Источник

№ 84. 1667 г., апрель (после 25). Расспросные речи Иеремии, Козмы и других Воскресенского монастыря монахов, по сообщению бывшего патриарха Никона на крещёных жидов, Михаила и Дамиана, и соборный приговор, по коему извет Никона найден несправедливым и жиды Михаил и Дамиан оправданы

В лето 7175, Декабря в день. Всесвятейшим вселенским патриархом Паисию, папе и патриарху Александрийскому и судии вселенскому, Макарию, патриарху Антиохийскому и всего Востока, монах Никон, бывший патриарх, подал письмо; а в письме его написано: евреи Михаил и Домиан, приняв крещение, православные христианской веры греческого закона не держат. Вычеркнуто: порицают и святую православную веру обругают и на истинную нашу православную веру и на святое евангелие и на Пресвятую Богородицу. А Домиан на святое евангелие плевал и хульные слова износил и свидетелей в письме своём на то написал; и так как Дамиан левит еврей глагола хульные речи на святое евангелие и на Пречистую Богородицу, – и на те хульные речи он, монах Никон, приводит свидетелей. И нынешнего же 175 года, Апреля в 27 день, святейшие вселенские патриархи и святейший Иоасаф, патриарх московский и всея Русии, преосвященные митрополиты и архиепископы, и епископы повелели тех Михаила и Дамиана пред собой представить и вопросить их с великим истязанием. И Михайло и Дамиан пред святейшими патриархами, пред митрополитами, архиепископами и епископами исповедали о себе, что они де, по крещению в православную христианскую веру, держат крепко и право и никогда же жидовствовали, и Дамиан и дерзать на святое евангелие и Пречистую Богородицу хульных слов никаких никогда не износил, (вычеркнуто: и не оплевал), и которые свидетели в письме Никона монаха на них Михаила и Дамиана написаны, на те же сослались. И из тех свидетелей пред святейшими патриархами и пред всем собором, по святой непорочной Христовой евангельской заповеди, допрашиваны. Иеромонах Дорофей, Дамианов отец духовный, сказал, что он за сыном своим духовным Дамианом жидовства не ведает, и по исповеди его держит православную христианскую веру право; а хульные слова на святое евангелие и на Пресвятую Богородицу Дамхан износил ли и оплевывал ли, того он не ведает. Монах Козма, Никона монаха, бывшего патриарха, келейник, сказал: шёл де он с ними Михайлом и Дамианом некоторое время монастырём; и они де Михайло и Дамиан между собой говорили речь неведомо о чём; и он де Козма им выговорил: я де грамоте не знаю, только де знаю Христа Бога нашего. И они де выговорили: Бог наш больше Христа. А иных де никаких слов от них не слыхал и про жидовство не ведаю. Иеромонах Навтан сказал, что он про жидовство Михайла и Дамиана не ведает, и слов от них хульных никаких сам не слыхал. Иеродиакон Герондий сказал: было де у монаха Никона Михайлу евреину приказано в Воскресенском монастыре у церковного каменного дела; и он де Никону монаху сказывал на него, будто он ленится работать; и за то де его Никон монах, бывший патриарх, велел смирять – бить; и он, сидя за столом, Дамиану говорил; какие вы православные христиане? по делу де про вас говорят, что жидовствуете; Михайло де меня оболгал Никону монаху. И про то де, что они Михайло и Дамиан православную христианскую веру нетвёрдо держат, слышал в переговорах; а от кого именно, про то не ведает.

Монах Филагрий сказал: в некоторое де время, минуло тому года с два или больше, случилось ему быть и обедать у иеромонаха Дорофея, Новодевичьего монастыря у духовника; а в то де время случились у него и иные люди. И речь де была такая, что где на Москве жиды собираются, и с ними которые жиды же и крестились в православную христианскую веру, на молитву и делают шабас. А приезжает де больше и из Воскресенского монастыря и те держат к ним же; а кто де именем ту речь говорил – того де он не упомнит. А больше де того он за ними Михайлом и Дамианом ничего не ведает.

И святейшие патриархи и преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы, по божественному завещанию Спасителя нашего Христа Бога, глаголющему: при устах двоих или троих свидетелей всяк глагол да станет, по свидетельству рассудили, что монах Никон, бывший патриарх, изнёс на них, Михайла и Дамиана, неправедно, и того ради их Михайла и Дамиана разрешили и велели свободных учинить.


Источник: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева». СПб. 1897 г. 510 с.

Комментарии для сайта Cackle