отписка ездившего в Воскресенский монастырь Владимирско-Рождественского монастыря архимандрита Филарета, на основании царского указа и соборного постановления, и речь Филарета к патриарху Никону № 62. 1666 г., декабря (после 2). Отписка на царский указ и соборное постановление Новоспасского архимандрита Иосифа, посланного в третий раз в Воскресенский монастырь за патриархом Никоном № 63. Мнение неизвестного лица и выписки из правил Св. Апостол, Св. Отец и Св. Соборов, о епископе, самовольно оставившем свой епархию, написанное для соборного деяния, и заключение неизвестных лиц о виновности патриарха Никона № 64. Мнение неизвестно кем поданное царю и собору, о том, что Никон должен быть лишён патриаршества, но не лишён священства № 65. Краткая черновая записка, составленная для собора, о причинах, побудивших патриарха Никона оставить престол № 66. 1666 г., декабря 6. Царская грамота архимандриту Иверского монастыря Филофею и наместнику Паисию о вызове их в Москву № 67. 1666 г., декабря 9. Черновой список грамоты Сарского и Подонского митрополита Павла Рождественского монастыря архимандриту Филарету и дьяку Аврааму Кощееву с вопросом, кого именно старцев и слуг Воскресенского, Иверского и Крестного монастырей бывший патриарх Никон бил, приказывал пытать и казнить городскими казнями № 68. 1666 г., декабря 11. Черновой отпуск царской грамоты Крестного монастыря архимандриту Феофану с братией о переписи и отдачи Крестного монастыря в непосредственное заведывание его с братией и проч. № 69. 1666 г., декабря 11. Список грамоты Сарского и Подонского митрополита Павла дьяку Аврааму Кощееву о вызове его в Москву № 70. 1666 г., декабря 12. Черновой отпуск соборного наказа Спаса Нового монастыря келарю Варлааму и подъячему Авдею Фёдорову, о переписи и отдаче Крестного монастыря в непосредственное заведывание архимандриту с братией; о собрании сведений, какие подати платили монастырские крестьяне и кто из старцев, слуг и крестьян, по приказу бывшего патриарха Никона, был бит, подвергнут пыткам и изувечен № 71. 1666 г., декабрь 12. Черновой отпуск царской грамоты в Крестный монастырь, об отсылке туда бывшего тамошнего архимандрита Сергия с тем, чтобы ему быть из того монастыря неисходным № 72. 1666 г., декабрь (после 12). Список послания восточных патриархов, Паисия и Макария, из Москвы, к Иерусалимскому патриарху Нектарию о соборном низложении патриарха Никона № 73. 1666 г., декабрь (после 12). Список послания восточных патриархов Паисия и Макария и всего освященного собора к вселенскому, т. е. к константинопольскому, патриарху с извещением о низложении патриарха Никона, и о том, что того патриарха в Москву ожидали, но за неприездом принуждены были и без него приступить к осуждению Никона № 74. 1666 г., декабря 13. Черновой отпуск соборного наказа нижегородского Печерского монастыря архимандриту Иосифу, о сопровождении бывшего патриарха Никона в Ферапонтов монастырь, об охранении его на пути от оскорблений и о надзоре, чтобы он не имел ни с кем письменных сношений и не заведовал тем монастырём № 75. 1666 г., декабря 14. Список царской грамоты архимандриту Иосифу, о сопровождении с монахом Никоном в Ферапонтов монастырь. Об охранении его на пути от оскорблений и о надзоре, чтобы он не имел ни с кем письменных сношений и не заведовал тем монастырём № 76. 1666 г., декабря (после 21). Отписка в Москву Ферапонтова монастыря игумена Афанасия с братией, с испрошением разрешения, какой пищей довольствовать монаха Никона, посланного туда в заточение № 77. 1666 г., декабря (после 21). Отписка вселенским патриархам и всему собору архимандрита Иосифа, о приезде его с монахом Никоном в Ферапонтов монастырь, об отобрании от него архиерейской мантии и посоха, и с испрошением разрешения, позволять ли пользоваться свободой находящимся при Никоне 7 человекам старцам и бельцам № 78. 1666 г., декабря 28. Сказка бывшего патриаршего поддиакона Ивана Васильева, о том, что во время проезда из Крестного монастыря с рыбным обозом, встретился он в селе Березовке, под Мологой, с бывшим патриархом Никоном, везомым в Ферапонтов монастырь, и что от Никона тогда же передано письмо находившемуся при том же обозе Николаю Олшевскому о присылке в Ферапонтов монастырь 10 бочек сёмги и сигов и о продаже остальной рыбы в Ярославле с тем, чтобы деньги переслать к нему же к Никону № 79. 1667 г., февраля 28. Черновой отпуск грамоты патриарха Иоасафа келарю Троицко-Сергиевского монастыря Леонтию (Зернову), казначею и прочим старцам, о посылке в Ферапонтов монастырь, на смену Нижегородскому архимандриту Иосифу, бывшего Новоспасского архимандрита Иосифа № 80. 1667 г., марта 3. Черновой отпуск грамоты патриарха Иоасафа в Ферапонтов монастырь Нижегородского Печерского монастыря архимандриту Иосифу, о том, что на смену ему посылается бывший Новоспасский архимандрит Иосиф № 81. 1667 г., марта 3. Черновой отпуск с наказной памяти бывшему Новоспасскому архимандриту Иосифу, сходный с наказом, данным Нижегородского Печерского монастыря архимандриту Иосифу, о посылке его на смену архимандрита Печерского монастыря Иосифа № 82. 1667 г., апрель (до 25). Выпись из греческого письма поданная патриархом Никоном святейшим восточным патриархам, на крещёных жидов Михаила и Дамиана, в произнесённой будто бы ими хуле на св. евангелие, Божию Матерь и на всё христианство, со ссылкой на свидетелей № 83. 1667 г., апреля 25. Список с грамоты патриарха Иоасафа Воскресенского монастыря архимандриту Акакию, о высылке в Москву монахов Иеремии и Козмы и иеродиаконов Геронтия и Пафнутия № 84. 1667 г., апрель (после 25). Расспросные речи Иеремии, Козмы и других Воскресенского монастыря монахов, по сообщению бывшего патриарха Никона на крещёных жидов, Михаила и Дамиана, и соборный приговор, по коему извет Никона найден несправедливым и жиды Михаил и Дамиан оправданы № 85. 1667 г., май. Список настольной грамоты вселенских патриархов и всего освященного собора, данной избранному всероссийским патриархом, на место Никона, архимандриту Троицко-Сергиевой лавры Иоасафу № 86. 1667 г., декабрь (подана 23). Отписка келаря Спаса-Нового монастыря Варлаама (Палицына)и дьяка Авдея Фёдорова, по делу о посылке их в Крестный монастырь № 87. 1668 г., апреля 9. Список с определения вселенских патриархов и всего собора, о переводе бывшего патриарха Никона из Ферапонтова в другой дальний монастырь, о строжайшем за ним надзоре, о перемене пристава его, архимандрита Иосифа, и о проч. № 88. 1668 г., до июля. Роспись, как Макария, патриарха Антиохийского, провожали из Москвы № 89. 1668 г., июль. Черновой отпуск подорожной памяти Роману Владыкину, посланному до Казани к восточному патриарху Макарию с письмом от патриарха Иоасафа, с приложением текста речи, какую говорить при том Владыкину № 90. 1668 г., сентября 9. Грамота патриарха Макария к патриарху Иоасафу в которой благодарит его за жалованье и посылает благословение № 91. 1675 г., декабрь 16. Извлечение из отписки с прописанием челобитной бывшего патриарха Никона царю Алексею Михайловичу во время нахождения его в Ферапонтовом монастыре, с жалобой на недачу ему кормов из Кирилова монастыря № 92. 1676 г., января 28 (подана патриарху). а) Отписка патриарху Иоакиму Спасо-Прилуцкого монастыря архимандрита Исаии посыланного в Кирилов монастырь для розыска, по случаю сделанного царю бывшим патриархом Никоном доноса о недаче ему, по положению, съестных припасов, о братских речах, и о том, что всё писанное им в грамотах к царю в Кирилове монастыре известно и б) подлинные сказки кириловского архимандрита Никиты, строителя Исаии и старцев Корнилия и Иосифа № 93. 1676 г., мая 15. Черновая память окольничему Григорию Собакину и дьякам Афанасию Башмакову, Юрию Блудову и Семёну Домашневу, о даче подвод Чудова монастыря архимандриту Павлу с товарищами до Ферапонтова монастыря № 94. 1676 г., Мая 16. а) Список наказа патриарха Иоакима Чудова монастыря архимандриту Павлу об отправлении в Ферапонтов монастырь с думным дворянином И.А. Желябужским и дьяком С. Румянцовым, для объявления монаху Никону соборного определения по поводу произведённого розыска об образе жизни его в Ферапонтовом монастыре, о переводе его из оного в Белозерский Кириллов монастырь, об усилении над ним надзора и о разных распоряжениях по сему предмету; б) Разные отметки при составлении этого наказа № 95. 1676 г. мая 16. Список патриаршей грамоты Кирилова монастыря архимандриту Никите, строителю старцу Исаию с братией, с повелением о переводе из Феропонтова монастыря в Кириллов монаха Никона и о содержании его там № 96. 1676 г., мая 16. Список патриаршей грамоты Ферапонтова монастыря игумену Афанасию с братией, о переводе из того монастыря в Кирилов монаха Никона № 97. 1676 г., мая 16. Черновая память, о выдаче из казённого патриаршего приказа прогонных денег архимандриту Чудова монастыря Павлу № 98. 1676 г., мая 16. а) Память казначею патриаршего казённого приказа о выдаче прогонных денег Чудова монастыря архимандриту Павлу, посылаемому в Ферапонтов монастырь и б) приказ архимандриту Павлу об отправлении № 99. 1676 г., до 28 июня. Отписка патриарху Иоакиму Кирилова монастыря архимандрита Никиты с братией, о приёме в Кирилов монастырь бывшего патриарха Никона № 100. 1676 г., июня 7. Статейный список приезда архимандрита Чудова монастыря Павла в Ферапонтов монастырь, с ответами бывшего патриарха Никона на донос на него царю и собору (см. выше № 94), и о переводе его из Ферапонтова в Кирилов монастырь; а также сказки: а) попа Варлаама, б) диакона Мардария и в) старца Козьмы № 101. 1676 г., июня 7. Расписка игумена Ферапонтова монастыря Афанасия, данная архимандриту Чудова монастыря Павлу, в приёмке от него церковной утвари, пожалованной царём Алексеем Михайловичем монаху Никону во время пребывания его в Ферапонтове монастыре № 102. 1676 г., июня 8. Приёмная расписка, о переданных игумену Ферапонтова монастыря Афанасию от архимандрита Чудова монастыря Павла, находящихся в Ферапонтове монастыре огородов бывшего патриарха Никона с разными овощами, хозяйственных строений и рыбных снастей № 103. 1676 г., июня 8. Приёмная расписка принятых от архимандрита Чудова монастыря Павла в Ферапонтов монастырь игуменом Афанасием хлеба, съестных припасов, рыболовных снастей и проч., принадлежащих бывшему патриарху Никону № 104. 1676 г. июня (после 8). Роспись выданным из Ферапонтовой монастырской казны рухляди и хлебным запасам бывшему патриарху Никону, присылаемым для надзора за ним архимандритам и приставам Наумову и Шайсупову, стрелецким сотникам и стрельцам с 22 Декабря 1666 по 22 Января 1673 года № 105. 1676 г., июня 9. Расписка в приёме от архимандрита Чудова монастыря Павла в монастырскую казну Кириллова монастыря разного имущества монаха Никона № 106. 1676 г., июня 9. Расписка имуществу, выданному в Кириллове монастыре монаху Никону для его употребления № 107. 1676 г., после 8 июня. Роспись келейному строению, Матвеевским кельям, отведённым в Кирилове монастыре бывшему патриарху Никону № 108. 1676 г., после 8 июня. Роспись Кириллова монастыря старцам и служкам, повару и приспешнику, которым велено быть в услужении при бывшем патриархе Никоне № 109. 1676 г., июнь (после 8). Челобитная патриарху Иоакиму Ферапонтова монастыря игумена Афанасия с братией, с исчислением утрат, понесённых тем монастырём от содержания как бывшего патриарха Никона, так приставов и стрельцов, при нём находившихся, и от постройки ему келий и амбаров, с испрошением дозволения оставшийся от него в житницах и на корне хлеб и огородные овощи обратить в монастырскую собственность № 110. 1676 г., август (вскоре после 8). Челобитная патриарху Иоакиму Ферапонтова монастыря строителя Исаии о разрешении обратить в монастырскую собственность оставшиеся после бывшего патриарха Никона хлебные припасы № 111. 1676 г., августа 25. а) Доклад патриарху Иоакиму, с резолюцией его: принадлежащие бывшему патриарху Никону хлеб и овощи, по собрании с полей, обратить в собственность Ферапонтова монастыря, исключая описанного и запечатанного в амбарах хлеба, с тем, чтобы посылать Никону потребное количество из тех овощей и довольствовать его рыбой из тамошних прудов; б) Грамота патриарха Иоакима, разрешающая обратить часть вышеозначенного имущества в пользу Ферапонтова монастыря № 112. 1076 г., октябрь. а) Челобитная патриарху Иоакиму Ферапонтова монастыря игумена Афанасия, о дозволении обратить в собственность Ферапонтова монастыря церковную утварь, пожалованную для Богоявленской церкви оного монастыря царём Алексеем Михайловичем бывшему патриарху Никону, равно запечатанный в амбарах хлеб и кельи, ему принадлежавшие, в вознаграждение за убытки, понесённые монастырём от долговременного пребывания его там, и б) роспись церковной монастырской утвари № 113. 1676 г., до 8 октября. Отписка патриарху Иоакиму Ферапонтова монастыря игумена Афанасия с братией, о сборе с полей, принадлежащих бывшему патриарху Никону, хлеба и овощей и об отсылке к нему последних, с испрашиванием разрешения об употреблении в пользу монастыря находящегося в житницах за печатью хлеба, а также келий, принадлежавших Никону № 114 а) Краткая опись грамотам, указам, приёмной расписки казначея Кириллова монастыря, расписки игумена Ферапонтова монастыря и отписки Никона б) Опись делам о патриархе Никоне в) Опись о вотчинах (1658–1659 гг.) В 161 году В 162 году В 163 году В 164 году В 165 году В 166 году № 115. 1655 г., августа 10. Грамота патриарха Никона Антиохийскому патриарху Макарию, известительная, о покорении царём Алексеем Михайловичем города Вильны и о победах над поляками № 116. 1656 г., мая 10. Список с известительной грамоты патриарха Никона Сильвестру Коссову, архиепископу и митрополиту Киевскому, Галицкому и проч., о походе царя Алексея Михайловича на Польшу, с просьбой молиться о здравии и долгоденствии царя и о победе его над врагами № 117. 1657 г., декабря 1. Грамота (в списке) патриарха Никона Валахскому воеводе Стефану, утешительная, по поводу убиения турками Константинопольского патриарха и нескольких греческих архиепископов и епископов, а также о данном дозволении Газскому митрополиту Паисию приехать в Россию, с просьбой оказать ему вспоможение со стороны воеводы Стефана и сообщить известие о вселенских патриархах № 118. 1657 г., декабря 1. Грамота (в списке) патриарха Никона воеводе и владетелю Мутьянскому Константину, с просьбой об оказании содействия Газскому митрополиту Паисию, при проезде его в Россию № 119. 1657 г., декабря 1. Грамота (в списке) патриарха Никона архиепископу Молдавскому и митрополиту Сочавскому, Гедеону, с просьбой оказать содействие Газскому митрополиту Паисию, при проезде его в Россию, и о присылке к нему, Никону, к неделе Ваий катыря № 120. 1657 г., декабря 1. Грамота (в списке) патриарха Никона архиепископу и митрополиту Угро-Валахскому Стефану, о данном дозволении Газскому митрополиту Паисию приехать в Россию, с просьбой оказать ему в этом своё содействие № 121. 1657 г., декабря 1. Грамота (в списке) патриарха Никона Газскому митрополиту Паисию о дозволении ему приехать в Россию, с уведомлением, что об оказании ему покровительства посланы грамоты к Стефану воеводе и владетелю Молдавскому Константину, воеводе и владетелю Мутьянскому, Гедеону, митрополиту Сочавскому, и Стефану, митрополиту Мутьянскому № 122. 1657 г. Грамота (в списке) патриарха Никона к воеводе и владетелю Молдавскому Стефану, в ответ на письмо его, присланное с Ильёй Юрьевым. На просьбу о присыле царского посланника воевода Стефан извещается, что в России нет обыкновения без особенной нужды отправлять послов; затем сообщается ему о предстоящем мире России со Швецией, о происках польского короля и о том, что царь Алексей Михайлович обещает ему, Стефану, свою помощь, когда русские войска войдут в Польские владения № 123. 1666 г., декабрь 12. Деяние Московского собора о низложении патриарха Никона  

 

Судное дело о патриархе Никоне, послужившее материалом для настоящего тома, напечатано в том виде, в каком оно хранится ныне в Московской Синодальной, бывшей Патриаршей, библиотеке. Подлинник его состоит из 12-ти столбцов различных размеров и одной тетради.

Это судное дело, первоначально хранившееся в Приказе Тайных Дел, неоднократно описывалось и приводилось в порядок.

По указу царя Алексея Михайловича, от 5 октября 1660 года, дела об отречении Никона от патриаршего престола были переданы в Посольский Приказ думному дьяку Алмазу Иванову, по описи, подлинник которой хранится в Московском Главном архиве Министерства Иностранных Дел1. В настоящем томе подобная же опись, составленная под наблюдением дьяка Алмаза Иванова и им скреплённая, напечатана под № 114. 5 октября 1666 года часть переданных в Посольский Приказ дел была доставлена на собор в Патриаршую Крестовую Палату2.

В марте 1697 года составлена была опись столбцам Патриаршего Разряда, в которой, между прочим, сказано: «Те записанные дела подлинные, и списки и вчерне писанные, были в розни, а ныне в столпы снесены для скорого приискания и ведения, и описаны по столпам, которыя были прилучаи и действа со 161 года по 187 год о святейшем Никоне патриархе и об иных архиереях». Всех столбцов было 22, но собственно к делу патриарха Никона относились только первые 5 столбцов; кроме того, в 14-м столбце заключалось «изложенiе вселенских патрiархов Паисiя и Макарiя о поставлении, на мѣсто Никона патрiарха, архимандрита Троицко-Сергiева монастыря Iоасафа» (в настоящем издании см. № 85). В 16-м столбце были помещены извет греческого дьякона Агафангела на Газского митрополита Паисия и сыски против сего извета. Опись эта напечатана в V-м томе Актов Исторических (№ 263), под наблюдением члена Археографической Комиссии М.А. Коркунова, со скорописной и чёткой тетрадки подлинника, принадлежавшей П.М. Строеву.

В 1710 году, 24 февраля, царь Пётр Великий повелел графу Никите Моисеевичу Зотову разобрать и переписать в Ближней канцелярии Дела Тайного Приказа, хранившиеся в Печатном приказе, и отправить их в Ближнюю походную канцелярию. В ноябре 1713 года Зотов исполнил возложенное на него поручение, но, тем не менее, дела Тайного Приказа, между которыми находилась часть судного дела о патриархе Никоне, были оставлены в Ближней канцелярии царской, в Москве, „впредь до указа“; но когда именно последовал указ об отправлении Дел Тайного Приказа в Петербург – из дел не видно. Известно только, что в 1715 году, 13 декабря, граф Зотов докладывал царю Петру I в С.-Петербурге о произведённом разборе Дел Тайного Приказа. В 1835 году, эти дела, между которыми находилась часть дела о патриархе Никоне, поступили в Государственный архив из Сенатского архива, который вместе с Государственным архивом старых дел помещался в подвалах 12 коллегий, и по случаю бывшего в 1824 году наводнения очень пострадал. Образованная, под председательством сенатора Маврина, особая комиссия, для разбора дел Сенатского архива, которых было около миллиона, окончила свои занятия только в 1835 году, при чём оказалось, что некоторые дела настолько пострадали от сырости, что невозможно было разобрать их содержания, и они не могли, поэтому быть помещены в новый Государственный архив.

Составленная, по приказанию Зотова, опись делам тайного приказа напечатана В.И. Ламанским во II томе Записок Отделения русской и славянской археологии Императорского Русского Археологического Общества3. Там же4 помещён довольно подробный перечень дел, относящихся собственно к Никону. Значительная часть судного дела осталась на хранении в Московской патриаршей библиотеке.

В 1721 году, когда патриаршество Всероссийское заменено было учреждением Святейшего Синода, Патриаршая библиотека, вместе с ризницей, поступила в ве́дение Св. Синода, оставаясь однако в Москве. При сдаче в 1722 году хранившихся в патриаршем доме, за печатью графа Мусина-Пушкина, соборных уложений, оказалось, сверх записанных в прежних переписных книгах, печатных и письменных книг 114 номеров5. Кроме этих описей, разновременно составлялись описи и другими лицами; перечень лиц, составлявших эти описи, напечатан преосв. Саввой6 и архимандритом Владимиром7.

Документами, относящимися к судному делу о патриархе Никоне, пользовались уже с самого начала возникновения этого дела многие исследователи и учёные.

Первый воспользовался этими документами Газский митрополит Паисий Лигарид для своей истории о Московском соборе 1666–1667 года и о суде над патриархом Никоном, которая и была представлена им царю Алексею Михайловичу. Рукопись его труда в русском переводе хранится в Московском Главном архиве Министерства Иностранных Дел. Греческий же оригинал пожертвован в 1857 году в Синодальную библиотеку д.с.с. А.Н. Муравьёвым, который получил его от Александрийского патриарха Иерофея в 1852 г.8. В виду составления этого труда, Паисий Лигарид просил царя Алексея Михайловича разрешить ему свободный доступ к царским книгохранилищам для рассмотрения и чтения греческих и латинских сочинений9. Сказание о деяниях Московского собора в 1666 году было составлено Симеоном Полоцким и напечатано в извлечениях в Древней Российской Вивлиофике (т. VΙ, страница 282 и след.). Но описание деяний этого собора поручено было ему не в то время, когда происходил собор, а впоследствии, и Симеон Полоцкий окончил свой труд не прежде осени 1667 года. Это в строгом смысле, говорит митрополит Макарий10, не есть описание соборных деяний, как они происходили, а только сказание о них, составленное на основании подлинных документов. Сказание Симеона Полоцкого заслуживает вполне веры, но не отличается ни строгой точностью, ни полнотой. Митрополит Паисий и Симеон Полоцкий при составлении своих трудов пользовались взаимной помощью и иногда служили друг другу в качестве переводчиков, что можно видеть из сочинений Паисия Лигарида «О соборах на патриарха Никона», часть II, глава 6.

Новиков при издании Древней Российской Вивлиофики пользовался рукописями Синодальной библиотеки, как он сам указывает на это при изложении мнения Симеона Полоцкого и архимандрита Борисоглебского Полоцкого монастыря на соборе 10 мая 1660 года11; в нашем издании этот документ не помещён, так как в судном деле о патриархе Никоне его не оказалось. Пользовался ли Новиков подлинным судным делом, из издания его Вивлиофики не видно; при некоторых им напечатанных документах есть только указание, что они взяты из патриаршего или синодального книгохранилища, например, из № 120 «разноязычных книг». Известительная грамота 12 декабря 1666 года12 напечатана с копии, которая во многом не сходится с оригиналом, напечатанным в Собрании Государственных грамот и договоров, том ΙV, стр. 182 и следующая.

Митрополит Платон во II томе «Церковной Российской истории» (изд. 3, стр. 202), говорит, что и он имел случай пользоваться подлинным следствием по делу о низложении Никона. Впрочем, из рукописей Синодальной библиотеки он приводит в своей книге только один документ, именно соборное определение 12 декабря 1666 года, которое называет «некоторого рода манифестом» и притом замечает, что это же определение, помещённое в Древней Российской Вивлиофике (ч. III), «во многом разнится с напечатанным у него».

Учреждённой в 1811 году Комиссии печатания Государственных грамот и договоров в 1815 году разрешено было требовать рукописи из Синодальной библиотеки. Комиссия воспользовалась этим разрешением и из документов Синодальной библиотеки, касающихся патриарха Никона, между прочим, напечатала, с оригинала, известительную грамоту о его низложении 12 декабря 1666 года (том IV, стр. 182). В том же томе, на стр. 84 и следующей, напечатаны, с подлинников, ответы четырёх восточных патриархов на вопросы: о власти царской беспредельной, а патриаршей ограниченной (1663 года, май) и особое мнение Иерусалимского патриарха Нектария о том, что «всякий патриарх может быть судим и низложен от епископов и митрополитов» (1664 года, февраль).

Член Археографической Комиссии П.М. Строев неоднократно пользовался рукописями Московской Синодальной библиотеки, начиная с 1828 года. Результатом его трудов, между прочим, явилась опись документов Московской Синодальной библиотеки, при составлении которой он, вероятно, воспользовался описью столбцов Патриаршего Приказа, сделанной в марте 1697 года. Подлинник составленной Строевым описи хранится в Патриаршей библиотеке, при судном деле о патриархе Никоне, а копии с неё, одна – в Московской духовной академии при списке помянутого судного дела, а другая – в Археографической Комиссии. Этой описью пользовались и мы при своём издании.

По поводу занятий П.М. Строева в примечаниях к письмам митрополита Филарета к А.Н. Муравьеву13, говорится следующее: «Известный археолог Строев, будучи коротко знаком с ризничим Синодальной библиотеки в Москве, сколько мне известно, получил от него сундук в полное его распоряжение, со свитками старых дел, которые тот почитал ненужными. Но между свитками Строев нашёл всё драгоценное подлинное дело о суде Никона патриарха, в столбцах, за подписью всех патриархов и архиереев, бывших на суде. Он отделил эти свитки и просил хранить их бережно в Синодальной ризнице. Но и в Петербурге не скоро они были приведены в должный порядок, – продолжает А.Н. Муравьев, – другим учёным археологом Бередниковым, по указаниям коего впоследствии я (Муравьев) переписал всё дело в 2-х экземплярах, подлинник же положен в особый ящик, который теперь хранится в Синодальной ризнице».

Что касается утверждения Муравьева, что столбцы не скоро были приведены в порядок Бередниковым, то в делах Археографической Комиссии нет указания, насколько это утверждение справедливо, но существует, как мы уже указали, опись судного дела, составленная Строевым и пересмотренная Бередниковым. Этой же описью и копией с дела пользовался, между прочим, и митрополит Макарий при издании XII тома «Истории Русской церкви», при чём он сверил её с подлинным делом патриарха Никона и с теми копиями сего дела, которые вошли в настоящий том и которые были сделаны и переданы редактором сего тома митрополиту Макарию14. Теми же копиями пользовался и Вильям Пальмер при издании своего сочинения: «Патриарх и царь» (Лондон, 1871–1876).

В 1835 году разрешено было пользоваться рукописями Синодальной библиотеки состоявшему тогда за обер-прокурорским столом Святейшего Синода А.Н. Муравьёву. Эти рукописи служили ему для издания «Жития Святых и для «Краткой Истории Русской церкви». Кроме того Муравьёв имел намерение написать историю патриарха Никона, для которой располагал достаточным собранным им материалом. По его просьбе обер-прокурором Св. Синода Нечаевым было выписано из Москвы судное Дело патриарха Никона15. Первый столбец или свиток этого дела он доставил переписанным митрополиту Московскому Филарету. Отзывы митрополита Филарета относительно важности различных документов этого дела напечатаны в его Письмах к А.Н. Муравьёву (№№ 15–17, 27).

Археографическая Комиссия, с 1837 года пользовавшаяся при своих изданиях рукописями Московской Синодальной (б. Патриаршей) библиотеки, в 1853 году напечатала, в Дополнениях к актам историческим (т. V, стр. 439 и след.), Деяния Московского собора 1666 года, об исправлении церковного благочиния и о делах, касающихся раскола, переписанные Н.В. Калачовым (прим. 48 к № 102). Рукопись, в которой заключаются эти деяния, входит в состав сборника непереплетённых тетрадей, под №№ 1–6. Часть документов, изданных Археографического Комиссией, напечатана у Н.И. Субботина, в его «Материалах для истории раскола»; например, изветы разных лиц о признании православными восточных патриархов и греческих книг, по которым они совершают богослужение, (см. Матер. для истории раскола т. II, стр. 49 и след).

В настоящем издании Комиссии под № 123 напечатаны 14 и 15 деяния Московского собора 1666–1667 года, заимствованные из «Секретного дела Святейшего Правительствующего Синода, № 3». Это Дело вероятно входит в состав того же сборника непереплетённых тетрадей Московской Синодальной библиотеки, который Н.В. Калачовым не были напечатаны.

В 1848 г. получил разрешение пользоваться рукописями Синодальной библиотеки, для составления «Истории Русской церкви», ректор Московской духовной академии, впоследствии архиепископ Черниговский, Филарет (см. Савва, стр. 38–39). На сколько он воспользовался этим разрешением, – сказать трудно, так как в его «Истории Русской церкви» нет указаний на подлинные акты судного дела о Патриархе Никоне, а при изложении этого дела он пользовался уже напечатанными в разных изданиях документами.

В 1856 году профессор С.М. Соловьёв был допущен к рассмотрению и пользованию делами и рукописями Синодальной библиотеки для своего обширного труда «История России» (см. Савва, изд. 3, стр. 39). Впрочем, при изложении дел, относящихся к одному из самых видных деятелей боярину Никите Зюзину16, не видно, чтобы и Соловьёв пользовался бумагами и делами Синодальной библиотеки. Сравнивая его изложение дела о Зюзине с напечатанным у нас розыскным делом Зюзина, находим неполноту и разницу в приводимых Соловьёвым документах, и кроме того не видно ссылок на документы Синодальной библиотеки. Точно также встречается разница в приводимых у Соловьёва и у нас документах, относящихся к розыску об образе жизни патриарха Никона в Ферапонтовом монастыре: в настоящем издании, на стр. 150, напечатано показание князя Самойла Шайсупова, данное им, вероятно, со слов патриаршего келейника, старца Ионы, и фраза «перед великим государем и святейшим патриархом князь Самойло Шайсупов сказал»... была в подлиннике полнее, именно, после слов «и святейшим патриархом» было прибавлено слово «по извету», которое затем зачёркнуто17. Между тем у Соловьёва, при изложении того же розыска18, Шайсупов совсем не упоминается и всё показание об образе жизни патриарха Никона в Ферапонтовом монастыре приписывается Ионе. На странице VI, тома XIII „Ист. России“ в прим. 190, Соловьёв приводит всё это показание Ионы, но с пропуском целой фразы и некоторых повторяющихся слов и с изменениями в слоге.

Архимандрит Аполлос в сочинении своём «Начертание жития и деяний Никона»19 не указывает источников для своего труда, но можно думать, что, кроме верных копий, он имел возможность пользоваться и подлинными документами. Например, статейный список архимандрита Иоакима и думного дьяка Дементия Башмакова, напечатанный у нас под № 42 и приводимый Н.И. Субботиным в его исследовании «Деле патриарха Никона» (стр. 204–243) со значительными пропусками, у архимандрита Аполлоса напечатан лишь с самой незначительной разницей сравнительно с оригиналом20.

В 1862 году пользовался рукописями Московской Синодальной библиотеки, профессор Московской духовной академии Н.И. Субботин в своём исследовании по поводу XI тома «Истории России» С.М. Соловьёва, а также при издании «Братского Слова», в котором напечатаны деяния большого Московского собора 1666–1667 годов. Деяния эти изданы были, по соборному определению, при Служебнике, куда, однако вошли не все определения собора. Братство святого Петра митрополита в Москве издало в 1881 году полное, насколько было возможно, собрание актов этого собора, под заглавием «Деяния Московских соборов 1666–1667 гг.».

Напечатанные в настоящем издании Археографической Комиссии документы из судного Дела о патриархе Никоне далеко не исчерпывают собой всего делопроизводства, возникшего по поводу оставления Никоном патриаршего престола. В настоящем издании напечатана только та часть судного дела, которая сохранилась в Московской Синодальной библиотеке. Для более же полного выяснения как личности самого Никона, так и обстоятельств, послуживших поводом к его обвинению и низложению, можно указать на издание В.И. Ламанского21 и на исследование Н.А. Гиббенета, напечатанные на основании документов, хранящихся в Государственном архиве в С.-Петербурге. Впрочем, и после этих изданий в Государственном архиве остаётся не обнародованной некоторая часть документов о патриархе Никоне.

Дело боярина Н.А. Зюзина (№ 41) в настоящем издании впервые появляется в том составе, в каком оно дошло до нас, в производстве думного дьяка Алмаза Иванова. Дело это собственно принадлежит к производству Тайного Приказа царя Алексея Михайловича, а в Патриаршем Разряде оно, вероятно, осталось случайно. Всё дело Зюзина скреплено по склейкам подписью дьяка Алмаза Иванова. До́лжно однако сказать, что хотя с собственноручного письма Зюзина, чрезвычайно трудно читаемого, которое было представлено для доклада царю и читано на соборе, – списана с некоторыми отступлениями от оригинала, что̀ можно видеть при сличении помещённых под № 41 под лит. а) оригинала и б) копии, списанной в Приказе.

Послание патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу, в июле 1659 года, давно уже появившееся в печати, в настоящем издании напечатано с оригинала. При этом обнаружились недосмотры, допущенные в прежнем издании этого документа; например, у Н.И. Субботина при издании письма к царю от патриарха Никона, в котором говорится о патриаршей казне, оказавшейся при оставлении Никоном престола, цифровой знак ҂ï принят за союз и, вследствие чего получается разница против действительного остатка патриаршей казны в 10.000 рублей, что по тогдашнему времени представляло значительную сумму.

Статейный список архимандрита Иоакима и думного дьяка Дементия Башмакова (см. № 42), в котором, на основании письма патриарха Никона, изложены условия оставления им навсегда патриаршего престола, а равно и предположительные статьи соборного определения по этому поводу (№ 43), хотя уже и были напечатаны профессором Субботиным в его исследовании «Дело патриарха Никона» (Москва 1862, стр. 204–243), но со значительными пропусками. В сочинении архимандрита Аполлоса «Начертание жития и деяний Никона» (стр. 62–75) этот документ также напечатан. При сличении его с настоящим изданием возможно предполагать, что в данном случае архимандрит Аполлос пользовался оригиналом, так как разница в чтении оказывается самая незначительная.

Митрополит Макарий в «Истории Русской церкви» (том XII, стр. 513 и следующие) высказывает своё мнение о соборе 1665 года, на котором обсуждалось известное письмо из дела патриарха Никона. Ответы патриарха Никите Стрешневу и Паисию Газскому, а равно мнение патриарха об Уложении царя Алексея Михайловича, напечатанные В.И. Ламанским22, в наше издание не вошли, так как не сохранились в рукописях Синодальной библиотеки. Статейный список о посылке от царя и собора к патриарху Никону архимандрита Иоакима и дьяка Башмакова, напечатанный у нас под № 42, помещён и у В.И. Ламанского, под названием «Записка патриарха Никона, напечатанная из тетради, писанной уставом Никона патриарха». Затем, на стр. 530–581 того же издания, помещено подробное изложение дела по челобитным, поданным царю на патриарха Никона от И.К. Сытина и Р.Ф. Боборыкина. В напечатанном же у нас статейном списке на стр. 220 упоминаются имена этих лиц, но самого дела в рукописях Син. биб. не оказалось. В издании Вл. Ив. Ламанского23 помещены отрывки из двух росписей: одна – от 11 января 1670 года разному имуществу, оказавшемуся после патриарха Никона в Воскресенском монастыре, и другая – от 8 мая 1674 года – разным драгоценным каменьям, оставшимся в том же Воскресенском монастыре. У нас и эти росписи также не помещены.

В сочинении Н.А. Гиббенета: «Историческое исследование дела патриарха Никона», составленном на основании документов, хранящихся в Государственном архиве в С.-Петербурге, заключается немало данных, могущих служить дополнением, как к изданию В.И. Ламанского, так и к настоящему изданию судного дела патриарха Никона24.

Вопрос об издании судного дела о патриархе Никоне неоднократно обсуждался в заседаниях Археографической Комиссии. В заседании 30 января 1882 года редактор настоящего издания заявил, что делопроизводитель Государственного архива Министерства Иностранных Дел Н.А. Гиббенет изъявил готовность содействовать Комиссии по изданию бумаг, относящихся до патриарха Никона, при чём просил Комиссию войти в сношение с Управляющим Министерством Иностранных Дел Н.К. Гирсом о разрешении г. Гиббенету, передать в Комиссию снятые им копии с документов о патриархе Никоне, хранящихся в Государственном архиве. Председатель Археографической Комиссии В.П. Титов, на основании определения Комиссии, в письме своём на имя статс-секретаря Гирса, от 12 февраля 1882 года, указал на желаемое содействие Министерства Иностранных Дел к обнародованию памятников, относящихся к личности и деятельности знаменитого в отечественной истории святителя. Таким образом, предполагалось издание документов судного дела о патриархе Никоне, хранящегося в Московской Синодальной библиотеке, вместе с документами о Никоне, хранящимися в Государственном архиве в С.-Петербурге. Но впоследствии, по изменившимся обстоятельствам, не зависевшим, однако от Археографической Комиссии, г. Гиббенет приступил к самостоятельному изданию собранных им документов, которые и составили два тома книги: «Историческое исследование дел патриарха Никона».

В заседании Комиссии 19 февраля 1883 года определено было судное дело о патриархе Никоне, находящееся в Московской Синодальной библиотеке, издать отдельно в том составе, в каком оно хранится в означенной библиотеке.

Труд этот в настоящее время исполнен, и том издан под наблюдением члена Комиссии Г.Ф. Штендмана, при участии, до 20 листа, покойного ныне члена же Комиссии А.И. Тимофеева.

* * *

1

Архив, между духовных Российских дел.

2

Архив, в том же отделе.

3

Записки отделения русской и славянской археологии, т. II, стр. 1 и след.

4

Стр. 8 и след.

5

Опись патриаршей ризницы 1722 г. и рукопись Архива Московской Оружейной Палаты № 124.

6

Указатель для обозрения Московской патриаршей ризницы и библиотеки.

7

Систематическое описание рукописей Московской Синодальной библиотеки (Москва, 1894).

8

См. преосвященного Саввы «Указатель для обозрения Московской патриаршей библиотеки» стр. 119; архимандрита Владимира «Систематическое описание рукописей Московской синодальной библиотеки», часть I, № 409, п. «История Русской церкви» митр. Макария, т. XII стр. 365.

9

Собрание Государственных грамот и договоров, IV, 121.

10

История Русской церкви, том XII, стр. 643, 668.

11

Древняя Росс. Вивлиофика, т. III, стр. 374 и 429.

12

Там же, т. VI, стр. 282.

13

Письма митрополита Московского Филарета к А.Н. М. Киев. 1869 г. № 253; кроме того см. №№ 4, 14–17, 27.

14

История Русской церкви, Макарий, т. XII, стр. 313.

15

См. Воспоминания А.Н. Муравьёва в «Русск. Обозрении», 1896 г., февраль, стр. 510 и 511.

16

История России, т. XI, изд. 1870 г., стр. 303 и след.

17

В копии судного дела, хранящейся в библиотеке Московской духовной академии, это зачёркнутое слово не упомянуто, во всём же остальном она сходна с настоящим изданием (смотри копию страницы 324 и следующие).

18

Соловьёв, т. XIII, издание 1863 г., стр. 244–246.

19

Издания 1845 и 1859 годов.

20

Аполлос. Начертание жития и деяний Никона, стр. 62–75.

21

В.И. Ламанский, во II томе Записок Отделения русской и славянской археологии Императорского Русского Археологического Общества, в 1861 году напечатал часть документов о патриархе из обширного делопроизводства Тайного Приказа царя Алексея Михайловича.

22

Записки Отд. русской и славянской археологии, т. II, стр. 423–498.

23

Там же, стр. 611–613.

24

В записке, приложенной к протоколу Комиссии, от 30 января 1882 года, Гиббенет указывает на недосмотры в изданиях этого дела В.И. Ламанским и на некоторые неточности при изложении сего дела в XI томе «Истории России» Соловьёва.


Источник: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева». СПб. 1897 г. 510 с.

Комментарии для сайта Cackle